Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
23)Конституционные принципы экономических и социальных отношений в зарубежных странах.
Экономическая система – совокупность
экономических отношений, господствующих
в конкретной стране (отношения собственности,
производства, обмена и присвоения материальных
и духовных благ). наиболее важным и популярным
является институт собственности.Современные
зарубежные конституции закрепляют и
развивают принципы охраны и защиты собственности.
К примеру, для зарубежных стран свойственна
следующая классификация форм собственности:1)частная
собственность:•монополистичная национальная
частная собственность•
24)Конституционные основы духовно-культурной жизни общества.
Духовно-культурные отношения в обществе – это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения обусловлены в конечном счете существующей системой политических, экономических и социальных отношений, однако надо иметь в виду, что эта обусловленность – именно в конечном счете. Более того, духовно-культурные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления – науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.2. ОбразованиеЭтот участок жизни общества можно считать основополагающим для всей ее духовно-культурной сферы, так как без образования не может быть культуры и полноценной духовной жизни. Выше в связи с правом на образование уже обращалось внимание на тенденцию к довольно подробному конституционному регулированию данного института. Приводились примеры его конституционного регулирования в демократическом (Германия) и тоталитарном (КНДР) обществе. Поэтому здесь мы ограничимся минимумом дополнительных примеров, отражающих различный подход государств к организации образования.В ст. 27 Испанской конституции указывается, что образование будет иметь целью полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свободам. Публичные власти должны гарантировать родителям возможность давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственными убеждениями. Основное обучение обязательно и бесплатно. Публичные власти гарантируют всем право на образование посредством общего программирования обучения при эффективном участии заинтересованных секторов и создания учебных заведений. За физическими и юридическими лицами признается свобода создавать учебные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов. Преподаватели, родители и в соответствующих случаях учащиеся будут участвовать в контроле и управлении во всех учебных заведениях, которые содержатся администрацией за счет публичных фондов. На публичные власти возлагаются инспектирование и освидетельствование системы образования, чтобы гарантировать соблюдение законов. Публичные власти будут поддерживать учебные заведения, которые отвечают требованиям, установленным законом. Признается автономия университетов на установленных законом условиях.Таким образом, здесь, как и в Германии, мы наблюдаем либеральную систему с минимально необходимым руководством публичных властей. Пример противоположного подхода к образованию дает Конституция Кубы, которую стоит процитировать, несмотря на большой объем соответствующего текста. Так, в ст. 39, в частности, сказано:«Государство направляет, развивает и поощряет образование, культуру и науку во всех их проявлениях. В своей политике в области образования и культуры государство придерживается следующих принципов:a) основывает свою политику в области образования и культуры на достижениях науки и техники, идеях марксизма и мартианства (имеется в виду идейное наследие кубинского революционного идеолога Хосе Марти. – Авт.), кубинской и всемирной прогрессивной педагогической традиции;b) обучение есть функция государства и является бесплатным. Оно базируется на выводах и достижениях науки и на самой тесной связи учебы с жизнью, трудом и производством. Государство поддерживает широкую систему стипендий для студентов и предоставляет разнообразные возможности учебы работающим с целью достижения ими наивысшего возможного уровня знаний и навыков. Закон устанавливает состав и структуру национальной системы обучения, а также обязательность учебы и определяет минимум общей подготовки, которую должен получить каждый гражданин;c) способствует патриотическому воспитанию и коммунистическому формированию новых поколений и подготовке детей, молодежи и взрослых к общественной жизни. Для осуществления этого принципа общее образование и специальное образование научного, технического или художественного характера сочетается с трудом, прикладными исследованиями, физическим воспитанием, спортом и участием в общественно-политической деятельности и в военной подготовке».Поскольку ставится задача коммунистического воспитания новых поколений, то очевидно, что выполнять эту задачу может только государство. Надо признать, что в деле расширения образования послереволюционная Куба преуспела, однако качество его таково, что многие выпускники вузов пополняют ряды тех, кого А.И. Солженицын метко назвал «образованщиной».
25)Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений в зарубежных странах. Религиозные общины и церковь. Основные модели взаимоотношений государства с церковью.
РелигияЭто также важный институт духовно-культурной
жизни общества. Как система мировоззренческих представлений и верований
религия служит объединяющим людей фактором
и, как отмечалось, даже фактором государствообразующим.
Она накладывает отпечаток на многие институты
не только духовно-культурной, но и политической
жизни общества. Естественно поэтому,
что конституционное право не может игнорировать
религию.Религия обычно тесно связана
с церковью, которая представляет
собой большей частью иерархическую структуру,
лишенную демократических признаков и
предназначенную для удовлетворения религиозных
потребностей верующих. На практике церковь
нередко выходит за эти рамки и возглавляет
или направляет движения верующих, преследующие
политические цели. Поэтому ниже в § 4 следующей
главы мы рассмотрим роль церкви и иных
форм религиозного объединения в политических
системах общества отдельных стран.Взаимодействие
религии и конституционного права чаще
всего осуществляется в виде конституционно-правового
гарантирования свободы совести, о чем
шла речь в предыдущей главе, и регулирования
отношений между государством и церковью.
