12)Конституционное закрепление
правового статуса личности. Современные
концепции прав личности в зарубежных
странах.
Конституционно-правовой статус личности
Правовой статус личности
— совокупность прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина. Личные, политические, экономические, социальные и культурные
права (право на жизнь; право на свободу;
неприкосновенность и достоинство личности;
право на личную жизнь; свободу передвижения
и выбор места жительства; свобода мысли,
совести и высказываний; право на национальную
принадлежность и пользование родным
языком, право избирать и быть избранным;
право участия в управлении обществом
и государством; право на обращение в государственные
органы; право на объединение, свободу
союзов; свобода собраний и других публичных
мероприятий, право собственности; право
на осуществление предпринимательской
деятельности; право на коллективные действия
в защиту своих интересов; право на труд;
право на достойный жизненный уровень;
право на материальную помощь со стороны
государства в старости, во время болезни,
в случае инвалидности, безработицы; право
на здоровье; право на образование; право
на участие в культурной жизни.Особую
группу составляют экологические права:
право на безопасную окружающую среду,
на информацию о состоянии окружающей
среды.Правовой статус личности
характеризуется не только правами,
но и наличием обязанностей, которые закрепляются
далеко не во всех конституциях обязанность
соблюдать конституцию и законы; воинская
обязанность; обязанность платить налоги;
беречь окружающую среду. Некоторые обязанности
(например, воинская) принадлежит только
гражданам, другие обязанности обычно
не зависят от гражданства. Правовой статус
личности, закрепленный в Конституции
Российской Федерации 1993 г., основан на
новой концепции прав человека по сравнению
с предшествующими конституциями, базируется
на международно-правовых документах.
Последние устанавливают общеправовые
стандарты прав и свобод личности, определяющие
тот уровень, ниже которого государства
не могут опускаться. дело в том, что права
и свободы человека перестали быть только
внутренним делом государства. Теперь
они объект внимания всего международного
сообщества. Универсальный набор прав
и свобод, способный обеспечить нормальную
жизнедеятельность человека, сформулирован
в таких международно-правовых актах,
как:Всеобщая декларация прав человека
(1948 г.),Международный пакт о гражданских
и политических правах (1966 г.),Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.),Факультативный протокол
к Международному пакту о гражданских
и политических правах (1966
13)Институт гражданства (подданства)
в зарубежных странах. Граждане, иностранцы
и лица без гражданства (апатриды): различные
правовые режимы. Основания и порядок
приобретения и прекращения гражданства.
Гражданство -устойчивую, длящуюся правовую связь человека
с государством, порождающую комплекс
их взаимных прав и обязанностей. Основания приобретения гражданства
1)по факту рождения получило название
филиация - Право крови — один
из принципов приобретения гражданства
по рождению (филиация), признает гражданином
любое лицо, родившееся от граждан данного
государства. - Право почвы —
один из принципов приобретения гражданства
по рождению (филиация), признает гражданином
любое лицо, родившееся на территории
данного государства, независимо от гражданства
родителей. 2) укоренение или
приобретение гражданства в порядке натурализации.
3) Признание гражданства — один из способов
приобретения гражданства, представляющий
собой волевой акт государства, которым
юридически закрепляется фактически существующее
положение. 4)Восстановление в гражданстве
— это упрощенный порядок приобретения
гражданства данного государства лицами,
ранее утратившими его по каким-либо причинам.
5)Оптация— это выбор гражданства в связи
с переходом части территории от одного
государства к другому или провозглашением
части территории новым независимым государством
. 6)Трансферт — изменение гражданства
без права выбора, связанное с переходом
части территории к другому государству.Прекращение гражданства может
иметь место в результате1) выхода
из гражданства соответствующей страны
или отказа от гражданства.2)Под утратой
гражданства следует понимать прекращение
гражданства независимо от воли гражданина
или даже вопреки его воле.3)Лишение гражданства
является санкцией государства в отношении
лица, допускающего недозволенное поведение.Гражданство
– это устойчивая, длящаяся политико-правовая
связь, а также принадлежность лица к определенному
государству, в силу которого на данное
лицо распространяется полная юрисдикция
страны, т.е. это лицо обладает свей полнотой
прав, существующих в данном государстве
и несет все возложенные на граждан обязанности.1.2.Правовое положение лиц
без гражданства (апатридов) и лиц с множественным
гражданствомЛицами без гражданства
являются те, кто не может доказать наличие
у них какого-либо гражданства. Правовое
положение лиц без гражданства во всех
странах приравнивается к правовому положению
иностранцев. Государства, как правило,
не заинтересованы в проживании на их
территории большого числа лиц без гражданства
и поэтому создают условия для перехода
в гражданство постоянно проживающих
на их территориях лиц без гражданства.Наиболее
частным случаем многогражданства является
бипатризм, т. с. принадлежность лица к
гражданству двух государств, что удостоверяется
соответствующими документами. Двойное
гражданство в ряде случаев создает для
его обладателя определенные сложности,
если каждое из государств требует от
него выполнения гражданских обязанностей.Следует
отличать двойное гражданство от многоуровневого
гражданства в федеративных государствах.
