Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, курс лекций

Краткое описание

Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Предметом теории организации является изучение организации, как системы взаимосвязанных элементов, законов и принципов, по которым создаются, строятся и функционируют организации, направленные на достижение определенных целей.

Содержание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.2. Понятие и сущность организации, ее черты и свойства
1.3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
1.4. Внутренняя и внешняя среда организации
1.5. Жизненный цикл организации, этапы и стадии.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.1. Общие понятия систем, классификация систем.
2.2. Социальная организация, виды социальных систем
2.3. Хозяйственные организации.
2.4. Организация и государство.
2.5 Направления перестройки организации.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Законы организации, их необходимость
3.2. Общие законы организации и характеристика проявления
3.3.Взаимодействие законов организации и их практическое приложение
3.4. Классификация принципов организации
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Структурный подход к организации
4.2. Централизация и децентрализация. Делегирование
4.3. Классификация связей
4.4. Типология соединений
4.5. Виды структур организации
4.6. Сетевые организации и их структуры
4.7. Правила (принципы) построения рациональных структур
ТЕМА 5. ВИДЫ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Организационная обособленность предприятий
5.2. Виды организаций субъектов хозяйствования
5.3. Формы организационных объединений (ассоциативные формы)
5.4. Типы организации. Новое в типах организации
ТЕМА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
6.1. Анализ и формирование организационных структур
6.2. Тенденции организационных изменений
6.3. Реорганизация: этапы и методы
6.4. Определение эффективности организационных изменений
6.5. Организация и управление, субъекты организаторской деятельности
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
7.1. Культура как продукт цивилизации
7.2. Понятие, содержание, типология организационной культуры
7.3. Классификация организационной культуры
7.4. Организационная культура и результативность деятельности
7.5. Межгрупповое поведение
7.6. Конфликты: типы, стадии, пути преодоления
7.7. Организационные коммуникации: значение, помехи, типы. Сеть коммуникаций

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций теор.орг..docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Ключевые слова.

Социальная и хозяйственная  организация, ресурсы организации, горизонтальное и вертикальное разделение труда, подразделения организации, внешняя среда, координирование  работы.

Контрольные вопросы.

1. Какие характеристики  считаются общими для организации?

2. Виды ресурсов, используемых  организацией.

3. Какие ресурсы считаются  трудовыми ресурсами?

4. Как вы понимаете материальные  ресурсы?

5. Что относится к финансовым ресурсам?

6. Понятие о технологических  ресурсах.

7. Что относится к информационным  ресурсам?

8. Объекты внешней среды  для организации.

9. Сущность горизонтального  разделения труда.

10.Сущность вертикального  разделения труда.

11 .Определение понятия  «подразделения» организации.

Лекция №4. Организация  и управление.

4.1. Понятие об  организации производства-

4.2. Необходимость  управления.

4.3. Общие факторы  в работе руководителя.

4.1. Понятие об  организации производства.

Слово «организация» означает: устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое, приведение в строгую систему.

Организация производства- это создание научно обоснованной системы функционирования всех элементов производственного процесса (включая рабочую силу, орудия и предметы труда и разнообразную информацию) и координирование усилий всех подразделений организации (предприятия) для получения наилучших конечных результатов при наименьших затратах.

Производственный  процесс - это технологический процесс изготовления из исходных материалов и заготовок конечной продукции или выполнения работ и оказания услуг.

Организация  производства  во времени - это установление определенной очередности, порядка и нормированной продолжительности

выполнения операций и  работ, обеспечение синхронности и  совмещения работ во времени.

Организация производства в пространстве - это распределение операций и работ между работниками и соответственно рабочими местами, оснащенными необходимым оборудованием, инструментом и оснасткой, обеспечение соответствующей специализации рабочих мест, участков и цехов, организация материальных потоков и складирования предметов труда по территории цехов и предприятия.

4.2. Необходимость  управления.

Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако, в малых организациях часто не имеются четко выделенной группы управляющих. Например, в небольшом магазине, управляемом  двумя партерами, один из них может принимать решения, касающиеся закупок, выполняя тем самым управленческую функцию в течение одной недели, а второй - в течение другой. Оба они координируют рабочие графики своих малочисленных подчиненных, чтобы обеспечить работу магазина в установленные часы работы, но оба партнера также выполняют и неуправленческие функции, обслуживая покупателей и раскладывая товары на полках. Ни один из партеров не считает другого хозяином или управляющим. Но, хотя управленческие функции и не выделены четко, основная функция -координирование — выполняется. Однако, во всех организациях, за исключением очень маленьких, управление занимает так много времени, что становиться все труднее осуществлять его мимоходом. По мере укрупнения организации работникам сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работы по управлению должны быть четко отделены от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

4.4.   Общие факторы в работе руководителя.

Как известно, все организации  имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления.  Неудивительно поэтому, что управленческая работа также имеет много общих характеристик.

Аспекты управленческой деятельности являются общими для всех руководителей  во всех организациях.

Общими факторами в  работе руководителя являются следующие:

1. Суть управленческой деятельности.

В качестве убедительного  примера, подтверждающего, что увидеть  общее в работе всех руководителей  довольно трудно, можно указать на суть управленческого труда, т.е. на то, в чем состоит работа по управлению в повседневной практике. Большинство  людей (в т.ч. и сами руководители-практики) полагают, что рутинная работа начальника цеха намного отличается от работы тех, кем он руководит. Это тем более кажется резонным, если принять во внимание, что они постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковое вознаграждение за свою работу.

Исследования показывают, что управленческая работа по сути своей очень сильно отличается от неуправленческой. И действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании.(директора завода), чем с работой людей, которые находятся под его управлением.

Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут  в течение многих недель заниматься этой операцией. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в  своей работе. Скорее, характерным  для него   будет   кратковременность,   разнообразие   и   фрагментарность осуществляемой деятельности.

2. Роли руководителя.

Касаясь содержания работы менеджера  можно найти еще одну общую  черту управленческой работы - роли руководителя. Роль руководителя является «набором определенных поведенческих  правил, соответствующих конкретному  учреждению или конкретной должности». Точно также, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личность могут давать собственную интерпретацию этих ролей.

Все роли руководителей можно  классифицировать в рамках 3-х крупных  категорий: межличностные роли. информационные роли и роли по принятию решений. Роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу  его взаимодействия с людьми- Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера организации.

3. Управленческие функции.

Широкое распространение  получила точка зрения, что существует приемлемый к любой организации  процесс управления, заключающийся  в реализации функций, которые должен выполнить всякий руководитель. В  настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать  управление как реализацию функций- Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение:

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

4. Уровни управления.

Организации, достаточно крупные  для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей  обычно имеют такой большой объем  управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

Одна из форм разделения управленческого  труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей  во главе отдельных подразделений- Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового, производственного отделов и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально   разделенная   управленческая   работа   должна   быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности- Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь также координируют работу руководителей низового звена, пока наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала. Такое вертикальное разделение управленческого труда в результате образует уровни управления.

5. Управление, направленное на успех.

Таким образом, чтобы организация  считалась добившейся успеха и функционировала, необходимо выполнять два условия: достижение цели (конечного результата) и эффективности (прибыльности) производства.

Ключевые слова.

Организация, организация  производства, производственный процесс. управленческая деятельность, роли руководителя, управленческая функция.

Контрольные вопросы.

1. Что означает слово  «организация»?

2. Как вы понимаете организацию  производства?

3. Понятие производственного  процесса.

4. Какие факторы являются  общими в работе руководителей?

5. Роли руководителя.

6. Сущность межличностной  роли руководителя.

7. Сущность информационной  роли руководителя.

8. Сущность роли руководителя  по принятию решений.

9. Определение понятия  «управления». 10.Горизонтальное разделение  управленческого труда. 11.Вертикальное  разделение управленческого труда. 12.Как вы понимаете уровни управления?

Лекция №5. Теория организации управления и ее место  в системе научных знаний.

5.1. Рациональная  организация производства и труда.

5.2. Принципы управления  трудом, сформулированные Ф. Тейлором.

5.3. Формализованное  описание работы управляющих,  предложенное А. Файолем.

5.4. Основные направления  исследования по ТОУ в 50-е  годы.

5.5. Сущность исследования  по ТОУ в 80-90 годы.

5.1. Рациональная  организация производства и труда.

В конце XIX - начале XX века появились  первые работы, в которых была сделана  попытка научного обобщения накопленного опыта и формулирование основ  науки менеджмента и теории организации  управления. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало  такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт. ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

5.2. Принципы управления  трудом, сформулированные Ф. Тейлором.

Основателем школы научного менеджмента был Ф.Тейлор, инженер-практик  и менеджер. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций

Ф.Тейлор сформулировал 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

1) Научный подход к выполнению  каждого элемента работы;

2) Научный подход к подбору  и обучению рабочего;

3) Кооперация с рабочими;

4) Разделение ответственности  за результаты между менеджерами  и рабочими.

Формализованное описание работы управляющих, предложенное А. Файолем.

Другой известный специалист в области менеджмента - А.Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив в характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

Им был сформулирован  принцип менеджмента (20-е годы), которым  предлагалось руководствоваться при  решении управленческих задач и  выполнении функции менеджмента. А.Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления.

Идеи научного управления в условиях общественного строя  и социалистической системы хозяйствования развивали А.А.Богданов, Н.А.Витке, А.К.Гостев, О.А.Ерманский, Е.Ф.Розмирович и многие другие ученые.

Ими были разработаны принципы управления, учитывающие такие особенности  социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью  предприятий со стороны государственных  органов управления.

С учетом этих принципов разрабатывались  подходы к формированию структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах, а также элементы системы методов.

5.4. Основные направления  исследования по ТОУ в 50-е  годы.

В 50-е годы нашего столетия исследования по ТОУ проводились  параллельно по пяти направлениям:

1) классическому;

2) человеческих отношений;

3) поведенческих наук;

4) количественному подходу;

5) системному подходу.

Такая многосторонность разработок отвечала новым потребностям послевоенной экономики, в которой под влиянием научно-технического прогресса начали активно формироваться рьночно - предпринимательские структуры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг

 

привело к невиданному  ранее росту числа средних  и малых организаций, которые  ориентировались на удовлетворение спроса сравнительно небольших групп  населения.

Им нужны были новые  системы управления, которые учитывают  динамизм внешней среды и позволяют  быстро и гибко приспосабливаться  к ее изменениям. Потребность в  новых подходах к менеджменту  испытывали и крупнейшие национальные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала еще  более ожесточенной и разорительной -

Им потребовались методы, которые, с одной стороны, позволяли  бы оптимизировать принимаемые ими  решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компании pecypсы), а с другой - помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций.

В известной мере этим потребностям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном  подходах к управлению (менеджменту) производством.

Количественные подходы  углубили понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования  и позволили шире применять количественные методы (ЭММ линейного, динамического  и стохастического программирования и др.), при решении в сложных  ситуациях. Стали решаться сложные  задачи управления запасами, распределение  ресурсов, массового обслуживания и  многое другое. Разработки в области  системного подхода существенно  увеличили возможности управленческого  контроля за всеми переменными организации.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"