Теоретические основы процессов, применяемых на современных НПЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений инвестиционной деятельности ОАО "ШНОС" также является улучшение системы вторичной переработки с целью увеличения выхода высокорентабельных продуктов легких фракций (бензин и дизельное топливо). Перспективным проектом в этом направлении является строительство комплекса каталитического крекинга. Завершение реконструкции позволит довести качество товарного дизельного топлива производимого на заводе до европейских стандартов.
Отечественные нефтеперерабатывающие заводы характеризуются низкой конкурентоспособностью и высокими издержками эксплуатации морально и физически устаревшего оборудования.
Анализ, основанный на информации МЭМР и Агентства статистических исследований РК, показывает, что основной негативной тенденцией работы всех трех казахстанских НПЗ за последние несколько лет являлась их низкая загруженность сырой нефтью вследствие экспортной ориентации нефтедобывающих компаний и нарушения связей с российскими поставщиками сырья после распада СССР.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 463.90 Кб (Скачать файл)
    1. Производство

Производственный комплекс завода включает 23 технологические установки, в том числе каталитическогокрекинга, термокрекинга, риформинга. Выпускает бензины марок АИ-80ЭК; АИ-92ЭК; АИ-95ЭК, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, битумы, серу, различные полимеры и т. п. Предприятие подключено к нефтепроводу, а также продуктопроводам (бензин, авиакеросин, дизельное топливо). В 2005 году МНПЗ переработал около 10 млн т нефти. За девять месяцев 2005 его выручка составила 3,4 млрд руб., чистая прибыль — 79,5 млн руб.

Предприятие является одним из основных загрязнителей окружающей среды в Москве, внося существенный вклад в неблагоприятную экологическую обстановку.

      1. Установка первичной переработки нефти

Установка ЭЛОУ АВТ-6. Установка предназначена для переработки сырой нефти и состоит из блока ЭЛОУ (электрообессоливающей установки), колонн атмосферной и вакуумной перегонки, блока вторичной стабилизации бензина, реагентного хозяйства и котлов утилизаторов.

В колонне атмосферной перегонки первая (головная фракция) — это газы, такие как пропан, бутан и пентан. После своего выхода они поступают на газофракционирующую установку (ГФУ). Далее идут фракции:

  • К-62 — компонент прямогонного бензина.
  • НК 62-85 — компонент прямогонного бензина.
  • НК 85-120 — компонент прямогонного бензина и для каталитического риформинга.
  • НК 120—180 — фракция для каталитического риформинга.
  • НК 150—250 — керосиновая фракция, идущая на производства ТС-1.
  • НК 250—290 — компонент летнего ДТ.
  • НК 290—350 — компонент летнего ДТ.
  • НК 350—420 — сырьё каталитического крекинга.
  • НК 420—500 — сырьё каталитического крекинга.
  • свыше 500 — гудрон, являющейся сырьём для установки висбрекинга (АТВБ) и для битумныхустановок, а также топочного мазута.

Котлы-утилизаторы вырабатывают пар с высокой температурой и высоким давлением.

      1. Установка каталитического крекинга

Установка Л 35 11 300. Установка Л 35 11 300 предназначена для вторичной переработки бензиновых фракций. На данной установке происходит риформинг бензина с октановым число 50 до октанового числа 80 (числа приведены по исследовательскому методу (RON). Установка состоит из трех блоков. Первый блок — гидроочистки. В нём на алюминиевокобальтовомолибденовых катализаторах бензин очищают от вредных примесей серы, азота и кислорода. Далее он поступает во второй блок — блок каталитического риформинга, в котором на платиновом катализаторе происходит реакция дегидрирования нафтеновых углеводородов. Третий блок осуществляет стабилизацию бензина, и служит для того, чтобы удалить из конечного продукта углеводородные газы, которые накопились вследствие химических процессов, протекавших во втором блоке.

После прохождения установки Л 35 11 300 в бензине повышается содержание ароматических углеводородов с 10 % до 60 %. Основу производства составляют печь для подогрева сырья П 101 и колонна К-1, а также насосная установка.

      1. Цеха
        1. Цех по производству изделий из полипропилена

Цех № 7. Производство изделий из полипропилена. До последнего момента руководился старейшим работником завода — Конышевым Ю. В. Делился на установки: установка по производству синтетического волокна. штапелированного — ПСВ (ш), установка по производству изделий из синтетического волокна — СВиИ, установка экструзионно-пленочных изделий — ЭПИ, установка по производству пленочных нитей и мешков — ПТМ. В штате цеха работало более 600 чел.

