Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, курс лекций

Краткое описание

Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Предметом теории организации является изучение организации, как системы взаимосвязанных элементов, законов и принципов, по которым создаются, строятся и функционируют организации, направленные на достижение определенных целей.

Содержание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.2. Понятие и сущность организации, ее черты и свойства
1.3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
1.4. Внутренняя и внешняя среда организации
1.5. Жизненный цикл организации, этапы и стадии.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.1. Общие понятия систем, классификация систем.
2.2. Социальная организация, виды социальных систем
2.3. Хозяйственные организации.
2.4. Организация и государство.
2.5 Направления перестройки организации.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Законы организации, их необходимость
3.2. Общие законы организации и характеристика проявления
3.3.Взаимодействие законов организации и их практическое приложение
3.4. Классификация принципов организации
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Структурный подход к организации
4.2. Централизация и децентрализация. Делегирование
4.3. Классификация связей
4.4. Типология соединений
4.5. Виды структур организации
4.6. Сетевые организации и их структуры
4.7. Правила (принципы) построения рациональных структур
ТЕМА 5. ВИДЫ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Организационная обособленность предприятий
5.2. Виды организаций субъектов хозяйствования
5.3. Формы организационных объединений (ассоциативные формы)
5.4. Типы организации. Новое в типах организации
ТЕМА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
6.1. Анализ и формирование организационных структур
6.2. Тенденции организационных изменений
6.3. Реорганизация: этапы и методы
6.4. Определение эффективности организационных изменений
6.5. Организация и управление, субъекты организаторской деятельности
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
7.1. Культура как продукт цивилизации
7.2. Понятие, содержание, типология организационной культуры
7.3. Классификация организационной культуры
7.4. Организационная культура и результативность деятельности
7.5. Межгрупповое поведение
7.6. Конфликты: типы, стадии, пути преодоления
7.7. Организационные коммуникации: значение, помехи, типы. Сеть коммуникаций

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций теор.орг..docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Совсем не обязательно (да и невозможно), чтобы собственниками средств производства стали все.

Также совсем не обязательно, чтобы преобладающей формой стала  коллективная собственность. В странах  рыночной экономики такая форма  собственности имеется, но ее удельный вес незначителен и, главное, она  в силу некоторых своих внутренних свойств не обеспечивает высокой  эффективности и динамизма.

Нужно сделать в рамках закона все возможное, чтобы государственная  собственность переходила в руки только тех, кто способен ее использовать на уровне современных требований, осуществляя жесткий отбор среди всех претендентов. Должны быть найдены отдельные лица, группы, коллективы, которым бывшую государственную можно будет доверить с минимальным риском.

12.3. Производственная, экономическая и финансовая деятельность  субъектов.

Субъектами организаторской  деятельности являются менеджеры, т.е. руководители аппарата управления организации.  Иначе говоря, это руководящий состав, начальники служб, отделов, производств. Цехов и участков. В соответствии с занимаемой должностью они призваны управлять производством, экономической и финансовой деятельностью организации.

Чтобы создать в коллективе высокий уровень творческой энергии  и инициативы людей, руководители должны знать следующие основные пути активизации  трудовой и общественно-политической деятельности коллектива и личности;

1) Формирование разумных  материальных и духовных потребностей;

2) Формирование коллективизма,  дисциплины и правопорядка;

3) Улучшение социально-психологического  климата в коллективе.

Рассмотрим более подробно эти три основные пути формирования активного, развитого коллектива.

1. Формирование  разумных материальных и духовных  потребностей подразумевает:

1.а. Формирование  потребности в труде и общественно-политической

деятельности с  помощью:

•  Вовлечения, расширения участия работников в управлении организацией;

•  Личного примера, авторитета, деловых и морально-политических качеств руководителя;

•  Информирования членов коллектива организации поставленных задачах и ходе их выполнения;

•  Повышение общеобразовательного, профессионального и культурного уровня членов коллектива;

•  Снижение монотонности работы и доли тяжелого ручного труда;

•  Активизация новаторства и рационализаторства;

•  Подбора и расстановки кадров, а также создания оптимальных социально-групповых структур, подразделений;

•  Развития   системы   демократических   институтов   управления

производством и социальной жизнью коллектива. 1.b. Формирование потребностей преимущественно материальным путем:

