Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретико-методологический анализ организационных структур и обоснование научно-практических рекомендаций по повышению их эффективности.
Задачи курсовой работы:
1. Определить сущность, роль и значение организационных структур;
2. Дать характеристику современного состояния организационных структур управления организацией;
3. Провести анализ линейно-функционального и программно-целевого типов организационной структуры;
4. Определить современное состояние типов организационной структуры управления;
5. Наметить подходы к анализу внешней среды организации;
6. Выявить факторы структуры внутренней среды организации;
7. Рассмотреть пути построения эффективной оргструктуры организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 4
1.1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 4
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 9
2.1. АНАЛИЗ ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 9
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА 16
3.1. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 16
3.2. ФАКТОРЫ СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 19
3.3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГСТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра управления персоналом
Специальность «Управление персоналом»
Специализация «Служба персонала и кадровое консультирование»
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория организации»
на тему: «Виды организационных структур и их специфика в условиях российского бизнеса»
Выполнила:
студентка курса,
гр. Оценка: _________________
_______________/«______»______
Сдано «____»_______________ 2012г.
Методист______________________
Москва 2012г.
Содержание
Введение
Актуальность темы. Всем весьма нередко приходилось встречать упоминания о различных известных типах или видах организационных структур. При кажущемся многообразии видов структур, стоит отметить, что редко когда организационная структура предприятия может быть охарактеризована как один единственный, без «примесей», типов организационных структур. Так, например, функциональные службы и "штабные" подразделения могут усиливаться проектными командами и т.п. Часто требование определить вид имеющейся организационной структуры предприятия может звучать только лишь от консультантов по управлению, которые затрудняются выбрать подходящую методику оценки и анализа организационных структур.
В то же время, понять всю многогранную сложность организационной структуры современного предприятия можно исключительно посредством разделения ее на составляющие компоненты. И почти каждый из компонентов, если рассматривать его в чистом, абстрактном виде, может стать основой для формирования соответствующей организационной структуры.
Проблема курсовой работы: влияние внешней и внутренней среды организации на оргструктуру управления.
Объект курсовой работы: организационные структуры управления.
Предмет курсовой работы: характеристики оргструктур.
Цель курсовой работы: теоретико-методологический анализ организационных структур и обоснование научно-практических рекомендаций по повышению их эффективности.
Задачи курсовой работы:
Глава 1. Теоретические основы характеристики организационных структур
В литературе по управлению принято производственно-хозяйственные организации, "организации бизнеса" относить к объектам исследования наивысшей сложности - к классу социально-экономических систем. В этой связи важно рассмотрение организации на основе системного подхода
Надо отметить, что термин "организация" обычно употребляется в двух значениях:
Термин "организация" здесь употребляется во втором значении. И в этом значении организация представляет собой сложную динамическую социально-экономическую систему, состоящую из совокупности элементов, образующих единое связное целое.
Системный подход к организации предусматривает рассмотрение как специфических отдельных элементов организации, так и тех новых свойств и качеств, которые присущи организованной совокупности этих элементов в целом. [11, c.104] При этом каждый элемент должен рассматриваться в отношении ко всем другим; изменение в одном из элементов в большей или меньшей мере влияет на все остальные. Следовательно, данный подход к характеристике организации состоит также в выявлении взаимосвязей между элементами системы.
Важная особенность организации как системы - ее взаимоотношение с внешней средой (окружением), под которой понимается все то, что находится вне данной организации и оказывает на нее существенное влияние.
В отличие от внутренней среды, выражающей отношения внутренних составляющих системы, для характеристики связи организации требуется точно выделить входы и выходы системы, а также описание компонентов внешней среды, оказывающих существенное влияние на систему. При этом нужно иметь в виду, что внутренняя среда организации находится под сильным влиянием ее окружения. Внутри организации ей отдельные подсистемы могут иметь самостоятельные связи с теми или иными составляющими внешней среды. Организацию как систему характеризует направленность ей функционирования и ее развития. Она служит формой проявления причинно-следственных отношений развития и функционирования системы и выражается в стремлении: к достижению наиболее желательного регулятора деятельности.
Сложность организаций
обуславливает их многоцелевой характер.
Сведение всего многообразия целей
к единому измерителю не всегда состоятельно
для решения конкретных практических задач. Поэтому приходится
рассматривать раздельно крупные классы
целей, обусловленных политическими, экономическими,
техническими, социальными и другими факторами.
Соответственно цели могут быть производственно-
Все эти типы целей неразрывно связаны между собой, однако в интересах рациональной организации управления можно только условно рассматривать их как более или менее обособленные.