При этом обычно в той или иной форме провозглашается
отделение церкви от государства. Согласно,
например, ч. 3 ст. 16 Испанской конституции
«никакое вероисповедание не будет иметь
государственного характера. Публичные
власти будут принимать во внимание религиозные
верования испанского общества и поддерживать
соответствующие отношения с Католической
церковью и другими вероисповеданиями».
26)Понятие формы правления. Классификации форм правления. Смешанные формы правления.
Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по наследству.абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует (Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх может приостановить действие конституции.парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации, правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания, Бельгия, Дания).Республика – выборность высших органов государственной власти, их ответственность перед населением.президентская (США):а) президент избирается не парламентским способом,б) Президент формирует Правительство,Правительство подотчетно только Президенту,Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,парламентарная (Германия, Индия):а) Президент избирается парламентским путем,б) Парламент участвует в формировании Правительства,в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,смешанная – на примере Франции:а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке правительства,в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.Смешанные формы правления.Смешанная форма правления – сочетает в себе элементы как парламентарной, так и президентских республик. Наиболее типичным примером смешанной формы правления является V Республика Франции. Конституция 1958г Ф-ции сохранив атрибуты парламентаризма, оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой стал президент, наделенный большими полномочиями, избираемый внепарламентским путем. Сначало он избирался выборщиками (81512), а затем в 1962г стали прямые выборы. Правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним.Правительство выведено из-под парламентского контроля. Фактическое руководство правительством осуществляется президентом, а не премьер-министром, президент председательствует в совете министров, а премьер-министр в совете кабинета, который лишь готовит решения для совета министров.Положение отношений премьер-министра с президентом резко изменились в 1986г, после того как социалистическая партия потерпела поражение на выборах в Национальное собрание. Возникла ситуация “разделенного правления”, что привело тогда к фактической независимости премьер-министра от президента.Президент V Республики наделяется правами и президентской республики, т.е. правом роспуска парламента, обладает большой фактической властью, чем глава президентской республики.
27)Монархия: понятие, виды, признаки.
МОНАРХИЯ
1. ПонятиеВ переводе с греческого данный термин
означает единовластие. Однако в современном
понимании власть монархия – не просто
власть одного, а наследуемая. Эта власть
нередко обожествлялась (монарх – помазанник
Божий). В Японии Император до 1945 года считался
сыном богини Солнца – Аматерасу. 2. Абсолютная
монархияЭта форма правления типична
для позднего феодализма, когда в глубинах
аграрного строя вызревают зачатки индустриального.
28)Республика: понятие, виды, признаки.
§ 3. РЕСПУБЛИКА1. ПонятиеРеспублика (от лат. res publica – общественное дело) – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием конституционных законов 1875 года после двукратной реставрации монархии. 2. Дуалистическая (президентская) республикаЭта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.Прежде всего здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов (checks and balancies). Рассмотрим, в чем это проявляется.И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 15 – 20 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.3. Парламентарная республикаК этой форме правления относится все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Показательно, что ст. 74 Конституции Республики Индии 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства.Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, – политическая ответственность правительства перед парламентом или его нижней палатой. Как и там, ответственность эта – часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.При парламентарной республике также возможны два государственных режима – парламентарный (например, в Италии) и министериальный (например, в Германии).Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести, кроме Германии и Италии, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, 4. Смешанная (полупрезидентская) республикаТакая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит Правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента – Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством – с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. Так, в 1986 году, когда Президентом Франции был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное собрание дали перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано Правительство. Однако просуществовало оно всего полтора года, после чего Президент распустил Национальное собрание, а новые выборы дали возможность сформировать Правительство социалистов.А что было бы, если бы и на этих выборах победили правые партии? Либо Президенту пришлось бы уйти в тень, отказаться от самостоятельного руководства государственной политикой, либо ему досрочно надо было бы подавать в отставку, либо, наконец, выждать необходимый срок для еще одного роспуска Национального собрания, что авторитета Президенту отнюдь бы не прибавило. В 1993 году ситуация с победой правых сил на выборах повторилась, но на этот раз до очередных выборов Президента оставалось уже немного времени, так что ему пришлось потерпеть нежелательное правительство до окончания своих полномочий. Государственный режим здесь можно охарактеризовать как преимущественно дуалистический.В целом ряде стран с рассматриваемой формой правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм). Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава правительства.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"