Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
2)парламен.контроль- Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.К основным способам парламентского контроля относятся письменные и устные вопросы правительству, для которых предусмотрена специальная процедура на заседании парламента (в России носит название «правительственный час») и особая форма документа: парламентский запрос, направляемый в соответствующий орган всей палатой, или депутатский запрос отдельного её члена; интерпелляция, постановка вопроса о доверии, парламентское расследование, резолюция порицания.
48.Формы работы парламента в зарубежных странах. Обычные и чрезвычайные сессии.
. СессияЭтим понятием
В отличие от очередной, чрезвычайная сессия проходит вне предусмотренного или закреплённого за очередной сессией периода. Продолжительность и причина такого вида сессии должны определяться на специальном собрании.Если вернуться к вышеупомянутым примерам, то созыв на чрезвычайную сессию французского парламента может произойти лишь с июля по сентябрь и лишь по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Подобные сессии открываются и закрываются президентским указом.В Португалии решение принимает постоянная комиссия Собрания или президент, но вопрос должен быть особым, а в Испании проведение чрезвычайной сессии обусловлено требованием Постоянной депутации от правительства или абсолютного большинства депутатов и/или сенаторов.В Японии созвать парламент на чрезвычайную сессию может лишь кабинет министров. Между тем, он обязан это сделать, если этого требуют не менее четверти депутатов или советников.В других странах, в том числе в США и России, в отношении чрезвычайной сессии ничего не предусмотрено.Обязательная сессияОбязательная сессия отличается от чрезвычайной тем, что её проведение просто обусловлено решением или событием, причём официальное собрание не требуется. К тому же, подобная сессия может проводиться в течение чрезвычайной сессии.
49.Должностные лица палат парламента и их правовое положение. Правовое положение депутата в зарубежных странах.
Как уже отмечалось, в составе парламентов
могут быть заместители парламентариев,
иногда в заседаниях участвуют другие
лица, но право решающего голоса имеют
только депутаты, сенаторы. Их заместители,
делегаты от некоторых территорий (в США) имеют
лишь совещательный голос, могут участвовать
в обсуждении, но не в голосовании.В большинстве
стран члены парламента являются профессиональными
парламентариями и получают за свою депутатскую
деятельность солидное вознаграждение
из казны (в Бразилии — приблизительно
150 тыс. долл. США в год, в США — 133 тыс., в
Великобритании — около 31 тыс. ф. ст. в
год, в Германии 16 тыс. марок в месяц). Размер
такого вознаграждения периодически изменяется,
но последняя, 27-я поправка к конституции
США запрещает парламентариям увеличивать
себе жалованье (такое повышение, если
соответствующий закон будет принят, действует
только со следующего состава парламента).
В некоторых странах (Франция и др.) размер
вознаграждения делится на две части;
вторую часть депутат может получать в
зависимости от посещения им заседаний
парламента, постоянных комиссий, от активности
в работе (на практике это положение почти
не применяется). В некоторых странах оплата
производится путем выдачи суточного
вознаграждения за каждое заседание, помимо
небольшой основной части (Индия). Депутаты
имеют пенсионные льготы. В США они имеют
право на пенсию с 50 лет и, становясь пенсионерами,
получают до 80% оклада, что зависит от стажа
пребывания в конгрессе (лицо, бывшее членом
конгресса 30 лет, может получать 106 тыс.
долл. в год).В странах тоталитарного социализма
депутат, как правило, не является профессиональным
парламентарием, не должен оставлять свою
основную работу (парламентская деятельность
не считается таковой), хотя некоторые
депутаты все же могут быть освобожденными.
Депутат выполняет депутатские обязанности
на общественных началах, получая лишь
небольшое вознаграждение, рассматриваемое
как возмещение депутатских расходов.
Считается, что сохранение прежнего рабочего
места дает депутату в отличие от профессионального
парламентария возможность поддерживать
постоянную связь с населением, знать
его нужды, не отрываться от простого народа.