Разделение организации как сложной системы на относительно самостоятельные подразделения требует постановки множества специфических целей перед каждым из таких подразделений. Эти цели, взаимно дополняя друг друга, могут иметь различную формулировку, но по социально-экономической сути они не являются противоречивыми.
Организация как система представляет собой также механизм для решения проблем, возникающих в связи с необходимостью достижения определенных целей. Это значит, что ее функции и внутренняя структура должны быть прямо и непосредственно увязаны со структурой целей. Если данная организация является элементом системы более высокого порядка, то она становится в той или иной степени управляемой и контролируемой подсистемой. [1, c.88] Так, предприятие может быть подсистемой отделения, которое входит в качестве подсистемы в фирму. Само предприятие может быть системой более высокого порядка по отношению к составляющим его цехам и участкам, которые станут по отношению к нему подсистемами и т.д.
Отсюда цели организаций должны быть увязаны с целями вышестоящих систем. В этом смысле любую цель нижестоящего уровня нужно рассматривать как промежуточную, как средство достижения конечных целей вышестоящей системы. Таким образом, система целей организации образует иерархическую структуру, которая служит важнейшей основой формирования структуры управления.
Структура управления организации характеризуется составом и взаимосвязями подразделений аппарата управления, соотношением полномочий, ответственности и подчиненности между работниками.
Наконец, организации представляют собой самоорганизующиеся, саморегулирующиёся системы, настраивающиеся на достижение целей, которые определяют ее существование. Существование любой системы оправдано до тех пор, пока актуальны цели, во имя которых она создана. Во всякой саморегулирующейся системе можно различить две в известной мере самостоятельные части - подсистему управляющую и подсистему управляемую. Связь, коммуникации между ними осуществляются в виде команд от управляющей подсистемы к управляемой, а от управляемой к управляющей - в виде сообщений об исполнении команд. [5, c.78]
Задача управляющей подсистемы - вырабатывать и реализовывать решения, которые обеспечили бы достижение целей, стоящих перед системой. Поскольку в сложной динамической системе состояние взаимосвязи элементов постоянно изменяется, управляющая подсистема должна четко реагировать на эти изменения. Однако и управляемая подсистема не является пассивной. Благодаря обратной связи она побуждает управляющую искать оптимальный вариант решений применительно к реально сложившейся обстановке.
Организация как функция управления предполагает закрепление за той или иной должностной единицей заложенной в план цели (задачи). В качестве инструментов такого закрепления могут быть использованы: распределение сфер ответственности между субъектами, координация взаимодействия между различными функциональными звеньями и уровнями, определение порядка финансирования и обеспечения ресурсами плановых целей и пр. Организация в системе управления включает в себя ряд задач:
Систему административного управления составляет взаимодействие между тремя блоками: общего мониторинга и стратегического планирования; исполнительных подразделений и обслуживающих подразделений. Каждый блок содержит перечень специализированных служб, деятельность которых координируется высшими должностными единицами.
Организационная структура — совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации. [10, c.49]
При планировании структуры предприятия необходимо также учитывать ее наиболее существенные признаки, ее свойства.
1. Как любая развивающаяся структура, организационная структура обладает свойством динамичности. В своем движении структура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития и совершенствования, прекращения (замены). На каждом из этапов появляются свои «проблемы роста», что является закономерным для динамичных систем. Различные организационные структура выбирают свои пути их решения, более либо менее эффективные. Данное свойство организационной структуры при формировании культуры учитывается принципом историчности.
2. Системность является вторым важнейшим свойством, указывающим на то, что организационная структура представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую отдельные элементы в единое целое, руководствуясь определенной миссией в обществе и своими приоритетами. Данное свойство организационной структура при формировании структура учитывается принципом системности.
3. Элементы, составляющие
организационную структуру,
4. Организационная структура
обладает свойством относительн
5. Еще одно свойство — неоднородность. Внутри организационной структуры может быть много локальных структур, отражающих дифференциацию структуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным группам, национальным группам и т.п.
6. Разделяемость – еще одно важнейшее свойство организационной структуры. Любая организационная структура существует и эффективно развивается лишь благодаря тому, что ее постулаты, нормы и ценности разделяются персоналом. Степенью разделяемости определяется сила воздействия структуры на работников. Чем выше степень разделяемости, тем более существенное и сильное влияние на поведение персонала в организации оказывает нормы и ценности, цели, кодексы и другие структурные элементы организационной структуры.
Информация о работе Виды организационных структур и их специфика в условиях российского бизнеса