Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на формирование ассортимента товаров, управление ассортиментом в торговом предприятии на конкретном примере. В качестве объекта исследования выступает Открытое Акционерное Общество “Магнит” (ОАО «Магнит»)г. Пенза.
1.Введение……………………………………………………………………..3
Актуальность, цель и задачи курсовой работы……………………………..3
1.1. Краткая характеристика торгового предприятия……………………….5
2. Основная часть………………………………………………………………..8
2.1 Понятие ассортимента торгового предприятия.
Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь
со стратегией предприятия……………………………………………………..8
2.2 Анализ организационно - экономических показателей
деятельности торгового предприятия………………………………………..13
2.3 Классификация и характеристика ассортимента
безалкогольных газированных напитков……………………………………17
2.3.2. Качественные и количественные свойства ассортимента……………..22
2.4. Технология управления ассортиментом безалкогольных
газированных напитков в ОАО «Магнит»…………………………………..24
2.4.1. Характеристика отдела безалкогольные напитки…………………….25
3. Практическая часть………………………………………………………..39
5.Заключение…………………………………………………………………..43
6. Список использованной литературы…………………………………… 47
Минеральные воды подразделяют
на естественно
Природные минеральные воды — это подземные воды, извлекаемые из недр земли, с повышенным содержанием физиологически активных химических компонентов и газов (СО2, H2S и др.).
По степени
минерализации,
Питьевые столовые — воды, общая минерализация которых, как правило, не превышает 2 г/дм3. Их делят на природные минеральные столовые воды с общей минерализацией от 1 до 2 г/дм3 или с меньшей минерализацией, которые содержат небольшие количества фармакологически активных компонентов, и природные столовые воды, общая минерализация которых не превышает 1 г/дм3 и которые не содержат фармакологически активных компонентов Чаще используют из столовых минеральных вод Нарзан, Московскую, Боржоми, Ессентуки № 20, Ижевскую, Березовская, Киевская.
Питьевые лечебно-столовые — воды, общая минерализация которых, как правило, составляет от 2 до 8 г/дм3 (согласно СТБ 880-95 «Воды минеральные лечебно-столовые белорусские. Технические условия») (Ессентуки № 4 — до 10 г/дм3), а также воды с меньшей минерализацией, содержащие в виде соединений биологически активные компоненты в количествах (в мг/дм3) не ниже бальнеологических норм, принятых в РБ для минеральных питьевых вод: Fe - 20, As - 0,7, В - 35 (в пересчете на ортоборную кислоту), Si — 50 (в пересчете на метакремниевую кислоту), Вr — 25, J — 5, а также СО2 — не менее 500 мг/дм3 и органических веществ — не более 10 мг/дм3. Эти воды оказывают выраженное лечебно-физиологическое воздействие на организм человека, применяются как лечебное средство по назначению врача, но могут использоваться не систематически и в качестве столового напитка.
К лечебно-столовым минеральным водам относятся Горячее-ключевская № 1, Майкопская, Дилижанская, Боржомская, Арашанская, Саирме, Терсинская, Сирабская № 12, Ласточкинская, Турш-Су, Шмаковская, Дарасунская, Кишиневская, Ачалукская, Махачкалинская, Исти-Су Нижняя, Варницкая, Железноводская, Болниси, Кисловодская и многие другие.
Питьевые лечебные — воды с общей минерализацией от 8 до 12 г/дм3, в отдельных случаях и более 12 г/дм3 (например, Баталинская — 21 г/дм3, Новоижевская — 17, Лугела — 52 г/дм3), а также с минерализацией менее 8 г/дм3 при наличии в них повышенного количества таких биологически активных микроэлементов, как мышьяк, бор и др. Питьевые лечебные минеральные воды обладают выраженным лечебным действием на организм человека и применяются только по назначению врача и в строго определенной дозировке.
