Правовой нигилизм и проблема его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: выполнить теоретико-правовой анализ правового нигилизма и проблемы его преодоления.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере правовых отношений между государством и гражданами этого государства.
Предмет исследования: проблема преодоления правового нигилизма.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие правового нигилизма.
2. Охарактеризовать формы проявления правового нигилизма.
3. Изучить структуру правового нигилизма.
4. Выявить источники и причины правового нигилизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Общая характеристика правового нигилизма………………….......5
Глава2. Формы проявления правового нигилизма……………………….....9
Глава 3. Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..55
Список использованных источников и литературы………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!!ДИПЛОМ.docx

— 102.65 Кб (Скачать файл)

4. Причиной ошибок может  служить и просто незнание  права. Нередко оно усугубляется  отсутствием стремления к изучению (не говоря уже об анализе)  положений закона, безразличным  отношением к своей работе.

Следует отметить, что для  правоприменителя одинаковую значимость имеет знание как материального, так и процессуального права, поскольку они тесно связаны  друг с другом, так как процесс  есть только форма жизни закона, проявление его внутренней жизни.

Так, неоднократные замеры уровня правовых знаний свидетельствуют  о том, что в среднем у 30 - 35% сотрудников органов внутренних дел знания не отвечают полностью  или частично предъявляемым требованиям.17

В чем причины такого положения?

Во-первых, в силу ряда факторов уровень подготовки юристов в  образовательных учреждениях системы  МВД не соответствует потребностям общества. Такое «квазиюридическое  образование» дискредитирует профессию  юриста. Во-вторых, обращает на себя внимание отсутствие контроля за уровнем правовых знаний сотрудников: он не учитывается  при аттестации, повышении в специальном  звании и должности. В этом отношении, полагаем, следует взять на вооружение опыт профессиональной подготовки офицеров полиции зарубежных стран, где основным критерием в продвижении по служебной  лестнице выступают специальные, в  том числе правовые, знания, уровень  которых подтверждается в процессе объективного экзамена. Но при этом важно не забывать и отечественный  опыт. Так, еще в екатерининском Уставе благочиния 1782 г. чиновникам предписывалось «читать и перечитывать указания и учреждения, и, по крайней мере, им на то употреблять один досужий  час в сутки, дабы от часу учинились  известнее и памяти их возобновлялось положенное на них».

На наш взгляд, наличие  соответствующих правовых знаний, позволяющих  сотрудникам органов внутренних дел эффективно осуществлять профессиональную деятельность, в том числе и  предварительное следствие, необходимо возвести в ранг юридической обязанности, невыполнение которой должно влечь  неблагоприятные последствия (понижение  в звании или должности, увольнение и т.п.). Это обусловливается тем, что если для гражданина закон - веление  государства, то для юриста - еще  и профессиональный инструмент, основа его правомочий в служебной деятельности, непременное условие нормального  выполнения функций, взаимодействия с  другими людьми.

Правовой нигилизм - явление  с обратной связью. Своим пренебрежительным  отношением к праву, с одной стороны, формирует состояние правового  нигилизма, его уровень. С другой стороны, атмосфера, пронизанная неуважением  к праву, неверием в него, оказывает  в определенной степени влияние на принятие незаконных решений, т.е. является фактором, формирующим негативные стороны правосознания.

Современный российский юридический  нигилизм - это серьёзная, запущенная болезнь. Преодоление данного недуга - сложная задача, способствующая построению правового государства.

Надо заметить, что пути искоренения этого зла тесно  связаны с его причинами. Нужно  выделить три основные группы мер  по преодолению причин правового  нигилизма.

Первую группу образуют политические меры. Они непосредственно связаны  с устранением факторов, препятствующих построению правового государства. Это политическая сфера, предлагающая, соответственно, государственно-правовые пути борьбы с нигилизмом. Это:

- эффективная целенаправленная  правовая политика государства;

- упрочение законности  и правопорядка, государственной  дисциплины;

- уважение и всемерная  защита прав личности;

-совершенствование законодательства, повышение качества правотворчества;

- устранение коллизий  между общефедеральными и региональными  нормативными актами;

- создание и консолидация  общего правового пространства;

- профилактика правонарушений  и прежде всего преступлений;

- борьба с криминалом  во всех его проявлениях, с  коррупцией и т.д.