В таком подходе есть привлекательная
сторона, однако депутат, постоянно занятый
на другой работе, не может продуктивно
участвовать в важнейшей для государства
законодательной деятельности. Правда,
в странах тоталитарного социализма парламент
заседает обычно лишь по нескольку дней
дважды в год (в Китае — один раз в течение
10—14 дней, да и то в последние годы; раньше
сессии были короче), а депутаты автоматически
голосуют за одобрение решений, уже принятых
центральным органом Коммунистической
партии.Депутаты могут сохранять
прежнее место работы и в некоторых
демократических странах, но в этом случае
их депутатское вознаграждение будет
уменьшено (в Австрии — на 20%). Однако определенные
места работы на государственной службе,
в советах предприятий, занимающихся
извлечением прибыли, и некоторые другие
нельзя сочетать с депутатством.В подавляющем большинстве
стран депутаты и сенаторы имеют так называемый
свободный мандат. Они рассматриваются
как представители всего народа, а не
только своего избирательного округа
(тем более если они избраны не по округам,
а по общегосударственным партийным спискам),
и потому не обязаны выполнять наказы
избирателей округа, не могут быть досрочно
отозваны ими. В странах тоталитарного
социализма депутат, напротив, имеет императивный
мандат, предусматривающий возможность
досрочного отзыва, если он не выполняет
наказы избирателей (правда, в конституции
Вьетнама 1992 г. указано, что депутат представляет
не только округ, но и весь народ).Во многих странах члены парламента
обладают депутатским иммунитетом.
Это означает, что депутат не может быть
подвергнут полицейскому задержанию
или аресту, против него не может быть
возбуждено уголовное дело без согласия
палаты, членом которой он является. В
некоторых странах такое согласие может
дать в перерывах между сессиями парламента
бюро палаты, постоянно действующий орган
парламента. Исключение возможно, как
правило, лишь в случаях, если депутат
застигнут на месте преступления. В Германии
без разрешения парламента нельзя предъявлять
депутату даже гражданские иски. Иммунитет
может распространяться на все время избрания
(Германия, Испания, Италия), а иногда только
на период сессии (Япония) и на время в
пути на сессию и обратно (США). Он может
распространяться не на все случаи нарушения
депутатом правопорядка.2)прав.пол.
50.Законодательный процесс в зарубежных странах: конституционно-правовое регулирование, стадии.
Законодательный процесс в зарубежных странах Он включает законодательную инициативу, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях, принятие и утверждение, а также опубликование закона.Законодательная инициативаЗаконопроект принимается к рассмотрению, если он внесен соответствующими лицами или органами и согласно установленным правилам. В зависимости от субъекта законодательной инициативы: правительственная (или главы государства), парламентская, народная и специальная.Как правило, правительственная инициатива признается в странах с парламентарной формой правления и в полупрезидентских республиках. Но и в президентских республиках президент использует законодательную инициативу в своих посланиях парламенту, которые затем облекаются в форму законопроектов, внесенных одним из депутатов.Парламентская инициатива: в одних странах депутат вносит законопроект индивидуально (США, Великобритания), в других требуется групповая инициатива (ФРГ, Норвегии, Япония). В большинстве стран депутаты должны вносить свои предложения в форме законопроекта, в то же время в некоторых этого не требуется (Швеция, Франция, Италия). Эта форма так и называется — "депутатские предложения". В ряде парламентов правом законодательной инициативы наделены также их постоянные комиссии.
Народная инициатива заключается в предоставлении ее определенному числу избирателей. Так, в Швейцарии законопроект могут внести не менее 50 тыс. избирателей, а в Австрии — 100 тыс. Она предусмотрена лишь в некоторых странах и используется чрезвычайно редко.
Специальная инициатива дает право вносить законопроекты некоторым органам, например кантональным органам в Швейцарии.Обсуждение законопроектаРассмотрение законопроекта в палате (парламенте) принято делить на стадии - чтения.Первым чтение (обычно) - принятие законопроекта к рассмотрению и оглашение его наименования председателем палаты. Но иногда уже на этой стадии законопроект может быть отклонен.
