Представительство в гражданском обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

С середины прошлого века и по сей день вопрос о сущности и правовой природе полномочия представителя в гражданском праве порождает немало дискуссий в науке гражданского права. Определение правовой природы полномочия имеет существенное значение для понимания представительства, потому как полномочие является одним из его ключевых элементов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика института представительства
в гражданском обороте…………………….………………………...…6
§ 1. История развития законодательства, регулирующего институт
представительства………………………………………………….....….6
§ 2. Понятие, признаки и юридическая природа представительства…….12
§ 3. Виды представительства по законодательству
Российской Федерации……...………………………………………….17
Глава 2. Возникновение и прекращение отношений представительства…24
§ 1. Основания и порядок возникновения отношений
представительства………………………………………………………24
§ 2. Правовая природа полномочий представителя……………………….38
§ 3. Основания и порядок прекращения представительских отношений..44
Глава 3. Коммерческое представительство и представительство
без полномочий…………………………………………………………49
§ 1. Коммерческое представительство……………………………………..49
§ 2. Представительство без полномочий…………………………………...58
Заключение…………………...……………………………………………………61
Список использованных источников и литературы…………………………66
Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

юридический диплом 2.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Во всех случаях сделки и иные юридические действия, совершенные одним лицом от имени и в интересах другого, не порождают для последнего соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем деятельность без полномочий или с превышением полномочий не является и совершенно безразличным фактом и при определенных условиях может повлечь за собой возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Так, лицо, от имени которого совершена сделка или иное юридическое действие, может восполнить отсутствие или недостаток полномочий путем последующего одобрения совершенной сделки. Такое одобрение должно последовать в пределах нормально необходимого или установленного при совершении сделки срока.

По своей юридической природе последующее одобрение сделки является односторонней сделкой, совершенной по усмотрению представляемого. Оно может быть выражено как в письменной форме, так и путем конклюдентных действий. Важно лишь, чтобы из действий представляемого однозначно следовало прямое одобрение им совершенной сделки. Одобрение сделки представляемым действует с обратной силой, т.е. делает сделку действительной с момента ее совершения.

Заключение сделки при посредстве лица, не имеющего соответствующих полномочий или действующего с их превышением, влечет правовые последствия для третьего лица. Правило, согласно которому представляемый может одобрить совершенную от его имени сделку, установлено прежде всего в интересах лица, для которого эта сделка совершена. Что касается третьего лица, с которым заключена сделка, то предполагается, что оно знало или должно было знать о неуправомоченности представителя, так как имелась возможность путем знакомства с доверенностью проверить полномочия последнего. Поэтому если третьим лицом в этом отношении проявлена беспечность или если такая сделка заключена им сознательно, он считается связанным совершенной сделкой. В частности, если сделка будет одобрена представляемым и, следовательно, приобретет юридическую силу, третье лицо, знавшее о неуправомоченности представителя, не может отказаться от принятого на себя обязательства со ссылкой на это обстоятельство.

Наконец, деятельность без полномочий или с превышением их пределов может иметь серьезные юридические последствия для лица, выступавшего в качестве представителя. Если представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку, она в соответствии с ч. 1 ст. 183 ГК РФ считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица.

Разумеется, это лишь общее правило, которое применяется, если иное не вытекает из смысла закона. В частности, для того чтобы сделка считалась заключенной с неуполномоченным представителем, по смыслу закона требуется согласие на это третьего лица. Данное условие вполне оправданно, поскольку третье лицо должно выразить свое волеизъявление на вступление в договорные отношения с лицом, с которым оно не намеревалось устанавливать такие отношения. Кроме того, следует учитывать, что неуправомоченный представитель далеко не всегда может принять на себя права и обязанности стороны в заключенной им сделке90.

