Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:43, курсовая работа
В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.
Диссертант подчеркивает, что процесс определения объективно необходимого числа уровней управления, их задач, функциональных структур, компетенций должностей начальников на каждом уровне является одним из основных этапов процесса оргпроектирования, сущность которого состоит в детализации управления, то есть в передаче с высшего на другие уровни управления допустимого объема полномочий, прав, обязанностей и ответственности за принятие общесистемных управленческих решений по ряду важнейших вопросов оперативно-служебной, хозяйственной и управленческой деятельности. В этом отношении применение принципа единоначалия играет конструктивную роль, а выявленные с его применением характеристики должностей, предназначенных для руководства крупными подсистемами управления, позволили выявить главный тип единоначалия - общесистемный.
Анализ теоретических источников и Положений о службах МВД России, МВД, ГУВД УВД субъектов Российской Федерации, их главных управлениях и управлениях позволили выявить ряд противоречий, неучтенных и не разрешенных проблем при формировании и реформировании системы управления МВД России. Во-первых, службы созданы по отраслям - основным, стратегическим зонам деятельности. Но они не образуют отраслевые подсистемы управления по признакам отсутствия единого управляющего звена, единства власти, расчлененности по уровням МВД России, а также прерывания цепи команд. Во-вторых, при росте числа служб и входящих в них подразделений не наблюдается упорядочения норм управляемости для общесистемных начальников. Нагрузки на них постоянно возрастают. В-третьих, службы и их подразделения выполняют в основном аппаратные полномочия. К линейным их полномочиям можно.отнести лишь координацию и контроль за деятельностью одноименных подразделений на нижестоящем уровне. Но при этом начальники служб и их подразделений не наделены правом принятия директивных решений по их результатам.
Результаты исследования дают основания считать службы МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской-Федерации штабами-отраслей (стратегических зон), а их начальников отнести к категории функционально-отраслевых.
Линейными службам в прямом смысле можно считать лишь Следственный комитет, Главное управление внутренних дел на транспорте, главное управление собственной безопасности, начальники которых имеют право принимать и проводить в жизнь управленческие решения, обязательные для руководителей подобных подразделений на других уровнях управления. Эти отраслевые подсистемы построены по принципу единоначалия, а их начальники по должности образуют четвертый тип единоначалия - линейно-отраслевой. К линейно-отраслевому типу единоначалия относятся, по мнению диссертанта, такие должности руководителей отраслевых служб и подразделений горрайорганов внутренних дел.
Наличие в системе органов внутренних дел штабов предопределено потребностью в отделении собственно управления от разработки проектов управленческих решений. Руководители этих подразделений являются функциональными руководителями. Но возведение их в ранг заместителей общесистемных начальников, передача этим подразделениям на постоянной основе функций координации и контроля, предварительного согласования проектов наиболее значимых управленческих решений привело к стиранию граней между ними и линейными руководителями, и тем более функционально-отраслевыми. В результате в аппаратах МВД России, МВД, ГУВД, УВД появилось чрезмерно большое число управленческих должностей и подразделений штабного типа. Данное обстоятельство необходимо учитывать при реформировании системы управления в МВД России. Поэтому проведенная типизация единоначалия имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение, а применение принципа единоначалия наряду с другими принципами управления позволит упростить организационную структуру управления МВД России, сделать ее экономичнее и надежнее.
В диссертации рассматривается аналитический процесс изучения проблем реформирования системы управления МВД России. Он включает в себя выяснение следующих вопросов: сколько уровней управления необходимо для обеспечения норм управляемости; на какие стратегические зоны с учетом оперативной обстановки целесообразно разделить всю правоохранительную деятельность, какие из них нуждаются в централизованном управлении, а какие нет; какой орган, служба или подразделение будет осуществлять правоохранительную деятельность в стратегической зоне; каковы должны быть их функциональная и организационная структура с учетом потребности в специализации и интеграции усилий; кто будет возглавлять орган, службу, специализированные подразделения, какой компетенцией должны быть наделены должности этих руководителей; какие ресурсы должны быть предоставлены в их ведение для осуществления управления; какое подразделение будет выполнять аппаратные полномочия, сколько и каких для этого понадобиться должностей и т. д.
