Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

17)Конституционные принципы политических отношений в зарубежных странах. Политическая система общества: понятие, субъекты. Политический процесс и его правовое регулирование.

1)Конст.принципы пол.отн.- Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:- многообразные проявления политической власти (в политических партиях, движениях и т.д.);- равенство всех общественных объединений перед законом;- главенствующее место государственной власти среди других проявлений власти;- демократизм и гуманизм политической власти;- признание верховенства права над политической властью;-всеохватывающий характер государственной власти (объединяет всех членов общества и осуществляется непрерывно);- суверенность государственной власти (верховенство, самостоятельность и независимость);- единство государственной власти (ее концентрация в одном субъекте - народе);- разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную);- определение основ политического процесса (т.е. форм, способов и направлений политической деятельности - избирательный, законодательный, бюджетный и т.д.);- определение приемов, методов и способов осуществления политической власти (т.е. характер политического режима.2)Политич.сист.общ.- .Политическая система – это совокупность госорганов, должностных лиц, общественных организаций, политических партий и отдельных граждан, оказывающих влияние на политическую жизнь государства и общества. Политическая система проявляется в суверенитете, а он выступает в 3 формах:1) государственный суверенитет2) Национальный суверенитет3) народный суверенитет

Элементы политической системы:1) правовое государство – основной элемент политической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы политической системы2) госорганы и должностные лица – основа политической системы, т.к. благодаря своим государственно-властным полномочиям они определяют направление внутренней и внешней политики и обеспечивают их реализацию. У них есть право издавать властные предписания лицам, не находящимся в их прямом подчинении3) политические партии и общественные организацииОбщественные организации –это добровольные объединения людей с общими социальными интересамиПолитическая партия – добровольное объединение людей, преследующих общие политические цели. Правовое положение политической партии и общественной организации регулируется законом о политических партиях, законом об общественных организациях и другими НПА. Политические партии не финансируются за счет государства, политические партии не имею права заниматься предпринимательской деятельностью, кроме распространения своих программ и своей символики. Политические партии создаются по территориальному принципу, т.е. на территории РБ осуществляют деятельность только партии РБ. Основная роль политической партии в политической системе сводиться к участию в выборах, а именно:• политические партии из своих рядов выдвигают кандидата на выборные должности• работают в составе избирательных комиссий• представители политических партий наблюдают за ходом и итогом выборовЧленами политических партий не могут быть госслужащие, лицо, избранное на пост президента приостанавливает свое членство в политической партии.4) трудовые коллективы. Их участие сводиться к тому, что путем вложения своих трудовых ресурсов они обеспечивают развитие государства и этим влияют на политическую систему. От трудовых коллективов могут выдвигаться кандидаты на выборные должности, а также представители трудовых коллективов могут обеспечивать наблюдение за ходом и итогами выборов.5) Народ. Его роль в политической системе сводиться к тому, что путем отдачи своего голоса за или против конкретного кандидата на выборах, решениях референдума, народ влияет на формирование выборных госорганов и должностных лиц и на принятие государством важных решений на референдумах.3)полит.процесс и его прав.регул- Политический процессЭто явление мы можем определить как порядок функционирования политической системы, ее институтов, включая взаимоотношения между ними. Следует сразу же отметить, что это – не юридический процесс, точнее говоря, – лишь частично юридический. Поэтому мы не можем установить общую последовательность стадий этого процесса*. Понятие «политический процесс» охватывает самые различные формы, способы и направления политической деятельности самых различных субъектов. Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писаными и неписаными неправовыми нормами (корпоративными нормами** – уставами и другими документами партий, иных общественных объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а подчас и вообще ничем не регулируется, протекает спонтанно, непредсказуемо. Толчок политической деятельности людей и их групп дают их социальные потребности. Будучи осознаны (другое дело – правильно или неправильно) эти потребности превращаются в интересы. Как только субъект осознает, что для удовлетворения его интереса необходимо какое-то использование публичной власти, а для этого на нее нужно соответствующим образом воздействовать, интерес приобретает политический характер. Удовлетворение интереса либо осознание ошибочного его понимания или невозможности реализовать влечет прекращение данной политической деятельности или замену ее другой. Из совокупности такой деятельности субъектов политической жизни и складывается общий политический процесс.Правовое, прежде всего конституционно-правовое, регулирование получает преимущественно та часть политического процесса, в которой прямо участвуют носители публичной власти. Политический процесс в этой части становится процессом юридическим и имеет четко выраженные стадии. В качестве примера можно привести рассматриваемые ниже институты конституционного права – избирательный процесс, законодательный процесс, административный процесс, бюджетный процесс. Можно констатировать, что и судебный процесс по делам публичного права есть тоже проявление политического процесса*. Основные принципы различных видов юридического процесса обычно устанавливаются конституциями, а подробное регулирование осуществляется законами и иными актами (регламентами, договорами и др.).* Например, судебный процесс по жалобе на избирательно-правовое нарушение, разрешая чисто юридическую проблему, может повлечь изменение политической ситуации (скажем, при кассации состоявшихся выборов). Это понятие правомерного судебного процесса не следует смешивать с понятием «политический судебный процесс», означающим неправомерную расправу с политическими противниками посредством судебной процедуры по сфабрикованным обвинениям.Надо также иметь в виду, что понятие «юридический процесс» имеет обычно два значения:1) деятельность, протекающая в установленном порядке, и2) система правовых норм, эту деятельность регулирующих, то есть определяющих порядок ее проведения.

