Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, курс лекций
Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Предметом теории организации является изучение организации, как системы взаимосвязанных элементов, законов и принципов, по которым создаются, строятся и функционируют организации, направленные на достижение определенных целей.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.2. Понятие и сущность организации, ее черты и свойства
1.3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
1.4. Внутренняя и внешняя среда организации
1.5. Жизненный цикл организации, этапы и стадии.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.1. Общие понятия систем, классификация систем.
2.2. Социальная организация, виды социальных систем
2.3. Хозяйственные организации.
2.4. Организация и государство.
2.5 Направления перестройки организации.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Законы организации, их необходимость
3.2. Общие законы организации и характеристика проявления
3.3.Взаимодействие законов организации и их практическое приложение
3.4. Классификация принципов организации
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Структурный подход к организации
4.2. Централизация и децентрализация. Делегирование
4.3. Классификация связей
4.4. Типология соединений
4.5. Виды структур организации
4.6. Сетевые организации и их структуры
4.7. Правила (принципы) построения рациональных структур
ТЕМА 5. ВИДЫ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Организационная обособленность предприятий
5.2. Виды организаций субъектов хозяйствования
5.3. Формы организационных объединений (ассоциативные формы)
5.4. Типы организации. Новое в типах организации
ТЕМА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
6.1. Анализ и формирование организационных структур
6.2. Тенденции организационных изменений
6.3. Реорганизация: этапы и методы
6.4. Определение эффективности организационных изменений
6.5. Организация и управление, субъекты организаторской деятельности
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
7.1. Культура как продукт цивилизации
7.2. Понятие, содержание, типология организационной культуры
7.3. Классификация организационной культуры
7.4. Организационная культура и результативность деятельности
7.5. Межгрупповое поведение
7.6. Конфликты: типы, стадии, пути преодоления
7.7. Организационные коммуникации: значение, помехи, типы. Сеть коммуникаций
Совсем не обязательно (да и невозможно), чтобы собственниками средств производства стали все.
Также совсем не обязательно, чтобы преобладающей формой стала коллективная собственность. В странах рыночной экономики такая форма собственности имеется, но ее удельный вес незначителен и, главное, она в силу некоторых своих внутренних свойств не обеспечивает высокой эффективности и динамизма.
Нужно сделать в рамках закона все возможное, чтобы государственная собственность переходила в руки только тех, кто способен ее использовать на уровне современных требований, осуществляя жесткий отбор среди всех претендентов. Должны быть найдены отдельные лица, группы, коллективы, которым бывшую государственную можно будет доверить с минимальным риском.
12.3. Производственная,
экономическая и финансовая
Субъектами организаторской деятельности являются менеджеры, т.е. руководители аппарата управления организации. Иначе говоря, это руководящий состав, начальники служб, отделов, производств. Цехов и участков. В соответствии с занимаемой должностью они призваны управлять производством, экономической и финансовой деятельностью организации.
Чтобы создать в коллективе высокий уровень творческой энергии и инициативы людей, руководители должны знать следующие основные пути активизации трудовой и общественно-политической деятельности коллектива и личности;
1) Формирование разумных
материальных и духовных
2) Формирование коллективизма, дисциплины и правопорядка;
3) Улучшение социально-
Рассмотрим более подробно эти три основные пути формирования активного, развитого коллектива.
