Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:45, дипломная работа
В настоящее время коммерческая деятельность в России является самым распространенным видом предпринимательской деятельности.
Коммерция – это деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг, удовлетворения спроса населения с целью получения прибыли.1
Кроме перечисленных типов магазинов
широкое распространение
Далее рассмотрим классификацию розничных торговых предприятий по формам и видам интеграции. Торговые предприятия могут существовать в виде самостоятельных единиц и в виде различных объединений.
С организационной точки зрения развитие различных форм интеграции торговых предприятий имеет ряд существенных преимуществ: снижаются накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета. Закупки на выгодных условиях крупных партий товаров, в конечном счете приводят к снижению цен. Поддерживаются отечественные производители путем предоставления им приоритетных поставок и т.д.
Согласно ГОСТ Р «Розничная торговля. Классификация предприятий» (проект) различают две формы интеграции: торговое объединение и торговый комплекс.
Торговое объединение - добровольное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.
Торговый комплекс - совокупность
торговых предприятий, реализующих
универсальный ассортимент
Различают горизонтальную и вертикальную форму интеграции предприятий.
Горизонтальная (отраслевая) интеграция - это такая интеграция, когда сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени, например, несколько предприятий оптовой или розничной торговли.
Горизонтальная интеграция может быть однотипной, т.е. состоять из предприятий одного типа (например, сеть супермаркетов «Седьмой континент»), или комбинированной (ЗАО «Торговый дом «Перекресток» включает супермаркеты и дискаунты).
Если торговая фирма имеет более 10 магазинов, она считается цепной. Главным признаком, объединяющим цепные супермаркеты, является принадлежность их одному и тому же владельцу; кроме того, все они обычно имеют одинаковый облик и применяют одинаковые методы торговли.
Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение в существовавшую много лет систему товародвижения при торговле продовольственными товарами. Еще на ранних этапах развития цепных фирм было исключено звено оптовой торговли, а функции оптовика стали выполнять сами фирмы. Они не только выполняют все обычные функции оптового звена, но и располагают собственными складами, равно как и другими основными фондами и техническими средствами.
Вертикальная (межотраслевая) интеграция имеет место, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней работают вместе.
В соответствии с этим различают интеграцию:
В зависимости от участвующих сторон вертикальная интеграция может быть двух- и многоотраслевой.
Ниже представлена характеристика розничных торговых предприятий по концентрации и месторасположению.
В зависимости от уровня концентрации магазинов возможны следующие варианты:
При изолированном размещении торговые предприятия географически удалены от других точек. Изолированные точки, тем не менее, могут располагаться рядом с другими формами экономической и социальной активности. Изолированная точка располагается таким образом, чтобы не делить поток потребителей с другими продавцами. При этом различают монопольную и операционную изоляцию.
Монопольная изоляция - это месторасположение, дающее продавцу уникально удобное и доступное положение для потребителей. Расположенная таким образом точка изолирована от конкурирующих точек, но очень удобна для транспортных сообщений, - например, книжный магазин на территории учебного заведения.
Операционная изоляция обеспечивает изоляцию в отдельных «операциях» - например, в специализации ассортимента, использовании каких-либо форм продаж и т. п.
Групповое размещение предполагает близкое нахождение предприятий или даже их тесное соседство. Группа - это два или более близко расположенных продавцов розничной торговли, имеющих общую клиентуру при минимальных усилиях.
В настоящее время во всем мире получают распространение торговые комплексы, в частности моллы.
Молл - это огромный (100-200 тыс. кв. м) торговый комплекс с парковкой, включающий в себя сотни различных магазинов, супермаркет, универмаг, службы быта и автосервиса, центр развлечений, рестораны, кафе и прочее. Молл рассчитан на то, чтобы покупатель приехал и провел в нем целый день, имея возможность купить все - от гвоздя до машины. Как правило, моллы строятся вдали от центра.
В России в зависимости от месторасположения различают торговые предприятий в центре города и в жилых районах (функциональная классификация).
Знание представленных классификаций позволит предприятиям розничной продаже товаров определить свое место на рынке, выявить свои сильные и слабые стороны и перейти к поиску конкурентных преимуществ для позиционирования в торговой инфраструктуре.6
Далее представлена организационно-экономическая характеристика ООО «Стройудача» в городе Волосово.
Стройудача - сеть магазинов строительных и отделочных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 12 апреля 2008г. и в г. Волосово состоялось торжественное открытие магазина «Стройудача» по адресу дер.Лагоново, ул.1-ая Губаницкая, д.1.
Тип собственности: частная.
Организационно-правовая форма собственности торговой организации- общество с ограниченной ответственностью.
Магазин «Стройудача»” расположен на оживленной трассе, направленной в сторону Санкт-Петербурга. Волосовский район является одним из экологически чистых районов Ленинградской области, поэтому здесь сосредоточены массовые строительства загородных домов. Следовательно, торговля строительными и отделочными товарами здесь получила большое распространение.
Потребителями товаров магазина «Стройудача» являются все слои населения, т.к. предприятие имеет широкий ассортимент товаров, которые доступны покупателям разного уровня доходов, а также магазин предлагает новые виды стройматериалов, которые постоянно появляются на рынке, в связи с развитием современных технологий.
Общество с ограниченной ответственностью «Стройудача» является розничным предприятием, основной вид осуществляемой деятельности - это розничная и мелкооптовая продажа строительных товаров. Розничная торговля осуществляется в специализированном магазине, который называется «Стройудача».
В магазине реализуется более 2000 наименований строительных товаров, которые ООО «Стройудача» может предложить свои покупателям.
Динамика основных показателей деятельности ООО «Стройудача» за 2010-2012 гг. представлена в таблице 2.
