Основная цель использования
персонального компьютера в процессе
обучения - это:
Оптимизация
учебно-воспитательного процесса.
Формирование эмоционального
поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного
процесса.
Развитие материально-технической
базы процесса обучения.
Задачи использования
компьютера в процессе обучения:
Широкое использование
компьютера в учебном процессе на предметных
уроках.
Применение компьютера в научно-методической
работе.
Активное внедрение
компьютера во все области образовательного
процесса.
Создавать условия
для усиления междисциплинарных связей в обучении.
Создавать условия
для снижения перегрузок учащихся за счёт
более эффективного использования компьютера
Каковы же преимущества
использования персонального компьютера
на уроках?
Обогащает урок
эмоциональной окрашенностью
Психологически
облегчает процесс
усвоения
Возбуждает живой
интерес к предмету познания
Расширяет общий
кругозор
Возрастает уровень
использования наглядных пособий на уроках
Повышает производительность
труда учителя и ученика на уроке.
Позволяют представить
учебный материал более доступно
и понятно.
Способствуют реализации
развивающего обучения, проблемно-диалогического
подхода.
Позволяют осуществить
дифференцированный подход в обучении.
Применение на уроке
компьютерных тестов, проверочных игровых
работ, позволит учителю за короткое время
получать объективную картину уровня
усвоения изучаемого материала и своевременно
его скорректировать. Высокая степень
эмоциональности учащихся школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий
не только оживляют учебный процесс, но
и повышают мотивацию обучения. Компьютер
является и мощнейшим стимулом для творчества
детей, в том числе и самых инфантильных
или заторможенных. Экран притягивает
внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения
в связный текст. Проведения уроков
с компьютерной поддержкой позволил нам
определить методы и приемы, включающие
в себя применение средств информационных
технологий. Сюда относятся: подача текстовой
информации с экрана, сообщение знаний
(текст читает диктор программы); мультимедийный
показ приемов и операций; виртуальное
преобразование предметов в пространстве и на плоскости;
виртуальное практическое действие (рисование,
черчение, конструирование); автоматизация
отдельных операций (разметка, вычисления,
заполнение цветом), программированное
руководство практическими
действиями и др. Применение названных методов для реализации
конкретной цели какого-либо этапа урока
позволяет говорить о приемах обучения.
Выбор методов и
приемов обучения зависит от цели, задач
и темы конкретного урока с компьютерной
поддержкой. Эксперты уж давно заметили
по результатам многочисленных экспериментов
отчетливую сильную связь между методом,
с помощью которого учащийся осваивал
материал, и способностью вспомнить (восстановить)
этот материал в памяти. Например, только
четверть услышанного материала остается
в памяти. Если учащийся имеет возможность
воспринимать этот материал зрительно,
то доля материала, оставшегося в памяти,
повышается до одной трети. При комбинированном
воздействии (через зрение и слух) доля
усвоенного материала достигает половины,
а если вовлечь учащегося в активные действия
в процессе изучения, то доля усвоенного
может составить 75%. Психологами доказано,
что из визуальной информации человеком
воспринимается 55 %, из аудио - 12%, следовательно,
если сочетать аудио и визуальное преподнесение,
то аудитория воспримет до 65% поданной
информации. Для создания эмоциональных
ситуаций в ходе уроков большое значение
имеет художественность, яркость, эмоциональность
речи учителя. Однако, элементы занимательности
на уроке, усиленные звуком, графикой,
видеоинформацией, используемой в презентации,
воздействуют на учащегося намного сильнее,
чем только слово учителя, вызывая неподдельный
интерес к изучаемой теме и желание узнать
больше по данному вопросу, в дальнейшем
формируя устойчивую мотивацию изучения
данного предмета. Исходя из вышесказанного,
можно сделать следующий вывод: использование
презентации на уроке есть применение
наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи
с другими методами, позволяющими развивать
мышление учащихся и активизировать их
познавательную деятельность. Иллюстрации
особенно необходимы тогда, когда объекты
не доступны непосредственному наблюдению,
а слово учителя оказывается недостаточным,
чтобы дать представление об изучаемом
объекте или явлении. Информация, размещенная
на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения,
проведения опытов, экспериментов, доказательств заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
Составляя презентации,
учитель должен следовать определенным
правилам. Одним из основных компонентов
дизайна педагогической презентации является
учет физиологических особенностей восприятия
цветов и форм. К наиболее значимым из
них относят:
стимулирующие (теплые)
цвета способствуют возбуждению и действуют
как раздражители (в порядке убывания интенсивности
воздействия):
красный,
оранжевый,
желтый;
сочетание двух
цветов - цвета знака и цвета фона - существенно
влияет на зрительный комфорт, причем
некоторые пары цветов не только утомляют
зрение, но и могут привести к стрессу
(например, зеленые буквы на
красном фоне);
наиболее хорошо
воспринимаемые сочетания цветов шрифта
и фона:
белый на темно-синем,
лимонно-желтый
на пурпурном,
черный на белом,
желтый на синем;
белое пространство
признается одним из сильнейших средств
выразительности любой фоновый
рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого
и снижает эффективность восприятия материала;
большое влияние
на подсознание человека оказывает мультипликация.
Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие
обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся
картинки легко "впечатываются" в
подсознание. Причем, чем короче воздействие,
тем оно сильнее; любой нерелевантный
движущийся (анимированный) объект понижает
восприятие материала, оказывает сильное
отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания, поэтому
для маленьких детей рекомендуется вставлять
их в последнюю очередь.
Итак, применение
компьютера необходимо, оно способствует
повышению интереса к обучению, его эффективности,
развивает ребенка всесторонне. Компьютерные
программы вовлекают детей в развивающую
деятельность, формируют культурно значимые
знания и умения. Компьютерные технологии
позволяют ставить перед учащимся цели
и помогать ему решать познавательные
и творческие задачи с опорой на наглядность.
Сегодня компьютерные технологии можно считать
тем новым способом передачи знаний, который
соответствует качественно новому содержанию
обучения и развития ребенка. Этот способ
позволяет ребенку с интересом учиться,
находить источники информации, воспитывает
самостоятельность и ответственность при получении
новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
В модернизации российского
образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс
появления новых знаний, постоянно возникает
потребность в новых профессиях, в непрерывном
повышении квалификации. Причем внедрение
современных информационных технологий
обучения должно быть постепенным: от
использования некоторых элементов урока с использованием
персонального компьютера в привычном учебном
материале до использования электронных
учебников.
Выводы по первой главе
Из первого параграфа главы мы понимаем
на сколько знание компьютера важно для
учащихся, потому что "информатизация в широком смысле слова представляет
собой процесс перестройки в жизни общества
на основе все более полного использования
достоверного, исчерпывающего и своевременного
знания во всех общественно значимых видах
человеческой деятельности". Этот процесс,
включает в себя перестройку орудийной
основы человеческой деятельности в различных
предметных областях на основе повсеместного
распространения информационных технологий.
Образованный человек "информационного"
общества должен иметь возможность:
доступа к базам данных и средствам информационного
обслуживания;
понимать различные способы и формы представления
данных;
знать о существовании общедоступных
источников информации и уметь ими пользоваться;
уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся
у него данные с различных точек зрения;
уметь пользоваться техниками анализа
статистической информации;
уметь использовать имеющиеся данные
при решении стоящих перед ним задач