•  Соблюдение принципа распределения по труду с коллективной оценки значимости труда;

•  Подчинения личных  потребностей  потребностям  коллектива, общественным интересам;

•  Борьбы с потребительской психологией;

•  Повышения ответственности за материальный ущерб, наносимый коллективу, обществу;

1.с. Формирование  потребностей духовных, используя:

•   Создание условий для духовного, культурного и познавательного роста личности;

•  Пропаганду эстетических и нравственных ценностей;

•  Умение руководителя свободно и честно говорить с людьми;

•  Формирование разумных материальных и духовных потребностей;

•  Развитие материальной базы культурно-просветительской, социальной сферы организации (предприятия);

•  Охрана трудовых прав членов коллектива.

2. Формирование  коллективизма, дисциплины и правопорядка  включает в себя:

•  Подчинение деятельности коллектива общественным целям;

•  Создание в коллективе атмосферы товарищеской критики и доброжелательности;

•  Развитие традиций коллектива;

•  Создание атмосферы, стимулирующей достоинства каждого члена коллектива и оценку при их проявлении;

•  Принципиальное отношение к нарушителям дисциплины и правопорядка;

•  Личный пример руководителя в соблюдении правопорядка и дисциплины.

3. Пути улучшения  социально-психологического климата  в коллективе намечаются в  зависимости от уровня этого  климата.

Успех руководителя в управлении организацией зависит от правильного  подбора и расстановки кадров, от знания характера исполнителей и  соответствия порученной им работы.

Успех дела решают люди, коллективность руководства. Даже на капиталистических   фирмах,   организациях   придерживаются   принципа коллективного руководства. И это реальная необходимость.

Утверждается, что в самой  вершине организации находится  высшая руководящая группа. Находящиеся  на более низших уровнях отделы. подразделения и т.п., тоже управляются руководящими группами, комитетами, комиссиями, рабочими группами. Чем это вызвано?

Во-первых, сложностью современных  организаций и еще тем, что  объем профессиональных знаний и  умений, которыми обладает единоличный  руководитель, все менее и менее  достаточен. Все больше и больше задач и функций требует совместных усилий большого числа работников с  их разным опытом.

Во-вторых, количеством личностных качеств, которыми должен обладать современный  руководитель. Мы наивно полагаем, что  можем в личности руководителя найти  букет личностных качеств, какими обладают лишь немногие индивиды. Мы ищем идеального руководителя, хотя все те личностные качества, которые ожидаем в нем  найти, вообще вряд ли возможно обнаружить в отдельных людях. Но, возможно, все эти качества будут присущи лишь целой группе людей (коллективу).

Коллектив, группа могут обновляться, регенерироваться, включая членов новых  и провожая других людей на пенсию. Коллектив способен накопить фонд коллективного  опыта, знаний, мнений и только он способен находиться в десяти местах одновременно.

Вот почему руководитель организации, исходя из конкретных условий производства, технологии, уровня организации труда  и целей (ближайших. перспективных, локальных или стратегических) должен подбирать себе единомышленников, или, точнее, личности с определенными характерами (пусть даже не нравятся их отдельные черты) для достижения поставленной цели. Достигнув ее, коллектив единомышленников должен обновляться на одну треть. Только в этом случае достигается эффективная работа аппарата управления.

Ключевые слова.

Форма собственности, рыночная экономика, система отношений, приватизация,  разгосударствление,  производственная,  экономическая  и финансовая деятельность, субъект организаторской деятельности, материальные и духовные потребности, коллективизм, социально-психологический климат, единомышленники, эффективность управления.

Контрольные вопросы.

1 - Что порождает развитие  производственных сил в стране?

2. В условиях рыночной  экономики какие виды организации в зависимости от форм собственности могут организоваться и функционировать в Республике?

3. Понятие о приватизации  и разгосударствлении имущества.

4. Кто является субъектами  организаторской деятельности в  организации?

5. В чем заключаются  основные функции субъектов организации?

6. Путь активизации трудовой  и общественно-политической деятельности  коллектива и личности.

7. Пути улучшения социально-психологического  климата в организации.

В чем заключается суть и необходимость коллективного  руководства в организации?

 


Информация о работе Лекции по "Теории организации"