К примеру, наиболее часто правила о представительстве нарушаются на практике при заключении сделок работниками юридических лиц, которые выходят за пределы предоставленных им полномочий либо вовсе их не имеют. Было бы, однако, нелепо полагать, что именно на самих конкретных работников в этих случаях возлагаются обязанности по исполнению заключенных ими сделок, например по снабжению энергией и газом, перевозке грузов, капитальному строительству и т.п.91 Такие сделки, если только они не одобрены впоследствии представляемым, должны в зависимости от конкретных обстоятельств считаться либо ничтожными, либо оспоримыми. Что касается неуполномоченного представителя, то, если его действия носили противоправный и виновный характер, он может быть привлечен третьим лицом к ответственности за причинение вреда.

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Правовая сущность представительства заключается в том, что лицо (представитель) в пределах принадлежащего ему полномочия совершает сделку от имени другого лица (представляемого).

Доверенностью является документ, который одно лицо (доверитель) выдает другому (представителю) для представительства перед третьими лицами. Доверенность может быть выдана только в письменной форме, а в некоторых случаях ее необходимо оформлять нотариально. В доверенности обязательно должна быть указана дата ее выдачи. Доверенность, в которой не отражена дата ее выдачи, ничтожна.

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы (то есть нотариального заверения), должна быть нотариально заверена. Вместе с тем следует помнить, что п. 3 ст. 185 ГК РФ закреплены несколько случаев, в которых выданные доверенности приравниваются к нотариально удостоверенным и не могут быть проигнорированы в случае их представления.

Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

Представительство без полномочий – это случаи, когда сделки и иные юридические действия от имени и в интересах одних лиц совершаются другими лицами, не имеющими на это необходимых полномочий.

Законодательное представительство возникает в случаях, прямо установленных законом. Так, интересы несовершеннолетнего представляют его родители, опекуны, попечители. Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

Под уставным представительством понимается представление интересов юридического лица его органом, указанным в его учредительных документах.

Официально уполномоченными лицами юридических лиц на основании закона или учредительных документов выступают их исполнительные органы. Это единоличные органы - директор (генеральный директор), руководитель, президент; коллегиальные органы - правление, дирекция, совет директоров и глава коллегиального исполнительного органа (председатель, управляющий). В учредительных документах организации должно быть указано такое лицо (орган), а также определен круг его полномочий.

 Разновидностью  добровольного представительства  является общественное представительство, осуществляемое уполномоченными  общественных организаций в интересах своих членов.

Наиболее распространенным общественным представительством на сегодняшний день является представление профсоюзами интересов работника перед работодателем в трудовых отношениях.

При договорном представительстве полномочие действовать от имени другого лица предоставляется на основании гражданско-правового договора.

Положения ГК РФ о представительстве в основном ориентированы на регулирование добровольных полномочий. Полномочия, основанные на законе или акте органа власти, лишь упоминаются, но подробно не регулируются. Между тем в обороте их значение постоянно возрастает.

В связи с этим представляется необходимым более детально урегулировать на уровне федерального законодательства осуществление полномочий, основанных на законе или акте органа власти.

Норма о сделках представителя в отношении себя лично или в отношении лица, представителем которого он одновременно является (пункт 3 статьи 182 ГК РФ), получила широкое применение на практике, и, как правило, подобные сделки объявляются судами ничтожными. Вместе с тем данное положение направлено исключительно на защиту интересов представляемого от возможного их ущемления представителем в условиях конфликта интересов. Ничтожность подобной сделки следует считать излишне жестким последствием нарушения.

В связи с этим следует дополнить пункт 3 статьи 182 ГК РФ указанием на то, что представляемое лицо заранее или после заключения сделки представителем в отношении себя лично или в отношении лица, представителем которого он одновременно является, может выразить согласие на указанную сделку.

Здесь же необходимо предусмотреть, что сделка, совершенная с нарушением интересов представляемого вопреки ограничениям, установленным данным пунктом, может быть признана недействительной по иску представляемого.