 

18)Государство как конституционно-правовой институт и его характеристики.

Государство как конституционно-правовой институт: понятие, задачи и функции.Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.Признаки государства (население, территория, власть):1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.3. Государственный суверенитет. Суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,- это колоний либо доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.Признаки функций государства:1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность.3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.Классификация функций государства.1. По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).2. По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.3. В зависимости от сферы деятельности (политические, экономические, социальные, экоголические и т.д).Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и пот требителей.С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.Привязать данную теорию к понятию государства как конституционно-правового института предстоит самостоятельно)))

 

19)Политические партии: понятие, признаки, виды, функции. Правовое регулирование деятельности политических партий в зарубежных странах. Партийные системы зарубежных государств.

Слово «партия» происходит от латинского слова «pars», означающего «часть». Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.Характерные признаки политических партий:1)  активное участие в политической борьбе2)  наличие членства3)  определенная социальная база4)  наличие политических программ и устава5)  общность интересов и близость идеологических взглядов6)  наличие 1 или нескольких лидеров7)  и др.Политические партии основаны на политических и идеологических ценностях добровольные объединения людей, представляющих определенные общественные классы, социальные группы, стремящиеся к реализации своих интересов и целей путем завоевания политической власти либо участие в ней.Функции политических партий суть основные стороны или направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами*. Среди этих функций можно выделить следующие.1)Исходный пункт деятельности любой политической партии – разработка политического курса, направленного на решение существующих в обществе пробле2) На этом этапе выявляется функция рекрутирования новых членов, воспитания активистов, мобилизации избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органах государства и массовых общественных организациях.3)Наиболее важная функция – участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти.4)В условиях становления национальных государств политические партии нередко осуществляют функцию национальной интеграции4)Почти все стороны деятельности любой партии пронизывает идеологическая функция. Суть ее состоит в оказании идейного воздействия на своих членов и сторонников, в пропаганде своих ценностей, своего мировоззрения, в создании благоприятной для своей деятельности социально-психологической атмосферы в стране.5_Политические партии реализуют совершенно необходимую для демократического осуществления государственной власти коммуникативную функцию. В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий - внешний и внутренний.Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений.Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институционализированные отношения. Правовой статус политических партий может регулироваться конституцией, законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о политических партиях могут содержаться в регламентах парламента, а также в судебных решениях. Впервые основные принципы правового положения политических партий были закреплены в конституции ФРГ в 1949г.3.Класификация политических партий:1) по характеру и задачам деятельностиреволюционные –реформистские консервативные – реакционные – 2) в зависимости от участия в осуществлении власти:правящие оппозиционные – 3)  по условиям деятельностилегальные – полулегальные нелегальные –4)  в зависимости от социально-экономической ориентации, т.е. от отношения к формам собственности и способам распределения общественных благ:партии консервативного типа 5)  партии левого толка (социал-демократические партии, коммунистические партии) – прокламируют более активную роль государства в экономике, являются достаточно авторитетными в мире, отличаются определенной организованностью.Партийн.системы зар.гос- Партийная система общества – совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений. Количественный состав:1) однопартийные2) двухпартийные3) многопартийныеОднопартийные системы возникают в результате стремления государства объединить все партии в одну. Существующая партия не имеет конкурента, в таком обществе устанавливается авторитарный (тоталитарный) режим, что негативно отражается на развитии демократии.Двухпартийная система – предполагает существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой.Многопартийные системы – в государстве существует более двух партий:без доминирующей партии (Италия, Голландия)с доминирующими партиями (Япония)блоковая модель – существует много политических партий, которые объединяются в избирательные блоки, чтобы набрать большее количество голосов (Франция).

 

20)Понятие, виды и функции неполитических общественных объединений в зарубежных странах.

2)виды - Формы и виды неполитических общественных объединений.Можно выделить следующие наиболее часто отмечаемые отличия общественных организаций и общественных движений:1) по структуре. Общественные организации четко структурированы, имеют определенные в уставе руководящие органы с установленными конкретными задачами и полномочиями, регулярно проводимые собрания и т. д. Общественные движения имеют разную степень организованности. Некоторым вообще не свойственны ни формальное членство, ни организационные формы внутренней демократии (как, например, Гринпис). Другие более формализованы. 2) по способам влияния на общественную жизнь. Общественные организации, как правило, используют традиционные методы воздействия. Общественные движения наряду с традиционными используют в равной или даже большей степени неинституционализированные методы, нередко и деструктивные действия, направленные против власти;3) по степени активности. Для общественных организаций характерно лидерство и элитная активность, для общественных движений– высокая степень групповой активности;4) по использованию форм демократии. В общественных организациях при принятии решений преобладают модели представительной демократии, в общественных движениях предпочтение отдается прямой (и низовой) демократии;5) по целям. Для общественных организаций главное – обеспечить через существующие институты реализацию признанных обществом ценностей, для социальных движений – добиться изменения социальных институтов или признания еще не признанных ценностей. М. Залд и Р. Эш отмечают, что социальные движения – это «целенаправленная коллективная попытка некоторого числа людей изменить индивидов или социальные институты и их структуры»*.Особый вид неполитических (отчасти и политических) общественных объединений представляют собой фонды, которые нередко играют в политике роль, далеко выходящую за рамки известного. Можно отметить также разного рода исследовательские институты, подчас также весьма влиятельные в политике.

21)Средства массовой информации (СМИ) как субъект политической системы общества. Конституционно-правовое регулирование СМИ в зарубежных странах.

Понятие и социальное назначение средств массовой информации (СМИ)Информированность общества – один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой – путем правового регулирования условий и гарантий этого процесса. Особое значение принадлежит массовой информации, которая собирается и распространяется специальными публичными и частными учреждениями – информационными агентствами, а также газетами, журналами и другими периодическими печатными изданиями, радио и телевидением, которые в совокупности своей именуются средствами массовой информации.Одна из задач СМИ – собственно информирование общества обо всем, что представляет или может представлять интерес для него или его составных частей. СМИ взаимодействуют с различными элементами политической системы, прежде всего с государством и политическими партиями и особенно в ходе избирательных и подобных политических кампаний. Государство и политические партии весьма часто выступают учредителями СМИ и доводят через них до всеобщего сведения свои политические платформы, программы, установки.В зависимости от политико-идеологических пристрастий отдельные СМИ пытаются воздействовать определенным образом на общественное сознание: концентрируют внимание только на положительных или только на отрицательных моментах программ и деятельности политических институтов, преувеличивают или преуменьшают различия между политическими программами, порой сводя их к абсурду, активно обсуждают личности политических деятелей, их публичные высказывания и частную жизнь и т.д. На базе этой информации у избирателей формируются представления о тех или иных партиях, тех или иных деятелях, а уже этими представлениями во многом определяется политическое поведение избирателей, в частности голосование за те или иные партийные списки, тех или иных кандидатов, те или иные варианты решений, принимаемых путем референдума.Стремясь заручиться доверием возможно большего числа зрителей, читателей, слушателей, многие из которых предпочитают получать информацию, не сдобренную политическими предпочтениями, СМИ нередко объявляют себя независимыми, хотя в действительности независимы лишь очень немногие из них.2. Конституционно-правовое регулирование СМИПравовая регламентация статуса СМИ – необходимое условие их функционирования в цивилизованном обществе. Конституционное право зарубежных стран наряду с рассмотренными выше – в п. 5 § 4 гл. III правом человека на информацию и вытекающими отсюда другими его правами и свободами регулирует статус СМИ, который призван, с одной стороны, обеспечить реализацию упомянутых прав и свобод, а с другой – гарантировать общество от злоупотребления столь мощным орудием воздействия на сознание, каким являются СМИ. Этот статус лишь самым общим, рамочным образом намечается в конституциях, однако новейшие конституции уделяют ему явно больше места, чем прежние. При этом особое внимание уделяется электронным СМИ, влияние которых ныне максимальное.

22)Политический режим. Понятие и виды политических режимов в зарубежных странах.

Политический режимЭтим понятием обозначается система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Можно сказать, что именно анализ политического режима позволяет вынести наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с властями предержащими.Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на управление обществом и государством. Политическая элита хотя, как обычно, довольно узка, однако опирается на широкую социальную базу.Демократический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и многое другое. Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях. Бывает, хотя и редко, что конституция менее демократична, чем реально существующий в стране политический режим. Либеральный режим был характерен для развитых стран в XIX веке и сейчас наблюдается в ряде развивающихся стран, приблизившихся к развитым (например, в Индии, на Филиппинах). Этот режим отличается высокой степенью политической свободы, однако вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целейАвторитарный режим характеризуется полным или почти полным отсутствием на деле демократических политических отношений. Оппозиция либо прямо запрещается, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Публичная власть широко прибегает к средствам подавления, администрирования. Самоуправление практически отсутствует. Выборы и референдумы если и проводятся, то под контролем властей. Формальным характером отличается и разделение властей, даже если и провозглашено конституционно. Реально все функции власти сосредоточиваются в руках диктатора (президента, премьер-министра или монарха) или правящей олигархии. Разновидность авторитарного режима составляют военные диктатуры разного рода. Однако экономика при этом может сохранять рыночный характер.Конституционное (фактически – государственное) право может маскировать авторитарный режим, а может его достаточно неприкрыто оформлять. Примеры авторитарного режима дают такие государства, как Марокко, Иордания, Индонезия, Саудовская Аравия.Предел авторитаризма образует тоталитарный режим. Если обычный авторитарный режим довольствуется контролем за поведением граждан, то тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, стремится воспитать все население как биороботов, готовых послушно выполнять любые указания властей и верящих, что власть – их собственная, действующая им только на благо.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"