Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа
Цель дипломной работы: выполнить теоретико-правовой анализ правового нигилизма и проблемы его преодоления.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере правовых отношений между государством и гражданами этого государства.
Предмет исследования: проблема преодоления правового нигилизма.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие правового нигилизма.
2. Охарактеризовать формы проявления правового нигилизма.
3. Изучить структуру правового нигилизма.
4. Выявить источники и причины правового нигилизма.
Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Общая характеристика правового нигилизма………………….......5
Глава2. Формы проявления правового нигилизма……………………….....9
Глава 3. Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..55
Список использованных источников и литературы………………………….60
4. Причиной ошибок может
служить и просто незнание
права. Нередко оно
Следует отметить, что для правоприменителя одинаковую значимость имеет знание как материального, так и процессуального права, поскольку они тесно связаны друг с другом, так как процесс есть только форма жизни закона, проявление его внутренней жизни.
Так, неоднократные замеры уровня правовых знаний свидетельствуют о том, что в среднем у 30 - 35% сотрудников органов внутренних дел знания не отвечают полностью или частично предъявляемым требованиям.17
В чем причины такого положения?
Во-первых, в силу ряда факторов
уровень подготовки юристов в
образовательных учреждениях
На наш взгляд, наличие
соответствующих правовых знаний, позволяющих
сотрудникам органов внутренних
дел эффективно осуществлять профессиональную
деятельность, в том числе и
предварительное следствие, необходимо
возвести в ранг юридической обязанности,
невыполнение которой должно влечь
неблагоприятные последствия (понижение
в звании или должности, увольнение
и т.п.). Это обусловливается тем,
что если для гражданина закон - веление
государства, то для юриста - еще
и профессиональный инструмент, основа
его правомочий в служебной деятельности,
непременное условие
Правовой нигилизм - явление с обратной связью. Своим пренебрежительным отношением к праву, с одной стороны, формирует состояние правового нигилизма, его уровень. С другой стороны, атмосфера, пронизанная неуважением к праву, неверием в него, оказывает в определенной степени влияние на принятие незаконных решений, т.е. является фактором, формирующим негативные стороны правосознания.
Современный российский юридический нигилизм - это серьёзная, запущенная болезнь. Преодоление данного недуга - сложная задача, способствующая построению правового государства.
Надо заметить, что пути искоренения этого зла тесно связаны с его причинами. Нужно выделить три основные группы мер по преодолению причин правового нигилизма.
Первую группу образуют политические меры. Они непосредственно связаны с устранением факторов, препятствующих построению правового государства. Это политическая сфера, предлагающая, соответственно, государственно-правовые пути борьбы с нигилизмом. Это:
- эффективная целенаправленная правовая политика государства;
- упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
- уважение и всемерная защита прав личности;
-совершенствование законодательства, повышение качества правотворчества;
- устранение коллизий
между общефедеральными и
- создание и консолидация общего правового пространства;
- профилактика правонарушений и прежде всего преступлений;
- борьба с криминалом во всех его проявлениях, с коррупцией и т.д.
Вторую группу составляют социально-экономические меры, в круг которых, по нашему мнению, входят:
- повышение уровня жизни россиян, снижение бедности, безработицы;
- обеспечение прожиточного минимума;
- стимулирование, в том числе материальное, отдельных категорий граждан;
- сокращение разрыва между
самыми богатыми и самыми
Наконец, третью группу образуют меры культурного, духовного, морального плана, которые должны включать в себя следующие составляющие:
- повышение уровня юридической
культуру органов власти и
населения, их правового,
- последовательное правовое воспитание и просвещение;
- введение повсеместного правового всеобуча;
- активная правовая пропаганда;
- подготовка
- скорейшее завершение судебно-правовой реформы.
Необходимо учитывать, что
пути преодоления правового
Определяющий фактор в
системе правовых средств преодоления
правового нигилизма - эффективная
правовая политика государства. Принципиальное
значение в этой связи имеет утверждение
в обществе идеи приоритета закона.