В 2002 г. выделен в отдельное юридическое лицо — ООО «НПП Прогресс», так же как и цех № 5 «Производство полипропилена», выделенный в дальнейшем в ООО «НПП Нефтехимия». Цех начал закрывать производства с 1999 года, с момента вхождения на МНПЗ команды мэра Лужкова[источник не указан 349 дней]. Основную деятельность негласно осуществляла компания «Интеко»[источник не указан 349 дней], принадлежавшая Е. Батуриной. Ранее выпускал трубы различных диаметров от 5 до 220 мм и длиной до 5 м. В цеху располагаются два червячных пресса (ЧП), которые производили трубы малого и большого диаметров. На схеме ниже рассмотрена работа ЧП 45Х25 (45 — диаметр, 25 — длина шнека), который производит трубы длиной 2,25 м и диаметром 5 мм. Сырьем для установки являлся низкоиндексный (молекулы слабо ориентированны) полипропилен в гранулах марки Caplen.

В цехе производства волокна, происходила вытяжка нитей и волокон из полипропилена. Процесс происходил следующим образом: из сырья получали плёнку, которую затем спрессовывали два валика, далее пленка проходила ряд валов, в которых она уплотнялась, а затем разрезалась на ленточки, сворачиваемые в большие катушки. Аналогичный процесс происходил и с волокном. На данный момент, всё оборудование законсервировано. Здания поддерживаются в исправном состоянии силами бывших работников цеха.

3.2.3.2. Установка по производству  волокна и изделий из него

Установка не работает с 2003 года. Установка разделялась на две части. В первой части происходила переработка полипропилена на волокно, нить и ленту, а во второй — переработка волокна в нетканый материал. Волокно получалось на экструзионной установке. В отличие от предыдущего цеха, где полипропилен вытягивался в ленту и плёнку, в цеху по производству волокна он вытягивался в нити, далее жгутом подавался в гофрировочную машину, в сушильную камеру и после резался на штапики. По трубопроводу штапики подавались в пресс, где прессовались. Далее тюки с волокном поступали на чёсательную машину, где они разбирались на отдельные волокна, затем волокна вытягивались и сшивались нетканым методом (иглопробивными машинами). Полученный материал сворачивался в рулоны. Этот материал мог быть использоваться, как утеплитель и наполнитель для матрасов. Кроме того, его модификация используется, в качестве подложки для асфальтовой дороги. Далее этот материал пропускался через машину, которая закрепляла его в латексе и покрывала полиэтиленом. Полученная продукция использовалась в качестве синтетического покрытия поверхностей в помещениях и автомобилях.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

                                                                                                         Приложение 1

Виды нефтепродуктов, производимые на ТОО "Атырауский НПЗ"

 

1

Автобензин А-80 (АИ-80) ТУ 38.001165-2003 "Бензины автомобильные экспортные. Технические условия"

2

Автобензин А-92 (АИ-92) ТУ 38.001165-2003 "Бензины автомобильные экспортные. Технические условия"

3

Автобензин Премиум-95 ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия"

4

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 "Топлива дизельные. Технические условия"

5

Топливо дизельное З-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82 "Топлива дизельные. Технические условия"

6

Топливо дизельное экологически чистое ДЛЭЧ, ДЗЭЧ ТУ 38.1011348-2003 "Топливо дизельное экологически чистое. Технические условия"

7

Топливо дизельное с присадкой ДЗп - 15 СТО 11605031-021-2008 "Топлива дизельные зимние и арктические с присадками."

8

Топливо для реактивных двигателей ТС-1 ГОСТ 10227-86 "Топлива для реактивных двигателей. Технические условия"

9

Уайт-спирит ГОСТ 3134-78 "Уайт-спирит. Технические условия"

10

Топливо печное бытовое ТУ 38.101656-2005 "Топливо печное бытовое. Технические условия"

11

Мазут топочный марки 100 ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия"

12

Вакуумный газойль марка А вид 1 ТУ 381011304-2004 "Вакуумный газойль. Технические условия"

13

Газ углеводородный ГОСТ 20448-90 "Газы углеводородные сжиженные топливные для комунально-бытового потребления. Технические условия"

14

Кокс нефтяной прокаленный КП-1, КП-2 ТУ 38.1011341-90 "Коксы нефтяные прокаленные. Технические условия"

15

Кокс нефтяной суммарный для аллюминиевой промышленности ТУ 0258-094-0151806-94 "Кокс нефтяной суммарный для аллюминиевой промышленности. Технические условия"

16

Сера техническая газовая грунулированная СТ ТОО 40319154-01-2008 "Сера техническая газовая грунулированная. Технические условия" 

ПЛАНИРУЕМЫЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ

1

Бензол

2

Параксилол



                                                                                                   

    

                                                                                                           Приложение 2

Каталог продукции, выпускаемой в ТОО «ПНХЗ»

 

№ п/п

Наименование продукции

Обозначение НД

Наименование марки (сорта)

1

Бензины автомобильные неокрашенные

СТ ТОО 39334881-001-2006

АИ-80-К2

АИ-92-К2

АИ-95-К2

АИ-98-К2

2

Топливо дизельное

СТ ТОО 39334881-003-2006

ДТ-Л-К2

ДТ-Л

ДТ-З

3

Топливо для реактивных двигателей

ГОСТ 10227-86

ТС-1 высший сорт

ТС-1 первый сорт

4

Топливо нефтяное. Мазут

ГОСТ 10585-99

Топочный 100

- малозольный вид V

Топочный 100

- зольный вид V

5

Битум нефтяной кровельный

ГОСТ 9548-74

БНК 45/190

БНК 40/180

БНК 90/30

6

Битум нефтяной дорожный вязкий

СТ РК 1373-2005

БНД 90/130

БНД 60/90

7

Битум нефтяной строительный

ГОСТ 6617-76

БН 90/10

8

Газы углеводородные сжиженные

ГОСТ 20448-90

СПБТ

9

Газы углеводородные сжиженные

ГОСТ 20448-90

БТ

10

Сера техническая газовая

ГОСТ 127.1-93

9998

9990

9995

9950

9920

11

Кокс нефтяной

СТ ТОО 39334881-005-2009

 

12

Вакуумный газойль

СТ ТОО 39334881-013-2011

марка А, вид II

13

Топливо печное бытовое

ТУ 38.101656-2005

вид IV

14

Сырье нефтяное тяжелое для производства технического углерода

СТ ТОО 39334881-007-2009

марка А

марка Б


 

 

 

 

                                                                                                                        Приложение 3

Схема установки первичной переработки нефти на МНПЗ

                                                                                                            Приложение 4

Технологическая схема процесса первичной перегонки нефти

Нефть проходит через теплообменники Т-1, Т-2, Т-3, Т-4, Т-6, где подогревается за счет тепла отходящих продуктов, после чего поступает в отбензинивающую колонну К-1. В колонне К-1 из нефти выделяется легкая бензиновая фракция, которая конденсируется в холодильнике-конденсаторе ХК-1 и собирается в рефлюксной емкости Е-1, откуда подается в стабилизатор К-4. В емкости Е-1 выделяется также газ, направляемый на компримирование.

 

  

Схема установки атмосферно-вакуумной перегонки нефти:

I-нефть; II-газ на ГФУ; III-головка стабилизации на ГФУ; IV-бензин;

V-керосин; VI-дизельная фракция; VII-вакуум-дистиллят; VIII-гудрон;

IX-сброс воды в канализацию; X-газы эжекции на утилизацию; XI-вода оборотная; XII-пар водяной.

Полуотбензиненная нефть с низа К-1 направляется через трубчатую печь П-1 в атмосферную колонну К-2. Часть потока полуотбензиненной нефти возвращается в К-1, сообщая дополнительное количество тепла, необходимое для ректификации. В колонне К-2 нефть разделяется на несколько фракций. С верха К-2 в паровой фазе уходит тяжелый бензин, который конденсируется в холодильнике-конденсаторе ХК-2, а затем поступает в стабилизатор К-4. В качестве боковых погонов выводятся керосиновая и дизельная фракции, которые первоначально подаются в секции отпарной колонны К-3. В К-3 из боковых погонов удаляются  в присутствии водяного пара легкие фракции. Затем керосиновая и дизельная фракции выводятся с установки. С низа К-2 выходит мазут, который через печь П-2 подается в колонну вакуумной перегонки К-5, где разделяется на вакуумные дистилляты и гудрон. С верха К-5 с помощью пароэжекторного насоса А-1 отсасываются водяные пары, газы разложения, воздух и некоторое количество легких нефтепродуктов (дизельная фракция). Вакуумные дистилляты и гудрон через теплообменники подогрева нефти и концевые холодильники уходят с установки.

Для снижения температуры низа и более полного извлечения дистиллятных фракций в колонны К-2 и К-5 подается водяной пар. Избыточное тепло в К-2 и К-5 снимается циркулирующими орошениями. В стабилизационной колонне К-4 получают с верха «головку стабилизации» – сжиженный углеводородный газ, а с низа – стабильный бензин, не содержащий углеводороды С3 – С4.

Информация о работе Теоретические основы процессов, применяемых на современных НПЗ