Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".
Акты прокурорского надзора (реагирования) – документы, закрепляющие специальное решение прокурора, которое выражает его реакцию на выявленные нарушения закона (постановления, протесты, представления, письменные требования).
Методика ПН
ПН состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.
Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора.
Тактика ПН - совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.
Прокуратура появилась в XIV веке во Франции. В России прообразом прокуратуры можно было бы назвать Тайный приказ царя Алексея Михайловича, но вообще-то появление прокуратуры связывают с именем царя Петра I.
Образование прокуратуры в эпоху Петра 1 явилось продолжением его реформ государственного управления, в которых ведущую роль играло создание Правительствующего Сената и коллегий.
На первом плане стояла борьба с казнокрадством, поборами. Эту функцию начал осуществлять институт фискалата, возникший в 1711 - рассматриваются как предшественник прокуратуры.
Задачи фискальной службы состояли в уголовном преследовании расхитителей казны, взяточников. Деятельность фискалов по выявлению преступлений и преступников была в основном тайной, нелегальной.
1722 год - Указ об учреждении должности генерал-прокурора
в период царствования Анны Иоанновны – фактчески бездействовала, восстановление при Елизавете. 1775 год - " Учреждение о губерниях", в котором были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. В 1862 году были приняты "Основные положения о прокуратуре", в которых четко было определено ее назначение – наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи.
С 1864 года с принятием судебных уставов, главным назначением прокуратуры становится уголовное преследование, надзор утратил свое лидирующее положение.
После прихода к власти Александра III – реакционный орган, преследование «инакомыслящих».
1917 год - декрет "О суде" упразднил
"институты судебных
В военный период с 1941 по 1946 года деятельность прокуратуры фактически была приостановлена. Основополагающие положения для прокуратуры были закреплены в Конституции СССР 1977 года.
После распада СССР и образования России законодательство о прокуратуре требовалось привести в соответствие со сложившимися политическими реалиями.
17 января 1992 г. был принят Закон
РФ «о прокуратуре РФ». Этот
закон с учетом изменений и
дополнений действует и в
Принятая Конституция закрепила положение о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и других прокуроров.
Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в РФ
Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры.
Так, в Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
В Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование.
Специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ.
Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с пКонституцией законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению РФ
Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Закон о прокуратуре.
Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.
Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.
Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах.
Так, Закон о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовнопроцессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Например, в соответствии с Законом об ОРД по требованию прокурора, обеспечивающих ОРД, руководители этих структур обязаны представить им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные НПА, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц.
Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в УПК.
Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в АПК содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе:
1) возбуждать производство по
делу об административном
2) участвовать в рассмотрении
дела об административном
3) приносить протест на
Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятель- ность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ:
Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют НПА, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Указанные НПА занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку принимаются в соответствии с текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации своих полномочий, а также управлению всей системой ее органов.
НПА, издаваемые Генеральным прокурором РФ, должны соответствовать следующим требованиям:
Учебная дисциплина – часть учебных программ юридических образовательных учреждений, которая по структуре и содержанию делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются вопросы предмета, метода, системы, целей, задач и принципов, а также полномочий прокуроров и т.д.
Содержанием особенной части является правовая информация об особенностях осуществления деятельности прокуратур на отдельных направлениях прокурорского надзора, о специфике прокурорского реагирования на различные виды неточности требований Конституции РФ и всех законов.
ПН изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.
Для полного и всестороннего изучения организации работы органов прокуратуры необходимо обладать достаточными знаниями как о системе НПА, регламентирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности самой деятельности органов государственной власти, КО и НКО
Например, рассматривая функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему НПА, регламентирующих этот вид правоохранительной деятельности.
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» базируется на основах юридической науки, связанных с изучением организации и деятельности прокуратуры. Предметом данного курса являются:
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"