К лечебным минеральных водам относятся Ессентуки № 4, Ессентуки № 17, Лугела, Нафтуся, Анкаван, Аршан, Ацылык, Баталинская, Витаутас, Дарасун, Дзау, Зваре, Исти-Су Верхний, Кука, Куяльник № 4, Лужанская, Майкопская и другие воды.
Искусственные минеральные воды представляют собой напитки, приготовленные путем растворения в воде диоксида углерода, химически чистых нейтральных и щелочных неорганических солей натрия, кальция и магния. Вырабатывают искусственно минерализованные воды трех наименований: Сельтерская столовая, Содовая столовая и Столовая.
При изготовлении
Содовой воды смешивают
Сельтерскую
воду получают аналогично
Плодово-ягодные безалкогольные напитки
Основным
сырьем для изготовления
Газированные плодово-ягодные напитки
по объему производства и
К газированным
плодово-ягодным напиткам
Газированная вода. Это питьевая вода, насыщенная углекислотой, оптимальное содержание которой составляет около 0,4% массы.
Газированные напитки в бутылках. Это насыщенные углекислотой водные растворы смесей сахарного сиропа, плодово-ягодных соков, экстрактов, настоев, вин, эссенций и другого основного и дополнительного сырья.
Газированные безалкогольные напитки в бутылках делят на 5 групп: на натуральном сырье, на синтетических ароматизаторах, тонизирующие, витаминизированные и для диабетиков.
Напитки, приготовленные на натуральном сырье (соках, сиропах, экстрактах, настойках), отличаются значительным содержанием сахара (10-12%, а в последнее время 5-6%). Ассортимент этих напитков достаточно широк: Вишневый, Грушевый, Гранатовый, Кизиловый, Клюквенный, Клубничный, Лимонад, Малиновый, Ситро, Крем-сода, Малинка, Рассвет, Искристый, Пряное яблоко. Основной особенностью трех последних напитков является исключение из рецептуры колера. Цвет их создается только за счет цвета сырья.
Напитки на пищевых добавках — Вишневый, Малиновый, Клюквенный, Клубничный, Яблочный, Черносмородиновый. По органолептическим показателям эти напитки должны напоминать соответствующее плодово-ягодное сырье. На этикетках бутылок этих напитков обязательно указывается вид пищевой добавки, введенной в бутылку.
Тонизирующие (бодрящие) напитки содержат тонизирующие настои и экстракты, благодаря чему эти напитки способны снимать утомление и оказывают жаждоутоляющее действие. В композицию напитков серии «Кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Спартак-Кола, Кола и др.) входит настой орехов кола, богатых кофеином и теобромином, обладающих специфическими горьковато-смолистыми, близкими к мускатному тону вкусом и запахом. В формировании сенсорных свойств напитка участвуют также добавляемые в него эфирные масла цитрусовых. Сахаристость напитка — 5-6%. Темно-коричневый цвет ему придает добавленный колер. Однако в последнее время настой орехов колы туда на территории России не вводится. Кроме того, вместо сахара (сахарозы) вводят сахарозаменители. Данные напитки предусмотрены только для больных сахарным диабетом, а для остальных категорий населения категорически запрещены, поскольку нарушают работу желудочно-кишечного тракта [9].
Витаминизированные напитки отличаются повышенным содержанием витамина С, вносимого в виде аскорбиновой кислоты или в составе высоковитаминных экстрактов соков и настоев (лимонного, апельсинового, черносмородинового). При использовании плодово-ягодных полуфабрикатов напитки одновременно обогащаются и витамином Р. Примером таких напитков являются Красная шапочка, Яблоко, Колокольчик, Черносмородиновый, Лесной букет. Херсонский.
Напитки для диабетиков вместо сахара содержат пищевой сорбит и другие сахарозаменители. Для ароматизации применяют лимонную и апельсиновую настойки, а так же ароматизаторы. Ассортимент: Пепси лайт, Апельсиновый, Вишневый, Лимонный, Цитрусовый.