Вторую группу составляют социально-экономические меры, в  круг которых, по нашему мнению, входят:

- повышение уровня жизни  россиян, снижение бедности, безработицы;

- обеспечение прожиточного  минимума;

- стимулирование, в том  числе материальное, отдельных категорий  граждан;

- сокращение разрыва между  самыми богатыми и самыми бедными  слоями населения, установление  хотя бы относительной социальной  справедливости и т.д.

Наконец, третью группу образуют меры культурного, духовного, морального плана, которые должны включать в  себя следующие составляющие:

- повышение уровня юридической  культуру органов власти и  населения, их правового, нравственного  и юридического сознания;

- последовательное правовое  воспитание и просвещение;

- введение повсеместного  правового всеобуча;

- активная правовая пропаганда;

- подготовка высококвалифицированных  кадров юристов;

- скорейшее завершение  судебно-правовой реформы.

Необходимо учитывать, что  пути преодоления правового нигилизма  не должны быть единичными мероприятиями, локализующими то или иное конкретное проявление этого зла. Как отмечает В. И. Гойман, преодоление правового  нигилизма - “это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных  условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических  мер. В концентрированном виде эти  меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновлённую  социально-правовую среду и утвердить  у людей веру в право” 18

Определяющий фактор в  системе правовых средств преодоления  правового нигилизма - эффективная  правовая политика государства. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение  в обществе идеи приоритета закона. Однако от осознания идеи до её воплощения - дистанция огромных размеров. И  любые политико-юридические просчёты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные  и недостаточно обоснованные решения  органов власти способны подтолкнуть  отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и политических проблем неправовыми средствами. В реальной жизни закон не всегда способен выполнять свои функции. С возникновением новых общественно-экономических отношений законодатель пытается урегулировать весь их спектр. Но жизнь настолько многогранна, что невозможно всё в ней предусмотреть, а тем более законодательно закрепить все её тонкости и нюансы.

Это позволило по новому взглянуть на роль суда в выработке  судебного прецедента как источника  права в российской правовой системе, в которой создаются новые  общественные отношения. Как отмечает П. А. Гук, “делать вид и не замечать существование данного источника  права было бы крайне неблагоразумно и пагубно для российской правовой системы, в рамках которой создаётся правовое государство”.19 “В конечном счёте все способы, средства, пути преодоления правового нигилизма связаны с выходом общества из состояния глубокого системного кризиса - социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от самой личности, её активности, наступательной позиции, способности противостоять силам зла”. 20

В плане рассматриваемой  проблемы особо важно подчеркнуть, что стратегия правового развития страны должна быть сориентирована прежде всего на личность, её права и  законные интересы, свободу и ответственность. Личностная направленность юридической  политики, несомненно, придаст авторитет  и прочность правовой системе, будет  способствовать восприятию её населением как социально-ценностного института  гражданского общества.

Следующим фактором является комплекс мер, направленный на совершенствование  правотворческой и правоприменительной  деятельности на всех уровнях и повышение  компетентности представительной и  исполнительной власти. Сюда могут  быть отнесены и мероприятия по повышению профессионального уровня субъектов правотворчества. Ибо огромное влияние на уровень правового нигилизма оказывает низкая юридическая информированность населения, недостаток правовых знаний.

Возникает острая необходимость  постоянного массового и индивидуального  юридического воспитания и образования. В советское время правовому  воспитанию и образованию, как части  идеологической работы, уделялось большое  внимание. Сейчас в стране полностью  разрушена система правового  воспитания и образования (не считая специализированные учебные заведения). Только в последнее время начали возрождаться в учебных программах в неюридических вузах, средне-специальных  учебных заведениях и школах правовые дисциплины. Характерно в этом отношении  высказывание в одном из интервью заместителя Генерального прокурора  РФ А.Г. Звягинцева о том, что воспитание уважения к закону должно стать государственной  программой.21

Для повышения уровня правосознания  и правовой культуры населения необходимо возродить массовый юридический  всеобуч, призванный повысить правовую компетентность граждан и должностных  лиц, сформировать новый тип правового  мышления личности как необходимое  условие её жизнедеятельности в  реалиях правового государства.

