Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа
Цель дипломной работы: выполнить теоретико-правовой анализ правового нигилизма и проблемы его преодоления.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере правовых отношений между государством и гражданами этого государства.
Предмет исследования: проблема преодоления правового нигилизма.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие правового нигилизма.
2. Охарактеризовать формы проявления правового нигилизма.
3. Изучить структуру правового нигилизма.
4. Выявить источники и причины правового нигилизма.
Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Общая характеристика правового нигилизма………………….......5
Глава2. Формы проявления правового нигилизма……………………….....9
Глава 3. Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..55
Список использованных источников и литературы………………………….60
На сегодняшний день явно
выражена необходимость в привлечении
в местные органы власти молодых
специалистов-юристов. На местах, ещё
с советских времён, утвердился исполнительный
принцип деятельности, который заключался
в чётком следовании спускавшимся сверху
директивам. На муниципальном уровне
не совсем осознали роль собственного
качественного правового
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужны свежие идеи и взгляды молодого поколения. Политика же местных чиновников направлена на консервацию сложившегося правопорядка. В новом демократическом правовом поле заложен огромный потенциал возможностей для развития местного самоуправления.
Необходимо также привлекать
граждан к участию в
Само собой разумеется, что не только государству должна принадлежать активная роль в деле преодоления юридического нигилизма. Среди иных субъектов этой деятельности В.В. Попов, например, называет “группу общественных объединений, для которых основной целью является деятельность по защите нарушенных прав”.24 Это профсоюзы, общества защиты прав потребителей и т.д. Но, как отмечает автор, данные структуры “выигрывают” или “проигрывают” конкретные частные дела.
Поэтому в юридическом мышлении граждан может сформироваться устойчивое мнение о том, что право - это нечто абстрактное, неопределённое, что можно использовать на пользу себе и в ущерб другим. В таких случаях, как писал И.А. Ильин, “между народом и правом выдвигается иерархия корыстных посредников, взимающих особую дань за “отыскание” правоты и обслуживающих народную темноту в свою пользу; им выгодно затемнить ясное дело, а не уяснить тёмное, спасти “безнадёжное” дело и внести кривду в суд; од их опытными руками толкование закона быстро превращается в профессиональный крив”.
Именно поэтому одним из путей преодоления правового нигилизма будет не только обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина всеми законными способами. В рамках отстаивания собственных прав очень важно уважать интересы других людей.
Немаловажную роль в снижении
юридического отрицания может сыграть
общественное мнение, но только в том
случае, если оно носит позитивный
характер по отношению к действующему
законодательству. Формирование именно
таких установок, на наш взгляд, должно
стать главной задачей
К сожалению сегодня эта
задача выполняется не слишком эффективно,
ибо государственные и
Ещё один путь преодоления причин правового нигилизма - повышение качества принимаемых законов. По мнению Т.В. Кашаниной, чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям: отражение воли государства, стремление к минимальному количеству нормативных актов, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность.25 Но помимо качества нормативные акты должны отражать реальную ситуацию, происходящую в обществе, быть адекватными современности.
Рождённый государством “океан” нормативных актов, определённая часть которых не действует, либо противоречит друг другу, привёл к тому, что даже опытный юрист может в нём утонуть, не говоря уже о простых гражданах. Для выхода из сложившегося положения нужно сформировать единую общедоступную информационно-правовую систему. Для удобства пользования и обеспечения доступности правовой базы, устранения устаревших норм и ликвидации пробелов, требуется проведение систематизации законодательства.
В данном контексте большее внимание следовало бы уделить такому виду упорядочивания нормативных актов, как консолидация, поскольку здесь происходит объединение нормативного материала в единое издание по определённому признаку. И любой гражданин может получить интересующую его правовую информацию по определённой теме в одном издании, не пересматривая всё законодательство.
В настоящее время систематизация в форме консолидации развита слабо и ещё предстоит познать её истинное предназначение. Тем не менее, именно она способна оказать существенную помощь в преодолении правового нигилизма, т.к. помогает реально ориентироваться в просторах бескрайнего правового поля.
Сложная обстановка во взаимоотношениях РФ и её субъектов привела к тому, что возник отдельный вид юридического нигилизма - конституционный, ставший одним из главных препятствий на пути построения правового государства. Для его преодоления ведущие учёные считают целесообразным внесение изменений в главный закон страны.
В частности, необходимо зафиксировать, что в России строится конституционная, ассиметричная Федерация. Ибо в нашей стране невозможно в условиях переходного периода построить федеративное государство с полным равноправием всех субъектов.
