Типы, виды организационных структур и принципы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

теория управленияMicrosoft Office Word.docx

— 182.54 Кб (Скачать файл)

Эти гипотезы отечественными и, в частности, ведомственными ученными не проверялись.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является научное обоснование теоретических положений, практических рекомендаций и предложений по совершенствованию организационной структуры управления МВД России на основе принципа единоначалия.

Достижение этой цели предопределило постановку и решение следующих задач:

- определение сущностных свойств  и признаков принципов как  управленческой категории;

- обоснование места и роли принципа  единоначалия в системе других  принципов управления;

- определение содержания принципа  единоначалия;

- выявление особенностей различных  типов единоначалия;

- обоснование процедуры и технологии  реализации принципа единоначалия  при создании, реформировании систем  управления в органах внутренних  дел и обеспечении их эффективного  функционирования;

- выявление факторов, обусловливающих  действие принципа единоначалия  в органах внутренних дел;

- обоснование предложений по совершенствованию  организационной структуры управления  МВД России на основе единоначалия  и других принципов управления.

Методологические основы и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектические методы научного познания: аксиологический, системный и комплексный, директивный и процессный подходы, исторический и правовой анализ. Учитывая сложность рассматриваемых проблем, в работе использовались частные методы познания: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Теоретической основой исследования послужили труды ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов и теорию принципов управления: В.Г. Афанасьева, Ю.Е. Аврутина, P.P. Алиуллова, Г.В. Атаманчука, В.З. Веселого, С.С. Маиляна, М.Х. Мескона, И. А. Сперанского, Е.В. Токарева, A.A. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, А. Файоля, P.A. Фатхутдинова, Г. Эмерсона, Б.В. Шендлина, К.С. Юдельсона и многих других.

Эмпирической базой диссертационного исследования являлись материалы двух конкретно социалистических исследований, проведенных автором среди руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел. В общей сложности в них участвовали более 200 респондентов.

Применительно к теме диссертации проанализированы Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации, Положения об МВД России, его службах и главных управлениях, Положения об МВД, ГУВД, УВД ряда республик и областей, г. Москвы, приказы МВД России по вопросам организации и совершенствования деятельности органов, служб и подразделений системы МВД России.

При работе над диссертацией использовались так же результаты исследований по проблемам управления в органах внутренних дел, проведенных другими авторами.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что диссертация представляет собой попытку системного анализа роли принципа единоначалия в управлении органами внутренних дел, повышении его эффективности.

Конкретное проявление научной новизны работы состоит в следующем:

- разработан и уточнен ряд базовых  понятий, связанных с темой диссертационного  исследования;

- определено место принципа единоначалия  в системе принципов управления, показана взаимосвязь между ними;

- раскрыто содержание принципа  единоначалия в зависимости от  места и роли руководящей должности  в организационной структуре  управления МВД России;

- по этому же признаку осуществлена типологизация единоначалия;

- обоснованы необходимость, процедура  и технология применения принципа  единоначалия при создании, реформировании  систем управления в органах  внутренних дел;

- обосновано, что соблюдение принципа  единоначалия влияет на организацию  и регулирование управленческих  отношений в органах внутренних  дел, показан механизм влияния;

- предложено два альтернативных  варианта реформирования организационной  структуры МВД России на основе  принципа единоначалия.

Указанные и другие элементы научной новизны диссертационного исследования, позволяют сделать вывод о том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и практики управления в органах внутренних дел.

Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие научные положения:

1. Система признаков, присущих принципам: они являются результатом познания  законов и закономерностей, представляют  собой заключительный результат  исследования, верны поскольку соответствуют  истории, являются одновременно  научной и идеологической категорией, имеют объективное содержание, которое  образует основополагающая идея  по поводу поведения людей  в сфере познания или практической  деятельности, отражают стремление  людей руководствоваться осознанными  объектив-, ными закономерностями, проявляются в поступках, действиях людей, являются руководящими основами, началами, правилами их действий, обладают свойствами времени и цели, востребованности и обязательности, от-носимости к конкретной деятельности.

2. Принцип единоначалия это основополагающая  идея по поводу организации  и осуществления управления коллективами  людей одним человеком, наделенным  для этого властью, состоящим  с подчиненными в отношении  субординации и имеющим право  принимать директивные решения, регулирующие их поведение и  отношения между ними в процессе  совместного труда во имя достижения  целей организации.

3. Содержанием единоначалия является  компетенция должности руководителя: предметы ведения и власть, права  и обязанности, профессиональные  знания, умения, а также ответственность. Формой данного содержания выступает  должность единоначальника.

Воля, внутренние убеждения человека, его честность, принципиальность, законопослушность, целеустремленность должны изучаться и учитываться при подборе людей на руководящие должности.

4. Типы единоначалия: общесистемный, линейный, функционально-отраслевой, линейно-отраслевой, функциональный. Основаниями для  ти-пологизации выступают различия в компетенции, объеме власти, масштабе управления единоначальников. Типологизация используется при создании иерархической системы единоначальников - скалярной цепи.

5. Единоначалие является не только  технологическим, но и принципом  построения систем управления, ибо  им руководствуются при определении  потребности в должностях руководителей, их расположения в системе  управления, соподчиненности по  вертикали и горизонтали, их компетенций  и ответственности.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке автором понятий, определений сущности, содержания и формы принципа единоначалия, процедуры и технологии его применения при проектировании организационных структур управления органами внутренних дел, типологизации единоначалия по конкретно определенным признакам.

