Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:48, курсовая работа
Одним из направлений инвестиционной деятельности ОАО "ШНОС" также является улучшение системы вторичной переработки с целью увеличения выхода высокорентабельных продуктов легких фракций (бензин и дизельное топливо). Перспективным проектом в этом направлении является строительство комплекса каталитического крекинга. Завершение реконструкции позволит довести качество товарного дизельного топлива производимого на заводе до европейских стандартов.
Отечественные нефтеперерабатывающие заводы характеризуются низкой конкурентоспособностью и высокими издержками эксплуатации морально и физически устаревшего оборудования.
Анализ, основанный на информации МЭМР и Агентства статистических исследований РК, показывает, что основной негативной тенденцией работы всех трех казахстанских НПЗ за последние несколько лет являлась их низкая загруженность сырой нефтью вследствие экспортной ориентации нефтедобывающих компаний и нарушения связей с российскими поставщиками сырья после распада СССР.
- дизельное топливо;
- мазут;
- вакуумный газойль;
- гудрон.
1.2.1.1. Физико-химические основы процесса
Рассмотрим установку ЭЛОУ-АВТ с двукратным испарением нефти. Атмосферная перегонка на таких установках осуществляется в одной колонне. Предпочтительным сырьём для них являются нефти с относительно невысоким содержанием бензиновых фракций и растворённых газообразных углеводородов. Принципиальная технологическая схема установки представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Комбинированная установка ЭЛОУ-АВТ двукратного испарения нефти:
1 – насос; 2 – теплообменник, кипятильник; 3 – электродегидратор; 4 – трубчатая печь; 5 – атмосферная колонна; 6 – отпарная колонна; 7 – конденсатор, холодильник; 8 – газосепаратор; 9 – емкость; 10 – дебутанизатор бензина; 11 – колонна вторичной перегонки бензина; 12 - вакуумная колонна; 13 – пароэжекторный вакуумный насос; 14 – отстойник.
I – нефть; II - бензин; III – стабильный бензин; IV – сухой газ; V – сжиженная фракция C3-C4; VI - фракция С3 – 900С; VII – фракция 800 – 1800С; VIII - фракция 1800 – 2400С; IX - фракция 2400 – 3500С; XI – водяной пар; XII – мазут; XIII – легкий вакуумный газойль; XIV – затемненная фракция; XVI – гудрон; XVII – газы разложения; XVIII – нефтепродукт; XIX – водяной конденсат.
Нефть, нагретая в теплообменниках 2, поступает четырьмя параллельными потоками в электродегидраторы 3. Обессоливание проводится в две ступени с применением деэмульгатора. Солёная вода из электродегидраторов второй ступени вторично используется для промывки нефти на первой ступени. Кроме того, в качестве промывочной воды на второй ступени используют водные конденсаты, образующиеся в процессе конденсации пара на установках атмосферно-вакуумной перегонки. Обессоленная нефть насосом прокачивается через группу регенеративных теплообменников 2 и после нагрева двенадцатью параллельными потоками в трубчатой печи 4 поступает на перегонку в атмосферную колонну 5. Отводимые с верха колонны пары конденсируются в две ступени. На первой обеспечивается более низкое содержание газообразных углеводородов в составе орошения, чем в дистилляте. Несконденсированная газовая и жидкая фаза бензина совместно дополнительно охлаждаются и поступают в сырьевую ёмкость 9 дебутанизатора 10. Из атмосферной колонны 5 через отпарные колонны 6 одновременно отбирают три боковых погона: фракцию 140-2500С и два компонента дизельного топлива - фракцию 250-3500С и фракцию 320-3800С. Остатком атмосферной колонны является мазут. В низ атмосферной колонны и отпарных колонн 6 подаётся перегретый водяной пар. Стабилизация бензина проводится в дебутанизаторе 10.
Вторичной перегонке в колонне 11 подвергается примерно 62% стабильного бензина, что связано с ограниченной потребностью во фракции 90-1400С. Мазут после нагрева в печи 4 поступает на перегонку в вакуумную колонну 12. Верхним боковым погоном из вакуумной колонны отводится лёгкий вакуумный газойль, средним - фракция 380-5300С и нижним - затемневшая фракция. Остатком колонны является гудрон. В змеевик печи и низ колонны подаётся водяной пар. Через верх вакуумной колонны 12 отводятся несконденсированный газ, водяные пары и пары нефтяных фракций. После их охлаждения в газосепараторе 8 конденсат отделяется от газа и несконденсированных водяных паров. Смесь последних отсасывается трёхступенчатым пароэжекторным вакуумным насосом 13. Газы разложения поступают на сжигание в вакуумную печь 4. Смесь конденсата и нефтяных фракций из вакуумсоздающей системы поступает на разделение в отстойник 14. Ловушечный нефтепродукт откачивается в лёгкий вакуумный газойль, а конденсат - на ЭЛОУ.
