Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить применение современных информационных компьютерных технологий в туризме, анализ и оценка эффективности деятельности ООО "ЖАРА", предложение мероприятий по совершенствованию технологии предоставления туристских услуг исследуемой фирмы с использованием информационных технологий.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы "информационных технологий" в деятельности туристских предприятий…………………………………………6
1.1 Понятие "информационные технологии управления"…………………….6
1.2 Современная система информационных технологий………………………7
1.3 Автоматизация деятельности туристских предприятий…………………18
II. Анализ деятельности предприятия ООО "ЖАРА"……………….…26
2.1 Характеристика деятельности предприятия……………………………..26
2.2 Анализ внутренней среды ООО "ЖАРА"………………………………….30
2.3 Анализ внешней среды ООО "ЖАРА"……………………………………..39
III. Разработка по совершенствованию организации и технологии предоставления услуг предприятия "ЖАРА"………………………………..54
3.1 Предложение автоматизации предприятия "ЖАРА" с внедрением программного комплекса "САМО-ТурАгент"…………………………………54
3.2 Риски и преграды внедрения программного комплекса………………….59
3.3 Характеристика программного комплекса - "САМО-ТурАгент"………...61
Заключение……………………………………………………………………….69
Список использованных источников…………………………………………71
C полной ответственностью
в качестве примера "
Оценим мнение сотрудников
турфирм "ЗА" и "ПРОТИВ" использования
внутриофисных систем. По отношению
к программным продуктам
Рис.2.6 Использование в работе специализированного программного обеспечения
Источник: результаты опроса,
проводимого совместно с
Исходя из данных рисунка, вывод - более 55% из числа опрошенных, в своей ежедневной работе активно используют специализированные программные продукты, порядка 1% рассматривают их как дополнительный непреодолимый барьер, и около 43% пока не используют по тем или иным причинам. Активные пользователи внутриофисных систем уже оценили и ощутили все плюсы на своем опыте и, вероятнее всего, уже не смогут себе представить даже один день работы без них. В зависимости от выбранного софта, встроенного в нем инструментария и будет повышаться эффективность ежедневной работы. Поскольку программное обеспечение для туристической сферы разнообразно и местами даже узко специализировано, то стоит обращать особое внимание либо на встроенный функционал ПО, либо на сопутствующие модули и приложения, которые разработчик может предлагать как отдельный программный продукт. Если это простая CRM-система, то в ней явно не будет заложено механизмов поиска и бронирования туров или финансового учета. Если это поисковик по турам, то в нем также можно не найти элементов хранения клиентской базы, учета клиентских предпочтений и тп. Чем ближе специфика софта к деятельности компании, тем больше вероятность, что данный софт можно максимально полно и эффективно использовать в работе. О части причин неактивного использования внутриофисного ПО турфирмами мы уже размышляли ранее, но хочется все-таки больше ясности и открытого диалога непосредственно с пользователями систем внутриофисной автоматизации. Поэтому мы посчитали уместным задать прямой вопрос о явных недостатках back-офисных программ по мнению самих пользователей.
Что не устраивает сегодня в работе back-офисных систем? Ответы на этот свободный вопрос были достаточно разнообразны, но хочется выделить и прокомментировать указанные пользователями недостатки и пожелания. Начнем с того, что порядка 43% из опрошенных сотрудников турфирм пока не пользуются системами автоматизации. Многие хотят, но просто не знают о существовании таких систем, или стоят перед выбором, какой именно программный продукт выбрать, как с ним познакомиться, научиться быстро в нем работать, не опасаясь разного рода сложностей. Для изучения имеющихся на рынке программных продуктов по автоматизации деятельности офиса турфирмы необходимо просто осознанно потратить немного времени - поспрашивать своих коллег и партнеров об опыте работы с back-офисными программами (как правило, 1 из 5 использует ту или иную программу); обратиться на сайты разработчиков, где всегда уважающая себя компания-разработчик выложит демо-версии или тестовый доступ, просмотреть весь функционал программы, удобство, простоту логики и интерфейса, стоимость и популярность программ среди турфирм; оценить надежность компании - разработчика, сколько лет существует продукт, возможность в дальнейшем получать техническую поддержку и консультации по работе с программой. Некоторые опасаются за этап настройки, внедрения и начало работы в программе, т.е. за установку, адаптацию программы под свой офис и отсутствие первоначально заполненных справочников и данных в программе, так называемая боязнь "начать с нуля" в неизвестной программе без инструкций. Совершенно напрасно считать это важной причиной, поскольку большинство внутриофисных систем, например, САМО-ТурАгент просты в установке (не более 15 минут), с чем справится даже неопытный пользователь компьютера, система уже содержит заполненные справочники по странам, операторам, валютам, трансферу, типам гостиниц и питания и другие базовые данные. А научиться работать в такой системе всегда помогает встроенная справка, руководство пользователя (работа с программой в картинках), и консультации отдела техподдержки разработчика. Несмотря на то, что программный комплекс является одинаковым для всех (возможности программы стандартны), он легко подстраивается под индивидуальную работу любого офиса. Часть функций в ПК САМО-ТурАгент специально задумана таким образом, чтобы компании, занимающиеся и массовым и индивидуальным туризмом, выездными и внутренними турами, а также турфирмы, реализующие, к примеру, только размещения, авиа/жд билеты, экскурсии и другие услуги, смогли вести своих клиентов, делать шаблоны и печатать любые формы документов, работать с партнерами, бронировать туры, вести оперативный учет прибыли и издержек - в общем, осуществлять полноценную работу даже с нестандартными заявками, турами и услугами. Каждый год добавляется новый функционал в программу, чтобы пользователи могли более гибко подстраиваться под быстро меняющийся рынок и быть на шаг впереди "неавтоматизированных" конкурентов.
