Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 14:02, реферат
В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.
В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей.
Введение………………………………………………………………………….3
Органы государственной власти………………………………………….4
Судебные органы государства…………………………………………….5
Виды судебных органов…………………………………………………6
Осуществление судебной власти………………………………………8
Судебная система Российской Федерации………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..12
Литература……………………………………………………………………...14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.
В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.
Государственный орган — это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями.
Государственный орган
также характеризуется
Государственные органы различаются:
-на законодательные,
-исполнительные
-судебные;
-на представительные и формируемые представительными органами;
-на постоянные и временные;
-на органы общей или
Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.
В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся:
Также в различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например, службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьировать в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.
На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.
Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.
Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые задачи правосудия.
1) Органы досудебного
2) Суды общей юрисдикции ("общие суды") рассматривающие уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т. д. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны, существуют 4 модели:
англо-американская (англосаксонская);
романо-германская (европейская континентальная);
социалистическая;
мусульманская.
В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом, широко используется судебный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены.
В романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой общие суды. Например, в Германии 5 высших судов федерации. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства.
Для социалистической
модели характерны: выборность всех судей
и народных заседателей; равенство прав
судей и народных заседателей; совпадение
границ административно-
Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, присяжных не существует; процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться к имаму - высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх.
3) Специальные суды: военные, суды
по делам несовершеннолетних, трудовые,
по земельным и водным спорам
и др. Судьи в этих судах
иногда помимо юридического
4) Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды обычно составляют целостную систему.
5) Суды обычного права - племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.
Особое место занимают конституционные суды , а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц.
Системы судебных органов могут быть неодинаковы в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (США). Если существует двойная система, то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы штата.
2.2. Осуществление судебной власти.
Судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.
К числу общих конституционных принципов относятся:
1. Осуществление правосудия
2. Независимость судей и
3. Свобода доступа к суду. Нельзя
отказывать в приеме дела по
причинам отсутствия закона
4. Коллективное отправление
5. Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.
6. Гласность, т. е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.
7. Возможность обжалования и
пересмотра судебного решения
путем апелляции (повторное рассмотрение
дела по существу по процедуре
первой инстанции), кассации (проверка
выполнения закона судом), ревизии,
которая сочетает черты
8. Ответственность государства
за судебную ошибку. Государство
возмещает физическому или
Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т. е. государственное принуждение проявляется особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти это: прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебные исполнители.
Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде, осуществляет надзор за местами заключения.
Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах или составлять отдельную систему.
Адвокатура - независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах.
Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.
Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (опись имущества и т. д.).
Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.
Судебная система Российской Федерации
— система специализированных органов
государственной власти (судов), осуществляющих
правосудие на территории Российской
Федерации.
Суды высшей инстанции |
Конституционный суд РФ |
Верховный суд РФ |
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации | |
Суды II инстанции |
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации (не является подчиненным Конституционному Суду РФ) |
Суды субъектов Российской Федерации(верховные суды республик,краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения) |
Военные (флотские) окружные суды |
Федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция)(10 штук)
Арбитражные апелляционные суды (апелляционная инстанция)(20 штук |
Суды I инстанции |
____ |
Городские и районные суды, мировые судьи (последние - суды субъектов Федерации, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды) |
Гарнизонные военные суды |
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации |
Рассматривают дела |
Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, - Конституционный суд РФ. Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам)- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ |
Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции |
Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба |
Судебные споры в сфере экономической деятельности |