Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является получение объективной информации о качестве безалкогольного напитка «холодный чай», реализуемого на потребительском рынке.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. провести аналитический обзор литературы для установления факторов, определяющих качество безалкогольного напитка «холодный чай», основных технологических характеристик и потребительских свойств продукции;
2. разработать балльную шкалу для оценки качества безалкогольных напитков «холодный чай» по органолептическим показателям;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО НАПИТКА «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ………………………………………………...………………………
1.1 История появления холодного чая……………………………………………
1.2 Химический состав и пищевая ценность безалкогольного напитка «холодный чай»……………………………………………………………………
1.3. Факторы, формирующие качество безалкогольного напитка «холодный чай»……………..……………………………………………………………………
1.3.1 Сырье, используемое при производстве безалкогольного напитка «холодный чай»…………………….……………………………………………..
1.3.2 Технология производства безалкогольного напитка «холодный чай»………………………..…………………………………………………………
1.4. Новое в ассортименте безалкогольного напитка «холодный чай»…………………………….…………………………………………………….
1.5. Факторы, сохраняющие качество безалкогольного напитка «холодный чай»……………..……………………………………………………………………
1.5.1 Упаковка, маркировка безалкогольного напитка «холодный чай»……………………………..…………………………………………………...
1.5.2 Транспортирование, хранение безалкогольного напитка «холодный чай»……………...…………………………………………………………………..
1.6 Фальсификация безалкогольного напитка «холодный чай»………………………..…………………………………………………………
1.7 Требования к качеству и безопасности безалкогольного напитка «холодный чай»………………………….………………………………………..
2. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА БЕЗАЛКОГОЛЬНОЫХ НАПИТКОВ «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ …………………………………………………………………………………………
2.1 Объекты исследования…………………………………………………………
2.2 Методы исследования безалкогольных напитков «холодный чай»………
2.2.1 Методика проведения органолептических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»………………………………………………………………..
2.2.2 Методика проведения физико-химических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»………………………………………………………….
2.3. Исследование показателей качества безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………...
2.3.1 Органолептические показатели безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………..
2.3.2 Физико-химические показатели безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………...
2.4 Оценка конкурентоспособности безалкогольного напитка «холодный чай» …………………………………..……………………………………………………
3 ВЛИЯНИЕ ВЫКЛАДКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ»………………………………………………….………………….
3.1. Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей ……………………………………………………..…………………………………
3.2. Обзор выкладки безалкогольных напитков «холодный чай» в магазинах России и Европы……………………………………………………………………
3.3. Оценка выкладки безалкогольных напитков «холодный чай» в магазинах города Кирова………………………………………………………………………
3.4. Рекомендации по выкладке безалкогольных напитков «холодный чай» для магазинов города Кирова……………………………………………………..
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_-_kholodny_chay_na_11_02_12.doc

— 6.84 Мб (Скачать файл)

1. Метод определения содержания танина [4]. Метод основан на окислении танина чая марганцовокислым калием при участии индигокармина в качестве индикатора.

Пипеткой отбирали 10 см3 экстракта и помещали в выпарительную чашу, добавляли 750 см водопроводной воды, 25 см3 раствора индигокармина и титровали 0,1 н. раствором марганцовокислого калия при постоянном перемешивании стеклянной палочкой. Синяя окраска при этом постепенно перешла через сине-зеленую, темно- и светло-зеленую, желто-зеленую в желтую золотистого оттенка.

Количество танина (А1) в процентах определяли по формуле (1):

 

                             А1 =

,                                (1)

   

где  а - количество 0,1 н. раствора марганцовокислого калия, израсходованное на окисление танина, см3;

а1 - количество 0,1 н. раствора марганцовокислого калия, израсходованное на титрование раствора воды и индигокармина, см3;

0,004157 - количество танина, окисляемое 1 см 0,1 н. раствора марганцовокислого калия, г;

v - количество полученного экстракта чая, см3;

v1 - количество экстракта чая, взятое для испытания, см3;

m - масса навески абсолютно сухого чая, г.