Абсолютное большинство автоматизированных крупных и средних агентств используют продукты компаний "Мегатек" и "САМО-Софт" ("Мастер-Агент" и "Само-ТурАгент" соответственно). "САМО-ТурАгент" по отношению к "Мастер-Агент" является наименее затратной, при этом не уступая в общих функциях и обладающая некоторыми преимуществом.
САМО-Софт практически единственные из тех многочисленных разработчиков, кто реализовал в back-офисной системе полноценный on-line поиск и бронирование туров по ведущим операторам. Сам подбор и бронирование туров осуществляется внутри системы сразу по всем туроператорам, без переходов на их сайты. Задача этой встроенной функции - сэкономить время агентов на поиск подходящих туров, предоставив в режиме реального времени все предложения операторов и возможность отправить им заявку на выбранный тур с получением обратного подтверждения. Уже на практике доказано, что эта возможность в десятки раз упрощает работу агентов с операторами и туристами. Но исторически сложилось, что пока не все туроператоры и, соответственно, пока не все направления отражаются в системе поиска. Причины, к сожалению, просты, часть операторов используют собственные разработанные программные продукты, которые не позволяют нам осуществлять обмен данными с ними, что и создает сложность для турагентств. Но мы, со своей стороны, можем гарантировать дальнейшее расширение числа туроператоров по России и за рубежом, а также надежную 24х часовую on-line работу системы бронирования. Сочетание в back-офисе таких on-line возможностей позволит оперативно и без лишнего труда работать с операторами и клиентами.
Большое внимание сотрудники
турфирм уделяют процедуре
Системы on-line и внутриофисной автоматизации быстрыми темпами внедряются и используются в ежедневной работе туристических компаний. Среди большого разнообразия турпакетов на сегодняшний день агенту все больше времени требуется на подбор тура и качественное обслуживание клиента. Проблемы быстрого автоматического заполнения и выдачи первичных документов туристу, оперативного подбора тура по туроператорам в единой системе, учет оплат и сбора статистических данных и многие другие, уже полноценно решены во внутриофисных системах. Использование внутриофисных и online систем сегодня - это залог успешной и эффективной деятельности туристических компаний, повышение оперативности в ежедневной рутинной работе сотрудников, гибкость в освоении новых туристических направлений, безупречное обслуживание клиентов и удобство в работе с партнерами.
Партнёры и поставшики, инициаторы программ по продвижению ИСУ в туризме:
Российскими партнёрами программы являются:
Анализ потребителей
Учитывая специализацию деятельности фирмы особое внимание обращается на исследование целевой аудитории, которая неоднородна. Здесь важно определить круг потенциальных клиентов фирмы, их запросы и пожелания, финансовые возможности и, исходя из этого, затем уже определять комплекс действий, направленных на их завоевание и удержание.
Чаще всего для сегментации рынка используют социально-экономические критерии, такие как: возраст, пол, уровень дохода, образование, профессия, размер семьи и другие.
Сотрудники турфирмы "ЖАРА" определяют целевой сегмент по следующим характеристикам:
Возраст 25 - 45 лет
Уровень дохода - средний и выше среднего
Образование - разное
Семейное положение - обычно семья из двух-четырех человек
Работа, профессия - чаще всего частные предприниматели
Жизненный стиль - энергичный, активный человек, занятый торговой или управленческой деятельностью, работающий зачастую по выходным и праздникам, ощущает нехватку времени на отдых и семью, восприимчивый к новинкам, скептически относящийся к рекламе.
Мотив путешествия - желание отдохнуть с семьей,
желание отдохнуть за границей,
желание получить лечение за границей
желание посетить экзотическую страну
(развлечения + новизна)
Таков основной сегмент, на котором работает "ЖАРА". Конечно, это не означает что абсолютно все клиенты фирмы именно такого возраста или статуса, но большая их часть подходит под такое определение, и именно эта группа потребителей позволяет быстро окупать затраты на производство и продвижение тур продукта. Основными клиентами нашей фирмы являются представители практически всех возрастных групп.
Анализ показывает, что потребители не делают покупок в онлайновом режиме по следующим причинам: предпочитают услуги туристской компании; считают, что информация в Интернете является неполной; не доверяют виртуальным агентствам; не знают надежных туристских сайтов и не умеют ими пользоваться. По результатам социологического опроса почти 90% взрослых туристов считают, что в агентстве эту задачу решат лучше.
С другой стороны почти все турфирмы ориентированы на тот же сегмент. Значит, фирма должна стремиться завоевать покупательское расположение и доверие.
SWOT-анализ
Прежде чем проанализировать конкурентов ООО "ЖАРА", надо провести ее SWOT анализ. Это делается для того, чтобы выявить сильные и слабые стороны предприятия, а также ее возможности в будущем и угрозы внешней среды.
Табл.2.2
Анализ сильных и слабых сторон деятельности ООО "ЖАРА" (SWOT-анализ)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Отлаженная система Широкий спектр предоставляемых туров Хорошая репутация у покупателей, наличие постоянной клиентуры Образованное и динамичное руководство Сформированная система |
Отсутствие эффективных маркетинговых процессов Укоренившиеся устаревшие принципы работы |
Возможности |
Угрозы |
Модернизация технических Обучение персонала Расширение круга потребителей Усиление роли управленческого инструментария |
Растущее конкурентное давление Возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту туристских услуг и уровню затрат. Нестабильность факторов внешнего и внутреннего характера на рынке туриндустрии. |
На основании SWOT-анализа можно говорить о том, что осуществляемая турфирмой "ЖАРА" деятельность имеет как сильные, так и слабые стороны. Это означает, что руководству фирмы есть над чем работать, используя имеющиеся возможности и избегая вероятных и реальных угроз.
Таким образом, были определены главные цели изменений в турфирме:
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов необходим для того, чтобы оценить позицию фирмы на рынке и определить выбор правильной конкурентной стратегии.
Выбранные конкуренты в
большинстве уже расширили
Чтобы понять ситуацию и положение "ЖАРА", можно сравнить автоматизацию процессов нескольких турфирм, занимающихся примерно по тем же направлениям, что и "ЖАРА".
Табл.2.3
Анализ конкурентов с сфере применения ИТ
Наименование фирмы |
Сферы применения компьютерных технологий |
Удовлетворенность руководителя состоянием компьютеризации |
Bee Travel |
Бухгалтерия, делопроизводство, менеджер - клиент, информационная база отелей, авиакассы, система аналитической отчетности, планирование деятельности |
ДА, полная автоматизация |
Лужники-тур |
Бухгалтерия, делопроизводство, информационная база отелей, авиакассы |
ДА, полная автоматизация |
ИнтерВояж |
Бухгалтерия, делопроизводство, система аналитической отчетности, информационная база отелей |
ДА, back-офис |
Сезон |
Бухгалтерия, делопроизводство, авиакассы |
ДА, back-офис |
Амора-Тур |
Бухгалтерия, делопроизводство |
НЕТ |
ЖАРА |
Бухгалтерия, делопроизводство, планирование деятельности, менеджер - клиент |
НЕТ |
Поскольку эти компании отличаются по сферам применения компьютеров, то нет смысла пытаться сформулировать критерии оценки их работы. Успех в применении компьютерных технологий не связан однозначно с уровнем расходов на них. Некоторые компании считают подобные расходы неоправданными; другие, наоборот, делают большие расходы, используя в работе новейшее программное обеспечение. Например, туристская фирма "Bee Travel" уделяет серьезное внимание внедрению и развитию современных систем и технологий, при этом руководители этой фирмы стремятся использовать в работе все последние новшества программного обеспечения. Многие руководители турфирм отмечают, что компьютеры оказали сильнейшее влияние на ключевые действия компании.
Результаты исследований показывают, что, у "ЖАРА" ещё есть неохваченные сферы применения технологий и в перспективе пока что нет никаких изменений, в то время как большинство компаний уже успешно компьютеризировали основную часть их рутинного делопроизводства и форму ведения бухгалтерского учета. На рынке фирм, оказывающих туристические услуги, наблюдается острая борьба за клиентов. Достижению эффективной работы турагентства помогает использование современных информационных технологий. Задачу автоматизации офиса по приему и оформлению туристических заявок решает внедрение специализированного программного обеспечения, учитывающего особенности деятельности турагентств и туроператоров.