С учетом полученных эмпирических данных в диссертации рассматриваются и обосновываются два альтернативных варианта реорганизации системы управления МВД России.
Первый связан с созданием дополнительного уровня управления на базе уже существующих главных управлений по федеральным округам, но с выведением из их состава аппарата МВД России. Этот процесс должен, по мнению диссертанта, сопровождаться превращением аппарата МВД России в орган преимущественно стратегического управления, увеличением объема реализуемых основных функции на уровнях МВД, ГУВД УВД, установлением жесткой вертикальной иерархии компетенций органов, служб, подразделений и их начальников.
В диссертации раскрывается примерное содержание компетенций каждого уровня управления: МВД России, ГУВД по федеральному округу, МВД, УВД в субъекте Российской Федерации, ГРОВД.
Второй вариант предполагает создание на базе имеющихся служб МВД России относительно самостоятельных подсистем. Задача состоит в том, чтобы служба, все ее подразделения на всех территориальных уровнях выполняли прежде всего основные задачи и функции, то есть были линейными подразделениями, а их начальники обладали линейными организационными полномочиями, правами и обязанностями, чтобы их начальники сверху донизу образовывали неразрывную скалярную цепь.
В результате такой реорганизации в системе управления МВД России должны появиться следующие подсистемы: федеральной криминальной ми- ,
лиции, федеральной милиции общественной безопасности (без задач и функций по охране общественного порядка), следственный комитет. Исследование проводилось на примере этих отраслевых служб. Потребность в других централизованных подсистемах автором не изучалась.
В результате исследования сформулирован заключительный вывод о том, что применительно к построению, реорганизации системы управления МВД России принцип единоначалия означает, что каждый руководитель подсистемы (органа, подразделения) осуществляет свою управленческую деятельность под руководством вышестоящего руководителя, что этот вышестоящий руководитель участвует в определении компетенции подчиненного ему руководителя, устанавливает правила и процедуры решения им наиболее важных и сложных задач общесистемного характера, ограничивая тем самым его свободу выбора варианта поведения, организует и контролирует его организаторскую работу.
Единоначалие как принцип и единоначальник как форма его проявления выполняют в системе управления внутренних дел роль организующего и координирующего начала, объединяющего усилия органов, подразделений и сотрудников для достижения общесистемных целей. Это положение вынесено на защиту.
В качестве метода реализации принципа единоначалия в диссертации исследуется делегирование. Делегирование, содержанием которого является а
передача задач, функций, ресурсов и правомочий на их исполнение вышестоящим руководителем подчиненному руководителю, рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как это традиционно понимается в теоретических /
источниках, делегирование является методом оперативного управления. В этой связи выявлено, что делегирование может осуществляться любым начальником, по поводу реализации любых задач, входящих в его полномочия, и обязательно в пределах его компетенции. В этом отношении делегирование представляет искусство управления, то есть выполнение задач руками подчиненных.
Значительно больший интерес для теории и практики управления, а также с позиций темы диссертации представляет исследование гипотезы о том, что делегирование является методом определения потребности МВД России в линейных единоначальниках, определения содержания их компетенций, установления связей и отношений высшего руководителя с руководителями других уровней управления. Этому аспекту делегирования уделено наибольшее внимание.
В процессе исследования проанализированы труды отечественных и западных ученых в сфере управления, законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты, опрошены в форме анкетирования руководители МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел (107 человек). Исследование показало, что определение потребностей в единоначальниках и содержание их компетенций должно осуществляться на стадии организационного проектирования, методом которого является делегирование. Результатом же самого делегирования становиться скалярная цепь - ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена1. При этом обосновано, что с помощью делегирования решаются проблемы централизации и децентрализации управления, определяется, сколько необходимо уровней управления, какие вопросы можно и следует передать с высшего на другие уровни управления, как при этом сохранить влияние высшего руководителя на органы управления других уровней.