Анализируя данные таблицы 2 можно сделать следующие выводы. Оборот розничной торговли в 2010 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 20848 тыс. руб., в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 24810 23 тыс. руб., в процентах рост оборота розничной торговли составил 22,4 % и 21,8 % соответственно.
Таблица 2.
Динамика основных показателей деятельности ООО «Стройудача» за 2010-2012гг.
Показатели |
Годы |
Динамика, % |
Отклонение (+,-) | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | |
Оборот розничной торговли, тыс. руб. |
93194 |
114042 |
138852 |
122,4 |
121,8 |
+20848 |
+24810 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
19248 |
24034 |
29312 |
124,9 |
122,0 |
+4786 |
+5278 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
386 |
2052 |
1295 |
в 5,3р. |
63,11 |
+ 1666 |
-757 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
16751 |
17928 |
19209 |
107,0 |
107,2 |
+1177 |
+1281 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
12099 |
13535 |
15658 |
111,9 |
115,7 |
+ 1436 |
+2123 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
13368 |
16934 |
21016 |
126,7 |
124,1 |
+3566 |
+4082 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
17483 |
20626 |
25693 |
117,9 |
124,6 |
+3143 |
+ 5067 |
Уровень издержек обращения в % к обороту розничной торговли |
18,8 |
18,0 |
18,5 |
-0,8 |
-0,5 | ||
Рентабельность, % |
0,4 |
1,8 |
0,93 |
- |
- |
+ 1,4 |
-0,87 |
Валовая прибыль за период с 2010 по 2011 гг., также как и за период с 2011 по 2012 гг. имеет тенденцию увеличения на 4786 тыс. руб. и 5278 тыс. руб. соответственно, рост в процентах составил 24,9 % и 22, 0%.
Чистая прибыль предприятия в 5,3 раза возросла в 2011 году по сравнению с 2010 годом, однако в 206 г. по сравнению с 2011 г. она снизилась на 757 тыс. руб., это связано с тем, что в 2013 году руководство ООО «Стройудача» планирует ввести в действие еще одно предприятие, реализующее строительные товары, большей торговой площади.
Собственный капитал имеет тенденцию увеличения в 2011 году по сравнению с 2010 годом и в 2012 году по сравнению с 2011 на 1177 тыс. руб. (7,0%) и на 1281 тыс. руб. (7,2%) соответственно.
Среднегодовая стоимость основных фондов и среднегодовая стоимость оборотных средств за этот же период имеют также тенденцию увеличения, в целом они увеличились за 3 года на 3586 тыс. руб. и на 7648 тыс. руб. соответственно.
Издержки обращения возросли в 2010-2011 гг. на 3143 тыс. руб. и в 2011-2012 гг. на 5067 тыс. руб., также в процентах увеличение составило 17,9 % и 24,6%.
Уровень издержек обращения снизился в 2011 по сравнению с 2010 году на 0,8 п.п. и в 2006 по сравнению с 2011 г. на 0,5 п.п.
Рентабельность продаж в 2011 по сравнению с 2010 гг. возросла на 1,4 п.п., в 2012 году по сравнению с 2011 г. она снизилась на 0,93 п.п.
На изменение выручки оказали
влияние изменение цен и
Произведём факторный анализ оборота розничной торговли.
Определим:
В = р xq , где
В - выручка от реализации;
р - цена;
q - физический объем.
Определим общее изменение выручки (АВ):
дЈ =Р1ЯгРоЯ0
в том числе за счет изменения цен на реализованные товары:
и за счет изменения физического объема проданных товаров:
bTlo6q = PSrPS>
Проведем анализ воздействия физического объема продаж и цен на величину оборота розничной торговли за период с 2010 по 2011 гг.: АТ/об =114042-93194 = 20848 тыс. руб.
АТI обр2 = 114042 -Ю2833Д = 11208,9 тыс. руб. A JI об, = Ю2833,1 -93194 = 9639,1 тыс. руб. АТ/обрс/ =11208,9 + 9639,1 = 20848 тыс. руб.
Таким образом, оборот розничной торговли за анализируемый период увеличился на 20848 тыс. руб., в т.ч. за счет изменения физического объема продаж увеличился на 11208,9 тыс. руб., за счет роста цен на 9639,1 тыс. руб.
За период с 2011 по 2012:
АТ/обп = 138852-114042 = 24810 тыс. руб.
'/2004 "J
АГ / Обр2оо5 = 138852-127387,2 = 11464,8 тыс. руб.
ДГ / Обр2оо5 = 127387,2 -114042 = 13345,2 тыс. руб.
АТI обч2ш =11464'8 + 13345,2 = 28410 тыс. руб.
Таким образом, оборот розничной торговли за период с 2011 по 2012 гг. увеличился на 24810 тыс. руб., в т.ч. за счет изменения физического объема продаж увеличился на 11464,8 тыс. руб., за счет роста цен на 13345,2 тыс. руб.
Площадь магазина «Стройудача» составляет 157,4 м: из них 59,5 м занимают торговые помещения, 86,5 м - подсобные помещения и 11,4 м -помещения для приемки и хранения товаров.
Магазин расположен в отдельно стоящем бетонном помещении, т. е. его можно классифицировать по капитальности здания как - капитальное.
ООО «Стройудача» располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так планировка торговых помещений, а также помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже отвечают основным требованиям:
Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.
Одним и важных этапов коммерческой деятельности по розничной продаже товаров является формирования оптимального ассортимента товаров. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия
Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Торговый ассортимент товаров,
подлежащих продаже в розничной
торговой сети, представляет собой
номенклатуру товаров. Он включает ассортимент
товаров, выпускаемый многими