На этапе изучения нового материала компьютер
представляет собой мультимедийный источник
учебной информации, частично или полностью заменяющий
учителя.
1. Любая информация, представленная
на компьютере воспринимается
учениками с огромным интересом.
Это позволяет активизировать
познавательную деятельность учащихся.
2. Объяснение нового материала
на компьютере происходит индивидуально для
каждого ученика. При желании ученик может
вернуться на несколько шагов назад и
прослушать объяснение заново.
3. При чтении электронного учебника
встречаются термины, понятия, выделенные
цветом, так называемые гиперссылки. Гиперссылки - это прямая связь между
различными частями информационного ресурса.
Если ученик встретил незнакомое понятие,
термин, теорему, то ему не нужно обращаться
к справочнику или к дополнительной литературе,
достаточно щёлкнуть кнопкой "мыши"
на выделенном фрагменте. При этом происходит
открытие того раздела учебника или справочника,
в котором эти понятия даются более широко.
Этот механизм является самым важным отличием
электронных изданий от полиграфических.
Во многих электронных учебниках присутствует
анимация (интерактивная модель) Она представляет
собой картинку, которая "оживает"
при нажатии на соответствующую кнопку
мыши. Анимация позволяет более наглядно
продемонстрировать теорему, понятие,
свойство.
Итак, применение компьютера необходимо,
оно способствует повышению интереса к обучению,
его эффективности, развивает ребенка
всесторонне. Компьютерные программы
вовлекают детей в развивающую деятельность,
формируют культурно значимые знания
и умения. Компьютерные технологии позволяют
ставить перед учащимся цели и помогать ему решать познавательные
и творческие задачи с опорой на наглядность.
Сегодня компьютерные технологии можно
считать тем новым способом передачи знаний,
который соответствует качественно новому
содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена
важная задача: подготовить подрастающее
поколение к жизни в быстро меняющемся
информационном обществе, в мире, в котором
ускоряется процесс появления новых знаний,
постоянно возникает потребность в новых
профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ в привычном учебном материале до использования электронных учебников.
Глава 2. Возможности использования
персонального компьютера в обучении
технологии
2.1. Исследование степени применения информационных технологий в обучении
Для того чтобы понять, на сколько интенсивно
сегодня информационные технологии применяются учителями в школе и на сколько это приемлемо
для учеников, мною было опрошено 25 учеников,
учащихся 6-7 классов. Им был предложен
перечень вопросов с вариантами ответов.
Результаты опроса сведены в таблицу 1.
Результаты опроса показали, что, к сожалению,
на сегодняшний день введение компьютерных
технологий применяются редко. Это происходит
по двум причинам:
низкая степень оснащённости школ компьютерами
и мультимедийным оборудованием.
консервативные взгляды преподавателей,
которые, вероятно, по причине неумения работать с новыми информационными
технологиями отказываются от их применения.
Для решения этих задач государство проводит
активную политику в области образования,
обеспеченность новыми технологиями решается
через соответствующие федеральные и
региональные программы, цель которых полная компьютеризация
школ и их подключение к высокоскоростному
Интернету.
Медленнее и сложнее решается проблема
качественной подготовки педагогических
кадров к эффективному применению возможностей
информационных технологий в учебном процессе. Однако следует понимать,
что задача преображения современного
урока с помощью информационных технологий
не будет решена только через оснащение
школ техникой и получение учителями базовых
навыков работы с компьютером и другим
оборудованием. Для того чтобы информационные
технологии заняли своё достойное место
в современном процессе преподавания,
нужен более продолжительный промежуток
времени, так как речь идёт, во-первых,
о необходимости дальнейшей разработки
методики их использования в преподавании
предметов гуманитарного цикла и, во-вторых,
о формировании информационной культуры
учителей. Только обеспечение этих двух
необходимых условий позволит, творчески,
на новом, более высоком качественном
уровне применять информационные технологии
на уроках и при организации самостоятельной
работы учащихся.
Таблица 1
«Интенсивность введения компьютерных
технологий в учебном процессе»
Вопросы |
Никогда |
Редко |
Часто |
1. Как часто вы имеете возможность
доступа к Интернету в школе? |
52% |
48% |
0% |
2. Как часто на уроке
используются видео носители? |
21% |
52% |
27% |
3. Как часто уроки проводятся
в компьютерном классе? |
24% |
76% |
0% |
4. Как часто используется компьютер
при проверке знаний? (тестирование) |
0% |
52% |
48% |
5. Как часто учитель задаёт
вам домашнее задание, для которого
необходимо использование компьютерных
программ? |
0% |
25% |
75% |
2.2. Реализация
методики применения персонального
компьютера на уроках технологии.