В связи с этим делегирование рассматривается в диссертации и как сложный, наукоемкий, аналитический процесс. Автором выявлены и сформулированы факторы, подлежащие анализу: препятствующие управлению территориальными органами и подразделениями из федерального центра; влияющие на определение норм управляемости, содержание компетенций; позволяющие определить потребность в ресурсах и их правовое положение; критерии оценки и систему контроля за деятельностью единоначальников.
Основным результатом исследования является заключение о том, что делегирование является методом реализации принципа единоначалия, методом построения и функционирования системы управления МВД России, методом управления в форме единоначалия. Это взгляд на соотношение единоначалия и делегирования, на их роль в создании, реформировании, реорганизации систем управления обоснован в теории управления впервые.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы выводы и предложения, не вошедшие в положения, выносимые на защиту. В их числе:
1.
Раскрыта сущность принципа
1 Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1949. С. 38-39.
единолично управляющее ею, разрешающее все подведомственные вопросы и несущее ответственность за ее деятельность. Во-вторых, в соответствии с принципом единоначалия сотрудник органов внутренних дел должен получать приказы от одного начальника и подчиняться только ему.
2. Принцип единоначалия присущ человеку-руководителю, а не орга-' низации. Он не является отображением сознательного стремления людей руководствоваться в реальной практике понятыми и относительно объективными закономерностями.
Обосновано, что принцип единоначалия является центральным, системообразующим принципом в системе принципов управления. Другие принципы как бы аккумулируются в нем посредством проявления и разъяснения его отдельных сторон и особенностей.
3.
В органах внутренних дел
4.
Исследованием выявлена прямая
зависимость между понятиями
«единоначалие» и «компетенция»
С одной стороны, единоначалие как принцип влияет на определение компетенций руководителей, создание иерархии компетенций, равной скалярной цепи, где каждый единоначальник имеет юридические полномочия и правомочия, достаточный объем власти и ответственности, а также обладает нужными по должности профессиональными и социально-психологическими качествами для эффективного управления подчиненными.
С другой стороны, компетенция (в прямом смысле слова) образует содержание конкретного единоначалия как характеристики управленческой должности и в этом качестве участвует в создании должностных инструкций, положений, обязанностей, необходимых для подбора кандидатур на их замещение.
--5. Обосновано, что единоначалие проявляется через субординационные
отношения, а последние зарождаются и регулируются на основе данного принципа, отображают прежде всего характер связи между начальником и подчиненным.
Отношения координации являются логическим развитием и дополнением субординационных отношений и основываются на них. На первый план в этих отношениях выступает организационная роль единоначальника, его компетенция согласовывать поведение участников коллективной деятельности.
Основными сущностными свойствами единоначалия являются полновластие, право и обязанность координировать деятельность других людей, согласовывать ее для достижения конкретных целей, ответственность за конечные результаты.
6. Сформулированы отличительные свойства общесистемных начальников в системе МВД России: они осуществляют управление по всем направлениям и видам деятельности возглавляемого органа внутренних дел, координируют работу подчиненных руководителей и принимают решения всех видов, несут ответственность за деятельность органа в целом, за выполнение всех задач, определяют нормы управляемости и компетенции подчиненных руководителей, наделены исключительным правом распоряжения ресурсами; устанавливают планы, процедуры и правила, которыми должны руководствоваться подчиненные руководители при принятии решений, ограничивающие их свободу; отвечают за принятие важнейших решений для органа в целом; берут на себя рнск, связанный с внедрением инноваций в целях совершенствования правоохранительной деятельности и управления ею, являются предпринимателями и стратегами каждый на своем уровне, представителями во вне.
Информация о работе Типы, виды организационных структур и принципы их построения