1. Формирование
разумных материальных и
1.а. Формирование
потребности в труде и
деятельности с помощью:
• Вовлечения, расширения участия работников в управлении организацией;
• Личного примера, авторитета, деловых и морально-политических качеств руководителя;
• Информирования членов коллектива организации поставленных задачах и ходе их выполнения;
• Повышение общеобразовательного, профессионального и культурного уровня членов коллектива;
• Снижение монотонности работы и доли тяжелого ручного труда;
• Активизация новаторства и рационализаторства;
• Подбора и расстановки кадров, а также создания оптимальных социально-групповых структур, подразделений;
• Развития системы демократических институтов управления
производством и социальной жизнью коллектива. 1.b. Формирование потребностей преимущественно материальным путем:
• Соблюдение принципа распределения по труду с коллективной оценки значимости труда;
• Подчинения личных потребностей потребностям коллектива, общественным интересам;
• Борьбы с потребительской психологией;
• Повышения ответственности за материальный ущерб, наносимый коллективу, обществу;
1.с. Формирование потребностей духовных, используя:
• Создание условий для духовного, культурного и познавательного роста личности;
• Пропаганду эстетических и нравственных ценностей;
• Умение руководителя свободно и честно говорить с людьми;
• Формирование разумных материальных и духовных потребностей;
• Развитие материальной базы культурно-просветительской, социальной сферы организации (предприятия);
• Охрана трудовых прав членов коллектива.
2. Формирование
коллективизма, дисциплины и
• Подчинение деятельности коллектива общественным целям;
• Создание в коллективе атмосферы товарищеской критики и доброжелательности;
• Развитие традиций коллектива;
• Создание атмосферы, стимулирующей достоинства каждого члена коллектива и оценку при их проявлении;
• Принципиальное отношение к нарушителям дисциплины и правопорядка;
• Личный пример руководителя в соблюдении правопорядка и дисциплины.
3. Пути улучшения
социально-психологического
Успех руководителя в управлении организацией зависит от правильного подбора и расстановки кадров, от знания характера исполнителей и соответствия порученной им работы.
Успех дела решают люди, коллективность руководства. Даже на капиталистических фирмах, организациях придерживаются принципа коллективного руководства. И это реальная необходимость.
Утверждается, что в самой вершине организации находится высшая руководящая группа. Находящиеся на более низших уровнях отделы. подразделения и т.п., тоже управляются руководящими группами, комитетами, комиссиями, рабочими группами. Чем это вызвано?
Во-первых, сложностью современных
организаций и еще тем, что
объем профессиональных знаний и
умений, которыми обладает единоличный
руководитель, все менее и менее
достаточен. Все больше и больше
задач и функций требует
Во-вторых, количеством личностных качеств, которыми должен обладать современный руководитель. Мы наивно полагаем, что можем в личности руководителя найти букет личностных качеств, какими обладают лишь немногие индивиды. Мы ищем идеального руководителя, хотя все те личностные качества, которые ожидаем в нем найти, вообще вряд ли возможно обнаружить в отдельных людях. Но, возможно, все эти качества будут присущи лишь целой группе людей (коллективу).
Коллектив, группа могут обновляться, регенерироваться, включая членов новых и провожая других людей на пенсию. Коллектив способен накопить фонд коллективного опыта, знаний, мнений и только он способен находиться в десяти местах одновременно.
Вот почему руководитель организации, исходя из конкретных условий производства, технологии, уровня организации труда и целей (ближайших. перспективных, локальных или стратегических) должен подбирать себе единомышленников, или, точнее, личности с определенными характерами (пусть даже не нравятся их отдельные черты) для достижения поставленной цели. Достигнув ее, коллектив единомышленников должен обновляться на одну треть. Только в этом случае достигается эффективная работа аппарата управления.
Ключевые слова.
Форма собственности, рыночная экономика, система отношений, приватизация, разгосударствление, производственная, экономическая и финансовая деятельность, субъект организаторской деятельности, материальные и духовные потребности, коллективизм, социально-психологический климат, единомышленники, эффективность управления.
Контрольные вопросы.
1 - Что порождает развитие производственных сил в стране?
2. В условиях рыночной экономики какие виды организации в зависимости от форм собственности могут организоваться и функционировать в Республике?
3. Понятие о приватизации
и разгосударствлении
4. Кто является субъектами
организаторской деятельности
5. В чем заключаются
основные функции субъектов
6. Путь активизации трудовой
и общественно-политической
7. Пути улучшения социально-
В чем заключается суть и необходимость коллективного руководства в организации?