Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:43, курсовая работа
В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.
Эти гипотезы отечественными и, в частности, ведомственными ученными не проверялись.
Цели и задачи исследования. Целью диссертации является научное обоснование теоретических положений, практических рекомендаций и предложений по совершенствованию организационной структуры управления МВД России на основе принципа единоначалия.
Достижение этой цели предопределило постановку и решение следующих задач:
-
определение сущностных
-
обоснование места и роли
-
определение содержания
-
выявление особенностей
-
обоснование процедуры и
-
выявление факторов, обусловливающих
действие принципа
-
обоснование предложений по
Методологические основы и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектические методы научного познания: аксиологический, системный и комплексный, директивный и процессный подходы, исторический и правовой анализ. Учитывая сложность рассматриваемых проблем, в работе использовались частные методы познания: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Теоретической основой исследования послужили труды ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов и теорию принципов управления: В.Г. Афанасьева, Ю.Е. Аврутина, P.P. Алиуллова, Г.В. Атаманчука, В.З. Веселого, С.С. Маиляна, М.Х. Мескона, И. А. Сперанского, Е.В. Токарева, A.A. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, А. Файоля, P.A. Фатхутдинова, Г. Эмерсона, Б.В. Шендлина, К.С. Юдельсона и многих других.
Эмпирической базой диссертационного исследования являлись материалы двух конкретно социалистических исследований, проведенных автором среди руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел. В общей сложности в них участвовали более 200 респондентов.
Применительно к теме диссертации проанализированы Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации, Положения об МВД России, его службах и главных управлениях, Положения об МВД, ГУВД, УВД ряда республик и областей, г. Москвы, приказы МВД России по вопросам организации и совершенствования деятельности органов, служб и подразделений системы МВД России.
При работе над диссертацией использовались так же результаты исследований по проблемам управления в органах внутренних дел, проведенных другими авторами.
Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что диссертация представляет собой попытку системного анализа роли принципа единоначалия в управлении органами внутренних дел, повышении его эффективности.
Конкретное проявление научной новизны работы состоит в следующем:
-
разработан и уточнен ряд
-
определено место принципа
-
раскрыто содержание принципа
единоначалия в зависимости от
места и роли руководящей
-
по этому же признаку
-
обоснованы необходимость, процедура
и технология применения
-
обосновано, что соблюдение принципа
единоначалия влияет на
-
предложено два альтернативных
варианта реформирования
Указанные и другие элементы научной новизны диссертационного исследования, позволяют сделать вывод о том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и практики управления в органах внутренних дел.
Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие научные положения:
1.
Система признаков, присущих принципам:
они являются результатом
2.
Принцип единоначалия это
3.
Содержанием единоначалия
Воля, внутренние убеждения человека, его честность, принципиальность, законопослушность, целеустремленность должны изучаться и учитываться при подборе людей на руководящие должности.
4. Типы единоначалия: общесистемный, линейный, функционально-отраслевой, линейно-отраслевой, функциональный. Основаниями для ти-пологизации выступают различия в компетенции, объеме власти, масштабе управления единоначальников. Типологизация используется при создании иерархической системы единоначальников - скалярной цепи.
5.
Единоначалие является не
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке автором понятий, определений сущности, содержания и формы принципа единоначалия, процедуры и технологии его применения при проектировании организационных структур управления органами внутренних дел, типологизации единоначалия по конкретно определенным признакам.
Эти результаты могут быть использованы: а) в практической деятельности правовых, штабных и организационно-штатных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВДТ при разработке структуры должностей руководителей, определении их места и роли в системе управления, компетенций, соподчиненности по вертикали и горизонтали, при разработке нормативных актов по этим вопросам; б) в преподавании учебных дисциплин управленческого и административно-правового профиля.
Обоснованность и достоверность полученных результатов базируется на использовании научной логики, а также обширной информационной базы исследования, в том числе репрезентативных данных, полученных в ходе социологических опросов слушателей и практических работников, теоретических положений, содержащихся в трудах зарубежных, отечественных, в том числе ведомственных ученых, анализа источников, законодательных, подзаконных и ведомственных нормативных актов, а также правоохранительной практики за длительный период.
Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные выводы и предложения получили апробацию в следующих формах:
- участия в научных семинарах;
-
научных сообщений на кафедрах
теории и социологии
- научных публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение
Результаты диссертационного исследования подтвердили актуальность, научную и практическую значимость принципа единоначалия в решении проблем оптимизации управления на современном этапе развития системы МВД России
1. На основании исследования теоретических работ, опубликованных за последние 60 лет, раскрыты общие подходы к формированию принципов, выявлению их сущности и назначения как идеологической, научной и управленческой категорий, а также сформулирован ряд выводов, которые в последующем использовались в качестве исходных операционных положений:
-
принципы отображают
-
в любой науке и в любой
практике действует система
-
принципы, как категория субъективная,
будучи основой какой-либо
- в историческом аспекте они обладают свойствами времени и цели, как факторов обуславливающих их применение или отказ от применения;
-
принципы - научные начала, правила,
действующие жестко как закон,
постановление или узаконение, но
всегда в конкретных случаях
и при известных
-
первичным по отношению к
-
закономерности участвуют в
-
принципы должны
2.
Анализ теоретических
Полученные эмпирические данные позволили раскрыть сущность принципа единоначалия. Во-первых, она проявляется в том, что во главе организации стоит одно лицо (министр, начальник), единолично управляющее ею, разрешающее все подведомственные вопросы и несущее ответственность за ее деятельность. Во-вторых, в соответствии с принципом единоначалия сотрудник органов внутренних дел должен получать приказы от одного начальника и подчиняться только ему.
3.
Принцип единоначалия присущ
человеку - руководителю, а не организации.
Он является отображением
4.
В органах внутренних дел
5.
Обосновано, что управленческие
отношения в органах
На основе исследования нормативных актов, теоретических источников и практики доказано, что компетенция единоначальника содержит еще профессиональный и социально-психологический аспекты.
6. Компетенция единоначальника включает в себя следующие элементы: полномочия (предметы ведения, власть); права и обязанности; профессиональные знания, умения и навыки в сфере управления правоохранительной деятельностью, органами и подразделениями и людьми, ее осуществляющими; волю как социально-психологическое качество конкретного должностного лица, ответственность, которая всегда должна 7 быть в равнопропорциональном соотношении с объемом прав и обязанностей по должности.
7.
Исследованием выявлена прямая
взаимосвязь между понятиями
«единоначалие» и «компетенция»
С одной стороны единоначалие как принцип влияет на определение компетенций руководителей, создание иерархии компетенций, равной скалярной цепи, где каждый единоначальник имеет юридические полномочия и правомочия, достаточный объем власти и ответственности, а также обладает нужными по должности профессиональными и социально-психологическими качествами для эффективного управления подчиненными.
С другой стороны, компетенция (в прямом смысле слова) образует содержание конкретного единоначалия как характеристики управленческой должности и в этом качестве участвует в создании должностных инструкций, положений, обязанностей, необходимых для подбора кандидатур на их замещение.
Информация о работе Типы, виды организационных структур и принципы их построения