Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа
Цель дипломной работы: выполнить теоретико-правовой анализ правового нигилизма и проблемы его преодоления.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере правовых отношений между государством и гражданами этого государства.
Предмет исследования: проблема преодоления правового нигилизма.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие правового нигилизма.
2. Охарактеризовать формы проявления правового нигилизма.
3. Изучить структуру правового нигилизма.
4. Выявить источники и причины правового нигилизма.
Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Общая характеристика правового нигилизма………………….......5
Глава2. Формы проявления правового нигилизма……………………….....9
Глава 3. Механизмы возникновения, проблема и пути преодоления правового нигилизма………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..55
Список использованных источников и литературы………………………….60
Что касается ведомственного правового нигилизма, его можно преодолеть или по крайней мере свести к минимуму только в том случае, если начать с перестройки государственных служащих и социальной переориентации.
К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения нравственных качеств субъектов власти. В науке отмечается, что одним из направлений повышения нравственности субъектов власти является принятие этических кодексов. Они крайне важны “для развития самоконтроля, а также для управления “серыми зонами”, профилактики должностных преступлений”. 27Очень часто говорится о том, что необходимо достойным образом компенсировать труд чиновника, т.к. материальное стимулирование представителей власти прямо влияет на эффективность их труда.
Правильное материальное и моральное стимулирование государственных служащих, совмещённое с пресечением их теневого поощрения - эффективный инструмент, направленный на уничтожение отрицательного отношения чиновников к закону. Позитивной мерой стало бы лишение чиновников незаслуженных привилегий с сохранением элементов поощрения порядочным государственным служащим.
Ещё один путь снижения их правового нигилизма - принятый Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, а также одобренный Министерством юстиции РФ Административный регламент исполнения госслужащими своих обязанностей. Данные документы направлены на искоренение волокиты, бюрократизма в госаппарате, ускорение выдачи разных справок и т.д. В частности, ими чётко регламентируется максимальное время пребывания гражданина на приёме у чиновника. Как подсчитали специалисты, в идеале каждый гражданин должен тратить на получение необходимых бумаг или пособия не более 15 минут. И приходить к должностному лицу только один раз, чтобы подать соответствующее заявление.
Помимо этого важным аспектом локализации ведомственного правового нигилизма должна стать эффективная ответственность чиновников. Особое место в её системе нужно уделить санкциям для руководящих работников высших органов государственной власти. Целесообразно чётко обозначить наказание за нарушение закона, сделав его применение неотвратимым для должностных лиц любого звена.
Растёт необходимость
разработки такой концепции развития
деятельности государственных служащих,
которая отражала бы не только современные,
но и прогнозируемые социальные и
государственные потребности, включая
и моральную сторону проблемы.
Но при этом, по мнению О.И. Цыбулевской,
“главное, чтобы воспитательная работа
соответствовала
М.И. Байтин отмечает: “Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, не означает, что правовое государство у нас уже создано. Оно рассматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России”. 29А для скорейшего достижения указанной цели как раз и необходимо преодолевать такие негативные стороны российской действительности, как правовой нигилизм, неуважение к закону, правопорядку. Повторим, лишь комплексный подход к изучению этой проблемы позволит отыскать и воплотить в жизнь пути её решения.
Итак, в заключении подытожим, в литературе выделяют три основных блока мер по преодолению причин правового нигилизма: политические меры (защита прав личности, совершенствование законодательства и т.д.); социально-экономические меры (повышение уровня жизни, сокращение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения и т.д.); меры культурного, духовного, морального плана (последовательное правовое воспитание, подготовка высококвалифицированных кадров юристов и пр.).
Заключение
Одним из основных условий,
способных обеспечить успешное воплощение
курса российской модернизации, становится
преодоление правового
Однако от осознания идеи до ее воплощения
– дистанция огромных размеров. И любые
политико-юридические просчеты чреваты
осложнениями. Поэтому поспешные и недостаточно
обоснованные решения органов власти
способны подтолкнуть отдельные силы
в обществе к решению неотложных социальных
и политических проблем неправовыми средствами.
Важно подчеркнуть, что стратегия правового
развития страны должна быть сориентирована
прежде всего на личность, ее права и законные
интересы, свободу и ответственность.