Однако от осознания идеи до её воплощения
- дистанция огромных размеров. И
любые политико-юридические
Это позволило по новому
взглянуть на роль суда в выработке
судебного прецедента как источника
права в российской правовой системе,
в которой создаются новые
общественные отношения. Как отмечает
П. А. Гук, “делать вид и не замечать
существование данного
В плане рассматриваемой
проблемы особо важно подчеркнуть,
что стратегия правового
Следующим фактором является
комплекс мер, направленный на совершенствование
правотворческой и
Возникает острая необходимость
постоянного массового и
Для повышения уровня правосознания и правовой культуры населения необходимо возродить массовый юридический всеобуч, призванный повысить правовую компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие её жизнедеятельности в реалиях правового государства.
В настоящее время работодатель не заинтересован в юридической грамотности своих работников, поскольку это может вызвать для него определённые “неудобства” (дополнительное финансирование; при нарушении прав работников большая вероятность понести ответственность, т.к. он будет знать, как защищать свои интересы).
Раньше, в советское время, на предприятиях в императивном порядке вводился правовой всеобуч. Надо заметить, что его главной целью была идеология, стремление показать весь спектр прав гражданина страны Советов, которые, впрочем, на практике не всегда реализовывались. Но эта идеология приносила свои плоды. Существовали общественные университеты правовых знаний.
Учитывая сказанное, инициаторами всеобуча должны стать органы власти, которые призваны разрабатывать соответствующие программы по правовому обучению с определением источников финансирования. В этих программах активное участие должны принимать члены представительных органов работников на предприятии (профсоюзов). Представляется возможным организовать на уровне федераций профсоюзов субъектов РФ лекторские группы, куда могут входить как преподаватели юридических вузов, так и практикующие юристы.
Повышение квалификации специалистов
и дополнительное обучение на предприятиях
может происходить на соответствующих
курсах, программа которых
Также для формирования более
высокого уровня правовой культуры, возможно,
следовало бы в качестве одного из
видов альтернативной гражданской
службы рассматривать правовую помощь
молодых юристов. А учитывая низкое
массовое правосознание, возможно в
законодательном порядке
И, может быть, при реализации
этих мер в комплексе друг с
другом наше общество удастся освободить,
а потом и окончательно излечить
от губительной для всех болезни
под названием “правовой
В рамках совершенствования
юридических знаний, умений и навыков
можно было бы возобновить вечера
вопросов и ответов, диспуты по юридической
тематике. Позитивно повлияло бы на
преодоление правового
Но удельный вес именно такой работы, в том числе по месту жительства граждан, в процессе становления Российской Федерации как самостоятельного государства значительно сократился и ведётся лишь в связи с периодически проводимыми избирательными или конституционно значимыми мероприятиями. 22
А между тем деятельность в этом направлении позволила бы значительно снизить проявления правового нигилизма, ибо в её рамках непосредственно формируется законопослушание и законоуважение, необходимое для снижения юридического отрицания.
Следующим фактором в системе правовых способов преодоления правового нигилизма является усовершенствование механизма реализации правовых норм, особенно связанных с защитой прав человека. Ведь право - ничто, если его положения не находят своего воплощения в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от процесса его реализации в жизни общества, если оно не стоит на страже интересов человека.
Как известно, нормы Конституции РФ имеют прямое действие. Следовательно, и предусмотренные ими права и свободы должны воплощаться непосредственно, что разрушит ошибочную традицию рассматривать конституционные нормы как чисто декларативные, реализующиеся лишь при наличии какого-то иного нормативного акта, например распоряжения Правительства, инструкции и т.д.
Вместе с тем закрепление правомерности поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В ряде случаев прямо предусматривается их издание. На всех уровнях власти должна проводиться деятельность по приведению нормативных актов в соответствие с Конституцией и законами РФ.
Особенно очевидно низкое
качество правового регулирования
на уровне муниципальных образований.
Выход из сложившейся ситуации видится
в привлечении к подготовке нормативных
актов квалифицированных
Тем самым будет исключена
возможность принятия незаконных актов
органами местного самоуправления. А
экспертиза может стать не только
условием улучшения качества законов,
но и средством повышения
Информация о работе Правовой нигилизм и проблема его преодоления