Принцип метода элекрообессоливания заключается в том, что полярные молекулы воды в электрическом поле стремятся двигаться к электродам, в результате капли воды приобретают грушевидную форму, остриём обращённую к положительно заряженному электроду. В процессе движения капли сталкиваются, сливаются и по мере увеличения массы оседают в нижнюю часть электродегидратора. Увеличить эффективность можно с увеличением температуры, т.к. в этом случае вязкость нефти значительно падает. [2] [3]
Каталитический риформинг на биметаллическом катализаторе R-86 (платформинг) – один из важнейших процессов нефтеперерабатывающей промышленности. Процесс занимает ведущее место в производстве высокооктановых компонентов автомобильных, авиационных бензинов.
Установка ЛГ-35-11/300-95, производительность по сырью 300,0 тыс. тн/год. Эксплуатируется по бензиновому варианту с получением высокооктанового компонента с октановым числом до 97 пунктов по исследовательскому методу. Установка введена в эксплуатацию в декабре 1971 года.
Генеральный проектировщик – институт «Ленгипрогаз».
На установке проведена реконструкция по доведению производительности до 450 тыс. тн. в год:
1 этап. В 1995 годах замена катализатора АП-64 на биметаллический катализатор R-56, разработанный американской фирмой ЮОП.
2 этап. В 1997 году монтирована и введена в эксплуатацию печь П-101 блока гидроочистки, произведена переобвязка камер печи П-1 с реакторами риформинга.
3 этап. В 2004 году произведена замена теплообменников блока гидроочистки Т-1/1, Т-1/2, Т-1/3.
4 этап.
1) В 2005 году произведена замена теплообменников блока риформинга Т-6/1-4, Т-6а/1-4.
2) Замена внутренних устройств реакторов на «Скэллопы».
Замена катализаторов гидроочистки и риформинга на S-120 и R-86.
Установка каталитического риформинга состоит из трех блоков:
1. Предварительная гидроочистка прямогонного бензина (нафта).
2. Платформинг гидроочищенного бензина (гидрогенизата).
3. Стабилизация платформата.
Имеется два потока:
1-подача сырья.
2-подача ВСГ
Установка выпускает следующую продукцию:
- высокооктановый компонент товарных бензинов;
- сжиженный бытовой газ;
- водородсодержащий газ. [1]
1.2.2.1. Физико-химические основы процесса
Каталитический риформинг применяют для повышения октанового числа бензиновых фракций и получения аренов. Наиболее распространен процесс риформинга на платиновом катализаторе – платформинг.
При риформинге протекают реакции изомеризации, дегидроциклизации и гидрокрекинга алканов, дегидрирования, изомеризации, гидрирования и гидрокрекинга нафтенов, а также деметилирования и диспропорционирования аренов.
Превращение алканов. Изомеризация алканов протекает по карбкатионному механизму и приводит к образованию малоразветвленных изомеров, обладающих более высокими октановыми числами, чем нормальные алканы.
С-С-С-С-С-С С-С-С-С-С
С
Дегидроциклизация – одна из важнейших реакций риформинга, заключающаяся в превращении алканов в арены. В результате увеличивается октановое число бензина:
При дегидроциклизации алканов образуются все теоретически возможные изомерные арены:
Если исходный алкан содержит меньше 6 атомов углерода в основной цепи, то ароматизации предшествует изомеризация алкана с удлинением основной цепи:
Алканы, содержащие 10 и более атомов углерода, образуют арены с конденсированными кольцами:
В результате дегидроциклизации
алканов образуются гомологи бензола
и нафталина с максимальным содержанием
метильных заместителей в ядре, которое
допускается строением исходного алкана.
Дегидроциклизация протекает с поглощением тепла (251±17 кДж/моль), поэтому константа равновесия реакции возрастает с повышением температуры. Давление сдвигает равновесие в лево – в сторону гидрирования аренов. Однако на практике для уменьшения отложений кокса на катализаторе процесс проводят под повышенным давлением водорода. Скорость дегидроциклизации возрастает с увеличением длины цепи алканов.
Гидрокрекинг дает низшие алканы:
Эту реакцию иногда называют деструктивным гидрированием. Сначала, по-видимому, происходит крекинг на кислотных центрах катализатора, а затем гидрирование образовавшихся алкенов на кислотно-восстановительных центрах металла. Суммарный тепловой эффект реакции положителен.
Превращение циклоалканов. Циклоалканы в условиях риформинга подвергаются дегидрированию, изомеризации, гидрированию с разрывом кольца и гидрокрекингу.