За результат анализа принимали среднее арифметическое двух параллельных определений, расхождение между которыми не должно превышать 0,5% при =0,95.

Если результат анализа примерно равен значению нормы содержания танина для соответствующего вида чая, то необходимо проведение двух дополнительных определений. В этом случае за результат анализа принимали среднее арифметическое двух параллельных определений, расхождение между которыми не должно превышать 0,7% при =0,95.

Конец реакции определяли по исчезновению зеленого оттенка и появлению чистого желтого цвета. Затем подсчитывали количество 0,1 н. раствора марганцовокислого калия в кубических сантиметрах, израсходованное на окисление танина.

Аналогичным образом устанавливали количество марганцовокислого калия, израсходованное на титрование раствора воды и индигокармина.

Основными алкалоидами, содержащимися в чайном листе, являются кофеин, теобромин и теофиллин. Больше всего содержится чайного кофеина. Именно кофеин, которого содержится в чае до 4%, придает чаю горечь.  Кофеин возбуждает центральную нервную систему, повышает работоспособность, усиливает общую физическую и умственную активность. В целом действует значительно мягче, чем чистый кофеин или кофе. Помимо кофеина, в состав чая входят в незначительном количестве другие алкалоиды – растворимые в воде теобромин и теофиллин, которые являются хорошими сосудорасширяющими и мочегонными средствами.

2. Определение массовой концентрации кофеина, теобромина, теофиллина [8]

Метод определения массовой концентрации кофеина, теобромина, теофиллина в пищевых продуктах и безалкогольных напитках основан на применении высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ).

Приготовление рабочих растворов кофеина, теобромина, теофиллина (400 мг/ см3)

Навески массой по 100,0 +/- 0,1 мг помещали в мерные колбы вместимостью 250 см3, до половины заполненные дистиллированной водой. Перемешиваали до полного растворения, затем доводили дистиллятом до метки и перемешивали.

Приготовление стандартных растворов кофеина, теобромина, теофиллина (0,004 мг/ см3)

Отмеряли пипеткой по 2,0 см3 каждого рабочего раствора кофеина, теобромина, теофиллина концентрациями 400 мг/ см3, переносили в мерные колбы вместимостью 250 см3, доводили до метки дистиллированной водой и перемешивали.

Приготовление подвижной фазы для анализа кофеина

50 см3 ацетонитрила помещали в мерную колбу вместимостью 1000 см3, добавляли 10 см3 уксусной кислоты, доводили дистиллированной водой до метки и перемешивали. Полученный раствор фильтровали через фильтровальную бумагу "красная лента".

Приготовление подвижной фазы для анализа смеси алкалоидов

2,72 г калия фосфорнокислого однозамещенного помещали в мерную колбу вместимостью 1000 см3, растворяли в дистиллированной воде, перемешивали до полного растворения, доводили дистиллированной водой до метки. Полученный раствор ортофосфорной кислотой доводили до pH 3,2 (2 - 2,5 см3). 850 см3 полученного буферного раствора смешиваали с 150 см3 ацетонитрила и полученный раствор фильтровали через фильтровальную бумагу "красная лента".

Образцы холодного чая отфильтровывали через бумажный фильтр. Аликвоту напитков (2 - 5 см3) помещали в мерную колбу вместимостью 250 см3, доводили дистиллированной водой до метки, тщательно перемешивали.

Условия ВЭЖХ для хроматографического анализа смеси алкалоидов: подвижная фаза раствор калия фосфорнокислого однозамещенного, pH 3,2, - ацетонитрил (85:15), скорость потока 0,8 см3/мин., УФ-детектирование, длина волны 272 нм, шкала чувствительности 0,01 е.о.п. Вводимый объем образца 10,0 мм3.

Примерные времена удерживания пуриновых алкалоидов: теобромин - 4,9 +/-0,1, теофиллин - 7,7 +/- 0,1, кофеин - 12,0 +/- 0,1.