Такая направленность юридической политики,
несомненно, придаст авторитет и прочность
правовой системе, будет способствовать
восприятию ее населением как социально
ценностного института гражданского общества. Возникает острая необходимость
постоянного массового и индивидуального
юридического воспитания и образования.
В советское время правовому воспитанию
и образованию, как части идеологической
работы, уделялось большое внимание. Сейчас
в стране полностью разрушена система
правового воспитания и образования (не
считая специализированные учебные заведения).
Только в последнее время начали возрождаться
в учебных программах в неюридических
вузах, средне-специальных учебных заведениях
и школах правовые дисциплины. Характерно
в этом отношении высказывание в одном
из интервью заместителя Генерального
прокурора РФ А.Г. Звягинцева о том, что
воспитание уважения к закону должно стать
государственной программой.
Следующим фактором в системе правовых
способов преодоления правового нигилизма
является усовершенствование механизма
реализации правовых норм, особенно связанных
с защитой прав человека. Ведь право –
ничто, если его положения не находят своего
воплощения в деятельности людей и их
организаций, в общественных отношениях.
Нельзя понять право, если отвлечься от
процесса его реализации в жизни общества,
если оно не стоит на страже интересов
человека. Как известно, нормы Конституции
РФ имеют прямое действие. Следовательно,
и предусмотренные ими права и свободы
должны воплощаться непосредственно,
что разрушит ошибочную традицию рассматривать
конституционные нормы как чисто декларативные,
реализующиеся лишь при наличии какого-то
иного нормативного акта, например распоряжения
Правительства, инструкции и т. д.
Вместе с тем закрепление правомерности
поведения, непосредственно определяемого
конституционными правами и свободами,
вовсе не означает, что законы и акты, издаваемые
с целью их обеспечения, не нужны. В ряде
случаев прямо предусматривается их издание.
На всех уровнях власти должна проводиться
деятельность по приведению нормативных
актов в соответствие с Конституцией и
законами РФ. Особенно очевидно низкое качество
правового регулирования на уровне муниципальных
образований. Выход из сложившейся ситуации
видится в привлечении к подготовке нормативных
актов квалифицированных юристов (дача
заключений по проектам решений, постановлений).
Возможно также достижение соглашения
(при отсутствии определенного закона)
с местными органами прокуратуры по поводу
написания заключений (экспертиз) на готовые
к принятию проекты нормативных актов. Тем самым будет исключена возможность
принятия незаконных актов органами местного
самоуправления. А экспертиза может стать
не только условием улучшения качества
законов, но и средством повышения эффективности
процесса реализации права. А незаконных
актов, как показывает практика, издается
немало. Немаловажную роль в снижении
юридического отрицания может сыграть
общественное мнение, но только в том случае,
если оно носит позитивный характер по
отношению к действующему законодательству.
Формирование именно таких установок,
на наш взгляд, должно стать главной задачей
государства и иных социальных организаций.
К сожалению сегодня эта задача выполняется
не слишком эффективно, ибо государственные
и общественные структуры зачастую заботятся
о собственных проблемах, нежели о чаяниях
народа.
Между тем, как считает Н. Варламова, «Россия
демонстрирует уникальный процесс самореформирования
тоталитарной системы. Конечно, нормы
и институты, заимствованные на Западе,
будучи пересаженными на российскую почву,
выглядят нелепо. Но принятие законов,
адекватных реально существующим отношениям,
означает консервацию неправового характера
последних» . Следовательно, еще один путь
преодоления причин правового нигилизма
– повышение качества принимаемых законов.
По мнению Т.В. Кашаниной, чтобы быть качественным,
законодательство должно отвечать следующим
требованиям: отражение воли государства,
стремление к минимальному количеству
нормативных актов, стабильность, своевременное
обновление, полнота, конкретность, демократичность.
Но помимо качества нормативные акты должны
отражать реальную ситуацию, происходящую
в обществе, быть адекватными современности.
Пока же такое наблюдается редко, особенно
учитывая шаги по введению платного среднего
образования и значительной коммерциализации
иных отраслей социальной сферы. Думается,
что вместо ликвидации юридического нигилизма
данные меры спровоцируют его дополнительное
укоренение на всех уровнях.