В настоящее время работодатель не заинтересован в юридической  грамотности своих работников, поскольку  это может вызвать для него определённые “неудобства” (дополнительное финансирование; при нарушении прав работников большая вероятность  понести ответственность, т.к. он будет  знать, как защищать свои интересы).

Раньше, в советское время, на предприятиях в императивном порядке  вводился правовой всеобуч. Надо заметить, что его главной целью была идеология, стремление показать весь спектр прав гражданина страны Советов, которые, впрочем, на практике не всегда реализовывались. Но эта идеология приносила свои плоды. Существовали общественные университеты правовых знаний.

Учитывая сказанное, инициаторами всеобуча должны стать органы власти, которые призваны разрабатывать  соответствующие программы по правовому  обучению с определением источников финансирования. В этих программах активное участие должны принимать  члены представительных органов  работников на предприятии (профсоюзов). Представляется возможным организовать на уровне федераций профсоюзов субъектов  РФ лекторские группы, куда могут входить  как преподаватели юридических  вузов, так и практикующие юристы.

Повышение квалификации специалистов и дополнительное обучение на предприятиях может происходить на соответствующих  курсах, программа которых предусматривает  лишь получение необходимых знаний. Развитие общественных отношений объективно требует дополнения указанной программы  общеправовыми знаниями.

Также для формирования более  высокого уровня правовой культуры, возможно, следовало бы в качестве одного из видов альтернативной гражданской  службы рассматривать правовую помощь молодых юристов. А учитывая низкое массовое правосознание, возможно в  законодательном порядке юристам  предоставить выбор между военной  и альтернативной гражданской службой.

И, может быть, при реализации этих мер в комплексе друг с  другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для всех болезни  под названием “правовой нигилизм”.

В рамках совершенствования  юридических знаний, умений и навыков  можно было бы возобновить вечера вопросов и ответов, диспуты по юридической  тематике. Позитивно повлияло бы на преодоление правового нигилизма  деятельность СМИ, проведение специальных  научно-практических конференций, семинаров, съездов с участием учёных. Эта  практика весьма успешно воплощалась в середине 80-х годов в ряде регионов РСФСР.

Но удельный вес именно такой работы, в том числе по месту жительства граждан, в процессе становления Российской Федерации  как самостоятельного государства  значительно сократился и ведётся  лишь в связи с периодически проводимыми  избирательными или конституционно значимыми мероприятиями. 22

А между тем деятельность в этом направлении позволила  бы значительно снизить проявления правового нигилизма, ибо в её рамках непосредственно формируется  законопослушание и законоуважение, необходимое для снижения юридического отрицания.

Следующим фактором в системе  правовых способов преодоления правового  нигилизма является усовершенствование механизма реализации правовых норм, особенно связанных с защитой  прав человека. Ведь право - ничто, если его положения не находят своего воплощения в деятельности людей  и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от процесса его реализации в жизни общества, если оно не стоит на страже интересов человека.

Как известно, нормы Конституции  РФ имеют прямое действие. Следовательно, и предусмотренные ими права  и свободы должны воплощаться  непосредственно, что разрушит ошибочную  традицию рассматривать конституционные  нормы как чисто декларативные, реализующиеся лишь при наличии  какого-то иного нормативного акта, например распоряжения Правительства, инструкции и т.д.

Вместе с тем закрепление  правомерности поведения, непосредственно  определяемого конституционными правами  и свободами, вовсе не означает, что  законы и акты, издаваемые с целью  их обеспечения, не нужны. В ряде случаев  прямо предусматривается их издание. На всех уровнях власти должна проводиться деятельность по приведению нормативных актов в соответствие с Конституцией и законами РФ.

Особенно очевидно низкое качество правового регулирования  на уровне муниципальных образований. Выход из сложившейся ситуации видится  в привлечении к подготовке нормативных  актов квалифицированных юристов (дача заключений по проектам решений, постановлений). Возможно также достижение соглашения (при отсутствии определённого  закона) с местными органами прокуратуры  по поводу написания заключений (экспертиз) на готовые к принятию проекты  нормативных актов.

Тем самым будет исключена  возможность принятия незаконных актов  органами местного самоуправления. А  экспертиза может стать не только условием улучшения качества законов, но и средством повышения эффективности  процесса реализации права.23 А незаконных актов, как показывает практика, издаётся немало.

Информация о работе Правовой нигилизм и проблема его преодоления