Виды организационных структур и их специфика в условиях российского бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: теоретико-методологический анализ организационных структур и обоснование научно-практических рекомендаций по повышению их эффективности.
Задачи курсовой работы:
1. Определить сущность, роль и значение организационных структур;
2. Дать характеристику современного состояния организационных структур управления организацией;
3. Провести анализ линейно-функционального и программно-целевого типов организационной структуры;
4. Определить современное состояние типов организационной структуры управления;
5. Наметить подходы к анализу внешней среды организации;
6. Выявить факторы структуры внутренней среды организации;
7. Рассмотреть пути построения эффективной оргструктуры организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 4
1.1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 4
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 9
2.1. АНАЛИЗ ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 9
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА 16
3.1. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 16
3.2. ФАКТОРЫ СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 19
3.3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГСТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

кр 2 курс 2012г..doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

7. Свойство адаптивности организационной структуры заключается в ее способности оставаться устойчивой и противостоять негативным воздействиям с одной стороны и органично вливаться в положительные изменения, не теряя своей эффективности, с другой стороны. [10, c.32-36]

 

Глава 2. Анализ типов организационной  структуры управления

2.1. Анализ линейно-функционального  и программно-целевого типов организационной структуры

Линейно-функциональный тип организационной структуры

Характер управления работой административного аппарата задается заложенным в ее основу типом  организационной структуры (управления). Тип организационной структуры задает конкретную схему координации и контроля в работе функциональных подразделений администрации и служит формой распределения всех типов информации между основными командными уровнями и подразделениями.

К основным типам организационных  структур следует отнести линейно-функциональный и программно-целевой. Линейно-функциональный — это такой тип организационной структуры, при котором распределение власти осуществляется путем сочетания линейных и функциональных связей, обеспечивающих целостность и взаимодействие функциональных и территориальных составляющих организации. Линейно-функциональный тип — наиболее устойчивая и популярная схема организационного управления. Отличительной ее чертой является учет отраслевых и территориальных интересов, равновесие, компромисс между которыми выступает важнейшим критерием эффективности работы органов власти.

Например, основными функциональными  подразделениями управления муниципальным образованием, закрепляемыми за соответствующими функциональными подразделениями администрации (департаментами, управлениями), являются здравоохранение, образование, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, рынок жилья, инженерная инфраструктура, финансы, охрана природы, архитектура и градостроение, социальная защита населения, физкультура и спорт, муниципальный сектор экономики (муниципальное имущество), антимонопольная политика, чрезвычайные ситуации, международные связи, пресса и СМИ, политика в отношении военнослужащих и пр.

Содержание управления в структуре организации административного  управления составляют линейные и функциональные связи. Линейные связи выражают зависимость данного должностного лица от другого согласно штатному расписанию.

Например, руководители внутригородских районов (округов), директора департаментов и управлений муниципалитета подчиняются главе местного самоуправления. Департаменты распоряжаются выделенными для них средствами в рамках своих функциональных обязанностей, периодически отчитываясь перед главой администрации. На заседаниях коллегий вопросы отраслевого (функционального) управления в обязательном порядке согласовываются с руководством территорий (округов).

Программно-целевой  тип управления организацией

Важнейшим направлением в развитии организационной структуры  стало формирование программно-целевого типа управления, существенно отличающегося от линейно-функционального типа организации, восходящего к советскому периоду. Программно-целевой тип управления начал формироваться на крупных предприятиях в 20-х гг. XX в. в связи с усилением конкуренции на рынке и необходимостью диверсификации производства на конкурирующих предприятиях. Существенное расширение номенклатуры продукции и услуг на этих предприятиях потребовало перехода на новые принципы организации производства и управления. Их отличительной особенностью стало перераспределение властных полномочий по всей цепочке управленческой пирамиды в направлении усиления автономии подразделений предприятия. С точки зрения программно-целевого метода развитие организации может рассматриваться через совокупность реализуемых проектов, имеющих конкретные цели, ресурсы и временные рамки. «Программно-целевые структуры, — пишет Б. 3. Мильнер, — представляют собой организационные формы комплексного управления (с помощью специально создаваемых временных органов) всей производственной системой как единым объектом, ориентированные на отдельную цель... Задача программно-целевых форм управления состоит в обеспечении своевременного, качественного и экономического выполнения всех сформированных программ без нарушения сложившегося хода производства и процесса развития производственной организации». [7, c.107] Сутью программно-целевого метода управления является управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности организации, увязанными по ресурсам, срокам, в соответствии с принятыми приоритетами, а также взятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

К преимуществам программно-целевого типа управления следует отнести  следующие:

    • более глубокую проработку решений по функциональным на правлениям;
    • высокую компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;
    • высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями;
    • оперативность подразделений с широкими полномочиями;
    • многоуровневую организационную структуру;
    • делегирование полномочий;
    • выделение функции стратегического управления и центральных функциональных служб.

