Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:39, дипломная работа
.Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы взаимодействия исполнительной власти с президентом, сравнение институтов исполнительной власти между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций исполнительной власти, основы построения органов исполнительной власти, изучение их правового статуса. Основной задачей моей работы является изучение проблемных вопросов, возникающих в процессе практической деятельности органов исполнительной деятельности органов исполнительной власти из-за недоработок законодательства, влияние на процесс деятельности этих органов множества причин, имеющих дестабилизирующий характер - как экономических так и социальных, моральных, а также других факторов.
Президента, иначе Президент их может отменить (ст. 115)
1 Некоторые из федеральных органов исполнительной власти прямо ему
подведомственны как лицу,
осуществляющему руководство
Председателю Совета Безопасности (Министерство обороны, МВД, МИД и т.д.)2
Словом, можно сказать, что
в соответствии с новой
обладает реальными рычагами активного влияния на структуру, кадровый состав и
функционирование
Чеботарев считает, что хотя в России Президент не является главой
исполнительной власти, но
о самостоятельности и
власти можно говорить лишь по отношению к законодательной и судебной власти.
"Президентская же власть,
поглощая частично функции
власти, стоит над этой властью, подчиняя и контролируя ее. Можно ли в этих
условиях говорить о реальном разделении президентской и исполнительной властей?
Нам представляется, что нет. В известном смысле исполнительная власть -это
обособленная и специфическая форма власти президентской "3
Я думаю, что в его словах слишком много истины для того, чтобы их можно
было не замечать. Однако такое слияние, по-моему, возможно лишь на современном
этапе, когда многие министры являются марионетками в руках Президента или
финансовых групп бизнесменов, поддерживающих Президента (Чубайс - Потанин).
Система органов
исполнительной власти по
подсистемы: федеральные органы (верхнюю ступень в которых занимает
Правительство, далее идут федеральные министерства и иные федеральные органы
исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, главные
управления и агентства, государственные службы и др.)) и органы субъектов
Федерации.1
В новой
Конституции, в отличие от
определение Правительства. Согласно Федеральному конституционному закону "О
Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является
коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в
России.2 При изучении законодательства
выявляются тенденции обособления Правительства от центральных органов
исполнительной власти. Так, в Указе Президента Российской Федерации "О
структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительству поручается:
"установить функции и полномочия преобразованных и вновь созданных федеральных
органов исполнительной власти, а также уточнить положения о действующих
органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в
установленных сферах ведения в условиях углубления экономических реформ,
перехода к рыночным методам уравнения".1
Согласно федеральному конституционному закону "О Правительстве РФ" оно
наделено широкими полномочиями:
1. Общие полномочия:
• организация
реализации внутренней и
• обеспечивает
единство системы
направляет и контролирует деятельность ее органов;
• формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
• реализует
предоставленное ему право
2. Полномочия в сфере экономики:
• антимонопольная политика;
• прогнозирует социально - экономическое, инвестиционное развитие;
• руководит
таможенным делом и
государственную политику в сфере международного экономического, финансового
сотрудничества.
3. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
• представляет
Государственной Думе отчет об
исполнении федерального
• налоговая политика;
• осуществляет валютное регулирование, рынка ценных бумаг и
управление государственным внутренним и внешним долгом.
4. Полномочия в социальной сфере.
5. Полномочия в сфере науки, культуры, образования.
6. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
7. Полномочия
в сфере обеспечения
граждан, борьбы с преступностью (например, осуществляет меры по обеспечению
деятельности органов судебной власти).
8. Полномочия
по обеспечению обороны и
безопасности РФ (например, осуществляет необходимые меры по обеспечению
обороны государственной безопасности РФ и руководит гражданской обороной).
1
А также
Правительство РФ имеет
международных отношений и иные полномочия, к которым относятся: создание
федеральных территориальных органов федеральными органами с разрешения
Правительства РФ.1
.
Особый интерес в настоящее время вызывает вопрос о взаимодействии
Правительства и Администрации Президента. Прежде всего, следует отметить, что
впервые норма об этой структуре поднята на конституционный уровень.
