Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
Так, согласно ст. 130 Конституции Республики Болгарии 1991 года Высший судебный совет (ВСС) состоит из 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор являются его членами по праву. В качестве остальных его членов избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие не менее 15 лет юридического стажа. Половина из них избирается Народным собранием, а другая половина – органами судебной власти на пять лет без права на немедленное переизбрание. На заседаниях ВСС председательствует министр юстиции, который, однако, не участвует в голосованиях. Решения ВСС о назначении, повышении, понижении, перемещении и освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также решения о предложении кандидатур председателей обоих верховных судов и главного прокурора, представляемых Президенту для назначения (при повторном представлении Президент не может отказать в назначении), принимаются тайным голосованием (ч. 1 и 2 ст. 129,ст.131).
63.Конституционный статус судей в зарубежных странах.
Статус судей, прокуроров, следователей
В странах с романской правовой системой и некоторых других странах, воспринявших отдельные их институты, судьи, прокуроры и следователи объединяются обычно общим понятием магистратуры. Термин «магистрат» имеет много значений, но в данном случае магистратами считаются судьи, начиная с основного уровня, прокуроры и следователи. В других странах такой обобщающей терминологии не существует, хотя, например, следователи и в немецкоязычных странах называются следственными судьями (Untersuchungsrichter); впрочем, мы можем вспомнить и дореволюционных российских судебных следователей.Судейский корпус формируется, как правило, путем назначения, хотя и встречаются случаи выборности. Например, в большинстве штатов США судьи выбираются, причем нередко баллотируются как представители той или иной партии. «Такая форма избрания судей, – пишет американский исследователь Лоуренс Фридмэн, – поражает европейцев как исключительно странная, столь же странная, как если бы избирали врачей, полицейских или химиков. Но принцип выборности уходит корнями в глубь истории Соединенных Штатов. ...Избрание должно сделать судей ответственными перед общественностью. ...Но выборная система на практике не работала столь успешно, как ожидалось, прежде всего потому, что лишь немногие выборы на самом деле проводились на альтернативной основе. Со временем выборы становятся все менее «жаркими», все более блеклыми и бесцветными»*. Впрочем, в тех же США федеральные судьи назначаются, как уже отмечалось, Президентом по совету и с согласия Сената (часть вторая разд. 2 ст. II Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г.).Согласно частям второй и третьей ст. 79 Конституции Японии 1946 года назначение судей Верховного суда подлежит пересмотру народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и последующим пересмотрам при проведении выборов в Палату представителей по прошествии каждых 10 лет; если большинство избирателей высказывается за смещение судьи, он подлежит смещению.Преобладание назначаемости судей имеет серьезные резоны, несмотря на то, что этому порядку формирования судебной власти может быть брошен упрек в недемократичности. При выборах судей гражданами и даже представительными органами неизбежно действует политический фактор: выбирающие судью граждане или депутаты руководствуются не столько его личными качествами, сколько политическими убеждениями. Это приходит в противоречие с объективным требованием максимально возможной деполитизации судебной власти. Конечно, политический момент играет роль и при назначении, и поэтому представляется предпочтительным такой порядок назначения, при котором оно не является прерогативой какой-либо одной ветви власти, а требует согласованной воли двух из них, если не всех трех. В ряде стран (преимущественно с романской системой права) назначение, перемещение и увольнение судей входят в компетенцию высших органов судейского сообщества (высших советов магистратуры и т.п.), которые иногда должны согласовывать свои решения с министром юстиции. Впрочем, возглавляются эти органы нередко президентами.В странах континентальной Европы обычно устанавливается верхний возрастной предел, по достижении которого судья или иной чиновник судебной власти автоматически выходит в отставку с сохранением ряда льгот и привилегий.Законодательство, как правило, устанавливает несовместимость функции судьи (вообще магистрата) с иными занятиями, а также запрещает судьям (магистратам) участие в политических, а порой и в профсоюзных объединениях. Так, согласно ч. 1 ст. 127 Испанской конституции 1978 года судьи и магистраты, а также прокуроры, пока состоят на службе, не могут занимать другие публичные должности, принадлежать к политическим партиям или профсоюзам; система и способы их профессиональной ассоциации определяются законом (это, в частности, Органический закон № 6 о судебной власти 1985 г.).