К недостаткам в использовании  программно-целевого метода организации  следует отнести такие моменты, как:

    • явное различие мировоззрений специалистов разных подразделений, что приводит к трудностям функционирования организации как единого целого;
    • различие, а иногда и взаимоисключаемость целей различных подразделений, что может приводить к конфликтам между подразделениями;
    • независимость отдельных подразделений, наличие которой препятствует интеграции различных направлении деятельности;
    • неспособность стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации доступно только высшему эшелону управления. [15, c.201]

2.2. Характеристика современного  состояния типов организационной  структуры управления

Управление предприятием — процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования  действий персонала, постановки стратегических целей и тактических задач предприятия, принятия управленческих решений и обеспечения их выполнения. [13, c.74]

Современное производственное предприятие представляет собой  сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия — от рабочего до директора. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены ответственность за выработку и реализацию управленческих решений, составляют аппарат управления, который подразделяется на категории (табл. 1).

Таблица 1.

Управленческий персонал предприятия

Категории

Руководители

Специалисты

Служащие

Должности

Директор

Бухгалтер

Агент по снабжению

 

Управляющий

Инженер по организации

Секретарь-референт

 

Заместители

труда

Экспедитор

 

директора,

Инженер по подготовке

Кассир

 

начальники

кадров

Оператор

 

структурных

Инженер по организации

диспетчерской

 

подразделений

управления

службы и  др.

 

Заместители

производством

 
 

начальников

Техник по планированию

 
 

структурных

Техник по труду

 
 

подразделений

Инженер по качеству

 
   

Инженер-технолог

 
   

Техник-технолог и др.

 

Общие

Наличие высшего

Наличие высшего

Наличие общего

требования

образования,

и среднего специального

среднего  образо-

к должности

стаж работы в

образования, а в ряде

вания и специаль-

 

соответствующей

случаев —  стажа работы

ной краткосрочной

 

области 3-5 лет

 

подготовки


 

Управление в строгом  смысле слова есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его коллективом. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины и статистика, а с другой — на обобщении практического опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями.

Система управления включает следующие компоненты:

  • принципы и задачи управления;
  • организационная структура аппарата управления;
  • правовые основы и экономические методы управления;
  • информация и технические средства ее обработки.

Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем. Ими являются:

  • стратегическое и текущее управление (предприятием);
  • планирование;
  • управление персоналом;
  • управление производством;
  • управление маркетингом;
  • управление финансами;
  • управление инвестициями. [13, c.198]

Задачами стратегического  управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его  конкурентоспособности. В основе стратегического  управления лежит необходимость:

  • стратегического анализа происходящих изменений внешней среды (на рынке, в политике, законодательстве и т. д.) и условий для формирования целей, потенциальных возможностей предприятия (ресурсы, проекты, идеи, наличие команды и т. д.);
  • выбора стратегии развития предприятия и альтернативных вариантов;
  • реализации выбранной стратегии развития.

К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности  и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на выполнение установленных текущих заданий.

В задачи управления персоналом в соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства входят:

  • обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности;
  • обучение работников в соответствии с принятой на предприятии технологией и организацией производства продукции;
  • расстановка персонала по рабочим местам;
  • проведение объективной оценки и оплаты результатов деятельности каждого работника как основы эффективной мотивации его труда;
  • обеспечение прав и социальной защиты;
  • обеспечение безопасности и нормальных условий труда. [6, c.268]

С целью реализации указанных  задач в систему управления персоналом на крупном предприятии, как правило, входят отделы кадров, обучения, оценки персонала и оплаты труда, техники безопасности.

Основными задачами подсистемы управления производством являются организация изготовления и поставки продукции необходимого качества и установленной себестоимости в запланированные сроки. На практике это означает, что органы данной подсистемы управления должны обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, принципов ресурсосбережения, производственного режима путем соответствующей организации производства и труда.

Управление маркетингом  является одной из важнейших подсистем  управления предприятием. От нее зависит, с одной стороны, правильность определения того, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой — эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

Управление финансами  предприятия включает организацию  и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги, а также денежных поступлений от ценных бумаг и др. Важнейшими задачами управления финансами являются также оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для производства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и т. д.); выплата заработной платы работникам предприятия; выплата налогов и осуществление других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Управление инвестициями включает:

    • постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений;
    • формирование банка инновационных идей и вариантов их решения;
    • организацию процесса выявления проблем развития и их решение;
    • формирование на предприятии климата новаторства, поиска новых идей.

Перечисленные подсистемы управления предприятием реализуют  следующие функции:

    1. постановка целей и задач в соответствии с принятой стратегией и спецификой подсистемы;
    2. планирование необходимых ресурсов для решения установленных задач;
    3. организация и регулирование процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении;
    4. стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения поставленных целей;
    5. контроль и корректировка деятельности подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата. [11, c.124]

Информация о работе Виды организационных структур и их специфика в условиях российского бизнеса