Массовую концентрацию теобромина, теофиллина или кофеина рассчитывали по формуле (2):

 

                                                Х =

,                                 (2)

 

где Sобр    - площадь пика исследуемого компонента;

Sст   - площадь пика соответствующего стандарта;

V1  - объем анализируемого раствора пробы, мм3;

V2  - объем экстракта, введенного в хроматограф, мм3;

mcт    -  масса  стандарта  пуринового  алкалоида,  введенная  в хроматограф, нг;

Мобр     -  навеска образца, взятая для анализа и соответствующая объему фильтрата после экстракции подщелоченной водой, г (8 г).

Вычисления проводили до второго десятичного знака. За результат принимали среднее арифметическое результатов двух параллельных измерений и выражали целым числом с одним десятичным знаком.

Относительное допустимое расхождение между результатами двух параллельных определений при доверительной вероятности Р = 0,95 не должно превышать 13%.

Титруемая кислотность. Это мера общего содержания кислоты в напитке. Определение титруемой активности подразумевает нейтрализацию предварительно определенного объема напитка четко отмеренным количеством щелочного раствора. Точка нейтрализации определяется при помощи специального индикатора.

3. Метод определения кислотности [5]. Метод основан на титровании раствором щелочи всех веществ кислого характера.

В три конические колбы из термостойкого стекла вместимостью 250 см3 с помощью мерного цилиндра наливали по 100 см3 дистиллированной воды и нагревали ее до кипения. Для темноокрашенных напитков отбирали по 5 см3 напитка в колбы с 200 см3 кипящей дистиллированной воды. Для негазированных напитков использовали не кипящую, а холодную дистиллированную воду, освобожденную от двуокиси углерода; кипячение не проводили.

В охлажденный раствор прибавляли 5 капель спиртового раствора фенолфталеина массовой концентрацией 10 г/дм3 и титровали раствором гидроокиси натрия концентрацией 0,1 моль/дм3 до появления розовой окраски, не исчезающей в течение 30 с. Одну из колб с напитком, разведенным водой, использовали при титровании для сравнения окраски титруемого раствора с первоначальной.

Проводили не менее двух параллельных определений.

Кислотность (Х) в кубических сантиметрах раствора гидроокиси натрия концентрацией 1 моль/дм3, израсходованного на титрование 100 см напитка вычисляли по формуле (3):

 

                                         Х =

,                                               (3)

 

где V - объем раствора гидроокиси натрия концентрацией 0,1 моль/дм3, израсходованный на титрование, см3;

К - поправочный коэффициент раствора гидроокиси натрия;

А - объем напитка или сиропа, взятый на определение, см3.

За окончательный результат испытания принимали среднее арифметическое результатов двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми по абсолютной величине не должны превышать 0,05 см3 в одной лаборатории.

Допускаемые расхождения по абсолютной величине в разных лабораториях не должны превышать 0,30 см3.

Вычисления проводили до 0,01 см3 с последующим округлением до 0,1 см.

2.3. Исследование показателей качества безалкогольных напитков «холодный чай»

Экспертиза качества безалкогольных напитков «холодный чай» начиналась с определения полноты маркировки и налива. Результаты определения полноты маркировки представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Маркировка потребительской тары образцов безалкогольных напитков «холодный чай»

Маркировка

Исследуемые образцы

Sanday Ice tea Лимон

Ahmad Ice Tea  с лимоном

Lipton Ice tea Лимон

Nestea Вкус лимона

Jaffa Ice tea Лимон

Наименование продукта

Негазированный безалкогольный напиток «Холодный чай Sanday Ice tea Лимон»

Негазированный безалкогольный напиток «Холодный чай Ahmad Ice Tea  с лимоном»

Негазированный безалкогольный напиток «Холодный чай Lipton Ice tea Лимон»

Негазированный безалкогольный напиток «Холодный чай Nestea Вкус лимона»

Негазированный безалкогольный напиток «Холодный чай Jaffa Ice tea Лимон»