Реакции гидрирования-дегидрирования относятся к типу окислительно- восстановительных и катализируются металлами и их соединениями, ускоряющими перенос электрона. Изомеризация протекает по ионному механизму и катализируется кислотами и кислыми оксидами. Соотношение между реакциями устанавливается в зависимости от термодинамических и кинетических факторов, а также зависит от активности катализатора. Наиболее желательной в процессе риформинга является ароматизация циклоалканов (реакция 1). Выход аренов возрастает с повышением температуры и снижением давления. При высокой кислотной активности катализатора возрастает роль изомеризации (реакция 2), ведущей к превращению циклогексана в циклопентан.
Алкилциклопентаны при риформинге подвергаются к тем же реакциям, что циклогексаны, однако скорость ароматизации значительно ниже, а выход продуктов гидрокрекинга (реакция 4) выше.
Циклоалканы с числом углеродных атомов более 10 дают в условиях риформинга значительный выход нафталинов и других конденсированных аренов.
Превращение аренов. Незамещенные арены в условиях процесса риформинга устойчивы. Алкилированные арены подвергаются изомеризации по положению заместителей, диспропорционированию и деалкилированию.
Толуол подвергается деметилированию и диспропорционированию метильных групп с образованием бензола и ксилолов.
Ксилолы, главным образом, подвергаются изомеризации, которая, по-видимому, протекает по карбкатионному механизму и дает равновесную смесь о-, м-, п-изомеров, а также этилбензола.
Арены с более длинными боковыми цепями деалкилируются по схеме:
В результате образуется незамещенный арен и алкан.
1.2.2.2. Катализаторы каталитического риформинга.
Для катализаторов риформинга очень важно соотношение между дегидрирующей и кислотной активностями. Дегидрирующая активность с ростом содержания платины в катализаторе возрастает очень быстро до предельной. Уже при содержании платины 0,08% и фтора 0,77% дегидрирующая активность катализатора достигает до максимума. Однако Рt также защищает прилежащие кислотные центры от закоксовывания, и при низком ее содержании катализатор быстро дезактивируется. В промышленных катализаторах риформинга содержание Pt составляет 0,3-0,6%, большее содержание Pt удорожает катализатор, не улучшая его свойств.
В широко применяемых катализаторах риформинга Pt наносится на оксид алюминия, обработанный галогеном (хлором или фтором), и кислотная активность катализатора определяется содержанием в нем этого галогена. Промышленные катализаторы риформинга этого типа содержат обычно от 0,5 до 1% фтора или хлора. При более низкой кислотной активности катализатора степень ароматизации циклопентанов мала и катализат содержит много нормальных алканов, октановое число невысокое. При высокой кислотной активности катализатора алканы в условиях риформинга изомеризуются настолько быстро, что уже в начальных стадиях процесса достигается равновесие алканы изоалканы и далее идет интенсивный гидрокрекинг.
Снижение активности катализатора происходит в процессе риформинга за счет отравления активных центров дегидрирования (Pt) серусодержащими соединениями сырья. Это явление обратимо, и уровень активности катализатора определяется содержанием серы в сырье. Катализатор работает и при содержании в сырье 0,1% серы, однако его дегидрирующая активность низкая, и следовательно, выход аренов при этом невелик.
В настоящее время риформинг осуществляют преимущественно на бифункциональных катализаторах, сочетающих кислотную и гидрирующую-дегидрирующую функции. В промышленности применяют следующие катализаторы: платиновые (носитель А12О3, промотированная фтором или хлором; алюмосиликат; цеолит и др.); полиметаллические, содержащие кроме платины также рений, иридий, свинец, германий, олово и др. металлы. Разработаны катализаторы, менее требовательные к содержанию в сырье серы, азота, воды, в которых платина введена в цеолит. [4] [5] [6]
Установка замедленного коксования в не обогреваемых камерах типа 21-10/6 спроектирована институтом Башгипронефтехим (г.Уфа), привязка к общезаводскому хозяйству выполнена институтом АзГипроНефтехим (г.Баку).
Установка предназначена для получения кокса из тяжелых остатков переработки нефти (гудрон, мазут), служащего сырьем в производстве электродов для алюминиевой промышленности.
Установка замедленного коксования введена в эксплуатацию в 1980 году.
Проектная годовая производительность установки по сырью составляет 600 тыс.тонн в год и обеспечивает выработку 120 тыс.тонн кокса в год, в том числе 54 тыс.тонн в год электродного. Проектное число рабочих дней в году – 300.
В результате модернизации производительность установки по сырью доведена до 720 тыс.тонн в год. Число рабочих дней доведено до 335.
Дополнительно на установке вырабатываются нефтепродукты:
Информация о работе Теоретические основы процессов, применяемых на современных НПЗ