Сухие газированные напитки. Сухие нешипучие напитки представляют собой высушенную и размолотую смесь сахара-песка, экстрактов, ароматизаторов, пищевых кислот и пищевых красителей. Выпускают их в виде таблеток по 20 т или порошка. Ассортимент не шипучих сухих напитков: Черносмородиновый, Клюквенный, Яблочный, Вишневый.
Сухие шипучие напитки представляют собой смесь сахарозы, винной пищевой кислоты, ароматизатора, двууглекислого натрия, колера. Вместо сахара могут вводиться сахарозаменители, фруктоза. Поступают они в продажу в виде порошков или таблеток. Вырабатывают Инвайт, Инвайт плюс, Зуко, Грушевый, Освежающий и др.
2.3.2. Качественные и количественные свойства ассортимента.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
В магазине структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населения. С этой целью в данной работе будет рассматриваться структура ассортимента безалкогольных напитков, реализуемых магазином ОАО «Магнит» по следующим классификационным признакам:
Таблица 3.Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по группам.
Группа безалкогольных напитков |
Количество наимеований напитков |
Удельный вес в ассортименте, % |
Напитки сокосодержащие |
2 |
7,7 |
Морсы |
- |
- |
Напитки на растительном сырье |
2 |
7,7 |
Напитки на подсластителях |
8 |
30,8 |
Напитки на ароматах |
9 |
34,6 |
Напитки на минеральных водах |
- |
|
Напитки специального назначения |
2 |
7,7 |
Энергетические напитки |
- |
- |
Напитки витаминизированные |
- |
- |
Квасы брожения |
- |
- |
Квасные напитки |
3 |
11,5 |
Итого |
26 |
100 |
Как мы видим из таблицы наибольший удельный вес среди безалкогольных газированных напитков, реализуемых магазином «Магнит», занимают напитки на ароматах - 34,6%; напитки на подсластителях - 30,8%. В небольшом ассортименте предлагаются квасные напитки (удельный вес - 11,5%), напитки сокосодержащие, на растительном сырье, специального назначения (удельный вес каждого - 7,7%).
На прилавках магазина на данный период отсутствовал ассортимент безалкогольных напитков таких групп, как витаминизированные, энергетические напитки, морсы, квасы брожения, напитки на минеральных водах. Отсутствие данных напитков связано с низким покупательским спросом.
Таблица 4. Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по номинальному объему.
Номинальный объем |
Количество бутылок, реализованных за один месяц |
Удельный вес, % |
ПЭТ-бутылка - 1/2,0 л |
3707 |
13,3 |
ПЭТ-бутылка - 1/1,5 л |
8090 |
28,9 |
ПЭТ-бутылка - 1/1,0 л |
9000 |
32,2 |
ПЭТ-бутылка - 1/0,5 л |
4250 |
15,2 |
ПЭТ-бутылка - 1/0,25 л |
2903 |
10,4 |
Итого |
27950 |
100 |
Если проанализировать данную таблицу, то наибольший удельный вес составляют напитки, разлитые в ПЭТ-бутылку с номинальным объемом 1,0л (26,9%), 1,5 л (24,3%), что объясняется наибольшим спросом на данные напитки (соответственно 32,2% и 28,9%).
Наименьшим спросом пользуются напитки, разлитые в бутылки вместимостью 2,0л; 0,5л; 0,25л.
2.4. Технология управления ассортиментом безалкогольных газированных напитков в ОАО «Магнит».
Большую роль в торгово-технологическом
процессе играют коммерческие операции.
Их своевременность и качество выполнения
влияют на широту и глубину ассортимента
предлагаемых товаров, бесперебойность
торговли ими и в целом на качество
обслуживания покупателей. К числу
таких операций относят: изучение спроса
покупателей, составление заявок на
завоз товаров, формирование оптимального
ассортимента, организация рекламы
и информации. Естественно, что в
самостоятельных торговых предприятиях
характер коммерческих операций более
сложный, чем в магазинах, не обладающих
хозяйственной