Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:39, дипломная работа
.Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы взаимодействия исполнительной власти с президентом, сравнение институтов исполнительной власти между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций исполнительной власти, основы построения органов исполнительной власти, изучение их правового статуса. Основной задачей моей работы является изучение проблемных вопросов, возникающих в процессе практической деятельности органов исполнительной деятельности органов исполнительной власти из-за недоработок законодательства, влияние на процесс деятельности этих органов множества причин, имеющих дестабилизирующий характер - как экономических так и социальных, моральных, а также других факторов.
могут обращаться в Конституционный суд.
Сложность
системы органов
устанавливается субъектами самостоятельно, но в соответствии с основами
конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и
исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным
законом 1 . Следовательно, субъекты РФ
оказываются достаточно свободными в процессе образования и установления
правового статуса органов исполнительной власти.
Общие принципы
организации органов
содержатся в Указе Президента РФ "О мерах по укреплению единой системы
исполнительной власти в РФ" от 3 октября 1994 года3 Положение о главе
администрации края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного округа РФ, утвержденное тем же указом, рассматриваются такие
вопросы как взаимодействие
главы администрации и
администрации и федеральных органов, его полномочия и основные гарантии
деятельности. Интересно, что назначение на должность и освобождение от нее
глав администраций, решение
вопроса о выборах главы
прерогативой Президента1. Вопрос о
конституционности такой позиции требует дальнейшего уточнения.
Специального внимания и должной правовой квалификации требует институт
представителей Президента РФ в субъектах Федерации. Их функции и полномочия не
могут выходить за рамки надзора, анализа, координации в процессе реализации
законодательства РФ, а не только актов, которые принимает Президент. Эти
должностные лица, необходимость в которых порой вызывает сомнения, не могут
быть уполномочены принимать какие-либо решения или высказывать суждения от
имени Президента.
Изучение практики реализации норм Конституции РФ и федерального
законодательства в
органов государственной власти субъектов РФ показывает, что пока еще
отсутствует единое общероссийское правовое пространство. Так, прокуратурами
республик, краев, областей, автономных округов за последние два года
опротестовано более 1400 не соответствующих федеральному законодательству
законов и постановлений, изданных представительными и исполнительными органами
власти субъектов РФ. Министерством Юстиции России с июля 1995 года
подвергнуто экспертизе более 44 тысяч нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, из которых треть признана не соответствующей федеральному
законодательству.1
Контроль за действиями (правовыми) губернаторов проводит и Президент РФ.
Так, 18 декабря 1997 года вышел Указ Президента РФ "О постановлении губернатора
Курской области от 13 июня 1997 года №725 "Об упорядочении финансово -
хозяйственных отношений на территории Курской области."1, в котором
приостанавливается решение Руцкого открыть Курский губернский банк.
Я считаю, что, чтобы преодолеть сложившуюся практику, необходимо в
специальном федеральном законе предусмотреть, что в случае коллизии между
договором между Российской Федерацией с ее субъектом, федеральным законом и
правовым актом, принятым областной Государственной Думой, федеральным законом
и постановлением губернатора закрепить в императивной форме верховного
федерального закона.
Формально
требования к разработке
государственных комитетах
и иных федеральных органах
сказать, что имеется достаточная правовая основа организации и деятельности
этих органов, ибо до сих пор отсутствуют законы о порядке передачи полномочий
по вертикали системы государственной власти, нет специального закона
федеральных органах исполнительной власти.
Решение проблем
совершенствования правового
на всех уровнях системы этой ветви государственной власти требует комплексного
подхода: согласование сфер, предметов ведения, полномочий, ответственности и
всех прочих компонентов
правового статуса органов
всех уровнях системы. В процессе определения правового статуса органов
исполнительной власти определяется компетенция и иные правовые характеристики
этих структур с учетом состояния управляющих отраслей или сфер, должно
осуществляться согласование правового статуса всех федеральных органов с
учетом следующих принципов организации государственного управления:
а) установление назначения органа и его места в системе;
б) цели его
образования, его задач и
в) установление полномочий по осуществлению определенных функций в системе
отрасли или сферы органа ведения;
г) наделение
органа соответствующими
систему ответственности за нарушение законности в его деятельности;
д.) установление
порядка формирования
решений.
В этой связи
также необходимо ускорение
организации органов исполнительной власти на всех уровнях. Требования
комплексности законности в процессе определения и согласования правового
статуса всех органов системы исполнительной власти России должны
неукоснительно соблюдаться.
Система мер
по совершенствованию
исполнительной власти в РФ должна предусматривать разработку и применения
единой методики по подготовке актов, определяющих правовой статус органов
исполнительной власти на всех уровнях данной подсистемы государственной власти.
Необходимо обратить внимание на то, что отсутствует регламентация
деятельности и
руководители федеральных органов исполнительной власти. Неустойчивость системы
исполнительной власти подтверждается достаточно частым изменением структуры
федеральных органов, входящих в подсистему Правительства и включающих в систему
непосредственного подчинения Президенту.
