Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
33.Разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами.
основные системы распределения компетенции между союзом и субъектами федерации.
Одним из самых актуальных является вопрос о распределении компетенции между федерацией (центральной властью) и ее субъектами. Существует исключительная компетенция федерации, исключительная компетенция субъектов федерации, и совместная компетенция федерации и ее членов.Исключительная компетенция федерации закрепляется, как правило, в федеральной компетенции.К ней относят:- вопросы обороны страны;- иностранные дела;- вопросы денежного обращения;- сбор важнейших налогов;- организация федеративно государственных органов;- рассмотрение и разрешение споров между странами федерации и субъектами;- рассмотрение споров между лицами федерации.К компетенции субъектов федерации обычно относят:- вопросы организации местных органов управления и самоуправления;- охрану общественного порядка;- охрану и защиту окружающей среды;- принятие местного законодательства (гражданского и уголовного)- вопросы культуры, образования, медицины;- организация и проведение выборов. Понятие совместной компетенции подразумевает наличие вопросов которые могут решаться как союзной властью, так и субъектами федерации. Существует такое правило, что если по вопросам совместной компетенции субъектом федерации принимается акт, противоречащий федеральному закону, то он признается недействительным, поскольку приоритет всегда принадлежит федеральному законодательству. Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономииГосударствоподобный или государственный характер территориальных единиц, составляющих федеративное государство (субъектов федерации), выражается в наличии у них своей конституции (как правило), своего парламента, правительства, иногда особой судебной системы и военизированных формирований (например, в США), часто своего гражданства, государственных символов – герба, флага, гимна. Территориальные единицы унитарных государств, пользующиеся государственной автономией, также имеют иногда конституции (Занзибар), гражданство (Аланды) и иные атрибуты государственности. Субъекты федераций обычно имеют паритетное или пропорциональное представительство в федеральных парламентах. То же можно сказать о высших территориальных единицах таких стран, как Италия, Испания. В некоторых странах конституции содержат нормы, направленные на недопущение преобладания какого-либо субъекта федерации в иных федеральных органах. Например, как уже отмечалось, ч. 3 ст. 175 Конституции Швейцарской Конфедерации предусматривает, что от одного и того же кантона может быть избран не более чем один член Федерального совета (правительства).Конституции некоторых федеративных государств содержат предписания, регулирующие основы государственной организации субъектов федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 28 германского Основного закона конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе самого Основного закона. В землях, уездах и общинах народ должен иметь представительство, образованное путем всеобщих, непосредственных, свободных, равных и тайных выборов, причем в общинах вместо выборной корпорации может действовать общинное собрание. Некоторые конкретные нормы, касающиеся компетенции, собственности и организации законодательной и исполнительной власти в штатах, содержатся в ст. 25–28 Конституции Бразилии.Согласно ст. 51 швейцарской Конституции каждый кантон обязан принять для себя демократическую конституцию, которая нуждается в согласии народа и должна пересматриваться по требованию большинства избирателей. Конституции кантона нуждаются в гарантии Союза, который дает такую гарантию, если конституция не противоречит федеральному праву.Как правило, конституции не называют субъекты федераций суверенными, однако есть некоторые исключения и из этого правила. Так, согласно ст. 3 швейцарской Конституции (она воспроизводит ст. 3 прежней Конституции 1874 г.) «кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу». Вопрос о том, может ли суверенитет быть ограниченным, в теории спорен.
34.Автономия: понятие, признаки, виды, значение.
Понятие автономии. В широком смысле
слова автономия в конституционном праве
означает предоставление какой-либо части
государства (например, Аландским островам
в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким
частям (двум округам, населенным индейскими
племенами, в Никарагуа, двум округам,
населенным в основном гагаузами, в Молдавии),
всем однопорядковым единицам (например,
областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым
административно-террито
Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют предста- ' | вителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении вен- ^ гров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Фин- ]| ляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Есть и межгосударственный совет саамов этих стран, но он не столько занимается вопросами языка и культуры, сколько регулирует оленеводство (определяет районы и периодичность выпасов и т.д.).