Современный этап
развития образования характеризуется
активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных
на удовлетворение потребностей общества
в выпускниках, способных быстро ориентироваться
в постоянно меняющемся мире и умеющих
применять современные информационно-коммуникационные
технологии. Владение данными технологиями
рассматривается как одно из базовых требований
к выпускнику. Поэтому на сегодняшний
день степень овладения учащимся информационно-коммуникационной
компетентностью может служить одним
из показателей эффективности обучения.
Педагогический эксперимент
проводился в МОУ «Акбашевской СОШ» Аргаяшского
района. В нём участвовало 11 учащихся,
из них 6 девочек из 6 класса, 5 девочек из
7 класса.
Педагогический эксперимент состоял
из 3 частей:
1) выявление уровня знаний предмета
технологии при проведении традиционного
урока у учащихся 6-7 классов;
2) разработка и проведение уроков
с использованием персонального
компьютера;
3) анализ результатов эксперимента.
Мною был разработан и проведен
цикл уроков с использованием компьютера
в 6-7 классах по темам «Классификация текстильных
волокон натурального происхождения.
Этапы прядения ткани», «Интерьер жилого
дома», "Имидж современной девушки:
прическа.
Применение компьютера в своей профессиональной
деятельности способствует решению ряда
задач:
- совершенствование и развитие навыков
использования персонального
компьютера, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей;
- ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе;
- овладение методикой преподавания технологии с применением
персонального компьютера;
- развитие умений и навыков работы с электронной информацией.
Важной составляющей
этого процесса является применение информационно-
коммуникационных технологий учителями
технологии.
Для отслеживания изменений в формировании
информационно-коммуникационно-технологической
компетентности учащихся 6-7 классов мы
используем тестирующую систему контроля на определение
уровня знаний.
Использование тестирующей
системы контроля на определение
уровня знаний урока технологии с
использованием персонального компьютера позволит производить коррекцию формирования компетентности. Оценка данного теста включает уровни сформированности предмета при
помощи компьютера. По наличию и совокупности последних можно сделать вывод об уровнях сформированности: критическом, допустимом, достаточном.
Критический уровень
– учащийся владеет минимальным объемом
знаний, допускаете ошибки в выполняя
стандартные задания. Необходимо больше
учиться и уделять больше времени практическим
работам.
Допустимый уровень
– учащийся владеете первичными знаниями
в компьютерной сфере. Чтобы добиться
успеха, стоит уделить больше внимания
работе на ПК и других технических средств.
Достаточный уровень
- знания учащихся о компьютере помогут
ему выполнить практически любую
задачу в стандартных и нестандартных
ситуациях.
Организация экспериментальной
работы осуществлялась нами в три этапа:
- констатирующий (диагностико-прогностический) этап эксперимента, позволяющий выявить первоначальный уровень знания предмета технологии традиционным и нетрадиционным способом, у учащихся 6 и 7 класса по
выявленным критериям и показателям;
- формирующий (поисково-практический) этап эксперимента, на котором реализуется структурно-функциональная процесс подачи уроков технологии нетрадиционным способом;
- обобщающий, где проводится итоговое оценивание и обобщение
результатов работы.
Первый этап опытно-экспериментальной
работы диагностико-прогностический.
Эксперимент проводился с учащимися в
6-7 классах на уроках технологии в МОУ
«Акбашевская СОШ» На первом занятии для
определения начального уровня знаний
предмета технологии обучающихся, проводится
тестирование. Тест содержит 27 вопросов.
[Приложение 1]
Задание позволяет
определить уровень знания одного из раздела
предмета технологии. Результаты теста
на определение уровня знаний в 6 и 7 классе [приложение
2, 3.] показывают, что начальный уровня
знаний у учащихся 6 класса очень низок
5 учениц с критическим уровнем, 1 с допустимым.
В 7 классе начальный уровня знаний несколько
выше, 2 ученицы с допустимым уровне, 3 с
критическим.
Сравнительный анализ результатов
теста учащихся 6 и 7 класса
Критический уровень
Допустимый уровень Достаточный уровень
6 класс 83,3 16,6 0
7 класс 60 40 0
Диаграмма 1
Диагностика начального
уровня применения компьютера.