Исследование ассортимента безалкогольных газированных напитков в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на формирование ассортимента товаров, управление ассортиментом в торговом предприятии на конкретном примере. В качестве объекта исследования выступает Открытое Акционерное Общество “Магнит” (ОАО «Магнит»)г. Пенза.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3
Актуальность, цель и задачи курсовой работы……………………………..3
1.1. Краткая характеристика торгового предприятия……………………….5
2. Основная часть………………………………………………………………..8
2.1 Понятие ассортимента торгового предприятия.
Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь
со стратегией предприятия……………………………………………………..8
2.2 Анализ организационно - экономических показателей
деятельности торгового предприятия………………………………………..13
2.3 Классификация и характеристика ассортимента
безалкогольных газированных напитков……………………………………17
2.3.2. Качественные и количественные свойства ассортимента……………..22
2.4. Технология управления ассортиментом безалкогольных
газированных напитков в ОАО «Магнит»…………………………………..24
2.4.1. Характеристика отдела безалкогольные напитки…………………….25
3. Практическая часть………………………………………………………..39
5.Заключение…………………………………………………………………..43
6. Список использованной литературы…………………………………… 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по исследованию ассортимента.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под  видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения. Внутри каждого  вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам, т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой  ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой  ассортимент представляет собой  детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и  наименований, а глубина - количеством  разновидностей товаров.

Товары классифицируют также  и по таким признакам, как частота  спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

1) повседневного спроса;

2) периодического спроса;

3) редкого спроса.

Таким образом, группа товаров, тесно связанных между собой  сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения  на рынок или принадлежностью  к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.

      Ассортиментная политика - политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен и др.

          Сущность ассортиментной политики заключается в формировании ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели, например, компания может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих успехов.

         Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.2 Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.

      Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле.3      Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные  финансовые результаты от изменений  в ассортименте могут иметь место  только в будущем

      Цель ассортиментной политики - формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей.

         Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень  основных групп и подгрупп  товаров, реализуемых в магазинах.

2. Осуществляется распределение  отдельных групп и подгрупп  товаров в разрезе потребительских  комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество  видов и разновидностей товаров  в рамках отдельных потребительских  комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный  ассортиментный перечень товаров  для данного магазина, предлагаемый  для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение  его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так  как успешное проникновение и  закрепление торгового предприятия  на потребительском рынке связано  с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль. В  связи с этим в планировании ассортимента важную роль играет прогнозирование  структуры спроса и маркетинговые  исследования рынка.

       Прогнозирование спроса - это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров.4 В целях планирования ассортимента осуществляют прогнозирование товарно-групповой структуры потребительского спроса.

Для планирования ассортимента предприятия используется, как правило, первичная маркетинговая информация и вторичная внешняя информация. Первичная маркетинговая информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения  конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований.5 К факторам, влияющим на процесс планирования ассортимента, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента. Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля розничного торгового предприятия и условий для его функционирования.

2.2 Анализ организационно - экономических показателей деятельности торгового предприятия.

Основными направлениями  деятельности ОАО «Магнит» согласно Уставу являются:

1. Оптово-розничная торговля, как в специализированных, так  и в неспециализированных магазинах  продуктами питания и непродовольственными  товарами;

2. Сдача внаем собственного  нежилого недвижимого имущества;

3. Осуществление всех  видов внешнеэкономической деятельность  в порядке, установленном действующим  законодательством;

4. Осуществление координации  дочерних обществ (в частности  привлечение финансовых ресурсов  и предоставление денежных средств  дочерним обществам) и др.

Показатели финансово-экономической  деятельности  представлены в ежеквартальном отчете ОАО «Магнит»  за 3 квартал 2012 г. (Приложение 2).

         ОАО "Магнит" осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом предприятия. Органами управления обществом является собрание акционеров, правление и дирекция. Высшим органом управления предприятием является собрание акционеров (Приложение1). К его компетенции относится: внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава в новой редакции; изменение уставного фонда; определение основных направлений деятельности предприятия, утверждение его планов и отчетов об их выполнении; решение вопросов приобретения и отчуждения предприятием ценных бумаг, им выпущенных, а также ценных бумаг иных субъектов хозяйствования; утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределения прибыли и покрытия убытков; принятия решения о прекращении деятельности общества и его реорганизации, решение других вопросов в соответствии с Уставом общества. Правление осуществляет руководство деятельностью ОАО "Магнит" в период между собраниями акционеров.

Торговая площадь магазина составляет 757,3 м2. Имеется два складских помещения, кладовая, туалеты, площадь занимаемая администрацией составляет 15,1 м2. Площадь торгового зала составляет 620,4 м2

Таблица 1.Сведения о составе работающих магазина "Магнит"г. Пенза, ул. Кривозерье, 1

Должность 

Количество работников

Заработная плата

Директор 

25 000-35000

Товаровед 

17 000- 20000

Старший продавец 

15 000-19000 

Продавец-универсал 

10 

12 000-17000

Продавец ОН (отдела нарезки) 

12 000-15000

Уборщица 

7 400-10000


Дирекция является исполнительным органом общества, подотчетна по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и правлению и действует  в пределах полномочий, определенных Уставом общества, решениями собраний акционеров и правления. В состав дирекции входят директор, его заместители, главный бухгалтер, юрист-консульт, руководители предприятий общества. Контроль за деятельностью ОАО "Магнит", предприятий и филиалов, а также директора и должностях лиц осуществляет ежегодно избираемая собранием акционеров ревизионная комиссия. По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе:

  • учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия;
  • документы бухгалтерского учета;
  • протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др.