Следующий путь устранения нигилистического
отрицания – объединение усилий общества
и государства для формирования правосознания
населения.
Для реализации этой задачи необходима
отлаженная работа государственных организаций,
учреждений и иных подразделений, которые
согласно Конституции (ч.1 ст.45) должны
не только гарантировать, но и реально
обеспечивать государственную защиту
прав и свобод граждан. Нужно согласиться
с П.И. Новгородцевым в том, что у правового
государства достаточно для этого сил
и средств . Если же в государстве отсутствуют
экономические предпосылки, нет достаточно
развитых механизмов формирования правосознания
населения и преодоления юридического
нигилизма, оно должно обратиться к потенциалу
самого общества в лице его общественных
объединений. Используя средства массовой
информации, необходимо повести активное
наступление на противоправные поведенческие
установки, проповедуя всеобщее законопослушание.
На телевидении и в прессе было бы полезно
сократить количество информации на криминальные
темы. Приоритетным направлением их деятельности
должна стать правовая пропаганда и правовое
воспитание населения, формирование у
граждан уважительного отношения к праву,
закону. Основной критерий успешности
указанных мероприятий – их комплексный,
скоординированный характер. И если причина
нигилистического отрицания права кроется
в социальных, экономических, культурных,
духовных сторонах жизни общества – необходимо
сначала устранить эти аномалии. Вместе
с тем, не исключено и применение принудительных
мер, связанных с законом. Именно такой
подход позволит снизить, а позже и преодолеть
правовой нигилизм граждан, в том числе
чиновников, а заодно и с успехом повести
процесс модернизации в социально направленном
русле.
\
1 Венгеров А. А.. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2010.-С.285.
2 Сафонов В.Г. Правовой нигилизм и экономика России: современное состояние. // Законодательство и экономика. – 2011.
3 Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права.. - М.: Триада ЛТД, 2010 . - С. 592.
4 Туманов В.А. О правовом нигилизме // Гос-во и право. 1989.- N 10. - С. 2010.
5 Теория государства и права: Курс лекций. Саратов: ЦентрИздат, 2010. -С. 487.
6 Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов. юстиция. 2010. -N 9. -С. 5.
7 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист 2010. -С. 583.
8 Теория государства и права: Курс лекций. Саратов: ЦентрИздат 2010. С. 480.
9 Синюкова Т.В. Указ. соч. С. 478.
10 Матузов Н.И. Указ. соч. С. 493.
11 Гойман В. Указ. соч.- С. 3.
12 Матузов Н.И. Указ. соч. С. 492
13 Там же. С. 495, 497.
14 Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Инфра-М, 2010. -С. 164.
15 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Гос-во и право. 2010. - N 8. - С. 52.
16 Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. Монография. М.: Инфра-М, 2009. -С. 283.
17 Обезпечение законности в деятельности органов внутренних дел. М.: Центр-Пресс, 2010. -С. 39.
18 Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 2010.- № 9.- С. 5..
19 Гук П. А. Судебная деятельность как важнейший элемент правовой жизни общества // Правовая жизнь в современной России: теоретеко-методологический аспект / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов: ЦентрПресс, 2010.- С. 484-496.
20 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: ЦентрПресс, 2010. - С. 184.
21 Заместитель Генерального Прокурора РФ А. Звягинцев. Интервью // Известия. 2007. 12 марта
22 Синюкова Т.В. Правовое воспитание: понятие, формы, методы // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Инфра-Пресс, 2010. - С. 569.
23 Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М.,: Инфра-М
24 Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2010. - №1. - С. 11.
25 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М.: Инфра-М., 2010. - С. 143-148.
26 Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб: Пресс, 2010. -С.138.
27 Цибулевская О.И. Правовая и нравственная жизнь: проблемы взаимодействия // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов: ЦентрПресс., 2010. -С. 464.
28 Цыбулевская О.И. Мораль. Право. Власть. Саратов,: ЦентрПресс, 2010. -С. 122.
29 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: ЦентрПресс, 2009. -С.368.
Информация о работе Правовой нигилизм и проблема его преодоления