Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является получение объективной информации о качестве безалкогольного напитка «холодный чай», реализуемого на потребительском рынке.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. провести аналитический обзор литературы для установления факторов, определяющих качество безалкогольного напитка «холодный чай», основных технологических характеристик и потребительских свойств продукции;
2. разработать балльную шкалу для оценки качества безалкогольных напитков «холодный чай» по органолептическим показателям;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО НАПИТКА «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ………………………………………………...………………………
1.1 История появления холодного чая……………………………………………
1.2 Химический состав и пищевая ценность безалкогольного напитка «холодный чай»……………………………………………………………………
1.3. Факторы, формирующие качество безалкогольного напитка «холодный чай»……………..……………………………………………………………………
1.3.1 Сырье, используемое при производстве безалкогольного напитка «холодный чай»…………………….……………………………………………..
1.3.2 Технология производства безалкогольного напитка «холодный чай»………………………..…………………………………………………………
1.4. Новое в ассортименте безалкогольного напитка «холодный чай»…………………………….…………………………………………………….
1.5. Факторы, сохраняющие качество безалкогольного напитка «холодный чай»……………..……………………………………………………………………
1.5.1 Упаковка, маркировка безалкогольного напитка «холодный чай»……………………………..…………………………………………………...
1.5.2 Транспортирование, хранение безалкогольного напитка «холодный чай»……………...…………………………………………………………………..
1.6 Фальсификация безалкогольного напитка «холодный чай»………………………..…………………………………………………………
1.7 Требования к качеству и безопасности безалкогольного напитка «холодный чай»………………………….………………………………………..
2. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА БЕЗАЛКОГОЛЬНОЫХ НАПИТКОВ «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ …………………………………………………………………………………………
2.1 Объекты исследования…………………………………………………………
2.2 Методы исследования безалкогольных напитков «холодный чай»………
2.2.1 Методика проведения органолептических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»………………………………………………………………..
2.2.2 Методика проведения физико-химических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»………………………………………………………….
2.3. Исследование показателей качества безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………...
2.3.1 Органолептические показатели безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………..
2.3.2 Физико-химические показатели безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………...
2.4 Оценка конкурентоспособности безалкогольного напитка «холодный чай» …………………………………..……………………………………………………
3 ВЛИЯНИЕ ВЫКЛАДКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ»………………………………………………….………………….
3.1. Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей ……………………………………………………..…………………………………
3.2. Обзор выкладки безалкогольных напитков «холодный чай» в магазинах России и Европы……………………………………………………………………
3.3. Оценка выкладки безалкогольных напитков «холодный чай» в магазинах города Кирова………………………………………………………………………
3.4. Рекомендации по выкладке безалкогольных напитков «холодный чай» для магазинов города Кирова……………………………………………………..
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_-_kholodny_chay_na_11_02_12.doc

— 6.84 Мб (Скачать файл)

1.6 Фальсификация безалкогольного напитка «холодный  чай»

Современные способы фальсификации чая более изощренные и сложные, для обнаружения могут носить не только технологический характер, но и осуществляться на других стадиях товародвижения. К способам ассортиментной фальсификации следует отнести:

- предоставление неполной и (или) недостоверной информации о групповой принадлежности безалкогольного напитка «холодный  чай»;

- выпуск контрафактной продукции (фальсификация марочных наименований).

За холодный чай могут выдаваться напитки, не обладающие декларируемыми физиологическими и/или биологическими свойствами.

При выпуске контрафактной продукции имитируется фирменный стиль упаковки торговых марок чая, пользующихся высоким спросом у потребителей. В наименовании чая часто заменяется одна или несколько букв, что при визуальном восприятии обеспечивает сходство до степени смешения [25].

Основными способами квалиметрической фальсификации являются недостоверное указание состава холодного чая, использование в качестве сырья недопустимых компонентов, реализация чая с истекшим сроком годности (для реализации этого способа используют перемаркировку, перефасовку).

В состав холодного чая не должны входить искусственные красители, усилители вкуса, подкрашивающие вещества, также не допускается искусственная газация продукта.

К способам количественной фальсификации безалкогольного напитка «холодный  чай» относят:

- недовес или отклонение фактической массы нетто от указанного в маркировке значения сверх допустимой нормы.

Для обнаружения количественной фальсификации используют измерительные методы (взвешивание).

1.7 Требования к качеству и безопасности безалкогольного напитка «холодный  чай»

В Госдуму РФ внесен законопроект технического регламента на чай, меняющий действовавшие в отрасли советские нормативы. Данный документ разработан в соответствии с Европейскими стандартами и направлен на обеспечение качества и безопасности чая и чайной продукции, а также процессов их производства, перевозки и хранения.

В законопроекте оговаривается допустимое содержание химических веществ, требования к микробиологической и радиологической безопасности. И что самое главное, чай будет подразделяться на 5 типов — стопроцентный, с добавками, чайный напиток (где содержание чая менее 50%), растворимый и холодный чай (который продают в бутылках). Кроме того, чай будет классифицироваться по цвету: черный, зеленый, белый, желтый и красный.

