Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
Исходя из чего, нами были решены следующие задачи:
1 изучено состояние потребительского рынка по торговле пива в городе Челябинске и Российской Федерации;
2 изучены основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Гавань»;
3 произведен анализ приемки пива по количеству и качеству;
4 произведен анализ договорных отношений с поставщиками пива;
5 произведен анализ условий и сроков хранения пива в магазине «Гавань»;
6 произведен анализ ассортимента пива, реализуемого в магазине «Гавань»;
7 проведена оценка качества объектов исследования.
Введение 4
Глава 1 Обзор литературы 6
1.1 Состояние потребительского рынка по торговле пива в РФ и городе Челябинске 6
1.2 Химический состав и пищевая ценность пива 9
1.3 Факторы формирующие качество пива 18
1.3.1 Влияние основного и вспомогательного сырья на качество пива 18
1.3.2 Влияние отдельных операций технологического процесса производства на качество пива 23
1.3.2.1 Новое в технологии производства пива 29
1.4 Характеристика ассортимента пива 31
1.5 Дефекты пива, причины возникновения и меры предупреждения 34
Глава 2 Экспериментальная часть 38
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» и его материально-технической базы 38
2.1.2 Характеристика основных экономических показателей финансова-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» 43
2.1.2 Анализ приемки пива по количеству и качествув магазине «Гавань» 45
2.1.3 Закупочная деятельность предприятия. Анализ договорных отношений с поставщиками пива 46
2.1.4 Анализ условий и сроков хранения пива в магазине «Гавань» 50
2.2 Анализ ассортимента пива, реализуемого в магазине «Гавань». Расчет рациональности ассортимента 51
2.3 Объекты и методы исследования, их характеристика 54
2.4 Результаты исследований и их обсуждение 57
2.4.1 Результаты исследования органолептической оценки качества 57
2.4.2 Результаты исследований физико-химической оценки качества 59
Выводы и предложения 61
Список использованных источников 63
Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод о полноте потребительской маркировки исследуемых образцов, это говорит о добросовестности производителей.
Отбор проб для определения качества пива производится в соответствии с требованиями стандарта (12786-80). При проведении экспертизы пива, разлитого в бутылки, по показателям качества внешнее оформление емкости, внешний вид пива(1-я группа) и массовая доля двуокиси углерода, высота пены и пеностойкость (2-я группа), выборку единиц продукции проводят методом случайного отбора согласно ГОСТ 18321-73, в зависимости от назначения анализа согласно ГОСТ 18242-72.
Партию пива, разлитого в бутылки, принимают, если число дефектных бутылок по показателям качества 1-й и 2-й группы, не отвечают требованиям нормативно-технической документации, в выборке меньше или равно приемочному числу, и бракуют, если число дефектных бутылок с пиво в выборке больше или равно браковочному числу.
При проведении экспертизы пива, разлитого в бутылки, по показателям качества 3-й(объемная доля спирта, экстрактивность начального сусла, кислотность, цвет, стойкость) и 4-й(вкус и аромат) групп отбор единицы продукции в выборке проводят согласно ГОСТ 18321-73 по одноступенчатому нормальному плану контроля.
Для контроля стойкости пива, разлитого в бутылки, а также для контроля вкуса и аромата, из выборки отбирают 2 бутылки. Оставшееся пиво в выборке сливают в один сосуд, тщательно перемешивают и определяют массовую долю спирта, экстрактивность начального сусла, кислотность и цвет.[30]
Стандартный комплекс изучения качества пива предусматривает два метода исследования: органолептического и измерительного.
Органолептический метод - метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценки качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психические основы, получило самое широкое распространение.
Органолептическим методом определяются такие показатели качества пива как, внешний вид, аромат, вкус, высота пены и пеностойкость. По органолептическим показателям пиво сопоставляют с данными указанными в ГОСТ 30060-93, и делают заключение о качестве изделий.
