Исследование ассортимента, качества и конкурентоспособности круп из гречихи реализуемых в оптовом предприятии ООО «Регион Инвест»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы исследование ассортимента, качества и конкурентоспобности круп из гречихи реализуемой в оптовом предприятии ООО «Регион Инвест».
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
исследовать ассортимент реализуемых круп из гречихи;
определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
выявить факторы, за счет которых, формируется конкурентоспособность товара;
оценить уровень конкурентоспособности товаров ООО «Регион Инвест»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основу формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности круп из гречихи…………………….…………………….5
1.1 Классификация и ассортимент круп из гречихи………………………………5
1.2 Факторы формирующие ассортимент, качество и конкурентоспособность круп из гречихи………………………………………………………………………7
1.3 Требования к качеству круп из гречихи………………………………………12
1.4 Конкурентоспособность реализуемых на потребительском рынке круп из гречихи………………………………………………………………………………13
1.5 Факторы сохраняющие качество и конкурентоспособность круп из гречихи………………………………………………………………………………17
Глава 2. Исследование ассортимента, качества и конкурентоспособности круп из гречихи реализуемых в оптовом предприятии ООО «Регион Инвест»….…..20
2.1 Краткая характеристика оптового предприятия ООО «Регион Инвест»…...20
2.2 Характеристика ассортимента круп из гречихи, реализуемых на оптовом предприятии………………………………………………………………………...23
2.3 Постановка эксперимента и отбор проб для исследования………………….27
2.4 Товароведная характеристика объектов исследования………………………29
2.5 Методы оценки качества и конкурентоспособности круп из гречихи……..31
2.6 Результаты оценки качества и конкурентоспособности круп из гречихи…..39
2.7 Выводы и предложения………………………………………………………..41
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

При определении развариваемости гречневой крупы наиболее низкие значения показателя отмечены у образца гречневой крупы ядрицы «Чудесный край», продолжительность вари данного образца 20 минут, что не соответствует показателям ГОСТ 5550-74 «Крупа гречневая. Технические условия».

         Физико-химические методы исследования гречневой крупы

Определение влажности крупы ГОСТ 26312.7-88 «Крупа. Методы определения крупности или номера, примесей и доброкачественного зерна».

Сущность метода заключается в обезвоживании измельченной крупы в воздушно-тепловом шкафу при фиксированных параметрах температуры и продолжительностью сушки.

Порядок определения. Из средней пробы крупы берут навеску 20 г и измельчают ее на мельнице. Измельченную крупу тщательно перемешивают. Затем в два предварительно взвешенных бюкса отбирают из разных мест навески крупы по 5 г. Бюксы вместе с навесками взвешивают на технических весах и помещают в сушильный шкаф с температурой 130 °С на 40 минут.

Дальнейшие действия, расчет результата по формуле:

m(1) - m(2) (1)

X  = × 100, (2)

m(1) – m(0) (3)

где:

m(1) – масса навески гречневой крупы с бюксом до высушивания;

m(2) – масса навески гречневой крупы с бюксом после высушивания;

m(0) – масса бюкса без навески. Допускается определение влажности крупы ускоренным методом на приборе Чижовой [6].

Определение примесей и доброкачественного ядра по ГОСТ26312.4—84 «Крупа. Методы определения крупности или номера, примесей и доброкачественного зерна».

Этот показатель определяется для установления сортности крупы. Для выделения битых ядер навеска 20 г просеивается в течение 3 минут на наборе сит при 110-120 движениях сита в минуту. Размеры сит предусматриваются стандартами. Сходы с верхних сит считаются целыми недроблеными ядрами. Крупа, прошедшая через верхнее сито, считается дробленной. Крупа, прошедшая через верхнее и нижнее сито, относится к мучели.

Сходы с верхнего и нижнего сит разбирают отдельно. С верхнего выделяют основную цельную фракцию и дробленую фракцию - с нижнего сита. В сходах с обоих сит выделяют нешелушенные ядра, испорченные и сорные семена, минеральный и органический сор, вредные примеси. Одноименные примеси с верхнего сита и нижнего объединяют вместе и взвешивают каждую фракцию отдельно. Кроме того, отдельно взвешивают битые ядра и мучель [12].

Определение доброкачественного ядра, содержания доброкачественного ядра определяется путем вычитания из ста суммы процентов всех примесей без округления [6].

Результаты исследования физико–химических показателей качества крупы гречневой ядрицы «Волгодар», «Чудесный край», «АгроАльянс», преведены в таблице 6.

Исследования проводились в лаборатории кафедры «Товароведения и экспертизы продовольственных товаров».

Наиболее высокие значения по физико-химическим показателям качества отмечены у гречневой крупы ядрицы «АгроАльянс». У образца гречневой крупы ядрицы «АгроАльянс» массовая доля влаги и доброкачественность ядра имели минимальные среди образцов значения, что позволяет оценить ее как наиболее качественную крупу, которая была изготовлена без нарушений технологий при производстве.

