Применение персонального компьютера в общеобразовательных учреждениях на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 08:44, дипломная работа

Краткое описание

Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.
Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ. 7
Использование компьютера: история их появления и развития 7
Персональный компьютер в ведение уроков. 16
Методика проведения уроков технологии с использованием компьютера и программных средств 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА В ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1. Исследование степени применения информационных технологий в обучени 28
2.2. Реализация методики применения персонального компьютера на уроках технологии. 30
2.3.Анализ проведенного эксперимента. 38
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Информационные технологии на уроках технологии.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

  • Основная цель использования персонального компьютера в процессе обучения - это:   

     Оптимизация  учебно-воспитательного процесса.

  • Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.

  • Развитие материально-технической базы процесса обучения.

  • Задачи использования компьютера в процессе обучения:

  • Широкое использование компьютера в учебном процессе на предметных уроках.

  • Применение компьютера в научно-методической работе.

  • Активное внедрение компьютера во все области образовательного процесса.

  • Создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении.

  • Создавать условия для снижения перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования компьютера

  • Каковы же преимущества использования персонального компьютера на уроках?

  • Обогащает урок эмоциональной окрашенностью

  • Психологически облегчает процесс усвоения

  • Возбуждает живой интерес к предмету познания

  • Расширяет общий кругозор

  • Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках

  • Повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.

  • Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.

  • Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода.

  • Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

  • Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или заторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Проведения уроков с компьютерной поддержкой позволил нам определить методы и приемы, включающие в себя применение средств информационных технологий. Сюда относятся: подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы); мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; виртуальное практическое действие (рисование, черчение, конструирование); автоматизация отдельных операций (разметка, вычисления, заполнение цветом), программированное руководство практическими действиями и др. Применение названных методов для реализации конкретной цели какого-либо этапа урока позволяет говорить о приемах обучения.

  • Выбор методов и приемов обучения зависит от цели, задач и темы конкретного урока с компьютерной поддержкой. Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио - 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

  • Составляя презентации, учитель должен следовать определенным правилам. Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:

  • стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):

  • красный,

  • оранжевый,

  • желтый;

  • сочетание двух цветов - цвета знака и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

  • наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:

  • белый на темно-синем,

  • лимонно-желтый на пурпурном,

  • черный на белом,

  • желтый на синем;

  • белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

  • большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко "впечатываются" в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее; любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания, поэтому для маленьких детей рекомендуется вставлять их в последнюю очередь.

  • Итак, применение компьютера необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся цели и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. В модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием персонального компьютера в привычном учебном материале до использования электронных учебников.

  •  Выводы по первой главе

     

    Из первого параграфа главы мы понимаем на сколько знание компьютера важно для учащихся, потому что "информатизация в широком смысле слова представляет собой процесс перестройки в жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности". Этот процесс, включает в себя перестройку орудийной основы человеческой деятельности в различных предметных областях на основе повсеместного распространения информационных технологий.

    Образованный человек "информационного" общества должен иметь возможность:

    доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;

    понимать различные способы и формы представления данных;

    знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;

    уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;

    уметь пользоваться техниками анализа статистической информации;

    уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач

    Информация о работе Применение персонального компьютера в общеобразовательных учреждениях на уроках технологии