Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".
Принципы ПН — это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.
Принцип законности. Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.
Выполняя функции по надзору за соблюдением законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства. Решению этой задачи способствует совокупность норм, составляющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности прокуроров разных уровней, а также порядок назначения на должности, аттестации прокурорских работников.
Принцип публичности -органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.
Содержание принципа - обязанность органов прокуратуры реагировать на каждый случай нарушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интересов личности, общества и государства.
Суть принципа публичности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов органов государственной власти в лице прокуратуры по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий. Например, федеральное законодательство о выборах в органы МСУ содержит положение, согласно которому участие прокурора в судебном рассмотрении дел о нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.
Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры - прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.
Содержание принципа - единство системы органов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами.
Организация единой системы органов прокуратуры устанавливается на основании Конституции, Закона о прокуратуре и других ФЗ.
Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Реализация принципа единства в организации и деятельности органов прокуратуры выражается в установленном законом едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компетенции, прокурор в то же время действует от имени всей прокуратуры в целом.
Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры - в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.
Содержание принципа - законодательное закреплении вертикальных связей, на основе которых строится вся система органов прокуратуры и управление ее структурными подразделениями.
Все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.
В случае неисполнения адресованных им предписаний они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры выражается также в обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных прокуроров
Принцип внепартийности – организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.
Содержание принципа - на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Принцип независимости - в своей организации и деятельности органы прокуратуры независимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.
Содержание принципа - с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей.
Принцип гласности в деятельности прокуратуры - органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Содержание принципа – Конституцией закреплены права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы прокуратуры должны систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких преступлений.
Принцип обязательности исполнения указаний прокурора - требования прокурора; вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.
Содержание принципа - закон, наделяя прокурора широкими полномочиями по осуществлению надзорных функций, предусматривает соответствующие правовые средства юридического принуждения в случаях, когда гражданин или должностное лицо поднадзорного объекта отказывается подчиниться законным и обоснованным требованиям прокурора.
Прокурор имеет также право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учреждений.
Прокурор имеет право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.
Значение принципов
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры реализуются по следующим направлениям:
1) в правотворчестве органов
федеральной законодательной
Принципы служат ориентиром, в соответствии с которым законодатель разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в России. Эти же принципы законодатель должен учитывать и при формировании других федеральных законов, регулирующих иные общественные отношения, но в которых так или иначе принимают участие и органы прокуратуры.
Наличие единой системы принципов организации и деятельности прокуратуры также позволяет обеспечить преемственность при внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре.
2) при осуществлении прокурорского надзора и деятельности прокуратуры по другим направлениям.
Принципы позволяют правоприменителю в лице прокурора обеспечивать толкование и применение норм права, в соответствии с сущностью всей отрасли права толковать отдельные его нормы, недостаточно определенно и четко сформулированные в тех или иных нормативных или инструктивных актах, а также конфликтующие между собой нормы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры по выполнению возложенных на них полномочий
Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:
1) обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;
2) осуществление уголовного
3) координация деятельности
4) участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
5) рассмотрение и разрешение
в органах прокуратуры
6) участие прокуратуры в
7) участие прокуроров в
8) организация издания
9) обеспечение прямых связей
в пределах предоставленной
10) осуществление деятельности
по подготовке и повышению
квалификации прокурорско-
ПН неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли:
Выделение отраслей прокурорского надзора:
Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.
Организация работы в органах прокуратуры - комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры.
Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими, то организация работы включает в себя организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры, перечисленных Законе о прокуратуре. Кроме того, в прокуратуре должна быть организована работа внутри системы, а также деятельность по вспомогательному обеспечению прокурорской системы.
Таким образом, содержание организации работы можно представить в виде трех подсистем действий, мер, объединенных в единую систему.
В первую, внутрифункциональную, подсистему входят:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"