Измерительный метод – метод определения показателей качества пива, осуществляемый на основе технических средств измерений и реактивов. Измерительным методом определяют химические показатели качества. Лабораторным методом определяют объемную долю спирта, кислотность, массовую долю двуокиси углерода и цвет. По физико-химическим показателям пива сопоставляют с данными приведенными в ГОСТ 51174-98, и делают окончательный вывод о степени свежести.
Изучение качества пива производят органолептическим и измерительным методами, что в комплексе позволяет дать объективное заключение о качестве пива.
2.4 Результаты исследований и их обсуждение
2.4.1 Результаты исследования
В результате органолептической оценки качествапиво были получены следующие данные, представленные в таблице 4.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что исследуемые образцы пива имеют сходный внешний вид, аромат, вкус, высоту пены и пеностойкость.
Некоторые отличия между исследуемыми образцами отмечаются по оформлению, прозрачности, аромату и вкусу. Так правильно оформленную этикетку имеет только образец № 4 «Невское ICE», все остальные образцы имеют различные дефекты, это может быть связано с дефектом штамповочного станка, который наносит этикетки на бутылки. Образец №1 имеет мутный осадок с посторонними включениями и имеет посторонний привкус, это может быть связано с некачественным сырьем или нарушением процесса производства. Образец № 2 имеет посторонний запах, это может быть связано с нарушением технологии производства. Образец №3 имеет посторонний привкус, это может быть связано с некачественным сырьем или нарушением процесса производства.
Таблица 4 – Органолептическая оценка пива
Наименование образца |
Характеристика
показателей исследуемых | ||||
Наименование показателей | |||||
Внешний вид |
Аромат |
Вкус |
Высота пены и пеностойкость | ||
Оформление |
Прозрачность | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
BECK’S |
Этикетка наклеена правильно, но виды подтеки клея и она немного деформирована, маркировка нанесена четка |
Жидкость мутная с осадком и посторонними включениями |
Чистый аромат без посторонних запахов |
Имеется посторонний привкус не свойственный данному виду пива |
Обильная, компактная, устойчивая, хорошо прилипающая пена, высотой 42мм и стойкость 4,5 минуты при обильном и медленном выделении пузырьков газа |
Carlsberg |
Этикетка наклеена правильно, не имеет перекосов и деформаций, но маркировка нанесена не четко и плохо пропечатана |
Прозрачная жидкость без осадка и посторонних включений |
Имеется посторонний запах ржавчины |
Чистый вкус без посторонних привкусов |
Обильная, компактная, устойчивая, хорошо прилипающая пена, высотой 45мм и стойкость 4,3 минуты при обильном и медленном выделении пузырьков газа |
Zlaty Bazаnt |
Этикетка наклеена
с перекосом, видны подтеки клея,
бутылка имеет посторонние |
Прозрачная жидкость без осадка и посторонних включений |
Чистый аромат без посторонних запахов |
Имеется посторонний привкус не свойственный данному виду пива |
Обильная, компактная, устойчивая, хорошо прилипающая пена, высотой 43мм и стойкость 4,2 минуты при обильном и медленном выделении пузырьков газа |
Невское ICE |
Этикетка наклеена ровно, без перекосов и деформации, маркировка четкая |
Прозрачная жидкость без осадка и посторонних включений |
Чистый аромат без посторонних запахов |
Чистый вкус без посторонних привкусов |
Обильная, компактная, устойчивая, хорошо прилипающая пена, высотой 40мм и стойкость 4 минуты при обильном и медленном выделении пузырьков газа |
Таким образом, требованиям ГОСТ 51174-98 по органолептическим показателям соответствует только образец № 4 «Невское ICE», остальные 3 образца не соответствуют требованиям ГОСТ 51174-98 по различным причинам.
2.4.2 Результаты исследований физико-химической оценки качества
Проведение исследования
физико-химических показателей качества
пива осуществлялось лабораторным методом.