Особое внимание уделяется чаям в пластиковых бутылках, так называемому холодному чаю. В соответствии с документом напитки с таким названием, содержащие меньше одного грамма экстракта чая на литр жидкости, потеряют право называться чаем. Сейчас многие производители называют холодным чаем то, что чай не содержит вовсе или содержит очень мало. Один грамм концентрированного экстракта – это примерное количество чая, которое потребитель заваривает у себя в чашке за один раз. По сути, производители, использующие в составе своей продукции меньше грамма экстракта или не использующие его вообще, должны будут уйти с рынка либо менять название своего продукта.

Лидирующие игроки на рынке безалкогольных напитков «холодный  чай» на сегодняшний день – компании Coca-Cola с брендом Nestea и PepsiCo с Lipton Ice Tea (бренд Lipton принадлежит компании Unilever). На упаковках этих продуктов указано, что в состав входит экстракт чая, но количественный показатель не обозначен.

Законопроект преследует благую миссию: навести порядок в чайной отрасли, определиться с наименованиями (категориями) продукции, и что самое важное – ее идентификаций. Ведь категория холодных чаев одна из сложных в части доказательства натуральности применяемого сырья, а уж тем более определения количества приведенного экстракта чая. Указанный «проходной уровень» – не менее 1 грамма / литр – действительно должен стать тем самым минимумом, который может обеспечить качество, тонизирующие и благотворные свойства напитка, претендующего на натуральность и гордое звание «чай». Хотя для достаточной концентрации в литровой бутылке прохладительного напитка его должно быть больше.

Главное, чтобы эксперты не забыли разработать и утвердить (аттестовать) методики по проведению идентификации напитков содержащих чай, т.е. дать законное основание для безапелляционного отнесения того или иного напитка к категории натуральных. Так как, на сегодняшний день, холодные чаи сложно отнести к таковым. Стоит только внимательно взглянуть на этикетку. Чаще всего под крышкой скрывается водный раствор, содержащий ароматизаторы идентичные натуральным и консерванты. Об этом свидетельствует даже длительный срок хранения продукта. Показательно и то, что количество самого чая не указывается на этикетках (если чайный экстракт там вообще присутствует).

Требования к качеству чая и чайной продукции пересматриваются впервые с 1991 года. Новый документ должен преобразовать советскую нормативную базу, ведь современное многообразие продукции никак не вписывается в действующие ГОСТы.

В ходе проведения аналитического обзора литературных источников, были установлены факторы, определяющие качество безалкогольного напитка «холодный  чай»; история появления холодного чая, его санитарно-гигиеническое состояние; технология производства; хранение; транспортирование; фальсификация и идентификация безалкогольного напитка «холодный  чай».

 

 

 

 

 

2. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ  НАПИТКОВ 

«ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ»

 

2.1 Объекты исследования

В качестве объектов исследования было выбрано 5 образцов безалкогольных напитков «холодный чай», расфасованных в пластиковые бутылки объемом 0,5 л., разных производителей, изготовленных по ГОСТ 28188-89 [6]. Характеристика объектов исследования представлена в таблице 1 (Приложение 2).

Таблица 1 - Характеристика объектов исследования

         Образцы

Показатели

Sanday

Ice tea Лимон

Ahmad Ice Tea

с лимоном

Lipton

Ice tea Лимон

«Nestea»

Вкус лимона

Jaffa

Ice tea Лимон

Наименование

(по данным производителя)

напиток безалкогольный негазированный "холодный чай с лимоном"

напиток безалкогольный негазированный "холодный чай с лимоном"

напиток безалкогольный "холодный черный чай со вкусом лимона" негазированный на вкусо-ароматическом сырье

освежающий чай, со вкусом лимона, напиток безалкогольный негазированный на пряно-ароматическом сырье

напиток безалкогольный негазированный "холодный чай с лимоном", пастеризованный

Производитель

ООО "Сандора", Украина,

г. Николаев

ОАО «Компания Росинка»,

г. Липецк

ООО «ПепсиКо», г. Санкт-Петербург

ООО «КокаКола ЭйчБиСи Евразия», г. Москва

ООО "Витмарк-Украина",

г. Одесса

Цена за 0,5 л, руб.

48-00

45-00

50-00

49-00

50-00

Срок/ условия хранения

до указанной даты (1 год)/ при 0…25 0С и влажности не более 75%. Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

до указанной даты (1 год)/ при 0…20 0С и влажности не более 75%. Открытую бутылку хранить при 2…6 0С не более суток

до указанной даты (9 месяцев)/ при 0…25 0С и влажности не более 75%. Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

до указанной даты (1 год)/ при 0…25 0С и влажности не более 75%. Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

до указанной даты (6 месяцев)/ при 0…20 0С и влажности не более 75%. Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

Состав

вода, сахар, натур. экстракт черного чая, регулятор кислотности лимонная кислота, конц. лимонный сок, регулятор кислотности цитрат натрия, натур. ароматизатор "лимон", натур. ароматический экстракт черного чая

