Исследование ассортимента безалкогольных газированных напитков в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на формирование ассортимента товаров, управление ассортиментом в торговом предприятии на конкретном примере. В качестве объекта исследования выступает Открытое Акционерное Общество “Магнит” (ОАО «Магнит»)г. Пенза.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3
Актуальность, цель и задачи курсовой работы……………………………..3
1.1. Краткая характеристика торгового предприятия……………………….5
2. Основная часть………………………………………………………………..8
2.1 Понятие ассортимента торгового предприятия.
Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь
со стратегией предприятия……………………………………………………..8
2.2 Анализ организационно - экономических показателей
деятельности торгового предприятия………………………………………..13
2.3 Классификация и характеристика ассортимента
безалкогольных газированных напитков……………………………………17
2.3.2. Качественные и количественные свойства ассортимента……………..22
2.4. Технология управления ассортиментом безалкогольных
газированных напитков в ОАО «Магнит»…………………………………..24
2.4.1. Характеристика отдела безалкогольные напитки…………………….25
3. Практическая часть………………………………………………………..39
5.Заключение…………………………………………………………………..43
6. Список использованной литературы…………………………………… 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по исследованию ассортимента.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

                При горизонтальном способе выкладки каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя - для одного наименования напитков, средняя - для другого, нижняя - для третьего. Так как покупатели прежде всего обращают внимание на товары, размещенные на оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки выкладывают недорогие товары.

          При вертикальном способе выкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид. Все товары в бутылках, банках и пачках выкладывают на полках этикетками в сторону покупателей. Этикетки на товары должны быть хорошо видны, легко читаться.

      Все товары в торговом зале супермаркета "Магнит" снабжены хорошо оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.

            Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале контролером.

            Следует отметить, что движение покупателей в торговом зале данного магазина осуществляется против часовой стрелки, что создает им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания.

При распределении площади  между товарами при их экспонировании полностью учитывается частота  их приобретения. В частности, в супермаркете "Магнит" используется оптимальная последовательность размещения товаров в торговом зале: в начале пути расположены алкогольные и безалкогольные напитки, фрукты и овощи; мясной и рыбный отделы размещены в глубине торгового зала; кондитерские изделия расположены в конце линии по продаже хлебобулочных изделий; непродовольственные товары расположены в конце пути покупателя.

Несколько лет назад руководство  супермаркета "Магнит" начало использовать идею компании "Кного корпорейшн", выпускающей ярлыки с невидимой магнитной проволочкой. Эта проволочка дезактивируется при оплате в расчетных узлах. Такой ярлык дает сигнал тревоги на выходе, если он не прошел через расчетный узел. Также расчетные узлы рассматриваемого магазина были оборудованы сканирующими устройствами, которые считывают всю необходимую информацию со штрихового машиночитаемого кода на упаковке товара или этикетке и используют ее для расчета с покупателем.

            При сканировании регистрируется огромное количество оперативной информации, которую руководство супермаркета "Магнит" использовало для оптимизации коммерческой деятельности. Это позволило руководству данного магазина решить множество проблем.

                     В первую очередь, руководство супермаркета "Магнит" точно знает дневную, недельную, сезонную динамику покупательских потоков и может рассчитать и изменить график работы продавцов и кассиров. Уже сейчас можно заметить что утром, когда покупателей мало, работает примерно половина касс, а вечером - все. Кроме того, благодаря точной фиксации времени и количества покупок, производится постоянный ежедневный хронометраж работы всех кассиров и от этого рассчитывается их зарплата. Помимо этого руководство магазина может точно рассчитать график завоза товаров, и, следовательно, снизить уровень запасов и за этот счет увеличить ассортимент товаров.

          Процесс продажи в супермаркете "Магнит" организуется следующим образом. Данный супермаркет строился именно из расчета системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность.

   Контролеры-кассиры, ведущие расчет с покупателями, должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми машинами, уметь пользоваться прейскурантом. При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.

Расчет за все товары, приобретаемые в магазинах самообслуживания, в том числе и за отпущенные через прилавки обслуживания, производится только в едином узле расчета.

        При условии соблюдения всех правил обслуживания покупателей в магазине самообслуживания применяют нормы списания потерь сверх норм естественной убыли товаров. Списание фактических потерь сверх норм естественной убыли производится по мере проведения инвентаризации товаров после списания естественной убыли по нормам; 60% суммы экономии, полученной от снижения потерь товаров против установленных норм, идет на премирование работников магазина. Это создает стимул для снижения потерь.

          Практика показала, что правильная организация торгового процесса и материальной ответственности, рациональная планировка торговых залов и размещение товаров, правильный подбор кадров, сплоченность коллектива и хорошая трудовая дисциплина способствуют снижению товарных потерь.

Закупочная стратегия.

Закупка и доставка товара в сети магазинов «Магнит» координируется распределительными центрами.

Распределительные центры самые  масштабные предприятия Компании. Круглосуточно 15 распределительных центров компании получают товар от крупных поставщиков  России и из разных стран мира и  подготавливают его для отправки в магазины и гипермаркеты. Для  поддержания высокой привлекательности  магазинов компании торговая сеть Магнит с 2010 года разрабатывает собственный  импорт товаров соответствующего качества и по наиболее приемлемым ценам. Современные технологии и оборудование, автоматизированные системы учета и собственные IT-разработки позволяют распределительным центрам компании бесперебойно обеспечивать товарами более 5000 магазинов и 93 гипермаркета розничной сети Магнит на всей европейской части России.