В федерации союзное гражданство не может
вступить в противоречие с гражданством
субъектов федерации, поскольку в рамках
последнего могут предоставляться лишь
дополнительные гарантии, единых для
граждан всего союза прав, и устанавливаться
некоторые дополнительные права и обязанности,
отражающие специфику члена федерации,
но которые не должны вступать в противоречие
с общефедеральным статусом гражданина.Правовое положение иностранцевВ
демократическом государстве иностранцы,
которые практически постоянно проживают
в данной стране, по своему правовому положению
в основном приравниваются к правовому
положению граждан данного государства.
Но они не обладают политическими правами,
не подлежат призыву на военную службу,
не могут занимать некоторые должности
(например, должность судьи, капитана корабля,
командира воздушного судна, полицейского
и т. д.).Временно пребывающие на территории
другого государства иностранцы в большей
степени ограничены в правах (в плане трудовой
деятельности, социального обеспечения,
образования и др.).Особое место среди
иностранцев занимают дипломатические
и консульские представители. Правовое
положение этих лиц урегулировано международными
актами, например, Венская конвенция о
дипломатических отношениях 1961 г. Венская
конвенция о представительстве государств
в их отношениях с международными организациями
универсального характера 1975 г. Дипломаты
и консульские представители освобождены
из-под уголовной, административной и
гражданской юрисдикции государства пребывания.
Дипломаты пользуются налоговыми и таможенными
льготами.
14)Понятие и классификация основных
прав и свобод человека и гражданина. Конституционные
обязанности.
18. Классификация прав и свобод1) естественные и позитивные. Естественные права принадлежат человеку
от рождения (право на жизнь, на свободу,
на достоинство, на личную неприкосновенность...).Позитивные
права возникают в силу их закрепления
в конституции (политические, экономические,
социальные права…).2) права человека и права гражданина.
Права человека не зависят от гражданства
и принадлежат всем без исключения людям,
проживающим в государстве.Права гражданина
принадлежат только гражданам государства
(избирательные права, право создавать
политические партии, право на доступ
к государственной службе).3) личные, политические, экономические,
социальные и культурные права (право
на жизнь; право на свободу; неприкосновенность
и достоинство личности; на личную жизнь;
свобода мысли, совести и высказываний;
право на национальную принадлежность
и пользование родным языком, право избирать
и быть избранным; право участия в управлении
обществом и государством; право на обращение
в государственные органы; право на объединение,
свободу союзов и ассоциаций; свобода
собраний и других публичных мероприятий
,право собственности; право на осуществление
предпринимательской деятельности; право
на коллективные действия в защиту своих
интересов; право на труд; право на достойный
жизненный уровень; право на материальную
помощь со стороны государства в старости,
во время болезни, в случае инвалидности,
безработицы; право на здоровье; право
на образование; право на участие в культурной
жизни.Особую группу составляют
экологические права: право на безопасную
окружающую среду, на информацию о состоянии
окружающей среды.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХОбязанности
являются одним из элементов правового
статуса личности наряду с правами и свободами.
Если конституционные права и свободы
можно определить как меру возможно поведения
человека и гражданина, то конституционные
обязанности являют собою меру должного
поведения, предусмотренную рамками конституции.Обязанности,
прописанные в конституциях, можно разделить
на различные категории.Однако наиболее распространенным
является деление конституционных обязанностей
на обязанности человека и обязанности
гражданина. Первые относятся ко всем
лицам, находящимся на территории соответствующего
государства. Вторые же проистекают из
связи между человеком и государством
и распространяются только лишь на граждан
(подданных).Соблюдение прав и свобод других
лиц. Эта первейшая обязанность проистекает
из взаимозависимости и взаимообусловленности
прав и обязанностей. Любое право человека
порождает корреспондирующую другому
лицу обязанность соблюдать это право.
Так, ст. 12 Конституции Турции 1982 г. развивает
данную формулу: «...Основные права и свободы
подразумевают также обязанности и ответственность
гражданина перед обществом, его семьей
и другими лицами...».Соблюдение конституции и
законодательства. Закрепление данной
обязанности связано с необходимостью
поддержания правопорядка на территории
государства. Эта обязанность распространяется
на все категории лиц, пребывающие в стране.Обязанность трудиться.
На сегодняшний день данная обязанность
закреплена в конституциях многих стран
мира (Китай, Япония, Турция, Куба и др.).
Однако во многих странах она является
формальной, не влечет соответствующего
наказания за неисполнение.Воинская обязанность.
