Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, курс лекций

Краткое описание

Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Предметом теории организации является изучение организации, как системы взаимосвязанных элементов, законов и принципов, по которым создаются, строятся и функционируют организации, направленные на достижение определенных целей.

Содержание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.2. Понятие и сущность организации, ее черты и свойства
1.3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
1.4. Внутренняя и внешняя среда организации
1.5. Жизненный цикл организации, этапы и стадии.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.1. Общие понятия систем, классификация систем.
2.2. Социальная организация, виды социальных систем
2.3. Хозяйственные организации.
2.4. Организация и государство.
2.5 Направления перестройки организации.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Законы организации, их необходимость
3.2. Общие законы организации и характеристика проявления
3.3.Взаимодействие законов организации и их практическое приложение
3.4. Классификация принципов организации
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Структурный подход к организации
4.2. Централизация и децентрализация. Делегирование
4.3. Классификация связей
4.4. Типология соединений
4.5. Виды структур организации
4.6. Сетевые организации и их структуры
4.7. Правила (принципы) построения рациональных структур
ТЕМА 5. ВИДЫ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Организационная обособленность предприятий
5.2. Виды организаций субъектов хозяйствования
5.3. Формы организационных объединений (ассоциативные формы)
5.4. Типы организации. Новое в типах организации
ТЕМА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
6.1. Анализ и формирование организационных структур
6.2. Тенденции организационных изменений
6.3. Реорганизация: этапы и методы
6.4. Определение эффективности организационных изменений
6.5. Организация и управление, субъекты организаторской деятельности
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
7.1. Культура как продукт цивилизации
7.2. Понятие, содержание, типология организационной культуры
7.3. Классификация организационной культуры
7.4. Организационная культура и результативность деятельности
7.5. Межгрупповое поведение
7.6. Конфликты: типы, стадии, пути преодоления
7.7. Организационные коммуникации: значение, помехи, типы. Сеть коммуникаций

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций теор.орг..docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

http://www.hanadeeva.ru/teoria_organizacia/testTO/index.html

Лекция №1. Введение. Предмет  и задачи курса «теория организации  управления»

Организация общественно - экономических отношений  в интересах достижения конкретных целей в отрасли связи играет важную роль в повышении эффективности  производства.Организация как процесс деятельности управленческих органов направлена на обеспечение требуемого порядка в работе, в действиях взаимосвязанных звеньев хозяйства в интересах достижения цели организации, фирмы и получения наибольших результатов с наименьшими затратами.Как один из видов деятельности человека, управление производством нуждается в хорошо продуманной организации, которая призвана обеспечить решение многих важных и сложных задач. При этом главная задача состоит в том, чтобы добиться нормальной ритмичной работы всех звеньев управления, высокой оперативности и четкости в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, применении современных методов руководства производством, использовании новейших технических средств и т.д.Общественно - экономические предпосылки зарождения науки «Теория организации управления» появились в первой половине XIX века, когда возникло мануфактурное производство. С переходом к мануфактурному производству появилась необходимость создания больших мастерских с привлечением наемной рабочей силы. Началось разделение труда между работниками одной мастерской, возникла потребность в специализации рабочих мест, в регламентации трудовых операций, поддержании принудительного производственного темпа, в формировании служб, занятых координацией производственного процесса.Особую роль в формировании научных основ организации производства, труда и управления в конце XIX в. сыграла работа американского менеджера Ф.Тейлора, соединившего в себе организатора и исследователя. Ф. Тейлор впервые сформулировал основные принципы организации производства и разработал на их базе систему, которая получила название «Научное управление». Ф. Тейлор впервые сформулировал задачу сочетания трех элементов повышения производительности труда1) определенного задания («урока») на основе тщательного анализа работ и определения наилучшей последовательности операций2) определенной нормы времени, установленной расчетом;3) определенного   метода   работы,   тщательно   разработанного   и зафиксированного в инструкционной карте.Эти правила соблюдаются и до настоящего времени. К основным направлениям процессов организации и управления производством Ф. Тейлор относил:1) изучение элементов времени и на этой основе установление ежедневного задания рабочим;2) разработку сдельной оплаты труда;3) введение организационно - технологической документации  (карта инструкций);