Что же касается
ответственности, то за
ответственности органов исполнительной власти, должностных лиц и служащих
государственного аппарата в целом как бы исчезает из поля зрения законодателя и
высших органов исполнительной власти Применения мер ответственности в порядке
служебного подчинения носит спорадический характер и реализуется под
"настроение". При отсутствии
отчетности органов
легитимности, систематичности, обязательности даже перемены в составе
Правительства приобретают момент случайности или партийного нажима.
В целях
упорядочения системы
государственного управления, и в первую очередь органов, должностных лиц,
включая и высших лиц, которые реализуют функции политике -административного
характера необходим федеральный закон об ответственности органов и должностных
лиц в системе исполнительной власти в РФ. В теоретическом плане важно обратить
внимание на введение ответственности не только по принципу вины в деятельности
субъектов исполнительной власти (доказанность коррумпированности, взяток и
т.д.), но и за результат этой деятельности и за последствия действий,
нарушающих состояние государственной и общественной безопасности.
1
Следует отметить,
что в настоящее время
система органов государственного контроля и надзора за деятельностью
исполнительных органов власти всех уровней, но эффективность данного
инструмента крайне низка.
Среди федеральных
органов контроля за
власти следует отметить Счетную палату, Прокуратуру, выполняющую в числе других
и функции общего надзора, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд,
Верховный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др.
Я считаю, что необходимо поставить вопрос о координации многочисленных
форм контроля и о придании им действенной и результативной формы.
Особо следует отметить отсутствие критериев построения органов
исполнительной власти и отсутствия типологии органов, что выражается в частых
перестройках на федеральном уровне. Необходимо установить характер и пределы
государственного управления в экономической, социальной и иных сфера, учитывая
временные и постоянные факторы, влияющие на объем управления.
Глава 4.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С
ВЛАСТЯМИ. СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ.
Как известно,
Президент РФ и все органы
исполнительной власти до
Конституции 1993 года активно использовали в политической борьбе лозунг "Даешь
разделение властей!" Каким же оказалось его конституционное оформление?
Уже сам
порядок перечисления
фиксирует приоритет Президента. Президент РФ в соответствии с Конституцией
1993 года обладает рядом полномочий, реализация которых предопределяет
положение главы государства "над" системой разделения властей и концентрирует в
его руках почти весь комплекс "сдержек и противовесов" по отношению к
законодательной, исполнительной и судебной власти, в классических вариантах
разделения властей система "сдержек и противовесов" находится как бы внутри,
между структурами, осуществляющими основные функции государственной власти.
Если проанализировать
конституционный статус
систему разделения властей, то в российском варианте можно условно выделить
четыре группы отношений "сдержек и противовесов":
1. Межфункциональные отношения;
2. Отношения с законодательной властью, в которых Президент
наделен императивными полномочиями;
3. Отношения
исполнительной власти с
соответствии с принципом единоначалия;
4. Характер отношений с судебной властью РФ Президентом
обусловлен правом главы государства определить кадровый состав органов
правосудия РФ1
Рассмотрим механизм "сдержек и противовесов" по отношению к исполнительной
власти. Президент:
• принимает
решения об отставке
отставке Президента Правительства, вне зависимости от подачи им
соответствующего заявления;
• представляет
Государственной Думе
Председателя Правительства РФ;
• отменяет постановления и распоряжения Правительства в случае
их противоречия Конституции, федеральному закону, Указа Президента РФ;
• назначает
и освобождает высшее
• определяет структуру Правительства.
Кроме того необходимо учитывать, что так называемые силовые министры
Правительства РФ напрямую подчинены Президенту. В итоге
Президент
РФ в соответствии с
комплексом полномочий по руководству и контролю за деятельностью
Правительства, осуществляемым единолично. Следовательно можно ли реально
говорить о системе "сдержек и противовесов" по отношению к исполнительной
власти, не лучше ли ее назвать системой "сдержек" Правительства Президентом?
Что же касается
вопроса взаимодействия
Собранием, то процедурного решения требуют проблемы, связанные с дачей
согласия парламента на назначение Председателя Правительства, выражением
недоверия Правительству, а также с обсуждением вопроса о доверии
Правительству. Нет должной
согласованности в
отсутствие общего плана
законопроектных работ и
направлений приводит к тому, что принимаются разрозненные законы, которые, не
будучи подкрепленными уже подготовленными актами Правительства и
соответствующим финансированием, оказываются недейственными или требуют
изменений сразу после их принятия.1 Не
преодолена также конфронтация двух ветвей власти по вопросам парламентского
контроля за расходованием средств федерального бюджета аккумуляции этих средств
доходной его части.
Специального
внимания требует вопрос
власти и местного самоуправления.
Активные процессы
передачи полномочий и
сферы государственной власти в сферу местного самоуправления подтверждает