Прибыль, остающаяся в распоряжении ОАО "Магнит" направляется на образование  фонда выплаты дивидендов (5%), фонда  накопления (35%), фонда потребления  и другие цели (55%), резервного фонда (5%). Отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2012 г. представлен в приложении 3.

Основные показатели хозяйственной  деятельности ОАО "Магнит" представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Основные показатели хозяйственной деятельности по магазинам ОАО "Магнит" за 2011-2012 гг., тыс. руб.

Показатели

Ед-ца измерения

2012 г.

2011 г.

Изменение (+,-)

 

Розничный товарооборот:

         

- действующие цены

тыс. р.

1931676

5693314

+3761638

 

- сопоставимые цены

тыс. р.

1931676

2241462

+309786

 

Валовой доход:

         

- сумма

тыс. р.

258221

711356

+453135

 

- в % к обороту

%

13,37

12,49

-0,88

 

Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода:

         

- сумма

тыс. р.

30096

41400

+11304

 

- в % к обороту

%

1,56

0,73

-0,83

 

Издержки обращения

         

- сумма

тыс. р.

231761

676346

+444585

 

- в % к обороту

%

12,0

11,88

-0,12

 

Прибыль от реализации товаров:

         

- сумма

тыс. р.

-3636

-6390

-2754

 

- в % к обороту

%

-0,19

-0,11

+0,08

 

Прочие доходы:

         

- сумма

тыс. р.

9732

14777

+5045

 

- в % к обороту

%

0,50

0,26

-0,24

 

Доходы от внереализационных операций:

         

- сумма

тыс. р.

10157

27625

+17468

 

- в % к обороту

%

0,53

0,49

-0,04

 

Балансовая прибыль:

         

- сумма

тыс. р.

16253

36012

+19759

 

- в % к обороту

%

0,84

0,63

-0,21

 

Среднесписочная численность  работников

чел.

422

444

+22

 

Средний оборот на одного работника:

         

- в действующих ценах

тыс. р.

4577

12823

+8246

 

- в сопоставимых ценах

тыс. р.

4577

5048

+471

 

Торговая площадь

м2

1911

1911

--

 

Средний оборот на м2 торговой площади:

         

- в действующих ценах

тыс. р.

1011

2979

+1968

 

- в сопоставимых ценах

тыс. р.

1001

1173

+162

 
           

    Таким образом, сравнивая основные показатели хозяйственной деятельности ОАО "Магнит" за 2011 и 2012 г.г. можно отметить, что розничный товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 16 %, средний уровень валового дохода снизился на 0,88 % к обороту, уровень налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок уменьшился на 0,83 пункта, а уровень издержек обращения снизился на 0,12 % к обороту. Это сказалось на уменьшении суммы прибыли от реализации товаров на 2754 тыс. руб. или на 75,7 %[13, с. 35].

Таким образом, рост прочих доходов общества на 5054 тыс. руб. или  на 51,8 %, а также внереализационных доходов на 17468 тыс. руб. или на 172 % обеспечили рост балансовой прибыли на 19759 тыс. руб. или на 121,6 %. Однако, уровень рентабельности продаж магазинов ОАО "Магнит" (исходя из балансовой прибыли) по отношению к прошлому периоду снизился на 0,21 пункт или на 25%, что говорит об ухудшении хозяйствования.

2.3 Классификация и характеристика ассортимента безалкогольных газированных напитков.

Для газированных напитков характерно искусственное насыщение  углекислотой до концентрации 0,3-0,6%. Помимо освежающего эффекта углекислота  оказывает консервирующее действие при хранении напитков путем снижения рН напитка и бактерицидного воздействия на некоторые мик­роорганизмы. Освежающие и вкусовые свойства газированных напитков наиболее полно проявляются, когда они охлаждены до температуры 10-12оС. Биологическая ценность газированных напитков может быть повышена путем витаминизации.

Безалкогольные  напитки  в зависимости от используемого  сырья и технологии производства подразделяют на группы:

      - сокосодержащие напитки;

      - напитки  на пряно-ароматическом  растительном сырье;

      - напитки  на ароматизаторах (эссенциях,  ароматных спиртах, эфирных маслах  и т.п.);

      - напитки  на зерновом сырье;

      - напитки  на минеральных водах;

      - напитки  специального назначения;

      - напитки  брожения

2.3.1.Структура  торгового ассортимента безалкогольных газированных напитков.     

      Все безалкогольные  напитки в зависимости  от  состава и способов получения   подразделяются на две большие  группы: минеральные воды и плодово-ягодные  безалкогольные напитки.

Минеральные воды

      Минеральными  являются воды с естественной  или искусственной минерализацией. Поступающие в розничную торговлю  минеральные воды естественно  или искусственно насыщены двуокисью  углерода.

Информация о работе Исследование ассортимента безалкогольных газированных напитков в торговом предприятии