Эти результаты могут быть использованы: а) в практической деятельности правовых, штабных и организационно-штатных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВДТ при разработке структуры должностей руководителей, определении их места и роли в системе управления, компетенций, соподчиненности по вертикали и горизонтали, при разработке нормативных актов по этим вопросам; б) в преподавании учебных дисциплин управленческого и административно-правового профиля.

Обоснованность и достоверность полученных результатов базируется на использовании научной логики, а также обширной информационной базы исследования, в том числе репрезентативных данных, полученных в ходе социологических опросов слушателей и практических работников, теоретических положений, содержащихся в трудах зарубежных, отечественных, в том числе ведомственных ученых, анализа источников, законодательных, подзаконных и ведомственных нормативных актов, а также правоохранительной практики за длительный период.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные выводы и предложения получили апробацию в следующих формах:

- участия в научных семинарах;

- научных сообщений на кафедрах  теории и социологии управления  в органах внутренних дел и  управления органами внутренних  дел Академии управления МВД  России;

- научных публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

по специальности "Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура", Хантуев, Али Абакарович, Москва

Заключение

Результаты диссертационного исследования подтвердили актуальность, научную и практическую значимость принципа единоначалия в решении проблем оптимизации управления на современном этапе развития системы МВД России

1. На основании исследования теоретических работ, опубликованных за последние 60 лет, раскрыты общие подходы к формированию принципов, выявлению их сущности и назначения как идеологической, научной и управленческой категорий, а также сформулирован ряд выводов, которые в последующем использовались в качестве исходных операционных положений:

- принципы отображают содержательные  основы любой деятельности, пренебрежение  которыми не допустимо;

- в любой науке и в любой  практике действует система непротиворечивых  принципов. Каждый отдельно взятый  принцип имеет теоретическое  и практическое значение лишь  тогда, когда его применение обусловлено  действием других принципов;

- принципы, как категория субъективная, будучи основой какой-либо деятельности, отображают ее стратегию или  условия;

- в историческом аспекте они  обладают свойствами времени  и цели, как факторов обуславливающих  их применение или отказ от  применения;

- принципы - научные начала, правила, действующие жестко как закон, постановление или узаконение, но  всегда в конкретных случаях  и при известных обстоятельствах;

- первичным по отношению к принципам  является закономерность и цель  в их общепринятом в философии, социологии и теории государственного  управления понимании;

- закономерности участвуют в регулировании  общественных отношений, преобразуясь  в принципы и через них;

- принципы должны соответствовать  общественным отношениям, иметь  нормативную форму выражения  и обязательный нормативный характер.

2. Анализ теоретических источников, нормативных правовых актов и  результаты конкретно социологических  исследований позволили диссертанту  прийти к выводу о том, что  единоначалие является самостоятельным  принципом управления в органах  внутренних дел.

Полученные эмпирические данные позволили раскрыть сущность принципа единоначалия. Во-первых, она проявляется в том, что во главе организации стоит одно лицо (министр, начальник), единолично управляющее ею, разрешающее все подведомственные вопросы и несущее ответственность за ее деятельность. Во-вторых, в соответствии с принципом единоначалия сотрудник органов внутренних дел должен получать приказы от одного начальника и подчиняться только ему.

3. Принцип единоначалия присущ  человеку - руководителю, а не организации. Он является отображением сознательного  стремления людей руководствоваться  в реальной практике понятыми  и относительно объективными  закономерностями, в свою очередь  отображающими субъективное наряду с объективным, сознательное наряду со стихийным. Обосновано, что принцип единоначалия является центральным, системообразующим принципом в системе принципов управления. Другие принципы как бы аккумулируются в нем посредством накопления и разъяснения его отдельных сторон и особенностей.

4. В органах внутренних дел принцип  единоначалия играет роль организующего  и координирующего начала, является  основополагающей, устойчивой и  реально действующей идеей по  поводу организации поведения  многих индивидов и коллективов  людей одним человеком - начальником.

5. Обосновано, что управленческие  отношения в органах внутренних  дел являются всегда субъект - объектными индивидуализированными  правоотношениями. В их основе  лежат полномочия, права и обязанности  субъекта управления, которыми определяются  его место и роль в системе  управления. В совокупности они  образуют правовую часть компетенции конкретной управленческой должности.

На основе исследования нормативных актов, теоретических источников и практики доказано, что компетенция единоначальника содержит еще профессиональный и социально-психологический аспекты.

6. Компетенция единоначальника включает в себя следующие элементы: полномочия (предметы ведения, власть); права и обязанности; профессиональные знания, умения и навыки в сфере управления правоохранительной деятельностью, органами и подразделениями и людьми, ее осуществляющими; волю как социально-психологическое качество конкретного должностного лица, ответственность, которая всегда должна 7 быть в равнопропорциональном соотношении с объемом прав и обязанностей по должности.

7. Исследованием выявлена прямая  взаимосвязь между понятиями  «единоначалие» и «компетенция».

С одной стороны единоначалие как принцип влияет на определение компетенций руководителей, создание иерархии компетенций, равной скалярной цепи, где каждый единоначальник имеет юридические полномочия и правомочия, достаточный объем власти и ответственности, а также обладает нужными по должности профессиональными и социально-психологическими качествами для эффективного управления подчиненными.

С другой стороны, компетенция (в прямом смысле слова) образует содержание конкретного единоначалия как характеристики управленческой должности и в этом качестве участвует в создании должностных инструкций, положений, обязанностей, необходимых для подбора кандидатур на их замещение.

Информация о работе Типы, виды организационных структур и принципы их построения