Второе чтение — предварительное рассмотрение содержания законопроекта, обсуждение его принципиальных положений. Здесь же решается вопрос о том, следует ли направлять его в комиссиюПосле рассмотрения в комиссии законопроект с ее заключением вновь поступает в палату. На этой стадии лицо или представитель органа, внесшего законопроект, делает доклад, а затем зачитывается заключение комиссии.Третье чтение, как правило, - собой постатейное обсуждение законопроекта на пленарном заседании. В процессе обсуждения законопроектов правительство обладает рядом преимуществ. Например, в некоторых парламентах допускается "голосование без прений". Правительство, заручившись поддержкой комиссии и большинства депутатов, вправе потребовать перехода к голосованию сразу после получения заключения комиссии по законопроекту. Но если согласия большинства получить не удается, правительство может добиться проведения "укороченных прений", в которых участвуют только лица, имеющие отношение к законопроекту и внесшие в него поправки, а также представитель правительства.Принятие законопроекта палатойПосле третьего чтения при наличии кворума проводится голосование. Как правило, за простой законопроект должно быть подано большинство голосов присутствующих депутатов, а за конституционный — квалифицированное большинство.Во многих странах при равенстве голосов проект считается отклоненным, но в Швеции и Финляндии в таких случаях проводится жеребьевка. В некоторых же странах голос председателя является решающим.Преодоление разногласий между палатамиВ двухпалатных парламентах после принятия законопроекта одной из палат он передается в другую, где обычно рассматривается в том же порядке. Эта палата может принять предложенный законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения или вообще отвергнуть.Если права нижней палаты шире, чем верхней, возражения или поправки последней могут быть преодолены при повторном голосовании нижней палатой. В одних странах (Испания) для этого требуется абсолютное большинство ее членов, в других — квалифицированное (Польша, Япония). В Великобритании для преодоления разногласий между палатами достаточно простого большинства членов Палаты общин, но такое голосование можно провести не ранее чем через год после ее первого решения.В странах, где палаты обладают равными правами в области законодательства, для преодоления разногласий между ними применяются два метода. (1) Метод "челнока»: последовательная передача законопроекта из одной палаты в другую, пока не будет принят идентичный текст либо отвергнут законопроект. (2) Другой метод: создается согласительная комиссия, которая вырабатывает согласованный текст законопроекта и передает его палатам. Они могут принять предложенный комиссией текст, отвергнуть законопроект либо вновь вернуть его в комиссию.Утверждение и опубликование законаПринятый парламентом законопроект направляется на подписание главе государства. В парламентарных монархиях и республиках главы государств обладают правом вето, но на практике это право почти не используют. Оно как бы остается резервным оружием в руках исполнительной власти. В президентских и полупрезидентских республиках президенты прибегают к праву вето достаточно часто, тем самым активно вмешиваясь в законодательный процесс.Право вето может быть абсолютным, когда неподписанный главой государства законопроект считается непринятым. Обычно оно вводилось в монархических государствах. Относительное вето означает, что в случае отказа главы государства в подписании законопроекта он возвращается в парламент и может быть повторно им принят. В таких случаях вето главы государства преодолевается по-разному. Так, в некоторых странах законопроект считается принятым, если при повторном обсуждении за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих депутатов (при этом присутствовать должно не менее половины депутатов), а в Венгрии, Болгарии и Румынии — большинство депутатов; в Болгарии и Польше требуется большинство от всего состава парламента.До подписания президент может направить законопроект в орган конституционного надзора для получения заключения о его конституционности.В случае согласия с законопроектом или после повторного его принятия парламентом глава государства должен опубликовать закон в официальном издании (промулъгировать).Срок вступления закона в силу колеблется в разных странах от 1 до 28 дней. Но в самом законе может быть установлен иной срок вступления его в силу.
51.Понятие и юридические формы главы государства. Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Компетенция главы государства в зарубежных странах.