Еще Конституция США предусмотрела в предложении втором разд. 1 ст. III, что судьи должны в установленные периоды получать за свои услуги вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время их пребывания в должности. Подобная норма содержится и в части шестой ст. 79 Конституции Японии.Для социалистических стран характерно избрание судей представительными органами, обычно на срок полномочий последних, с установлением подотчетности судей этим органам и даже подчас ответственности перед ними. Такая система делает судей полностью зависимыми от коммунистических партийных комитетов, прежде всего их первых секретарей, которые и решают, будет судья представлен для избрания на следующий срок (что практически равносильно избранию) или нет. От них же зависит и возможный отзыв судьи. Например, согласно ст. 134–135 Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года судьи и народные заседатели Центрального суда избираются Постоянным советом Верховного народного собрания, судьи и народные заседатели провинциальных (городов центрального подчинения) судов и народных судов – соответствующими Народными собраниями. Срок полномочий судей и народных заседателей равен сроку полномочий соответствующих Народных собраний. Председатели и судьи специальных судов назначаются и освобождаются от должности Центральным судом, а народные заседатели избираются на соответствующих собраниях военнослужащих или гражданских коллективов. Судьи в социалистических странах, как правило, должны на практике состоять в коммунистических партиях и входят в «номенклатуру» соответствующих партийных комитетов, то есть подбираются их аппаратом и смещаются по решению их руководства.В некоторых постсоциалистических странах данный подход преодолен не полностью. Интересны с этой точки зрения положения Конституции Словацкой Республики 1992 года. Согласно ее ст. 145 судей избирает Национальный совет по предложению Правительства сроком на четыре года. По истечении этого срока по предложению Правительства же Национальный совет избирает судей уже без ограничения во времени. Председателя Верховного суда и его заместителей Национальный совет избирает на пять лет и не более чем на два срока подряд. Судья, избранный на время, должен, стало быть, заручиться доверием Правительства, чтобы быть избранным уже окончательно. А если за это время в Правительство придут партии с противоположным политическим знаком? Как в такой обстановке стремиться всегда к правосудным решениям?
В качестве яркого примера конституционно-правового регулирования порядка формирования судебной власти в демократических странах приведем положения Конституции Италии и ее же Уложения о судоустройстве 1941 года (с последующими изменениями).Согласно ст. 104 Конституции магистратура автономна и независима от любой другой власти. В соответствии со ст. 106 и 107 магистраты назначаются по конкурсу, причем допускается назначение или избрание почетных судей (т. е. действующих на общественных началах) для выполнения функций судей, заседающих единолично. За выдающиеся заслуги Высший совет магистратуры на должности кассационных советников может призывать университетских ординарных профессоров права и адвокатов с 15-летним стажем, внесенных в специальные списки для высших судов. Магистраты несменяемы. Их увольнение или перемещение без личного согласия возможно только решением Высшего совета магистратуры в предусмотренных законом случаях и с установленными гарантиями защиты. Различаются магистраты только по выполняемым функциям, а дисциплинарное производство против них правомочен возбуждать только министр юстиции.Согласно Уложению о судоустройстве лицо может допускаться к осуществлению судейских функций при наличии следующих условий: а) итальянское гражданство; б) гражданская правоспособность; в) безукоризненное гражданское и нравственное поведение, в частности и в прошлом; г) физическая пригодность; д) соответствие профессиональным требованиям, установленным законом. Магистраты приносят присягу. Как правило, магистрат обязан проживать в коммуне, где находится судебный орган, в котором он работает. Он освобождается от любой должности или публичной повинности, не связанной со службой, кроме военной службы и случаев, особо предусмотренных законом. Судьи имеют в установленных случаях право распоряжаться полицией.