вода, сахар, натуральный экстракт черного чая, регулятор кислотности лимонная кислота, натур. ароматизаторы "чай", "лимон", "терпкость", аскорбиновая кислота

вода, сахар, кислота лимонная, вкусо-ароматическая основа (экстракт черного чая, ароматизатор идентичный натур. "лимон", цитрат натрия), лимонный сок концентрированный, аскорбиновая кислота

вода, сахар, регуляторы кислотности : кислота лимонная, натрий лимоннокислый; экстракт чая сухой, натуральные и натурально-идентичные ароматизаторы, сок лимонный концентрированный., антиоксидант аскорбиновая кислота

натуральный экстракт черного чая, концентрированный сок лимона, вода, сахар, регуляторы кислотности (лимонная кислота, лимоннокислый натрий), идентичные натур. ароматизаторы черного чая и лимона, антиоксидант аскорбиновая кислота

Дата изготовления

06.06.11

10.05.11

07.08.11

20.05.11

04.03.11


Анализируя образцы безалкогольных напитков «холодный  чай», можно сказать, что состав всех образцов практически не отличается: обязательно входят вода, сахар, экстракт черного чая. Все выбранные образцы безалкогольных напитков «холодный  чай» должны соответствовать ГОСТ 28188-89 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия».

2.2 Методы исследования безалкогольных напитков «холодный чай»

2.2.1 Методика проведения органолептических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»

Органолептически определяли: внешний вид (цвет), вкус, запах.

Оценка органолептических показателей безалкогольного напитка «холодный  чай» проходила с участием группы экспертов из 7 человек (лаборанты ЗАО «Кировский молочный комбинат»), каждый из которых заполнил дегустационный лист (Приложение 2) Перед ними стояла задача  оценить данные показатели по пятибалльной шкале: 1 балл – «плохо»; 2- «неудовлетворительно»; 3 балла – «удовлетворительно»; 4 балла – «хорошо»; 5 баллов – «отлично». Для этого была разработана 20-балльная шкала по таким показателям, как внешний вид (цвет), вкус и запах (таблица 2).

Таблица 2 – Балльная шкала органолептической характеристики безалкогольного напитка «холодный  чай»

Показатель качества

Органолептическая характеристика безалкогольных напитков

Баллы

Оценка

1

2

3

4

1. Внешний вид 

Прозрачная жидкость без осадка и посторонних включений

5

Отлично

Слегка мутная жидкость

4

Хорошо

Слегка мутная жидкость с осадком

3

Удовл.

Мутная жидкость с осадком

2

Неудовл.

Мутная жидкость со значительным осадком и посторонними включениями

1

Плохо

2. Цвет

Ярко выраженный цвет от коричневого до темно-коричневого

5

Отлично

Ярко выраженный цвет от коричневого до темно-коричневого средней интенсивности

4

Хорошо

Менее выраженный тусклый цвет

3

Удовл.

Мутный тускло-коричневый

2

Неудовл.

Тусклый непрозрачный

1

Плохо


 

Продолжение таблицы 2

3. Вкус

Характерный, выраженный вкус лимона

5

Отлично

Выраженный вкус лимона, слегка кисловатый

4

Хорошо

Слабовыраженный вкус лимона, ближе к кислому

3

Удовл.

Плохо выраженный вкус лимона, травяной

2

Неудовл.

Не выраженный вкус

1

Плохо

4. Запах

Характерный, выраженный аромат лимона

5

Отлично

Выраженный аромат лимона

4

Хорошо

Недостаточно выраженный аромат

3

Удовл.

Плохо выраженный запах

2

Неудовл.

Не выраженный

1

Плохо


Внешний вид безалкогольных напитков вместимостью не более 1000 см3 определяли визуально на соответствие требованиям нормативно-технической документации на готовую продукцию. Оценивали правильность наклейки этикетки, наличие перекосов, деформации, разрывов, чистоту бутылки. Прозрачность и наличие посторонних включении в безалкогольных напитках определяли, просматривая закупоренные бутылки, в проходящем свете и переворачивая их при этом.

Цвет безалкогольных напитков определяли визуально в чистом сухом цилиндре вместимостью 250 см3. Оценивали оттенок и интенсивность окраски на соответствие требованиям нормативно-технической документации на готовую продукцию.

Аромат и вкус безалкогольных напитков определяли органолептически немедленно после налива пробы в дегустационный бокал при температуре 120С. Оценивали соответствие аромата и вкуса требованиям нормативно-технической документации на готовую продукцию.

2.2.2 Методика проведения физико-химических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»

Из физико-химических показателей безалкогольного напитка «холодный  чай» исследовали содержание танина, алкалоидов чая, кислотность.

Танин - дигалловая орешкодубильная кислота, находится в чернильных орешках, чае, дубовой коре. Танин чая неравнозначен фармацевтическому танину или галлотанину. Если в свежем чайном листе танин действительно обладает горьким вкусом, то после фабричной обработки эта горечь исчезает и танин в чае приобретает приятную терпкость, придающую основной вкус настою чая.

Информация о работе Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей