Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 08:44, дипломная работа
Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.
Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ. 7
Использование компьютера: история их появления и развития 7
Персональный компьютер в ведение уроков. 16
Методика проведения уроков технологии с использованием компьютера и программных средств 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА В ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1. Исследование степени применения информационных технологий в обучени 28
2.2. Реализация методики применения персонального компьютера на уроках технологии. 30
2.3.Анализ проведенного эксперимента. 38
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Институт Дополнительного Образования и Профессионального Обучения
Кафедра «Технология и Предпринимательства и методики преподавания технологии и предпринимательства».
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Выпускная квалификационная работа по направлению «Технологического и художественного образования в современной школе».
профиль технология обработки швейных изделий и пищевых продуктов, изобразительное искусство.
Выполнила: студентка | ||
Кучугулова А.Р. | ||
Научный руководитель: | ||
к.п.н. старший преподаватель кафедры | ||
Шарапова Эльвира Фоатовна | ||
к.п.н. старший преподаватель кафедры | ||
ТиП и МП - ТиП | ||
Шарипова Эльвира Фоатовна | ||
Работа допущена к защите |
||
«_____» «____________» 2014г. |
||
координатор курсовой переподготовки |
||
к.п.н. старший преподаватель кафедры |
||
ТиП и МП - ТиП |
||
«_________» Шарипова Э.Ф. |
Челябинск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1 ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ. |
7 |
|
7 |
|
16 |
|
19 |
|
25 |
|
28 |
|
28 |
2.2. Реализация методики |
30 |
2.3.Анализ проведенного |
38 |
|
40 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
42 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
46 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
51 |
Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.
Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.
Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.
Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках технологии пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условия современного быстро меняющегося мира.
Очевидно, что ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.
Мы предполагаем, что на сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании. Требует решения проблема повышение уровня преподавания технологии с помощью персонального компьютера.
Интерес к изучению урока технологии во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлечённости предметом. Поэтому на уроках технологии нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.
Обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал. Использование на уроке компьютера само по себе уже привлекательно для ребят. Но с другой стороны, многие ученики связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для учебных, а впоследствии профессиональных. Кроме того, на уроках технологии ребята не только приобретают пользовательские навыки работы на ПК, но и изучают теорию, которая не всегда проста. А там, где начинаются трудности, происходит снижение интереса к предмету.
Урок технологии будет интересен, когда урок проходит в виде презентации или мультимедийной лекции – это и есть актуальность выбранной мною темы данной дипломной работы.
Объектом исследования является использование персонального компьютера в обучении.
Предмет исследования: использование персонального компьютера на уроке технологии.
Цель исследования: разработать методику применения персонального компьютера в преподавании технологии.
Гипотеза: Применение персонального компьютера на уроках технологии будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.
- Реализуются возможности
- Разработана система
Задачи исследования:
Проследить историю появления и развития персонального компьютера;
Выявить возможности использования персонального компьютера в обучении технологии;
Разработать методику применения персонального компьютера на различных этапах урока.
Педагогический эксперимент проводился в МОУ «Акбашевской» СОШ» Аргаяшского района. В нём участвовало 11 учащихся, из них 6 девочек из 6 класса, 5 девочек из 7 класса.
Педагогический эксперимент состоял из 3 частей:
1) выявление уровня знаний
2) разработка и проведение
3) анализ и интерпретация
Понимание кабинета технологии, будет полностью пересмотрено, в нём должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедия-проектор, акустическая система, интерактивная дома, сканер, принтер и др.
Таким образом, тема персонального компьютера очень актуальна на сегодняшний день, так как она только начинает изучаться. Несмотря на это мы проанализируем различные точки зрения на эту проблему. В своей работе попытаемся исследовать проблему внедрения персонального компьютера в современную систему образования, и сделать вывод о том, какую же роль они играют для современной школы.
Глава №1 Персональный компьютер и их значения в современной методике обучения
Восьмидесятые годы двадцатого века характеризуются сменой "индустриального" общества "информационным". В усложняющихся условиях жизни решающим становится отношение людей к информации. Наше общество находится в состоянии перехода от индустриального к информационному этапу своего развития, которое характеризуется перемещением центра тяжести на производство, переработку и наиболее полное использование информации во всех видах человеческой деятельности. Это составляет основу процесса информатизации, информация становится стратегическим ресурсом общества, превращается в товарный продукт.
Вся накопленная человечеством к концу ХХ века и вновь генерируемая информация переводится в компьютерное представление. Возникают мировые информационные сети, охватывающие рабочие места пользователей и их домашние хозяйства. Современный специалист должен владеть компьютером, понимать функциональные возможности информационных технологий и уметь определять их место в профессиональной деятельности, в быту.
Эти тенденции обусловлены острой необходимостью в увеличении объема доступной информации, разнообразием форм ее представления.
"Информатизация в широком
смысле слова представляет
Образованный человек "информационного" общества должен иметь возможность:
доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;
понимать различные способы и формы представления данных;
знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;
уметь пользоваться техниками анализа статистической информации;
уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач.
Информатизация сопровождается бурным внедрением электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности и развитием систем связи, приводящим к созданию машинно-информационной среды и ускорению оборачиваемости знаний. Этот процесс инициирует радикальные изменения в структуре общественного производства: быстро изменяется характер технологических процессов, что требует постоянного обновления знаний и умений для освоения новых технологий, повышения требований к уровню общекультурной и общенаучной подготовки всех участников общественного производства. Это означает, что в течение трудовой жизни большинству участников общественного производства предстоит неоднократно менять свою квалификацию, пополнять свои знания, осваивать новые виды деятельности. Поэтому информационное общество также часто называют "обучающимся обществом".
В ближайшие десятилетия ведущими факторами научно-технической революции останутся интеллектуализация и гуманизация труда, совершенствование его технической базы, расширение индивидуальных возможностей, повышение личной значимости и ответственности каждого участника общественного производства.
Поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предполагающий использование информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, подготовку подрастающего поколения к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отношении) жизни в новых условиях.
Быстрое расширение спектра применения компьютеров и их периферийного оборудования привело к появлению новых общеупотребительных понятий: "информационные технологии обучения", "компьютерные технологии обучения", "новые информационные технологии" в обучении. В качестве синонима очень часто выступает такое понятие, как "компьютерная технология", однако, в первом понятии выделяется объект технологической обработки - информация (в отношении обучения - учебная информация), а во втором - техническое средство реализации информационной технологии - компьютер. Здесь важно подчеркнуть, что техническими средствами НИТ обучения являются не только компьютеры. НИТ предполагает использование всего многообразия современных устройств обработки информации, включая ЭВМ, их периферийное оборудование (видеоматериалы, принтеры, устройства для преобразования данных из графической и звуковой формы представления в числовую и обратно и т.п.), средства связи, видеотехнику и т.д. Это техническая база разворачивающегося на наших глазах процесса информатизации общества.