64.Понятие и значение конституционного контроля (надзора), история его возникновения. Органы конституционного контроля. Порядок их формирования.
Контроль – система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа.Контроль – это проверка деятельности подконтрольного органа, проводимое контролирующим органом.Надзор – постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа. Идея конст контроля появилась в начале 17 века в Великобритании. Однако в современном понимании КК впервые появляется в США: дело Мердери против Мордисана. Верховный суд объявил, что федеральная конституция – это высший закон страны и любой закон конгресса противоречивший конституции может быть признан судом неконституционным. Наиболее распространенная – европейская модель КК, которая получила широкое распространения после второй мировой войны, позже постоянно совершенствовалась. Принципы КК:-законность-независимость судей-рациональная организация КСВ зависимости от конст решений органами КК могут быть:-Глава гос, Парламент, Правительство, Суды общей юрисдикции, административные суды, которые осущ КК, либо специально на ряду с другими своими функциями, либо в ходе осущ своих функций.-Специализированные органы КК: судебные (в многих европейских странах – конст юстиция), либо квазисудебными органами (конс совет во Франции).КК, который осущ высшими органами власти чаще всего именуются полит контролем.Две основные разновидности суд-конст контроля: американская (конституционность законов и дру актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел) и европейская (создание специальных суд органов КК, к примеру конст суд в Италии, Конст трибунал в Польше, Высш конст суд Египта, Федеральный конст суд Германии).Смысл сист: конст, являясь основным законом, следовательно для обеспечения наиболейшей эффективности конст необходима особая система контроля. Специализированные суд органы КК по мимо своей основной функции мично могут выполнять и другие полномочия (реализуют конст ответственность высших должностных лиц государства, выступают в качестве избирательных судов, а также дают официальное толкование конституции)В некаторых странах для осущ части подобных полномочий создаються специальные органы и эти полномочия частиобразный орган возлагаются на них. Своеобразный орган КК – охранительный совет, учережденный конституцией Ирана, образованный из обычных и мусульманских юристов. Все законодательство принятое парламентом Ирана отправляется в данный орган, который в 10-ти дневный срок обязан проверить законодательство на совместимость конст и критериями ислама.Порядок формирования парламентаФранцузский парламент состоит их двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - сената. Собрание включает 577 депутатов, избираемых на пять лет всеобщим, прямым и тайным голосованием.Активным избирательным правом юридически пользуются все французские граждане, достигшие к моменту выборов 18-летнего возраста и обладающие гражданскими и политическими правами. Избиратели должны удовлетворять требованиям ценза оседлости (т.е. обязательного проживания на территории избирательного округа), равного по общему правилу не менее шести месяцев.Не допускаются к голосованию душевнобольные и довольно значительная группа лиц из числа осужденных за преступления и деликты; также не вносятся в избирательные списки в течение определенного срока лица после отбытия наказания за указанные в законе преступления и деликты.Каждый избиратель должен лично зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Невыполнение этой обязанности ненаказуемо.Избирательные списки являются постоянными; они составляются в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно пересматриваются с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Каждому избирателю вручается карточка, которая им предъявляется при голосовании и проштамповывается. По общему правилу голосование осуществляется лично и каждый избиратель имеет один голос. Возможно голосование по доверенности.Кандидат в
65.Виды конституционного контроля в зарубежных странах.
Критерии:-По времени осуществления: предварительный, последующий контроль (распространяется на действующие или официально опубликованные НПА)-По месту осуществления: внутренний (проводиться сами органом, который издает акт) является предварительным, носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний осущ иным органом (главой гос) которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон. Является, в большинстве, последующим.-С точки зрения правовых последствий: консультативный (решение обладает моральной, а не юридической силой). Постановляющий (решения являются обязательными)-По обязательности проведения: обязательный (нормативный акт обязательно подвергается конституционному контролю (во Франции Конст Совет обяз проверяет на соответствие конст-ии регламенты палат парламента до их вступления в силу)) Факультативный контроль (осущ только в случае заявленной инициативы управомоченого субъекта, у которого возникли сомнения в конституционности какого-либо акта). Конкретный (осущ только в связи с каким-то судебным делом при разрешении которого подлежат применению нормы ...
-По объему: полный. Частичный (распространяется лишь на отдельные сферы (права и свободы, федеративные отн и т.д)
-По содержанию: формальный (проверяется соблюдение конст требований и условий, отн к изданию акта (проверяют соблюдены ли процедурные требования и форма издания акта) Материальный (проверка содержания норм акта на соответствии конст.
-С точки зрения действия во времени.
66.Компетенция органов конституционного контроля. Процедура рассмотрения дел органами конституционного контроля.
Компетенция органов конституционного контроля (надзора). Компетенция органов конституционного контроля определяется конституциями и принятыми на их основе законами. Основной задачей конституционных судов является проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов. Наряду с этим в зависимости от имеющихся полномочий конституционные суды наделяются правом разрешать споры о компетенции между различными органами: как одного уровня (например, между президентом и парламентом, так и между общегосударственными (федеральными) и региональными (местными). Достаточно часто конституционные суды наделяются правом проверки конституционности проведения референдумов (выборов), участвуют в процедуре импичмента высших должностных лиц, проверяют конституционность образования и деятельности политических партий, общественных объединений.Существенное влияние на правовую систему оказывает конституционный суд, когда он наделяется правом толкования конституции, проверки конституционности международных договоров.В национальном законодательстве (конституции и законах) предусматривается определенный круг субъектов, имеющих право на обращение в конституционный суд. Среди них – общегосударственные органы власти (глава государства, парламент, высшие судебные инстанции), группы депутатов, парламентское меньшинство, субъекты федерации, местные органы, уполномоченный по правам человека, политические партии, общественные объединения, физические лица. В последнем случае, то есть когда граждане обладают правом обращения в конституционный суд (Германия, Австрия, Россия), конституционный контроль осуществляется наиболее эффективно, поскольку институт конституционной жалобы позволяет гражданам наиболее надежным способом защитить их права и свободы.Среди основных полномочий органов специализированного конституционного контроля государств СНГ следует назвать:а) контроль за конституционностью нормативных правовых актов парламента и президента, а в Молдове и Армении – также международных и внутригосударственных договоров;б) толкование конституции (Кыргызстан, Молдова), конституции и законов (Украина);в) контроль за конституционностью конституций (уставов) и правовых актов органов субъектов федерации (Россия);г) контроль за актами местного самоуправления (Беларусь, Кыргызстан);д) контроль за конституционностью выборов президента и парламентариев, назначением либо проведением референдума, рассмотрение споров, связанных с конституционностью выборов и референдума (Кыргызстан, Азербайджан);е) контроль за конституционностью общественных объединений (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова);з) дача заключений о конституционности актов межгосударственных образований, в состав которых она входит (Беларусь, Таджикистан);и) право на внесение предложений об изменениях и дополнениях актов законодательства;^ Процедура рассмотрения дел органами конституционного контроля (надзора). В конституционном суде применяется особый порядок рассмотрения и разрешения дел. Правила конституционного судопроизводства формируются в конституции, законах о конституционных судах и регламентах конституционных судов. При этом существуют как общие, так и специальные процедуры рассмотрения отдельных категорий дел.Конституционное судопроизводство отличается от судопроизводства по гражданским, административным, уголовным делам по кругу участников процесса, срокам подготовки и рассмотрения дел, правовым последствиям.Общая процедура рассмотрения дел включает: обращение субъектов, наделенных правом инициативы на возбуждение производства, порядок назначения судьи-докладчика для подготовки дела к рассмотрению, предварительное изучение всех материалов судьями и сторонами, открытое судебное разбирательство (в некоторых судах, например Германии, допускается письменное разбирательство, то есть без выхода в открытое заседание), совещание судей, голосование по проекту решения с правом судьи высказать особое мнение, его оглашение и опубликование, исполнение и т.д.Что касается специальных процедур, то в зависимости от предмета вопроса, могут быть установлены особенности по кругу лиц, правовым последствиям принятого решения и т.д.