Правила статьи 183 ГК РФ нуждаются в уточнении. Следует предусмотреть право другой стороны по сделке, заключенной неуполномоченным лицом, отказаться от исполнения данной сделки и потребовать от неуполномоченного лица возмещения убытков. Кроме того, может быть предусмотрено право третьего лица, с которым заключена сделка неуполномоченным лицом, потребовать от представляемого информацию, одобряет ли он сделку; целесообразно также установить презумпцию отказа в одобрении сделки представляемым при неполучении от него ответа в разумный срок.

Судебная практика свидетельствует о том, что в гражданском обороте широкое распространение получили поддельные доверенности, используемые для неправомерного распоряжения имуществом представляемого, для обращения к должникам представляемого от его имени.

В целях установления справедливого баланса интересов сторон следовало бы предусмотреть в статье 185 ГК РФ правило о том, что лицо, для представительства перед которым выдана доверенность, вправе отказать в признании полномочий представителя, если доверенность последнего не удостоверена нотариально или в приравненном к нотариальному удостоверению порядке. При этом законом или соглашением сторон могут быть предусмотрены отступления от данного правила. Предлагаемое регулирование следует распространить в равной мере на граждан и юридических лиц.

В статье 188 ГК РФ следует решить вопрос о том, в каких случаях реорганизации юридического лица - представляемого или представителя - полномочия представителя прекращаются. Указанную норму следует дополнить, в частности, таким основанием прекращения полномочий, как признание лица банкротом и открытие в отношении него конкурсного производства.

В судебной практике вызывает проблемы отмена доверенности. В законе должен быть найден компромисс между правом представляемого отменить доверенность и интересами добросовестных третьих лиц, полагающихся на наличие полномочий у представителя, предъявившего доверенность. В статье 189 ГК  РФ следует установить, что права и обязанности, возникшие в результате действий представителя, полномочия которого прекращены, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц, за исключением случаев, когда последние знали или должны были знать о прекращении полномочий представителя.

Кроме того, необходимо разработать законодательный механизм оповещения участников оборота о прекращении полномочий представителя, при использовании которого представляемый мог бы быть уверен в том, что его права и обязанности в отношении третьих лиц не будут установлены или изменены прежним представителем. Следует определить печатный орган, в котором могут публиковаться соответствующие извещения. По мере развития электронных технологий должны быть разработаны электронные источники опубликования такой информации.

Рассматривая Проект Федерального закона о внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ, необходимо отметить, что не со всеми предлагаемыми в Проекте новшествами в отношении правового регулирования доверенностей можно согласиться в полной мере, а некоторые из незатронутых им действующих норм на самом деле нуждаются в серьезном пересмотре и уточнении. Так, практика требует наложения на указанных в пункте 3 ст. 185 ГК РФ (п. 3 ст. 185 Проекта) лиц прямой обязанности по безвозмездному удостоверению доверенностей, приравненных к нотариальным. Также необходимо дополнить перечень оснований прекращения доверенности, содержащийся в статье 189 ГК РФ (прекращение доверенности вследствие совершения представителем предусмотренной ей конкретной сделки или иного юридического действия, объявления гражданина умершим и др.), и придать ему неисчерпывающий открытый характер, подлежащий расширительному толкованию по смыслу закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативные акты

 

1. Жилищный  кодекс Российской Федерации: Федеральный  закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Российская  газета. 2005. 12 января. № 1.

2. Арбитражный  процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля. № 137.

3. Налоговый  кодекс Российской Федерации, часть  вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. 7 августа. № 32. Ст. 3340.

4. Налоговый  кодекс Российской Федерации, часть  первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. 3 августа. № 31. Ст. 3824.

5. Кодекс  торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. 3 мая. № 18. Ст. 2207.

6. Семейный  кодекс Российской Федерации: Федеральный  закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января. № 17.

7. Гражданский  кодекс Российской Федерации, часть  первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1994. 5 декабря. № 32. Ст. 3301.

8. Основы  законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. 11 марта. № 10.  Ст. 357.

9. О  несостоятельности (банкротстве): Федеральный  закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.  28 октября. № 43. Ст. 4190.

Информация о работе Представительство в гражданском обороте