35.Конфедерация: понятие и признаки. Иные виды союзов и сообществ зарубежных стран в современном интеграционном процессе.
1) Конфедерация – союз
36.Понятие и источники избирательного права в зарубежных странах. Понятие и виды выборов.
Понятие избирательного права используется для обозначения двух взаимосвязанных явлений:1) под избирательным правом подразумевается институт, т.е. совокупность норм, регулирующих порядок и условия формирования выборных органов, замещения выборных должностей;2) избирательное право означает субъективное право лиц на участие в выборах. Причем понятие субъективного избирательного права имеет два значения. Участие в выборах заключается в подаче голосов избирателями. Но выставление кандидатуры на выборный пост также представляет собой форму участия в выборах. Поэтому различают активное избирательное право, обеспечивающее участие в выборах в качестве избирателя, и пассивное избирательное право, то есть право участвовать в выборах на правах кандидата в депутаты, президенты, губернаторы, шерифы и иные должности. Основным источником избирательного права является конституция данного государства.Законодательство о выборах довольно обширно и детально, прежде всего, это:— органические законы о выборах;— избирательные кодексы;— законы о выборах;— законы о финансировании выборов;— законы о политических партиях;— толкование центральных избирательных комиссий— неписаные источники — обычаи, традиции-акты международного права,Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований. Такие нормы могут содержаться в декретах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в инструкциях центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение выборов.2) Понятие и виды выборов.Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, Во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный орган власти или избирается конкретное должностное лицо.Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два или более кандидата или несколько партий. Выделяют следующую классификацию выборов:1- в зависимости от территории их проведения:- общенациональные выборы, которые проводятся в масштабах страны;- региональные выборы, проводимые в рамках крупных территориальных единиц (в рамках штатов США);- местные выборы (сравнительно небольшие территории – города).2- в зависимости от способа волеизъявления граждан:- прямые – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост;- непрямые – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Существует два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо.В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган; местный совет, парламент или одна из его палат (так избирается президент Италии, классической системой многоступенчатых выборов была система выборов в Советы, существовавшие в СССР).3- Выборы также делятся на очередные и внеочередные.Очередные – проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе (к примеру, срок полномочий американского президента – 4 года, французского президента – 7 лет).Внеочередные – проводятся до истечения срока полномочий представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности.Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например, парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента. Тогда после процедуры досрочного роспуска назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.4 – выборы могут быть частичными и дополнительными.Дополнительные выборы проводятся в зависимости от того, есть ли вакансия в коллегиальном органе. Проводятся в тех случаях, если кто-то выбывает из состава данного органа в силу болезни, смерти или добровольной отставки.
Частичные выборы – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законом. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа (например, в США каждые 2 года переизбирается треть Сената США).
37.Принципы избирательного права: понятие, гарантии реализации, конституционное закрепление в зарубежных странах.
Принципы избирательного права.
-принцип всеобщности
Всеобщее избирательное право —могут участвовать все граждане,. Данный принцип ограничен избирательными цензами.
Равенство избирательного права означает, что избиратели имеют равное количество голосов и участвуют в выборах на равных основаниях.
Прямыми выборами называются выборы, во время которых избиратель голосует непосредственно за кандидата в депутаты или другое выборное лицо.
Непрямые выборы имеют две разновидности: косвенные и многостепенные. При многостепенных выборах депутаты нижестоящих выборных (представительных) органов избирают депутатов вышестоящих (представительных) органов
Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без государственного принуждения.
Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.
38.Виды избирательных цензов в зарубежных странах.
Избирательные цензы: понятие и виды.
В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потен циальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования - предъявляются к кандидатам на выборные должности.Возрастной ценз — это установленное законом требование,согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в тойили иной местности в течение определенного времени. Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США - 1 мес., ФРГ - 3мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме.Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на женщин.Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующихдесятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия – в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945. Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которыефактически играют ту же роль. Существует целый ряд другихспособов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие. Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». В ряде стран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» и некоторые другие национальные мень-шинства.Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивногоизбирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно устанавливается более высокий возрастной ценз При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости иносит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д. Большинство кандидатов — это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиеся поддержкой политических партий.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"