Продолжение таблицы 3

Наименование и юридический адрес изготовителя

ООО "Сандора", Украина,

г. Николаев

ОАО «Компания Росинка»,

г. Липецк

ООО «ПепсиКо», г. Санкт-Петербург

ООО «КокаКола ЭйчБиСи Евразия», г. Москва

ООО "Витмарк-Украина",

г. Одесса

Состав ингредиентов

вода, сахар, натур. экстракт черного чая, регулятор кислотности лимонная кислота, конц. лимонный сок, регулятор кислотности цитрат натрия, натур. ароматизатор "лимон", натур. ароматический экстракт черного чая

вода, сахар, натуральный экстракт черного чая, регулятор кислотности лимонная кислота, натур. ароматизаторы "чай", "лимон", "терпкость", аскорбиновая кислота

вода, сахар, кислота лимонная, вкусо-ароматическая основа (экстракт черного чая, ароматизатор идентичный натур. "лимон", цитрат натрия), лимонный сок концентрированный, аскорбиновая кислота

вода, сахар, регуляторы кислотности : кислота лимонная, натрий лимоннокислый; экстракт чая сухой, натуральные и натурально-идентичные ароматизаторы, сок лимонный концентрированный., антиоксидант аскорбиновая кислота

натуральный экстракт черного чая, концентрированный сок лимона, вода, сахар, регуляторы кислотности (лимонная кислота, лимоннокислый натрий), идентичные натур. ароматизаторы черного чая и лимона, антиоксидант аскорбиновая кислота

Пищевая и энергетическая ценность 100г

32

22,9

27

31,4

31,6

Масса нетто, мл

500

500

500

500

500

Дата изготовления

06.06.11

10.05.11

07.08.11

20.05.11

04.03.11

Срок годности

до указанной даты (1 год) Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

до указанной даты (1 год). Открытую бутылку хранить при 2…6 0С не более суток

до указанной даты (1 год) Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

до указанной даты (1 год). Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

до указанной даты (6 месяцев).  Открытую бутылку хранить в холодильнике не более суток

Условия хранения

при 0…25 0С и влажности не более 75%.

при 0…20 0С и влажности не более 75%

при 0…25 0С и влажности не более 75%.

при 0…25 0С и влажности не более 75%.

при 0…20 0С и влажности не более 75%.

Нормативный документ

ДСТУ 4161-2003

ГОСТ 28188-89

ТУ 9185-001-1799855

ГОСТ 28188-89

ДСТУ 4161-2003

Знак соответствия

Знак соответствия и качества

Знак соответствия и качества

Знак соответствия и качества

Знак соответствия и качества

Знак соответствия и качества

Товарный знак изготовителя

имеется

имеется

имеется

имеется

имеется


Из таблицы 3 видно, что все исследуемые образцы безалкогольных напитков «холодный чай» по полноте маркировки соответствует требованиям стандарта.

Результаты определения полноты налива представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Полнота налива образцов безалкогольных напитков «холодный чай»

Образцы безалкогольных напитков «холодный чай»

Объем, указанный на маркировке, мл

Фактический объем, мл

Отклонения, %

Допустимые отклонения, %

Sanday Ice tea Лимон

500

503

+0,6

±3

Ahmad Ice Tea  с лимоном

500

504

+0,8

±3

Lipton Ice tea Лимон

500

505

+1

±3

Nestea Вкус лимона

500

503

+0,6

±3

Jaffa Ice tea Лимон

500

506

+1,2

±3


Как видно из таблицы 4, все исследуемые образцы безалкогольных напитков «холодный чай» по полноте налива с учетом допустимых отклонений соответствуют требованиям стандарта.

2.3.1 Органолептические показатели безалкогольных напитков «холодный чай»

Результаты исследований безалкогольных напитков «холодный чай» по органолептическому показателю внешний вид представлены на рисунке. 1.


Рисунок 1 - Балльная оценка безалкогольных напитков «холодный чай» по показателю внешний вид

По результатам органолептической оценки по показателю внешний вид все образцы, за исключением Jaffa Ice tea Лимон, получили высший балл, так как были прозрачны, без осадка и без посторонних включений. Наименьший балл получил образец Jaffa Ice tea Лимон, так как имел слегка мутную жидкость.

Результаты исследований безалкогольных напитков «холодный чай» по органолептическому показателю цвет представлены на рисунке 2.

Информация о работе Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей