Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид  федеральной государственной деятельности

Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином прокурорский надзор может пониматься:

а) специфический вид государственной деятельности;

б) самостоятельная отрасль юридической науки;

в) учебная дисциплина.

1. Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя такимобразом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Несмотря на имеющееся семантическое сходство терминов контроль и надзор, в правовом отношении прокурорский надзор следует отличать от судебного контроля, а также от контрольных функций ФОИВ - государственного контроля.

Под судебным контролем понимают особую форму осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного судопроизводства.

Судебный контроль отличается от прокурорского надзора по:

  1. реализующим его субъектам: судебный контроль осуществляется только судом, а прокурорский надзор – органами прокуратуры;
  2. формам деятельности: судебный контроль осуществляется исключительно в установленных законом особых процессуальных формах, а прокурорский надзор реализуется как в административных, так и в процессуальных формах;
  3. предмету деятельности: судебный контроль осуществляется с целью рассмотрения и разрешения дел, проверки законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений, а также соблюдения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан путем осуществления правосудия. Деятельность прокуратуры не связана с отправлением правосудия. Задача органов прокуратуры заключается в выявлении и пресечении нарушений Конституции и ФЗ с помощью правовых способов и средств прокурорского реагирования;
  4. правовым последствиям: судебный контроль в отличие от прокурорского надзора завершается принятием особого судебного решения - акта правосудия.

Следует различать прокурорский надзор и государственный контроль. Под последним понимают проведение специально уполномоченными органами исполнительной власти проверок выполнения юридическими лицами или ИП при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам и т.д.), установленных ФЗ или иными НПА

  1. ПН отличается от государственного контроля тем, что надзорные полномочия прокурора не включают в себя возможность осуществления распорядительной деятельности, выражающейся в возможности отмены НПА, возложении обязанности проведения какого-либо действия, наложении взыскания, определении целесообразности расстановки сил и средств
  2. контрольные функции государственной власти распределены между министерствами и ведомствами, которые реализуют их исключительно в рамках предоставленных им полномочий. ПН отличается всеобъемлющим характером и осуществляется по отношению как к подконтрольным органам, так и к контролирующим организациям и их должностным лицам.
  3. государственные контролирующие органы оценивают организацию и деятельность подконтрольных структур не только с точки зрения законности, но и с позиции эффективности и целесообразности. ПН всегда направлен только на проверку соблюдения законности и носит правовой характер. Реализуя свои полномочия, прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

2. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права. ПН распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.

В отношении граждан прокуратура не осуществляет надзор за исполнением ими законов

3. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права. Полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нормах других ФЗв, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора РФ.

4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением ФКЗ и ФЗ. На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного права

Правильность и точность исполнения НПА ведомственного характера, которые приняты в развитие федерального законодательства, прокурор должен проверить.

5. Цель деятельности органов прокуратуры в РФ заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.

 

2. Цели и задачи прокурорского  надзора

Цель деятельности ПНзаключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

3 блока задач

  1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:
  2. достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
  3. обеспечение соответствия издаваемых на территории государства ПА Конституции и ФЗ
  4. гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
  5. обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.
  6. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:
  7. обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде
  8. достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;
  9. обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.
  10. Организационные задачи:
  11. обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;
  12. установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;
  13. обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по РФ; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;
  14. подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.
 

3. Основные понятия прокурорского  надзора

Все понятия целесообразно разделить на две группы в зависимости от того, является ли то или иное понятие правовой категорией закона или же не упоминается в нем, но присутствует в литературе по прокурорскому надзору

Первая группа

Прокурор − физическое лицо, состоящее на постоянной (или временной) службе в органах прокуратуры, принятое на работу в установленном ФЗ «О прокуратуре РФ» порядке и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.

«прокурор» имеет два значения:

1) должностное лицо собирательное, обобщающее;

2) другие должностные лица, выполняющие  прокурорские функции.

Прокурорский работник – работник органа учреждения прокуратуры, имеющий классный чин или воинское звание, но выполняющий функции, не связанные с надзором или следствием и др. оперативной деятельностью (научной, педагогической и др.).

Прокурорский надзор – триединое понятие:

1) основная функция прокуратуры, как самостоятельный и специфический  вид государственной деятельности  федеральной государственной службы (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел  в суде, участие в правотворческой  деятельности, координация борьбы с преступностью и др.).

Важнейшая функция – надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;

2) отрасль юридической науки  – сумма знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров  по осуществлению надзора, формах, методах и средствах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т.д. (тесная взаимосвязь с науками: уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское и арбитражно-процессуальное право, криминалистика и др.);

3) учебная дисциплина – часть  учебных программ юридических  образовательных учреждений, которая  по структуре и содержанию  делится на общую и особенную  части. В общей части рассматриваются  вопросы предмета, метода, системы, целей, задач и принципов, а также полномочий прокуроров и т.д.

Содержанием особенной части является правовая информация об особенностях осуществления деятельности прокуратур на отдельных направлениях прокурорского надзора, о специфике прокурорского реагирования на различные виды неточности требований Конституции РФ и всех законов.

Предмет прокурорского надзора – сфера общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора

Полномочия прокурора – совокупность его прав и обязанностей, установленные ФЗ «О прокуратуре РФ». Ряд полномочий предоставляются соответствующими статьями УК, ГК, АрбК, УПК, ГПК, АрПК и др. законами

2 группа терминов

Объект ПН - деятельность, связанную с исполнением законов, государственных органов, учреждений, организаций, органов МСУ, а также должностных и физических лиц.

Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности (прокурор в узком и широком смысле этого термина), производящий проверку исполнения законов юридическими и физическими лицами (субъектами надзора). И тех и других может быть несколько в ходе одной проверки.

Правовые средства прокурорского надзора – предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых регулируются полномочия прокуроров По цели правовые средства прокурорского надзора классифицируются на следующие группы:

  1. правовые средства, направленные на выявление нарушений законов (требования от руководства поднадзорных органов предоставления для прокурорской проверки необходимых документов, их копий, материалов, статистических и иных сведений);
  2. правовые средства, направленные на устранение выявленных нарушений законов (протесты на незаконные действия поднадзорных; внесение представлений об устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствовавших; требования об отмене любых незаконных и необоснованных постановлений органов дознания, следователей, а также постановлений администрации органов и учреждений);
  3. правовые средства предупреждения нарушений закона (санкционирование действий и решений должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на совершение определенных действий, предусмотренных законом; принятие решений; участие в производстве следственных и других процессуальных действиях; дача указаний следователю или дознавателю по вопросам квалификации преступления и т.д., внесение представлений);
  4. правовые средства привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законов (возбуждение уголовного дела, возбуждение производства об административном правонарушении; представление с предложением о наложении дисциплинарного взыскания);
  5. правовые средства возмещения ущерба, причиненного нарушением закона (предъявление и поддержание в судах иска в интересах пострадавших; дача письменных указаний органам дознания и предварительного следствия о принятии мер по обеспечению гражданского иска).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"