Лабораторному анализу
Таблица 5 – Физико-химическая оценка качества
Наименование образца |
Характеристика показателей исследуемых образцов | ||||
Наименование показателя | |||||
Экстрактивность начального сусла, % |
Объемная доля спирта, % |
Кислотность, к. ед. |
Массовая доля двуокиси углерода, % |
Цвет, к. ед. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
BECK’S |
11 |
3,6 |
2,1 |
0,26 |
1,4 |
Carlsberg |
12 |
4,8 |
3,8 |
0,38 |
0,9 |
Zlaty Bazаnt |
10 |
4,1 |
3 |
0,27 |
1,3 |
Невское ICE |
10,5 |
3,8 |
1,9 |
0,41 |
1,2 |
Физико-химические показатели качества пива по ГОСТ 51174-98 представлены в Приложении П.
Из таблицы 5 следует, что исследуемые образцы пива имеют различные друг от друга физико-химические показатели.
По объемной доли спирта требованиям ГОСТ 51174-2003 не соответствует образец №1, содержания в нем спирта меньше чем это регламентируется стандартом, это может быть связано с нарушением процесса производства или с недовложением сырья.
По показателю кислотности
требованиям стандарта не соответствуют
образцы №2 и №3, в них превышает
норму, это может приводить к
обострениям у людей с
В образцах №1 и № 3 массовая доля двуокиси углерода меньше чем регламентируется стандартом, вероятнее всего, это связано с нарушением процесса производства.
Из полученных данных видно, что качественным можно считать только пиво «Невское ICE». Они полностью соответствуют физико-химическим показателям, характерным для светлого пива по ГОСТ 51174-98. Все остальные образцы не отвечают показателям характерным требованиям ГОСТ 51174-98 как минимум по одному физико-химическому показателю.
Таким образом, сравнительный анализ полученных органолептических и физико-химических данных позволяет сделать вывод, что по двум этим показателям качества пиво «Невское ICE» производства ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»», соответствуют требованиям ГОСТ 51174-98. Остальные образцы имеют существенные отклонения от стандарта по различным показателям как по органолептическим так и по физико-химическим показателям качества. В данном случае можно сказать, что проведение только органолептического метода оценки качества является объективным, так как результаты органолептических и физико-химических показателей качества совпали.
Выводы и предложения
По результатам проделанной нами работы можно сделать следующие выводы:
1 Финансово-хозяйственная деятельность магазина «Гавань» имеет положительную тенденцию, растет товарооборот и валовой доход. Это говорит о том, что руководители магазина ведут работу в правильном направлении, привлекаются все больше и больше покупателей засечет ведения правильной рекламной политики.
2 Приемка товара по
количеству и качеству в
3 Договорные отношения магазин «Гавань» заключает, в основном, с крупными поставщиками, которые работают на рынке долгое время и имеют хорошие показатели по соотношению цена/качество. Но в договорах поставки различных поставщиков имеется различные минусы, в договорах прописываются, в основном, обязанности покупателя, а поставщик несет ответственность только по Гражданскому Кодексу РФ.
4 Анализ условий
сроков хранения пива в
5 Сопоставив данные органолептической и физико-химической оценок исследуемых образцов светлого пива мы можем сделать вывод, что требованиям ГОСТ 51174-98 по всем исследуемым показателям соответствуют только пиво «Невское ICE» производства ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»», следовательно, они являются самыми качественными из 4 исследуемых образцов.
6 Ассортимент пива
в России составляет более
150 наименований из них большую
долю занемеют отечественные
производители. Хотя сейчас
По данным выводам
можно сделать следующие
1 Магазину «Гавань»
необходимо проводить приемку
по качеству, так как в договорах
поставки имеется пункт о том,
что покупатель должен
2 В договорах поставки
необходимо оговаривать не
3 Магазину «Гавань»
необходимо внимательно
На мой взгляд, рынок пива - это активно развивающийся в настоящее время рынок. Процессы, происходящие на нем очень интересны. Несмотря на различные ограничения правительства, пивовары активно работают и не сдают позиции, а только наращивают объемы производства, разрабатывая новые марки пива, выпуская уже известные зарубежные марки, меняя маркетинговую и сбытовую стратегию. Пивоваренные компании применяют различные способы, для увеличения своей доли рынка, завоевания новых потребителей пива.
Список использованных источников
Информация о работе Ассортимент и оценка качество светлого пива