Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа
Ассортимент импортной продукции в России представлен такими марками как: Gerber (ООО «Нестле), Nan (ООО «Нестле»), Nutricia(ООО«Нутриция Соковая продукция отечественного производства представлена такими фирмами как Сады Придонья «Сады придонья, Спеленок» Фруттоняня, «Тема», «Бабашкино лукошко» «Тема» (Компания ЮНИМИЛК) и др марками.
В настоящее время широко распространено недоброкачественное производство соковой продукции для детей. Некачественная соковая продукция не соответствуют требованиям стандартов, и следовательно, не должны допускаться для продажи в розничной сети. Поэтому необходимо проведение всесторонней экспертизы качества соков.
По расчету стандартного отклонения S можно сделать вывод о том, что оценки экспертов однозначны.
Таблица 12- Оценка показателей качества продукта с учетом коэффициентов весомости, баллы
Показатели |
Коэффициент весомости |
Оценки единичных показателей по образцам продукции, | ||||
Обр№1 |
Обр№2 |
Обр№3 |
Обр№4 |
Обр№5 | ||
Цвет |
3 |
4.3 |
3.3 |
5 |
4.3 |
3 |
консистенция |
7 |
4 |
3,6 |
5 |
5 |
3.3 |
Вкус, запах |
10 |
5 |
4,7 |
5 |
4.3 |
3.6 |
Комплексный показатель качества Q |
100 |
90.9 |
82.2 |
100 |
93 |
68.1 |
Категория качества |
отлично |
отлично |
отлично |
отлично |
хорошо |
В результате проведенной оценке качества пяти образцов соков « Спеленок» , «Тема», «Фрутто Няня», «Агуша»,«Heinz» балловым методом было определено, что сок «Heinz» набрал высший балл -100 баллов и относится к отличной категории качества. Сок «Фрутто няня» уступил такими показателями как аромат, консистенция и вкус и набрал 68.1 баллов, что соответствует хорошей категории качества. Данный образец имел слобовыраженный вкус и аромат плодов, недостаточно однородную консистенцию и внешний вид.
Таким образом, анализируемые образцы соков для детского питания соответствую требованиям нормативного документа, и относятся к стандартной градации качества.
2.2 Экспертиза качества соковой продукции для детского питания
профильным методом
Профильный метод основан
на том, что отдельные
Выполнение работы проводится по следующей схеме:
1) составление номенклатуры характерных признаков для соковой;
2) определение порядка
проявления отдельных
3) оценка интенсивности
проявления отдельного
4) построение профилей
продукта по отдельным
5) составление заключения о качестве продукта.
В номенклатуру характерных признаков тортов включим такие показатели, как внешний вид и консистенция, вкус и аромат, цвет.
Интенсивность каждого признака определяется с использованием ранговой оценочной шкалы. Шкалу интенсивности выберем такую, которая будет в виде линии с нанесенными тремя делениями на расстоянии 20мм каждое, означающие интенсивность проявления признака. При оценке интенсивности проводят регистрацию результатов, отмечая на линии соответствующее расстояние от указанных терминов индивидуально. Ответы трансформируются в числовые значения. Результаты обрабатываются статистически отдельно для каждого показателя. Устанавливают уровень значимости ответов по отношению к образцам. Один и тот же признак различных образцов отмечается на одной шкале. Численные усредненные показатели указаны в (таблице 13)
Таблица 13 – Сводная таблица оценки соковой продукции
Показатели и характерные признаки |
Оценка (в мм) по образцам продукции | ||||
Образец№1 «Спеленок» (ОАО «Сады Придонья») |
образец№2 « Тема» (Компания ЮНИМИЛК) |
Образец№3«Heinz» ООО «ППК» |
Образец№4 «Агуша» ОАО «Вимм-Билль-Данн» |
Образец№5 «Фрутто Няня» ОАО « Прогресс» | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Внешний вид, консистенция и цвет - однородная - не однородная - прозрачная -мутная |
э |
|
|
|
|
Вкус и аромат - яблочный -абрикосовый -натуральный -приятный -сладкий |
|
|
|
|
|
Рис 4 – показатели вкуса и аромат (профильный метод) Рис 5- показатели внешнего вида и цвета
По результатом профильной
оценки выявлено, что сок Heinz показал
высший результат по всем профилям(внешний
вид и цвет). Все остальные образцы соответствует
нормам и набрали от 9 до 7 баллов.
Заключение
В ходе выполнения дипломной работы:
- Рассмотрели современное
состояние рынка соковой
- Был проанализирован
- Для анализа ассортимента соковой продукции для детей раннего возраста в магазине «Таежный» были рассчитаны такие показатели, как широта ассортимента (60%), его полнота(75%), новизна (50%) и устойчивость(50%). Полученные данные показали, что ассортимент, представленный в магазине «Таежный», удовлетворяет потребительский спрос населения.
- Расчет структуры ассортимента показал, что наибольший относительный показатель структуры ассортимента в натуральном выражении приходится на детский сок «Земляника» и «Яблоко-абрикос» торговой марки «Спеленок» (17.3%), что характеризует наибольшую долю в структуре ассортимента и пользуется спросом у населения. В денежном выражении наибольшую долю в структуре ассортимента занимает сок Гербер (10.2%) .