Кроме того, в связи с потенциальным неравенством субъектов (экономическим, территориальным и т.п.), по примеру Канады, наряду с понятием “субъект федерации” внести категорию “федеральная территория” с управлением из центра и финансированием из федерального бюджета. А когда в своём развитии федеральная территория достигает должного уровня, она сможет стать полноправным субъектом Федерации. Следующая задача на пути преодоления правового нигилизма - повышение престижа правоохранительной деятельности, укрепление доверия людей к лицам и институтам, её осуществляющим. Для её выполнения следует, в первую очередь, усиливать реальную борьбу с преступностью.
Основными направлениями
деятельности в этой сфере должны
стать: противодействие организованной
преступности; преодоление криминализации
экономики, защита всех форм собственности,
борьба с коррупцией; выход из “теневого
права”; действенные меры по борьбе
с экстремизмом, терроризмом, ксенофобией,
национальной и религиозной нетерпимостью;
повышение эффективности
При реализации указанных мер основными задачами являются:
- совершенствование правового
регулирования, качественное
- усиление надзора за
исполнением законов и иных
нормативных актов и повышение
ответственности за их
- конструктивное взаимодействие правоохранительных, контрольных и иных органов в борьбе с преступностью;
- организационно-практические
меры по предупреждению и
- повышение социально-правовой
защищённости сотрудников
- формирование позитивного
общественного мнения о
- развитие форм и методов
согласованной работы
- воссоздание эффективной
системы профилактики
- улучшение правовой пропаганды,
повышение правосознания и
В деятельности самих правоохранительных органов необходимо укреплять законность, порядок, дисциплину.
Отдельно следует выделить
борьбу с экстремизмом и терроризмом.
Транснациональный характер растущих
угроз террористической деятельности
и экстремизма обязывает
Вопрос этот носит не только внутригосударственный, но и, даже в большей степени, международный характер. Для решения данной проблемы необходима концентрация усилий всего мирового сообщества и каждой страны в отдельности.
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. “О противодействии экстремистской деятельности”, новая редакция которого чётко определяет экстремизм и меры ответственности за его проявления. Так как данный нормативно-правовой акт ужесточает санкции за подобную деятельность, можно говорить о некоторой локализации данной формы проявления правового нигилизма.
Следующий путь устранения нигилистического отрицания - объединение усилий общества и государства для формирования правосознания населения.
Для реализации этой задачи необходима отлаженная работа государственных организаций, учреждений и иных подразделений, которые согласно Конституции (ч. 1 ст. 45) должны гарантировать государственную защиту прав и свобод граждан. Нужно согласиться с П.И. Новгородцевым в том, что у правового государства достаточно для этого сил и средств.
Если же в государстве
отсутствуют экономические
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона “Об общественных объединениях” общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. государство должно стремиться к предоставлению большей автономии общественным образованиям, особенно в тех сферах, где можно обойтись без жёсткого правового регулирования.
Государство, опираясь на общественные формирования, обязано принимать меры к преодолению и минимизации правового нигилизма. Представляется, что оно должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан, правовую регламентацию и координацию участия в этом деле общественных объединений.
Сотрудничество
Что касается общественных
объединений юридического профиля,
то они, используя право защиты интересов
отдельных граждан, несомненно, должны
брать на себя юридическое и моральное
обязательства уважать и
Общественные объединения
призваны быть не только источником информации
о правах человека, но и способствовать
осознанию и уважению права как
такового. Их долг - расшевилить незрелое
правосознание людей и
Формы участия общественных объединений в совместной деятельности по формированию высокого уровня правосознания и устранения правового нигилизма в обществе и направления такой деятельности могут быть самыми различными. Представляется, что со временем общественные организации сами выработают наиболее оптимальные формы и методы своего участия в совместной деятельности.
Учитывая всё сказанное,
следует выделить ещё одно направление
деятельности общественных объединений,
которое заключается в
Своей деятельностью государственные органы, во взаимодействии с общественными объединениями, должны “внушить” населению мысль о том, что государство - это выражения и защиты интересов, прежде всего, каждого отдельного гражданина и всего общества. Следовательно, уровень доверия населения к этим институтам является одним из важнейших критериев оценки их деятельности.
И, наконец, используя средства
массовой информации, необходимо повести
активное наступление на противоправные
поведенческие установки, проповедуя
всеобщее законопослушание. На телевидении
и в прессе было бы полезно сократить
количество информации на криминальные
темы. Приоритетным направлением их деятельности
должна стать правовая пропаганда и
правовое воспитание населения, формирование
у граждан уважительного
Основной критерий успешности указанных мероприятий - их комплексный, скоординированный характер. И если причина нигилистического отрицания права кроется в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества - необходимо сначала устранить эти аномалии. Вместе с тем, не исключено и применение и принудительных мер, связанных с законом. Именно такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой нигилизм граждан.
Информация о работе Правовой нигилизм и проблема его преодоления