У образца гречневой крупы ядрицы «Волгодар» процентное содержание доброкачественного ядра составило 99,1 %, по ГОСТ 5550-74 «Крупа гречневая. Технические условия», процентное содержание доброкачественного ядра для первого сорта не должно превышать 99,2 %, возможно при производстве данного образца гречневой крупы были допущены нарушения технологии. По содержанию доброкачественного ядра крупу гречневую «Чудесный край» следовало бы отнести ко второму сорту, а не к первому, как это указал производитель в маркировке упаковки.

Третий образец гречневой группы ядрицы «Чудесный край» имел по физико-химическим показателям промежуточные значения в пределах, допустимых стандартом.

  В системе управления конкурентоспособностью товара важное место занимает ее оценка. Несмотря на то, что существует большое количество методик исследования конкурентоспособности товара, процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается. В данной работе нами предлагается одна из методик оценки конкурентоспособности, которую целесообразно использовать для массовых товаров. Ее разработка обусловлена тем, что большинство методов оценки конкурентоспособности товара, разработанных отечественными авторами, предполагают использование следующего алгоритма: эксперты оценивают уровень ценовых и потребительских характеристик товаров-конкурентов и соотносят их друг с другом. Этот подход, на наш взгляд, применим преимущественно для потребительских узкоспециализированных и производственных товаров и слабо эффективен при оценке конкурентоспособности продуктов массового назначения из-за специфики страт потребителей этих групп товаров[13].

Потребительские товары массового назначения ориентированы на множество покупателей, изучение мнения которых производится с помощью использования таких методов сбора и обработки информации, которые бы позволили оперировать большими массивами данных. Поэтому для потребительских массовых товаров требуется такая методология, действенность которой в значительной степени определяется использованием статистических методов сбора и обработки информации. Для исследования конкурентных позиций массового товара целесообразно использовать такие методы, которые отражают стохастическую связь между явлениями и предназначены для обработки большого массива данных. К ним относятся: наблюдение, в том числе выборочный метод, сводка, группировка, вариационный и корреляционно-регрессионный анализ, измерение связи неколичественных признаков.

Методика оценки конкурентоспособности конкретного товара зависит от подхода к определению этого сложного феномена. В специальной литературе существует множество различных дефиниций понятия «конкурентоспособность товара», поэтому определим терминологическую базу, используемую автором для дальнейшего изложения методических положений оценки конкурентоспособности массового продукта. Для этой цели представим определение конкурентоспособности товара (любого) и принципы его оценки. Такие методологические положения применимы в том числе для массового потребительского продукта. Особенности оценки конкурентоспособности последнего заключаются в специфике перечня ее составляющих и методов первичного сбора информации, поэтому, на наш взгляд, нет необходимости формулировать определение и принципы оценки конкурентоспособности для рассматриваемого частного случая [9].

    Расчет конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения товара на конкретном рынке в определенный период времени. Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим:

- потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.

- экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

- организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность» и «уровень качества», нельзя, поскольку «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей - уровень конкурентоспособности.

На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.

Приведем одну из методик расчета конкурентоспособности товара, основанную на определении перечня параметров, подлежащих анализу: потребительных, экономических и организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем — групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Иногда ограничиваются расчетом группового показателя конкурентоспособности по одной группе параметров, наиболее важных для потребителей.

Последовательность проведения расчета конкурентоспособности товара следующая.

1. Определяют единичные показатели  конкурентоспособности. При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (например, потребительным свойствам) находят по следующим формулам:

1) qi =(Pi / Pi0)

2) qi =(Pi0 / Pi)

где q

i — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Рi — величина i-го параметра для анализируемого товара; Р

i0 — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.

Из формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (2).

2.По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле:         3) Iпп =∑ni=1 ai × qi ,

где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам;

n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес

i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру.

Сумма а, должна равняться 1.

3. В ряде случаев уровень конкурентоспособности определяют с помощью групповых показателей по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по потребительным (техническим) параметрам, расчет конкурентоспособности проводят по формуле:

4)Ka = Iпп1 /Iпп2, где Ka — показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу — товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 — групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.

4. По аналогичной схеме определяют  набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

  Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитывается по формуле:

5) Iэп = Сэ1 / Сэ2 

где Cэ1 — цена потребления оцениваемого товара; Сэ2 — цена потребления конкурирующего товара.

Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.

Как правило, сумма затрат на эксплуатацию товара превосходит покупную цену, однако, если речь идет о продовольственных товарах и розничных покупателях, обычно учитывается лишь С (цена товара).

5. На базе групповых (сводных) показателей конкурентоспособности определяют интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия:

6) K = Iпп/Iпэ

Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 — уступает, если К = К0— оба находятся на одном уровне.

Информация о работе Исследование ассортимента, качества и конкурентоспособности круп из гречихи реализуемых в оптовом предприятии ООО «Регион Инвест»