На основе проведенного
исследования и полученных данных, определив
уровень знаний предмета в зависимости
от класса, мы пришли к выводу, что уровень
знаний, полученных без применения компьютера
низкий и для его повышения необходима
корректировка учебно-воспитательного
процесса. Для этого необходимо разработать и провести
цикл уроков, на которых технологические
задание будут решаться с помощью соответствующих
компьютерных программ (Мicrosoft word, Microsoft
PowerPoint, Интернет).
Для решения учебных
познавательных задач, учащимися 6-7 классов
необходимо развивать набор
определенных навыков. К таким навыкам
отнесли следующие: идентификации, поиск
информации, управления, интеграции, оценки,
создания, передачи.
На втором, формирующем
этапе мы разрабатываем и проводим цикл
уроков с применением персонального компьютера у учащихся
6-7 классов в малокомплектной сельской
школе. Дети должны овладеть навыками
деятельности по отношению к информации
в учебных предметах и образовательных
областях, а также в окружающем мире. Научиться
владению современными средствами информации (компьютер,
принтер, модем, копир и т.п.) и информационными
технологиями (аудиовидеозапись, СМИ,
Интернет). Уметь вести поиск, анализ и
отбор необходимой информации, ее преобразование,
сохранению и передачи.
Хорошо продуманные
разработанные и проведенные уроки
позволять нам сформировать информационно–коммуникационно-технологическую
компетенцию у учащихся.
Необходимо чтобы
персональный компьютер органично вплетались
в нашу деятельность, чтобы информационные
технологии стали неотъемлемой органичной частью любого урока.
Для эффективного
ведения образовательного процесса разработали
презентации урока. Безопасные приемы
труда дети наблюдают с экрана монитора
и при повторении данной темы, ученики
самостоятельно использую данный продукт,
который находиться в свободном
доступе для учащихся на учебных компьютерах
или могут найти информацию в сети Интернет
на сайте http://prezentacii.com в разделе «Технология»
При подготовке
к урокам и выполнении домашнего задания
в качестве источников информации все
шире используются электронные
средства, в первую очередь, глобальные
телекоммуникационные сети Интернет,
электронные учебники, различные электронные
издания (энциклопедия Кирилл и Мефодий,
Брокгауз и Эфрон, и другие предметные
энциклопедии) компьютерные презентации и прочее, что
является неотъемлемой частью современного
естественнонаучного образования. Предоставляю
ученикам возможность самостоятельного
исследовательского поиска материалов,
опубликованных в Internet для подготовки
докладов и рефератов, по необходимости сказываю
помощь в поисках ответов на проблемные
вопросы.
Задача учителя
состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные
технологии органично вплетались в деятельность
учителя, чтобы информационные технологии
стали неотъемлемой органичной частью
любого урока.
Применение компьютера
на уроках позволяет усилить мотивацию
учащихся к учебе и устранить одну из важнейших
причин отрицательного отношения к учебе
– неуспех. Работая на компьютере, ученик
получает возможность довести решение
задачи до конца, опираясь на необходимую
помощь.
Тестирование –
это один из видов контроля знаний, который
в последнее время всё больше входит в
жизнь современной школы. Высокая эффективность
контролирующих программ определяется
тем, что они укрепляют обратную связь
в системе учитель –
ученик. Тестовые программы позволяют
быстро оценивать результат работы, точно
определить темы, в которых имеются пробелы
в знаниях.
Применение компьютерного
тестирования развивает интеллектуальные
способности учащихся, т.к. они один и тот
же тест могут проходить
по нескольку раз, пока не будет получен
положительный результат. Все эти тесты
соответствуют минимуму требований по
технологии.
Компьютерные тесты
многократно повышают скорость и точность
сбора и обработки информации об успешности
обучения, благодаря
компьютерному тестированию и контролю
знаний, позволяют вести экстренную коррекцию
(результат - сразу). Развиваются навыки
самооценки. Такую возможность дают как
специализированные программы контроля
знаний, так и при работе с любым программным обеспечением,
работает эффект: "Смог-не смог", когда
ученик видит результат даже раньше учителя.