67.Понятие и конституционно-правовые основы местного самоуправления и управления. Европейская Хартия о местном самоуправлении.
1)Местное управление – это деятельность по руководству
местными делами, которою выполняют органы,
назначаемые центральной властью.Местное
самоуправление – характеризуется выборностью,
т.е данные органы избираются непосредственно
гражданами.1. Местное управление и самоуправлениеИз
изложенного выше, особенно в § 1 настоящей
главы, ясно, что в местных территориальных
единицах может осуществляться как местное
управление, так и местное самоуправление.
Настало время уточнить эти понятия.Прежде
всего следует подчеркнуть, что местные
территориальные единицы являются подразделениями
унитарных государств и субъектов федераций,
а также иных регионов, пользующихся государственной
автономией.Местное управление – это
управленческая деятельность в местной
территориальной единице, осуществляемая
центральной властью или администрацией
вышестоящего территориального уровня
управления. Осуществляется местное управление,
как правило, через назначаемые вышестоящей
властью административные органы. Так,
во Франции в регионе органом управления
является префект Республики (в 1982–1988
гг. именовался комиссаром Республики),
назначаемый правительственным декретом
и представляющий Правительство и его
членов в отношениях с населением. В его
компетенцию входят вопросы финансов,
безопасности, образования, культуры,
туризма, социальной помощи, экономического
развития и пространственного планирования,
которыми занимаются подчиненные ему
ведомственные структуры*. Таков же статус
(с естественными компетенционными отличиями)
префекта в департаменте – территориальной
единице следующего сверху уровня. Следующий
нижестоящий орган управления – супрефект
(буквально – подпрефект), действующий
в качестве администратора на территории
округа – промежуточной административно-
Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.Хартия состоит из трех частей. В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. В ряде статей предусмотрено право органов местного самоуправления на собственные территориальные границы и определение своих административных структур. В двух статьях ограничивается административный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и обеспечивается выделение им достаточных финансовых средств.Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. Исходя из необходимости обеспечить равновесие между основными принципами и гибкостью в отношении юридических и организационных особенностей каждого государства-участника, в Хартии предусмотрена возможность для участников не считать себя связанными отдельными положениями Хартии.В Хартии не предусмотрено системы контроля за ее выполнением за исключением обязательства сторон предоставлять любую информацию о законодательных актах или других мерах по применению положений Хартии.В третьей части содержатся обычные для конвенций СЕ положения технического характера.Присоединение к Хартии не влечёт никаких финансовых расходов, поскольку в её рамках не создано органов контроля за ее выполнением (хотя вопрос об этом и обсуждается). Главным местом, где рассматриваются проблемы местного самоуправления вообще и вопросы Хартии в частности, является Постоянная конференция местных и региональных органов самоуправления. Эта конференция является не межправительственной организацией, а представительным органом (типа Парламентской ассамблеи СЕ) и имеет в структуре СЕ уникальный характер. Пленарные заседания Конференции проводятся раз в год, в марте. (В 1992 г. в работе сессии принимали участие представители России).Межправительственным постоянным органом в рассматриваемой области является Постоянный комитет местных и региональных органов самоуправления, который разрабатывает институционные, юридические и финансовые рамки деятельности СЕ по этим вопросам. Комитет собирается на свои заседания два раза в год.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"