Конституция именует ее Администрацией, что с учетом общепринятой юридической
терминологии понимается как структура, осуществляющая государственное
управление, то есть исполнительная власть. Правда, Конституция не раскрывает
задачи, функции и полномочия Администрации Президента, а лишь фиксируется, что
Президент формирует ее (ст. 83).2 Тем не менее Администрация реально обладает
широкими возможностями влияния на органы исполнительной власти. Отсюда следует,
что существует опасность дублирования функций между Администрацией Президента,
с одной стороны, и Правительством и подчиненные ему органами, с другой. Более
того, нередко высказываются опасения, что в сфере исполнительной власти
сформировались как бы два ее центра - Администрация Президента и
Правительство. Надо понимать разность этих структур: Администрация Президента
по Конституции не является органом исполнительной власти, ее деятельность
должна быть целиком направлена
на обеспечение деятельности
реализации им своих конституционных прерогатив, потому пределы деятельности
Администрации должны быть очерчены исходя из тех задач, функций и полномочий,
которыми наделен Президент. Администрация Президента не должна командовать
Правительством, министерствами и ведомствами, ведь именно на Правительство
Конституция возложила реализацию исполнительной власти на федеральном уровне,
и оно призвана выполнять эту роль инициативно и самостоятельно.
Хочу сказать
немного слов о таком
законодательная инициатива. В соответствии с пунктом 3 ст.104. Конституции
законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении их от уплаты, о
выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые
за счет бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения
Правительства.1 Таким образом, оно
получает уникальную возможность в какой-то степени корректировать
законотворческую деятельность
субъектов законодательной
влиять на весь ход законодательной работы.
Хочу отметить
несколько организационных
1. Для решения
оперативных вопросов
предложению Председателя Правительства РФ может образовать Президиум
Правительства, Правительство вправе отменить любое решение Президиума
Правительства;
2. Отставка
Правительства происходит
Президента, она может быть принята или отклонена. Отставка Правительства
возможна и в случаях
выражения Государственной
либо отказа в доверии Правительству, так же Правительство может подать в
отставку самостоятельно;
3. В случае
отставки или сложения
продолжает действовать до формирования нового Правительства.
1
Об федеральных органах исполнительной власти достаточно четко сказано в
Указах Президента "О системе федеральных органов исполнительной власти" и "О
структуре федеральных органов исполнительной власти". Как я уже выше писала, в
систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства
Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти
(государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства и
федеральные надзоры).
Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в
установленной сфере деятельности,
а также координирующую
сфере иных федеральных органов исполнительной власти,
Государственный комитет РФ - федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам,
отнесенным к его ведению,
а также функциональное
сфере деятельности.
Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы
исполнительной власти, это самостоятельный орган данной системы. Он имеет
центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной
компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в
его ведение.
По своему
назначению министерство - орган
отраслевого управления.
ряд этих органов является по сути межотраслевым и распространяет свои
полномочия на все другие органы, объекты управления по определенной сфере
функционального характера (например, Министерство труда и социального
развития).
Государственные комитеты РФ предназначены для выполнения межведомственных
или надведомственных полномочий. Его решения, принимаемые коллегиально,
распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу,
непосредственно связанную с профилем государственного комитета.
В систему
федеральных органов
органы, как федеральные службы; надзоры и агентства. Они образуются Президентом
РФ и находятся в его ведении. Как правило, службы и надзоры формируют свои
системы органов, действующих и в субъектах РФ.
Важную роль
в системе органов
структуры федеральных органов, которые являются составными звеньями
централизированного управления в отдельных его отраслях (Федеральная налоговая
служба и другие подобные ей федеральные органы). Здесь частично реализуются
полномочия совместной компетенции при назначении руководителей территориальных
органов, а также при принятии решений, касающихся интересов субъектов РФ.
Межведомственные, правительственные комиссии - это еще одна организационная
форма реализации исполнительной власти.
Комиссия - наиболее
подвижная часть структуры
восполняет недостаток координационных функций основных структур исполнительной
власти (например - Комиссия при Президенте РФ по взаимодействию федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации при проведении конституционно - правовой реформы в
субъектах РФ1) Большинство из них имеет
координационное значение.
Вопросы разнообразия такой формы, как комиссии, еще потребуют специального
внимания, особенно в плане определения их прав принимать решения нормативного
характера. Я считаю, что
более продуктивная форма
функций в государственном управлении - усиление координационной роли
министерств и государственных комитетов
Не менее
сложная система органов
субъектах РФ. При этом необходимо учитывать вопрос о взаимоотношении
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Федерации. Правительство
Российской Федерации в
полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов
исполнительных органов исполнительной власти, может вносить предложения
Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти
субъектов федерации в случае их противоречия законам РФ или если они нарушают
права и свободы человека и гражданина.1
Конституция
предусматривает установление
решения Президентом разногласий между органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов РФ, предусмотрев при этом порядок
судебного разрешения спора в случае не достижения согласованного решения.
Органы исполнительной власти
субъектов Федерации в