4) изучение трудовых движений;5) подбор и обучение рабочих  (передача умения);6) функциональное  управление;7) календарное планирование  с помощью графиков;8) организацию  снабжения и др.Из американских последователей Ф. Тейлора можно назвать Г. Ганта, известного разработкой  календарных производственных графиков; К. Паркхарета, описавшего схему производства, функциональные органы управления, инструкции персоналу; Ф. Гилберта, известного своими работами в области нормирования труда; К. Кнеппсис, который рассматривал вопросы практического применения принципов организации производства.Во Франции известны труды А. Файоля, который занимался вопросами управления, сформулировал функции управления, изложил методы организации предприятий. К функциям управления он относил: технические, коммерческие, финансовые, охраны, счетные, административные.В Германии известны работы В. Ратенау, который отстаивал идею принудительной специализации предприятий, расширенной до государственных масштабов типизации и стандартизации. В. Ратенау предложил также для целевой частной собственности идею планирования в капиталистическом хозяйстве.Предметом изучения этой дисциплины являются законы и принципы управления, формирующие организационно-экономические отношения.Организационно-экономические отношения - это прежде всего те трудовые связи, которые формируются между работающими непосредственно в процессе производства.В процессе изучения курса «Теория организации управления» рассматриваются  вопросы:  организация  как система,  социальные и хозяйственные организации, законы организации управления, законы развития, принципы   рационализации,   организационная   культура   и   субъекты организаторской деятельности.Задачами курса являются научить будущих менеджеров овладеть навыками и принципами управления и их применения в организациях в различных ситуациях производства.

 

Контрольные вопросы.1. Начало зарождения науки «ТОУ».2. Сущность исследования Ф. Тейлора, получившего названия «научноеуправление». 3- Какие проблемы относит А. Файаль к функции управления?4. Сущность исследования В. Ратенау и его рекомендации.5. Что является предметом курса «ТОУ»?6. Основная задача курса «ТОУ».

Лекция №2. Организация как система.

2.1. Что такое система? Открытая  и закрытая системы. Подсистема  и

элементы системы.

2.2. Что такое  организация? Формальные и неформальные  организации.

Сложные организации.

2.1. Что такое  система?

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых целей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов (XX века) явилась важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств ли принципов для управляющих. Это способ мышления по отношению к организации и управлению.Существуют два основных типа системы: открытая и закрытая, Закрытая система имеет жесткие зафиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.Например, простые часы можно считать закрытой системой. Они при 30-40° С и 60-70% влажности могут работать.Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы и другие — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы.Система подразделяется на подсистему и элементы системы. Организация относится к открытому типу систем. Организация - как социально-производственная система, зависима от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей их результатами (продукции, работ и услуг).Если организация является системой, то ее подразделения (отделы, службы, цеха, участи и т.д.) являются подсистемами. Рабочие места в подразделениях можно считать элементами этой системы.В  масштабе Республики  если Узбекское  агентство  почты  и телекоммуникаций считать как систему, то его подразделения являются подсистемами, а предприятия в управлениях являются элементами системы.

2.3.   Что такое организация?

Некая группа должна соответствовать  обязательным начальным требованиям, чтобы считаться организацией. К  ним относятся:

1. Наличие, по крайней  мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2. Наличие, по крайней  мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для  всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, получаем важное определение:

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения цели или целей.

Формальные и  неформальные организации.

Для большей точности скажем, что приведенное выше определение  справедливо не просто к организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации (группы), которые возникают степенно, но где  люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации (группы) существуют во всех формальных организациях, за исключением, может быть, очень маленьких. И  хотя у них нет руководителей. Неформальные организации настолько  важны, что им надо уделять внимание. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А  используя слово организация, мы всегда будем иметь в виду формальную организацию. Формальные организации  являются юридическими лицами, должны быть зарегистрированы в органах  власти, имеют печати и расчетный  счет в банке.

Сложные организации. Давая определение организации, мы сказали, что организации всегда имеют хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми его членами.

Сложные организации имеют  набор взаимосвязанные целей.