Проектируя интерьер
жилой комнаты у учащихся происходит через
использование графического редактора
«Paint». Для создания эскизов моделей средствами
компьютерной графики
графический редактор «Paint» представляет
панель инструментов с дополнительными
режимами и палитрой цветов, а также дает
возможность редактировать эскизы (передвижение
рисунка или части на экране компьютера)
Использование данных
педагогических программных
средств в обучении технологии дает возможность:
1) индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
2) осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок
и оценкой результатов учебной деятельности;
3) осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
4) осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
5) визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране компьютера, в том числе скрытого в реальном мире;
6) формировать культуру учебной деятельности обучаемого, информационную культуру, компьютерную грамотность, без знания которых невозможно представить современного культурного человека
Все выше перечисленное
позволяет нам формировать компетенцию
у учащихся 6-7 классов в малокомплектной
сельской школе.
2.3. Анализ проведенного
эксперимента.
При подготовке
и проведении уроков мы учитывали целесообразность
применения информационных средств, так как
применение компьютерных технологий на
уроке, как известно, предполагает тщательную
подготовку и продумывание каждого элемента
урока, как с точки зрения дидактики, так
и со стороны личностно-ориентированного
подхода к каждому обучающемуся. Кроме этого, нами
были разработаны необходимые учебно-методические,
дидактические и раздаточные материалы
к уроку.
Общей целью проведённых
уроков было повышения уровня знаний предмета
технологии с помощью компьютера у школьников.
Поэтому мы, методом тестирования, определили
первоначальный уровень до начала проведения
эксперимента. После проведенного цикла
уроков для анализа результатов уроков
мы, методом наблюдения, определяли, используют
ли школьники тот или иной навык для решения
учебных познавательных задач. К таким навыкам
отнесли следующие: идентификации, поиска
информации, управления, интеграции, оценки,
создания, передачи.
На итоговых занятиях
мы предложили школьникам снова пройти
тестирование. Для диагностики были использованы
те же тесты, что и в начале эксперимента.
Результаты заключительного
уровня знаний, учащихся 6 класса показали,
что у учащихся 6 класса он значительно
повысился: 5 учениц с допустимым уровнем
и лишь одна с критическим. В 7 классе также
уровень знаний повысился: 4 школьницы
показали допустимый
уровень, 1 достаточный. Диаграмма 2
Диагностика сформированного
уровня знаний в процессе обучения нестандартного
урока технологии в 6 и 7 классе
Сравнительный анализ
результатов теста учащихся 6 и 7 класса,
%
Критический уровень
Допустимый уровень Достаточный
уровень
6 класс 16,6 83,3 0
7 класс 0 80 20
В ходе проведенного
эксперимента отмечена положительная
динамика значений предмета технологии
при применения компьютера, о чем свидетельствуют
результаты тестирования.
Вывод
по второй главе
Медленнее и сложнее решается проблема
качественной подготовки педагогических
кадров к эффективному применению возможностей
информационных технологий в учебном
процессе. Однако следует понимать, что
задача преображения современного урока
с помощью информационных технологий не будет решена только
через оснащение школ техникой и получение
учителями базовых навыков работы с компьютером
и другим оборудованием. Для того чтобы
информационные технологии заняли своё
достойное место в современном процессе
преподавания, нужен более продолжительный
промежуток времени, так как речь идёт,
во-первых, о необходимости дальнейшей
разработки методики их использования
в преподавании предметов гуманитарного
цикла и, во-вторых, о формировании информационной
культуры учителей. Только обеспечение
этих двух необходимых условий позволит,
творчески, на новом, более высоком качественном
уровне применять информационные технологии
на уроках и при организации самостоятельной
работы учащихся.
Хорошо продуманные
разработанные и проведенные уроки позволять нам сформировать информационно–коммуникационно-технологическую компетенцию у учащихся.
Необходимо чтобы
информационно-коммуникативные технологии
органично вплетались в нашу деятельность,
чтобы информационные технологии стали
неотъемлемой органичной частью
любого урока.
Задача учителя
состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные
технологии органично вплетались в деятельность
учителя, чтобы информационные технологии
стали неотъемлемой органичной частью
любого урока.