Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 23:22, курсовая работа
Цель данной работы исследование ассортимента, качества и конкурентоспобности круп из гречихи реализуемой в оптовом предприятии ООО «Регион Инвест».
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
исследовать ассортимент реализуемых круп из гречихи;
определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
выявить факторы, за счет которых, формируется конкурентоспособность товара;
оценить уровень конкурентоспособности товаров ООО «Регион Инвест»;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основу формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности круп из гречихи…………………….…………………….5
1.1 Классификация и ассортимент круп из гречихи………………………………5
1.2 Факторы формирующие ассортимент, качество и конкурентоспособность круп из гречихи………………………………………………………………………7
1.3 Требования к качеству круп из гречихи………………………………………12
1.4 Конкурентоспособность реализуемых на потребительском рынке круп из гречихи………………………………………………………………………………13
1.5 Факторы сохраняющие качество и конкурентоспособность круп из гречихи………………………………………………………………………………17
Глава 2. Исследование ассортимента, качества и конкурентоспособности круп из гречихи реализуемых в оптовом предприятии ООО «Регион Инвест»….…..20
2.1 Краткая характеристика оптового предприятия ООО «Регион Инвест»…...20
2.2 Характеристика ассортимента круп из гречихи, реализуемых на оптовом предприятии………………………………………………………………………...23
2.3 Постановка эксперимента и отбор проб для исследования………………….27
2.4 Товароведная характеристика объектов исследования………………………29
2.5 Методы оценки качества и конкурентоспособности круп из гречихи……..31
2.6 Результаты оценки качества и конкурентоспособности круп из гречихи…..39
2.7 Выводы и предложения………………………………………………………..41
Список используемой литературы………………
Шлифование - это удаление с поверхности целого ядра оставшихся плодовых, а также частично семенных оболочек и зародыша. При обработке дробленой крупы из пшеницы, ячменя и кукурузы шлифование проводят для придания шаровидной или овальной формы крупе. При получении гречневой крупы операция шлифования исключается, т.к. шелушенное ядро гречихи представляет собой готовую крупу.
После шлифования кроме крупы образуется некоторое количество битого ядра и мучки, которые необходимо удалить просеиванием, чтобы повысить качество крупы.
Сертификация крупы по показателям безопасности включает контроль за содержанием солей тяжелых металлов, микотоксинов, пестицидов и радионуклидов, а также содержание сорной и вредной примесей, зараженность и загрязненность вредителями, металломагнитную примесь.
В соответствии с ГОСТ 19092 - 92 базисные нормы качества, по которым проводят расчеты на заготовляемую гречиху (%): влажность - 14,5; сорная примесь - 1; зерновая примесь - 0,1; зараженность вредителями не допускается.
Заготовляемую гречиху по качеству подразделяют на три класса, каждый из которых имеет ограничительные нормы по всем показателям, за исключением влажности, которая для всех классом должна быть не более 19%. Гречиха, поставляемая на переработку и крупу, по качеству также делится на три класса, но ограничительные нормы по всем показателям значительно ниже, включая влажность - 14,5%.
Факторам конкурентоспособности товаров и услуг относятся:
а) производственные;
б) рыночные;
в) сбытовые;
г) сервисные.
Основным фактором, влияющим на уровень конкурентоспособности всякой продукции, является комплекс потребительских свойств данного товара. Для круп важным является рассмотрение их потребительских свойств.
Конкурентоспособность продукции - способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период.
Оценка конкурентоспособности базируется на выявлении наиболее информативных и весомых показателей рассматриваемой продукции. Определение уровня конкурентоспособности круп, их потребительских характеристик, позволяет выделить их на рынке среди аналогичной предлагаемой продукции. Номенклатура потребительских свойств, характеризующих уровень конкурентоспособности товара:
а) художественно-эстетические;
б) качество гречки;
в) физико-химические показатели гречки.
Составляющие конкурентоспособности товара представляют собой уровни его определенных технических, экономических и коммерческих характеристик, необходимых для достижения успеха на конкретном рынке, что связано с утверждением: товар конкурентоспособен, если таковыми являются его элементы. При этом одни составляющие можно назвать «условно жесткими», а другие — «условно мягкими» (последние, в отличие от первых, связаны с восприятием покупателя и с трудом поддаются измерению). Например, уровни качества и цены товара являются «условно жесткими» составляющими конкурентоспособности, в то время как имидж товара, его известность, торговую марку можно считать «условно мягкими» параметрами. [15].
Основными принципами оценки конкурентоспособности товара являются:
На основе этих принципов сформулируем методические положения оценки конкурентоспособности товара, то есть совокупность утверждений (правил), с помощью которых производится построение методики.
Требования, предъявляемые к качеству гречневой крупы характеризуются органолептическими и физико-химическими показателями, так же регламентируется содержание токсичных элементов в соответствии с СанПиН, и микробиологические показатели качества, регламентируемые стандартом.
В соответствии с СанПиН 2.3.2.1078 — 01 показатели безопасности для всех видов круп следующие: токсичные элементы, мг/кг: свинец — 0,5; мышьяк — 0,2; кадмий — 0,1; ртуть — 0,03; мико-токсины, мг/кг: афлатоксин В1 — 0,005; дезоксиниваленол — 0,7; Т-2 токсин — 0,1; зеараленон — 0,2, мг/кг: контролируются по сырью; радионуклиды, Бк/кг: цезий-137 — 50; стронций-90 — 30.
