Типы, виды организационных структур и принципы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

теория управленияMicrosoft Office Word.docx

— 182.54 Кб (Скачать файл)

·   обязательность исполнения договоренностей;

·   доверие и доверительность в отношениях;

·   регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

·   ответственность за принятые обязательства.

В Положении "О федеральной государственной службе", утвержденном в декабре 1993 г., перечислены основные принципы организации и действия государственной службы. Это – законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенность государственных служащих; стабильность государственной службы.  

 

 

  

 

 

  

 

Глава II. Принципы управления в деятельности социального 

учреждения на примере МОУ Детский дом №5 «Радуга»

 

 

Все принципы деятельности находят свое отражение в нормативных документах учреждения (устав, должностные инструкции).

Рассмотрим отражение общих принципов в данном учреждении.

Принцип социальной ориентации управления. В уставе и в должностных инструкциях учреждения прописаны основные права и обязанности работников, также прописаны возможные поощрения за выполнение работы, выходящей за рамки должностных обязанностей и за успехи в учебной, методической, научной и воспитательной работе и другой уставной деятельности учреждения, условия начисления заработной платы, условия предоставления отпуска. Руководство учреждения создает необходимые условия для повышения квалификации работников.

Принцип научной обоснованности. В соответствии с должностной инструкцией директор должен иметь высшее образование и стаж работы в социальной сфере не менее 10 лет. Также в инструкции прописаны необходимые знания лица, которое может назначаться на роль директора.

Принцип демократизма. Этот принцип находит свое отражение в том, что решения в данном учреждении принимаются не одним директором, а на общем собрании трудового коллектива.

Принцип состязательности, конкуренции. В уставе прописано, что за успехи в учебной, методической, научной и воспитательной работе и другой уставной деятельности учреждения для работников устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

Принцип стимулирования. Как прописано уставе, заработная плата специалиста зависит от его квалификации, опыта работы в социальной сфере, инновации в осуществлении деятельности (при условии достижения положительного результата), уровень компетенции в смежных вопросах и участие в их решении.

Организационно-технологические принципы управления в социальном учреждении.

Принцип разделения труда. Каждый специалист имеет строго обозначенные задачи и функции, которые прописаны в должностной инструкции.

Принцип иерархичности и обратной связи. У каждого работника в должностной инструкции прописаны взаимоотношения и связи по должности.

Принцип единоначалия и коллегиальности. По Уставу управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются общее собрание трудового коллектива учреждения, совет учреждения, педагогический совет, попечительский совет, деятельность которых регламентируется соответствующими локальными актами учреждения.

Одной из главных задач работы является проведение социального исследования.

Цель исследования: определить иерархию принципов управления в социальном учреждении.

Задачи:

1.      Провести опрос среди работников социального учреждения.

2.      Провести сравнительный анализ и характеристику результатов.

Гипотеза: на наш взгляд, наиболее значимыми являются принципы социальной ориентации управления, стимулирования труда, коллегиальности и единоначалия управления.

Методы исследования:

·      Опрос

·      Анализ

·      Обобщение

·      Сравнение

Респондентом предлагалось оценить значимость следующих принципов управления в деятельности по пятибалльной шкале:

Содержимое работы - 1 файл

Скачать файл  Открыть файл  

алена.doc

 

  —  164.50 Кб

Перечень принципов:

1.      Принцип социальной ориентации управления.

2.      Принцип научной обоснованности.

3.      Принцип демократизма.

4.      Принцип состязательности, конкуренции.

5.      Принцип стимулирования.

6.      Принцип разделения труда.

7.      Принцип иерархичности и обратной связи.

8.      Принцип единоначалия и коллегиальности.

Нами было опрошено 10 сотрудников социального учреждения и выявлены следующие результаты:

Балл

Респондент

1

2

3

4

5

1

3

5,2

7,4

6,8

1

2

 

3,4

7,6

8,5

1,2

3

4

2,6

3,1

7,8

5

4

3

6,4

7,2

1,5

8

5

4

2,6

3,5

8,7

1

6

2

3

7,6

5,1

8,4

7

7

2,3

8,4

1

5,6

8

3

4

6,7

8,5

1,2

9

7

4,6

3,2

1,

5,8

10

 

2,6

3,7

5,4

8,1


 

 

Затем подсчитывалось количество баллов для каждого принципа.

1.      Принцип социальной ориентации управления – 44.

2.      Принцип научной обоснованности – 27.

3.      Принцип демократизма – 21.

4.      Принцип состязательности, конкуренции – 27.

5.      Принцип стимулирования – 40.

6.      Принцип разделения труда – 28.

7.      Принцип иерархичности и обратной связи – 28.

8.      Принцип единоначалия и коллегиальности – 43.

В результате мы можем выстроить принципы по их иерархии в данном учреждении. 

 

 

              В результате нашего исследования  можно сделать следующий вывод: гипотеза подтвердилась. На первом  месте сотрудники организации  поставили принцип социальной  ориентации управления. Т.е. мы можем  сказать, что директор ставит  работников на первое место  в процессе управления и создает  условия для их успешной работы. На втором месте принцип единоначалия  и коллегиальности. Работники принимают  непосредственное участие в принятии  управленческих решений. На третьем  месте находится принцип стимулирования  труда – у каждого работника  есть стимул при выполнении  своей работы, он знает, что его  труд будет вознагражден. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Заключение

Принципы управления можно разделить на общие, организационно-технологические и частные. Все они взаимосвязаны между собой и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении.

Общие принципы управления действуют прежде всего во всех динамичных системах: биологических, социальных и искусственно-технологических. Это – стратегические нормы управления. Кроме того, есть общие принципы, которые присущи всем видам социальной управленческой деятельности (экономическому, технологическому, политическому и духовному). Каждый из них лишь теоретически можно изложить отдельно. В реальной жизни все они тесно взаимосвязаны и дают максимальные результаты лишь в своей совокупности.

Рассматривая организационно-технические принципы следует учитывать, что существуют две стороны социального управления: социально-политическая и организационно-технологическая. Организационно-техническая сторона управления это – преимущественно организационно-распорядительная, административно-исполнительская деятельность. Эта сторона социального управления имеет свои принципы: разделения труда, иерархичности и обратной связи, оптимального сочетания централизации и децентрализации.

Сфера действия частных принципов весьма ограничена, локальна. Эту группу принципов невозможно рассматривать отдельно в теоретическом плане и практическом. Их следует изучать на основе конкретного учреждения.

Вообще применение всех принципов не должно основываться только на нормативных документах. Особое место здесь занимает цель и задачи деятельности, а также должностная инструкция. Невозможно руководствоваться принципом, если они идет врознь с нормативным документом. Но если этот принцип не противоречит нормам и с помощью его результат будет быстрее, то вполне вероятно, что его применение даст больший результат. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Список литературы

1.          Бовыкин В.И. Новый менеджмент. – М., Экономика, 1997.

2.          Веснин В.Р. Основы менеджмента – «Триада, ЛТД», 1997.

3.          Истоки российского менеджмента. М., 1997

4.          Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Демо, 1997.

5.          Комарова Е.И., Войтенко А.И., Менеджмент социальной работы, М.: Владос, 1999.

6.          Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: 1998.

7.          Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. – М., Экономика, 1998.

8.          Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

9.          Общая теория управления. М, 1994.

10.      Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999. 

 

 

§ 5. Принцип единоначалия

Вопрос об этом принципе в прокурорском надзоре чрезвычайно сложен. В литературе он был сначала признан как само собой разумеющийся, как основа правового регулирования складывающихся при его осуществлении отношений; затем отвергнут как не имеющий существенного значения при выполнении надзорных функций. Потом вновь поднялся этот вопрос, более того, стали высказываться суждения о принципе коллегиальности в деятельности прокуратуры. Заметим, что в ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации, посвященной принципам прокурорского надзора, ни одно из указанных начал не нашло своего отражения.

Формы руководства деятельностью прокуратуры имеют существенное значение для повышения ее эффективности, действенности. Их две: коллегиальность и единоначалие. В известной мере условно можно говорить, что коллегиальность более интеллектуальна, но менее оперативна, единоначалие — наоборот. Учитывая достоинства и недостатки этих видов управления, законодатель применительно к прокуратуре избирает единоначалие. В условиях значительного роста преступности, нарушений законности во всех сферах общественных отношений оно практически более оправданно, ибо позволяет интенсивнее вести борьбу с ними. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнением которых осуществляют подчиненные ему работники. Он же стимулирует последних на оперативное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности. Но такое руководство должно быть квалифицированным, для чего прежде всего необходим надлежащий подбор кадров. В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре Российской Федерации на должности районных, городских и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3 лет. Они должны иметь высшее юридическое образование, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и по состоянию здоровья быть способными выполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности прокуроров областей, краев, республик, входящих в состав РФ, назначаются лица, которые кроме того должны быть не моложе 30 лет, иметь стаж прокурорской, следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет (п. 3). Обладание указанными качествами позволит им квалифицированно руководить подчиненными прокурорами.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры познают их содержание, практику применения, методику выявления нарушений законности, располагают необходимыми сведениями о ее состоянии в районе, городе, области и т.д. Приобретенный ими опыт дает возможность предлагать действенные способы борьбы с правонарушениями. Поэтому руководители прокурорских органов обязаны в своей работе опираться на знания подчиненных. Только при таком условии руководство окажется действенным.

Использование коллективного опыта нашло свое яркое выражение в проведении разного рода совещаний. Например, в районных, городских прокуратурах они проводятся еженедельно и именуются производственными. Там обсуждаются наиболее актуальные вопросы укрепления законности в районе (городе), намечаются соответствующие мероприятия, происходит обмен опытом и т. д. Совещания могут проводиться по итогам работы за месяц, квартал, год. На них обсуждаются вопросы толкования и применения законов, подзаконных актов. В аппаратах областных, краевых и других вышестоящих прокуратур созданы коллегии, работа которых представляет собой использование коллективного опыта при осуществлении прокурорского надзора. На заседаниях коллегий также обсуждаются наиболее важные вопросы укрепления законности, разрабатываются мероприятия по его совершенствованию.

Естественно, возникает вопрос: не утверждается ли наряду с единоначалием и принцип коллегиальности? Такое теоретически возможно, если одна часть вопросов решается единолично, другая — коллегиально. Но на практике произошло иное: единоначалие сочетается с коллегиальностью при доминировании первого. Коллегия — не орган управления, она не является участником служебных отношений, возникающих между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами. Согласно ст. 20 Закона о прокуратуре Российской Федерации коллегии суть совещательные органы. Их решения реализуются (причем в обязательном порядке) приказами соответствующих прокуроров, которые дают установки в свете своего понимания законодательства, ситуации в регионе.

В литературе утверждается, что единоначалие не является самостоятельным принципом прокурорского надзора, будучи неотъемлемой составной частью принципа централизма. Действительно, связь между ними существует, но они различны по своему содержанию. Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый — это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй — управление внутри конкретного органа. Например, прокурор области помимо руководства прокурорами районов, городов руководит работой структурных подразделений областной прокуратуры: управлением, отделами. В свою очередь начальники этих подразделений руководят работой входящих в их состав прокуроров. То же самое относится к прокурору района или города. Он организует работу своих помощников, следователей. Тут уж единоначалие проявляет себя вне централизма.

Информация о работе Типы, виды организационных структур и принципы их построения