Один простой пример. Компания «Мак Дональдс» является организацией, состоящей из 7 с лишним тысяч самостоятельных предприятий, «работающих за кулисами», ведущих строительство магазинов и цехов, осуществляющих рекламу, производящих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих контроль качества. Каждое заведение «Мак Дональдс» имеет свой план реализации продукции и прибыли. Каждая

вспомогательная единица  также имеет свои цели, такие как, например, закупка говядины по выгодным ценам. Эти цели взаимосвязаны и  взаимозависимы. Например, ресторан может  реализовать свои цели, добившись  запланированной прибыли, только если служба закупки добьется своих целей, обеспечив достаточное количество булочек по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный  приток покупателей, технологи найдут способ эффективного приготовления  блюд и т.д. Основная причина, позволившая  «Мак Дональдс» стать крупнейшим предприятием в своем бизнесе в мире, заключается в том, что компании удается не только достичь всех вышеперечисленных целей, но и эффективно взаимосвязывать их с наименьшими затратами.

Контрольные вопросы.

1. Что такое система?

2. Какие типы систем  вы знаете?

3. Характерные особенности  открытой системы?

4. Характерные особенности  закрытой системы?

5. На какие части подразделяется  система?

6. Требования, чтобы считаться  организацией?

7. Что такое организация?

8. Особенности формальной  организации.

9. Особенности неформальной  организации (группы). 10.Какие организации  считаются сложными организациями?

Лекция №3. Социальная организация, хозяйственные организации.

3.1. Общая характеристика  организации.

3.2. Ресурсы организации.

3.3. Зависимость  организации от внешней среды. 3-4. Горизонтальное разделение труда.

3.5. Подразделения  организации.

3.6. Вертикальное  разделение труда.3.1. Общая характеристика  организации.

 

Все организации можно  подразделить на социальные и хозяйственные.

Хозяйственные организации  выпускают продукции или выполняют  работы и услуги.

Социальные  организации  (т.е.  организации  вне  материального производства)    занимаются    вопросами    социального    обеспечения, юриспруденцией и другими работами социального характера.

Все   сложные   организации   являются   не   только   группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимозависимых целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

Эти общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобы  добиться успеха, организацией (фирмой) нужно управлять.

Все организации характеризуются: ресурсами, зависимостью от внешней  среды, горизонтальным разделением  труда, подразделениями и вертикальным разделением труда.

3.2. Ресурсы организации.

В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией (предприятием) это люди (человеческие, т.е. трудовые ресурсы). капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальныё ресурсы), технологии и информация.

3.3. Зависимость  организации от внешней среды.

Одним из значимых характеристик  организации (предприятия) является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть независима

от внешней среды, они  полностью зависимы от окружающего  мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

Термин внешняя среда включает: экономические условия, потребителей. профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

Большое значение имеет и  тот факт, что хотя организация (предприятие) и зависит полностью от внешней  среды, среда эта, как правило, находится  вне пределов влияния менеджеров.

С каждым годом руководству  приходится учитывать все большее  количество факторов внешней среды, которые принимают поистине глобальный

характер. Это требует  понимания целей новой области  юриспруденции, осознания новых  культурных ценностей.

3.4. Горизонтальное  разделение труда.

Разделение большого объема работы на много численные небольшие, специализированные задания называется горизонтальным разделением труда. которое позволяет организации (предприятию) производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.

В очень маленьких организациях горизонтальное разделение труда может  не прослеживаться достаточно четко. Владельцы, которые являются одновременно и  управляющими маленьких ресторанов, могут поочередно то готовить еду, то обслуживать посетителей. Но большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение труда, так что можно четко проследить их функции и цели деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

3.5. Подразделения  организации.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда  за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей- Такие подразделения часто называются отделами или службами. Но существуют также и многочисленные другие названия: цех, участок, зона_ТР, поточная линияТО и др.

Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют   собой   группы, людей, деятельность   которых сознательно направляется 

и коорданируется для достиженияобшей цели.

3.7.   Вертикальное разделение труда.

Поскольку работа в организации  разделяется на составные части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.

В организации существуют две внутренние органические формы  разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое  вертикальным  разделением  труда,  отделяет  работу  по координированию действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"