1. Понятие и место в системе властиЭто должностное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов государства. Согласно текстам многих конституций глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти, либо входит и в законодательную, и в исполнительную, либо, наконец, только в исполнительную.Итак, глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства). В зависимости от формы правления и государственного режима, а также системы политических отношений в стране его конституционные полномочия могут быть номинальными или реальными, номинальные и реальные полномочия могут по-разному сочетаться, но в случае какого-либо политического кризиса, когда конституционные власти и политические силы окажутся почему-либо не в состоянии управлять страной, именно глава государства призван найти выход из ситуации. Это своего рода резерв власти.2. Юридическая форма главы государстваНыне существуют, например, такие его формы, как:1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Великобритании, Японии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Марокко);2) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (например, в Саудовской Аравии);3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды (например, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах);4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в США, Германии, Италии, Индии, Китае);5) высший коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, как, например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе)*;6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);7) генерал-губернатор – представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона, то есть признающих главой государства британского монарха (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе);8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока.3)компетенция главы гос.- Здесь мы будем говорить сначала только об общих полномочиях главы государства, не привязывая их к той или иной форме правления. Затем уже остановимся на особенностях, как связанных с конкретной формой правления, так и обусловленных иными факторами.Как высший представитель государства внутри страны глава государства имеет определенные полномочия в отношении парламента и правительства, а также судебной власти.Нередко ему предоставляется право созывать (порой и закрывать) сессии парламента, созывать парламент на внеочередные сессии (заседания) и отсрочивать его заседания. В законодательном процессе, как отмечалось, он может наделяться правом (и обязанностью) санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, имея часто право отлагательного вето, редко – абсолютного, а также возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.Глава государства обычно, так или иначе, участвует в формировании правительства, часто – в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.В ряде стран, как отмечено выше, глава государства выступает арбитром в спорах между различными органами власти.В своем качестве высшего представителя государства внутри страны его глава имеет определенные. полномочия в сфере так называемого личного статуса, то есть в отношениях с гражданами и иностранцами. Ему часто принадлежат полномочия в вопросах предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам, право помилования осужденных, производство награждений государственными наградами.Будучи высшим представителем государства вовне, его глава имеет ряд важных полномочий в сфере его международных отношений. Он может без специального уполномочия заключать международные договоры, часто на него возлагаются ратификация и денонсация международных договоров (обычно по предварительному решению парламента, о чем шла речь в п. 6 § 1 предыдущей главы). Глава государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей, сам аккредитует и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, подписывая соответствующие грамоты.Что касается сферы обороны и безопасности, то достаточно часто глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами и вправе принимать немедленные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским контролем.Так выглядит в общем круг полномочий, присущих главе государства именно как таковому. От формы правления и от конкретных конституционных решений (порой от конституционного обычая) зависит, какие из них он осуществляет в дискреционном порядке, то есть по собственному усмотрению, а осуществление каких нуждается в предварительном решении иных государственных органов.В некоторых странах функции главы государства возлагаются, как отмечалось, на иные органы. Помимо упоминавшегося швейцарского примера можно привести пример германских земель, внутри которых функции главы государства осуществляются главой правительства. Советская же форма правления предусматривала обычно передачу функций главы государства высшему коллегиальному органу, избираемому парламентом из своей среды для собственного замещения в межсессионные и межлегислатурные периоды, а частично – председателю такого органа, хотя с 70-х годов все чаще стали появляться единоличные президенты, нередко возглавлявшие по должности органы коллегиальные (президиумы, государственные советы и т. п.). Это облегчало концентрацию власти в руках лидера коммунистической партии.
52.Монарх: особенности правового статуса, Способы престолонаследия, роль монарха в различных видах монархии, почётные и реальные права. Институт регентства.
Монарх: особенности статусаГлавное отличие монарха от любых других
государственных должностных лиц – это
то, что его должность главы государства
принадлежит ему по праву рождения. Он
ее наследует и занимает, как правило,
пожизненно. 2.Статус монарха зависит от
разновидности монархии. При абсолютной
и в некоторых случаях дуалистичной монархии
монарх занимает центральное положение
в государственном механизме, назначает
и смещает правительство, имеет существенное
влияние на парламент, как правило, обладает
правом роспуска парламента, правом вето,
возглавляет вооруженные силы и производит
назначение на все важнейшие государственные
должности.В конституционных монархиях
перечисленные полномочия формально могут
содержаться в законах о королевской власти
или конституциях, но реально не всегда
выполняются. К примеру, король формально
подписывает специальные указы, формально
может распустить парламент, а реально
только по предложению премьер-министра.
Король имеет право подписывать все законы,
но не может отказаться от подписи.Одна
характерная черта статуса монарха заключается
в том, что его должность передается по
наследству, т.е. корона принадлежит по
праву рождения. Титул и престол монарха
пожизненны за исключением редких случаев
выборной монархии.Способы престолонаследия:1)
салическая система – трон и корону наследуют
только представители мужского пола, т.е.
наследники но мужской линии (Саудовская
Аравия, Япония, Таиланд)2) кастильскаятрадиционнаясовреме
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"