Работа с ассортиментом  — непростая задача. Ее решение  во многом зависит от применяемых  стандартов и методик. Руководство ЗАО «Тандер использует » новую технологию управления ассортиментом товаров, известную как категорийный менеджмент.Категорийный менеджмент — это процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица.

Он основывается на двух главных правилах:

1)      потребитель  — основная ценность, вся деятельность  ориентируется на максимальное  удовлетворение его запросов;

2)      категория  является самостоятельной бизнес-единицей, она предполагает объединение функций закупки и продажи, наличие единственного лица, ответственного за все происходящее в рамках категории.

Главная особенность категорийного менеджмента состоит в выделении каждой товарной категории внутри всего ассортимента. Такой подход позволяет достичь лучших результатов, поскольку учитывает максимальное число факторов, влияющих на реализацию конкретного товара или товарной группы. Задачей категорийного менеджмента является оптимизация цикла от закупки, логистики и до продажи товара путем сосредоточения его в едином центре ответственности. При этом так называемый категорийный менеджер отвечает за весь цикл движения товаров, относящихся к четко определенной товарной категории.

К основным задачам категорийного менеджера относятся:

  • анализ рынка товаров и услуг с определением продукции, максимально удовлетворяющей возможный спрос покупателя;
  • оптимизация складских запасов и товарных потоков на основе выявления и реализации продукции повышенного спроса;
  • четкое разбиение товарных групп на категории;
  • оптимизация управления финансами в каждой категории товаров;
  • разработка четкой ассортиментной политики;
  • определение правильного позиционирования товара в категории;
  • разработка и проведение промопрограммы в рамках категории;
  • анализ влияния различных групп товаров как в категориях, так и между ними;
  • учет интересов производителей, поставщиков, покупателей;
  • разработка системы оценки эффективности.

3. Практическая  часть

Ассортимент продукции характеризуется  следующими основными показателями: широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью  и новизной.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Оценивается коэффициентом широты:

Кш = Шд/Шб х 100%, где

Шд - фактическое количество групп, видов, разновидностей, наименований товаров, имеющихся в наличии;

Шб - широта, принятая за основу для сравнения.

В нашем случае Шд = 26 разновидностей (таблица 5). В качестве базовой широты принимаем количество безалкогольных напитков, максимально возможных в реализации данного магазина: Шб = 36.

Тогда Кш = 26/36 х 100 = 72,2%

Вывод: коэффициент широты ассортимента безалкогольных напитков в магазине «Магнит» составляет 72,2%, что указывает на достаточно хорошую насыщенность магазина данной продукцией.

     Полнота ассортимента - соответствие фактического наличия видов товаров разработанному перечню и существующим потребностям. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента:

Кп = Пд/Пб х100%, где

Пд - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже;

Пб - количество видов, предусмотренное  ассортиментным перечнем, договором  поставки, стандартами и др.

Согласно таблице 5 фактическое количество групп безалкогольных напитков, имеющихся в продаже равно 6, т.е. Пд = 6.

В соответствии с СТБ 659-2006 предусмотрено 11 групп безалкогольных напитков, т.е. Пб = 11.

Тогда Кп = 6/11 х 100 = 54,5%.

Вывод: коэффициент полноты ассортимента равен 54,5 %, что указывает на неполный ассортимент безалкогольных напитков. Возможность выбора различных видов напитков у потребителя снижена. Необходимо увеличить полноту ассортимента за счет насыщения прилавков такими напитками, как квасы брожения, напитки на минеральных водах, витаминизированные напитки и т.п.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента

Кг = Гд/Гб х 100%, где

Гд - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;

Гб - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п. Рассчитаем глубину напитков в зависимости от номинального объема ПЭТ - бутылки (Гб = 5):

Таблица 6. Глубина  ассортимента

Группа безалкогольных напитков

Номинальный объем ПЭТ - бутылки

Глубина,

 

Гд 

Кг, %

Напитки сокосодержащие 

1/1,5л

 

1/1,0л

 

1/0,25л

1/1,5л

 

Напитки на растительном сырье 

1/1,5л

 

1/1,0л

2

40

Напитки на подсластителях

1/2,0 л

 

1/1,5л

 

1/1,0л

 

1/0,5л

4

80

Напитки на ароматах 

1/2,0 л

 

1/1,5л

 

1/1,0л

 

1/0,5л

1/0,25л

5

100

Квасные напитки

1/2,0 л

 

1/1,5л 

2

40


Вывод: более полно представлен ассортимент безалкогольных напитков, таких групп, как напитки на ароматах (Кг = 100%), на подсластителях (Кг = 80%), напитки сокосодержащие (Кг = 60%).

Новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

В магазине «Магнит» новыми видами напитков являются квас "Марочный" и "Квас Ржаной", т.е. Н = 2.

Тогда коэффициент новизны  равен: Кн = Н/ Шд х 100% = 2/26 х 100= 7,7%.

Устойчивость  ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Информация о работе Исследование ассортимента безалкогольных газированных напитков в торговом предприятии