Эта обязанность гражданина неизменно
связана с обязанностью защиты родины,
отечества.Уплата налогов и сборов.
Эта важнейшая обязанность во многом определяет
материальные устои в государстве. При
этом само государство должно быть чрезвычайно
осторожно устанавливая налоговое бремя
на своих граждан, так как увеличение размеров
налогов может привести к обратно эффекту
– налоговые уборы уменьшатся из-за уклонения
(сокрытия) уплаты налогов.Обязанность охраны окружающей
среды.В конституциях зарубежных стран
встречаются и иные обязанности человека
и гражданина.Политические обязанности(для
всех граждан): 1) выполнять обязательные
публичные функции; 2) соблюдать конституцию
и законы страны; 3) голосовать на выборах. Обязанности, связанные
с гражданством: 1) быть верным
стране; 2) защищать Родину;3) участвовать
в ликвидации последствий стихийных бедствий
и др Публичные субъективные
обязанности: 1) платить налоги, установленные
законом 2) переносить экспроприацию,
установленную законом; 3) трудиться; 4)
быть свидетелем в соответствии с нормами
процессуального кодекса.
15)Гарантии конституционных
прав и свобод. Законодательно-допускаемые
ограничения прав и свобод. Международные
документы о правах человека. Международные
средства защиты прав и свобод человека.
9. Гарантии прав и свободОни
подразделяются на две большие категории: внутригосударственные
и международно-правовые. Первые, в свою
очередь, делятся на судебные и несудебные.Внутригосударственными гарантиями
служат прежде всего некоторые конституционные
права как материально-правового, так
и особенно процессуального характера.
Сюда можно отнести такие рассматриваемые
в последующих параграфах настоящей главы
права, как право петиций, включающее с
необходимостью право жалобы, права, реализуемые
в судебном и административном процессе,
и др., равно как и некоторые общие принципы. Гарантии конституционных
прав и свободГарантии конституционных
прав и свобод представляют собой средства,
инструменты, обеспечивающие осуществление
людьми их правомочий. Выделяют следующие
виды гарантий: социально-экономические,
организационно- политические, юридические.Социально-экономические
гарантии заключаются в создании государством
таких условий, которые позволили бы людям
повысить свое благосостояние. Эти гарантии
таковы: социальная стабильность, развитие
экономики, снижение налогов и т.п.Организационно-политические
гарантии - это предоставление гражданам
возможности участвовать в управлении
делами государства и местного самоуправления,
в деятельности политических организаций.Юридические гарантии
- это закрепленные в законодательстве
правовые условия и средства, обеспечивающие
охрану прав и свобод человека и гражданина
(качественное, детализированное и беспробельное
законодательство, разработка механизма
осуществления своих прав).К числу гарантий
может быть отнесено право каждого защищать
свои права и свободы всеми способами,
которые не запрещены законом. Велика
роль принципа презумпции невиновности,
который закреплен ст. 49 Конституции России.
Каждый обвиняемый в совершении преступления
считается невиновным, пока его виновность
не будет доказана и установлена судом.
Обвиняемый не должен доказывать свою
невиновность.2) Законодательно-допускаемые
ограничения прав и свобод.Как бы отвечая
на этот вопрос, в данной статье указываются
два важных условия: а) права могут быть
ограничены только федеральным законом
и б) «только в той мере, в какой это необходимо».
В мировой конституционной теории и практике
общепризнано, что ограничения гражданских
прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного
положения (эпидемии, межнациональные
конфликты, стихийные бедствия, массовые
беспорядки и др.). Это признается Международным
пактом о гражданских и политических правах
(ст. 4), который, однако, требует, чтобы
чрезвычайное положение государством-участником
было официально объявлено и об этом сообщено
другим государствам.В Конституции есть еще
одна важная гарантия. Согласно ч. 3 ст.
118 «создание чрезвычайных судов не допускается».
Следовательно, в условиях чрезвычайного
положения продолжают действовать суды
общей юрисдикции, что гарантирует защиту
граждан от незаконных или дискриминационных
действий.Ограничения прав и свобод
граждан всегда сбалансированы правом
на обжалование действий должностных
лиц соответствующих государственных
органов, закрепленным в Конституции РФ
(ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе,
в законах о прокуратуре, об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан.3)международные
документы о правах человека.В развитие
международных документов в рамках ООН
были приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении
преступления геноцида и наказании за
него; Конвенция 1965 г. о неприменимости
срока давности к военным преступлениям
и преступлениям против человечества;
конвенция 1973 г. о пресечении преступления
апартеида и наказании за него; Конвенция
1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения
и наказания; Конвенция прав ребенка 1949
г.; Конвенция МОТ № 111 о дискриминации
в области труда, занятости; Конвенция
ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области
образования и др. Только Международная
организация труда приняла почти 200 конвенций
(1) по различным социальным и экономическим
правам.Не меньшее значение (в том
числе для Российской Федерации) имеет
принятие Советом Европы Конвенции о
защите прав человека и основных свобод Конвенции о передаче осужденных
лиц 1983 г.; Европейской Конвенции о пресечении
терроризма 1977 г.; Европейской Хартии
региональных языков и языков меньшинств
1992 г.; Европейской конвенции об осуществлении
прав детей 1996 г.; Европейской Конвенции
о гражданстве 1997 г.; Конвенции о защите
прав человека и человеческого достоинства
в связи с применением биологии и медицины
1997 г. и дополнительного протокола к ней
относительно запрета на клонирование
человеческих существ 1998 г.; Конвенции
о борьбе с коррупцией 1999 г. и других документов
этой международной организации.4)
Международные средства защиты прав и
свобод человека.Международные средства
защиты прав и свобод представляют собой
создаваемые в соответствии с международными
нормативными актами специальные органы,
которые наделяются полномочиями по
принятию, рассмотрению и оценке обращений
индивидов.Конституция РФ предоставляет
каждому право обращаться с жалобой в
межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека. Реализация этого
права возможна только при наличии соответствующих
международных договоров Российской Федерации
и может быть осуществлена, если исчерпаны
все имеющиеся средства правовой защиты
в самом государстве. Следовательно, жалоба
может быть подана после отказа лицу во
всех судебных инстанциях Российской
Федерации.3Она подается в Комитет по правам
человека, созданный в соответствии с
Международным пактом о гражданских и
политических правахДругим международным
органом, предназначенным для защиты прав
человека является Европейский Суд по
правам человека, Обращение в Суд могут
подавать как государства, так и физическое
лицо.
16)Понятие общественного, конституционного
строя. Конституционное регулирование
и элементы общественного строя.
1.Понятие общественный строй и конституционный строй неодинаковы.
Общественный строй в отличие от конституционного
имеется в каждом государстве и является
понятием более широким в сравнении с
конституционны строем. Общественный строй –
понятие глобальное, в его характеристике
участвуют не отдельные отрасли права,
не отдельные нормы права, а вся правовая
система государства. Элементами общественного
строя являются:1) политическая система2)
экономическая система3) социальная структура
общества4) Внешняя политика5) Защита государстваОбщественный
строй представляет собой совокупность
общественных отношений, в которые вступают
люди в повседневной жизни при реализации
экономических, политических социальных
отношений, закрепленных в законодательстве
данного государства.2.Конституционный строй
– это форма или способ организации государства,
при котором обеспечено подчинение государства
праву.Признаки конституционного
строя:1)верховенство закона (права
над государством)2)разделение властей3)приоритет
общепризнанных принципов и норм международного
права4)эффективные механизмы реализации
и защиты прав человекаЭлементы конституционного
строя:1) политическая система2) экономическая
система3) социальная структура общества.
В РБ взаимоотношения между социальными
национальными общностями строятся на
основе равенства, взаимного доверия,
уважения прав и законных интересов, а
также с учетом других принципов и норм
международного права.4) Внешняя политика.
Она строится на основе приоритета общепризнанных
принципов и норм международного права,
а именно:•равенства государств•нерушимости
границ•неприменения силы, как средства
достижения государственной власти•невмешательства
во внутренние дела других государств
и т.д. 5) Защита государства. Согласно ст.57
конституции защита государства является
обязанностью и священным долгом гражданина
РБ, кроме конституции данный элемент
находит свое отражение в следующих НПА:•Закон
«об обороне»Закон «о всеобщей воинской
обязанности и военной службе»•Закон
«о государственной границе»
•Закон «о статусе военнослужащего»2)Констит.регулирование-
- Общественный строй - все стороны общественной
жизни в их органическом единстве и взаимосвязи.Следует
различать понятие общественного строя
как социального института и как конституционно-правового
института. Общественные отношения, общественная
жизнь - это и есть общественный строй
как социальный институт. Правовые нормы,
регулирующие эти общественные отношения,
- конституционно-правовой институт.
Общественный строй как социальный институт
существует всегда и везде, а конституционно-правовой
регулируется Конституцией конкретного
государства.Государство всегда вмешивается
в общественную жизнь сообразно с понятиями
возникающих потребностей, а понимание
общественных потребностей - явление
субъективное. Очевидно, этим и объясняется
то, что конституционно-правовой институт
общественного строя регулируется в
конституциях неоднозначно, неодинаково.
Эти неодинаковость и различия выражаются
в следующем:Конституция регулирует общественный
строй - в ней отведены для этого специальные
главы - «общественный строй», «общественное
устройство».Конституция регулирует
социально-экономические отношения,
которым посвящены главы «культура», «экономика»,
«политика».