Нормы естественной убыли круп, включая зернобобовые, в розничной сети составляют для первой зоны первой группы магазинов 0,14 %, второй группы магазинов — 0,20, для второй зоны первой группы магазинов — 1,16, второй — 0,23%.
Гречневая крупа, особенно ядрица, имеет хорошие кулинарные и потребительские свойства. Каши из нее получаются рассыпчатыми, хорошего вкуса, объем крупы при варке увеличивается в 5 —6 раз. Энергетическая ценность ядрицы 335 ккал, продела — 329 ккал на 100 г [2].
Характеристика примесей, нормируемых в гречневой крупе всех видов. ГОСТ 5550-74 « Крупа гречневая. Технические условия».
а) органическая примесь – плодовые оболочки, остатки стеблей, мертвые вредители хлебных запасов (жуки);
б) минеральная примесь – песок, галька, частицы земли, наждака, руды и шлака;
в) сорные семена – семена всех дикорастущих растений, в том числе татарской гречихи;
г) зерна культурных растений – зерна пшеницы, ржи, овса и других культур, а также плоские зерна гречихи и сильно недоразвитые, светлоокрашенные зерна гречихи;
2. Испорченные ядра гречихи – загнившие, заплесневелые, обуглевшиеся – все с явно испорченным эндоспермом;
3. Нешелушеные зерна – зерна гречихи, не освобожденные от плодовых оболочек;
4. Колотые ядра.
5. Мучка.
Согласно ГОСТ 5550-74. «Крупа гречневая. Технические условия». Гречневая крупа должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
1.4 Конкурентоспособность реализуемых на потребительском рынке круп из гречихи
Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество – критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие «качество» рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара [13].
Экономическими критериями конкурентоспособности круп из гречихи являются цена и система скидок. Цена продукции является следствием затрат на производство и реализацию продукции. Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными группами цен: закупочными, реализационными и потребления.
Закупочная цена определяет конкурентоспособность товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции.
Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования (пищевых продуктов, готовых к потреблению, моющих средств), а также услуг. Доступность реализационной цены определяет потребительские предпочтения для индивидуальных пользователей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.
Степень воздействия цены на конкурентоспособность товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие цены, особенно на товары повседневного спроса, в большей степени влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие цены создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей и товаров престижного спроса [10].
Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя. Различие в оценке качества и конкурентоспособности связано также с тем, что с точки зрения качества сравнению подлежат лишь однородные товары. В этом случае группы изделий классифицируются по показателям, характеризующим не только основные, области их применения, но и ряд конструктивных и технологических особенностей, что еще больше сужает рамки классификации. С позиций же оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
Тем не менее, между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует прямая связь. Оба понятия служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Оба показателя представляют собой динамические характеристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса, наиболее рациональному использованию, не предоставляется необходимая техническая документация.
Категория качества в системе маркетинга рассматривается как одна из главных составных частей стратегии овладения рынком, повышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособности. Повышение качества – основной источник увеличения потребительной ценности, «полезности» материальных благ и услуг, а соответственно и роста прибыли.
Высокое качество – это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.
Выделяют четыре уровня понятия качества:
- соответствие товара
- соответствие товара его
- соответствие фактическим требованиям покупателей;
- соответствие скрытым
При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке. Из-за несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества продукция не может быть поставлена. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.
Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени [15].
Факторы, влияющие на определение цены товара:
1. Совокупные издержки
2. Затраты общественного труда;
3. Качество товара;
4. Функции и свойства товара;
5. Квалификация персонала;
6. Технологический уровень
7. Налоговое законодательство страны;
8. Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
9. Затраты, связанные с арендой
помещений для реализации
10. Упаковка товара;
11. Известность фирмы;
12. Уровень сервисного и
13. Маркетинговая деятельность фирмы;
14. Спрос и предложение на данную продукцию;
15. Торговая наценка фирмы.
Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой – создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.
1.5 Факторы сохраняющие
качество и
Одними из главных факторов
сохраняющих качество товара является
упаковка, условия и сроки хранения
и транспортирования.
Упаковка, транспортировка и
хранение гречневой крупы должны соответствовать
требованиям ГОСТ 26791-89 »Продукты переработки зерна.
Упаковка, маркировка, транспортирование
и хранение»
Упаковка гречневой крупы должна
производиться в мешки не ниже 2-й категории,
крепкие, чистые, сухие, не зараженные
вредителями, без постороннего запаха.
Новые мешки должны соответствовать
требованиям ГОСТ.
При перевозке смешанным железнодорожно-водным,
водным транспортом или с перегрузкой
с широкой колеи на узкую и обратно, а также
при перевозках мелкими отправками гречневую
крупу упаковывают в мешки не ниже 1-й категории,
чистые, сухие, не зараженные вредителями
и без постороннего запаха.
Упаковка крупы в
мешки должна производиться в
соответствии с действующими правилами отпуска,
приемки и перевозки муки и крупы, упакованных
в мешки стандартной массой, утвержденными
в установленном порядке[11].
Зашивка мешков с гречневой крупой производится
машинным способом нитками по ГОСТ 14960—76
с оставлением гребня по всей ширине мешка.
Допускается зашивать мешки
ручным способом шпагатом по ГОСТ 17308 -
71 с оставлением двух ушек, при «том на
каждом мешке должно быть не менее 11 - 12
стежков. Каждый мешок должен быть опломбирован.