Была проведена экспертиза качества соковой продукции. Результат данной экспертизы показал, что образцы продукции соответствует всем показателям требуемым ГОСТ Р 52474-2005 «Соки нектары и коктейли для детей раннего возраста
В результате проведенной оценке качества пяти образцов соков « Спеленок» и «Тема», «Heinz», «Агуша» «Фруттоняня» балловым методом было определено, что сок «Heinz» набрал высший балл, соответствующий 100 баллов и относится к отличной категории качества. Сок «фруттоняня » уступил такими показателями как аромат, консистенция и вкус и набрал 68.9 баллов, что соответствует отличной категории качества. Другие соки набрали
Степень воздействия цены на обеспечение конкурентоспособности товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие цены, особенно на товары повседневного спроса, в большей мере влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие цены создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей и товаров престижного спроса. Вместе с тем, говоря о цене как об одном из критериев конкурентоспособности, нельзя считать цену прямой мерой полезности товаров или их потребительной ценности. Потребитель покупает товар не потому, что он имеет высокую или низкую стоимость (цену), а потому, что он отвечает его требованиям по основополагающим характеристикам потребительной стоимости (ценности). К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев. Конкурентоспособность - важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах. Комплексность конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов. Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого, товара, принятыми за базовые. Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею для других.[17] Оценка конкурентоспособности товаров. Конкурентоспособность товаров является мерой прибыли предприятий-изготовителей или исполнителей, так как увеличение конкурентоспособности обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей организации. Оценка конкурентоспособности товаров - совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых. В зависимости от целей оценки может быть определена прогнозируемая или реальная конкурентоспособность. Прогнозируемая Реальная конкурентоспособность - фактическая способность товаров удовлетворять потребности. Для расчета прогнозируемой конкурентоспособности могут быть применены показатели, нормируемые стандартами и ТУ, а также предусмотренные при проектировании и разработке или свойственные товарам, занимающим доминирующее положение на рынке (например, цена лидера или преимущественная цена). Для оценки реальной конкурентоспособности должны определяться действительные значения показателей с помощью эмпирических и эвристических методов (органолептических, измерительных, экспертных и т. п.). Индекс конкурентоспособности - относительный показатель, определяемый как отношение действительных значений показателей конкурентоспособности одного товара к аналогичным базовым значениям тех же показателей другого товара-конкурента. Методики оценки конкурентоспособности товаров. Существует несколько методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки. Методика оценки Единственным достоинством этой методики является относительная простота и доступность. К недостаткам относится невозможность применения для оценки межфирменных товаров-конкурентов, так как отсутствуют достоверные данные об объеме продаж конкретных товаров у фирм-конкурентов. Поэтому сфера применения этой методики ограничена внутрифирменной конкуренцией товаров. К тому же ее достоверность невелика, так как массовость продаж может объясняться не сильной конкурентоспособностью товаров, а одной слабой конкурентной средой и отсутствием или недостаточностью товаров-конкурентов. Для повышения достоверности результатов оценки конкурентоспособности необходим комплексный подход с учетом всех критериев, определяющих конкурентоспособность товаров. Такой подход характерен для методик, приведенных далее. Определение комплексного Расчет уровня конкурентоспособности с помощью групповых показателей по одной группе параметров. Расчет групповых показателей конкурентоспособности по (Экономическим критериям, которые характеризуются через затраты потребителя на приобретение, послепродажную деятельность и эксплуатацию (потребление) товара в течение всего срока службы (годности). Определение интегрального показателя конкурентоспособности товара по отношению к образцу (базовому товару). Расчет цены потребления, которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности. Определение уровня конкурентоспособности как относительного показателя, отражающего отличие анализируемого товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. В связи с тем что ранее предложенные методики оценки конкурентоспособности, основанные на измерениях по шкале отношений и расчетном методе, наряду с достоинствами имеют и определенные недостатки, нами предложена четвертая комплексная методика оценки конкурентоспособности товаров. Комплексная методика базируется на применении измерительного, расчетного, аналитического, социологического и экспертного методов оценки, а также описательного метода наблюдений. Кроме того, для многих групп и видов товаров могут быть использованы органолептический, документальный и регистрационный методы. Формулирование целей и задач оценки конкурентоспособности - первый и важнейший этап. От того, насколько четко будут сформулированы цели и задачи оценки, во многом будет зависеть достоверность полученных результатов. В то же время эти цели должны способствовать достижению целей маркетинговой службы и фирмы. В качестве альтернативных могут быть следующие цели оценки: - сравнительная характеристика анализируемых товаров с базовым товаром-конкурентом; - позиционирование на рынке анализируемых товаров-конкурентов по отношению к базовому товару; - разработка маркетинговых мероприятий по наилучшему достижению целей фирмы на основе анализа данных о конкурентоспособности товаров; - определение сегмента рынка, на котором анализируемые товары обладают наилучшей конкурентоспособностью; - оценка целесообразности закупки конкретных отечественных и импортных товаров торговыми посредниками для их последующей продажи; - выявление наиболее конкурентоспособных товаров для инвестирования их производства и продвижения; - оптимизация промышленного или торгового ассортимента путем повышения в его структуре удельной доли конкурентоспособных товаров; - разработка товарной политики организации изготовителя или продавца. Анализ конкурентной среды
и выявление товаров- Выбор анализируемого и базового товаров-конкурентов обусловлен принципом относительности, на котором основан расчет показателей конкурентоспособности. Выбор базовых товаров-конкурентов целесообразно осуществлять экспертным методом. Основанием для его применения служат условия неопределенности, обусловленные недостаточной информацией. Однако возможно применение и аналитического метода, если в распоряжении маркетологов-аналитиков есть достаточная информация о базовом товаре-конкуренте. Выбор номенклатуры показателей конкурентоспособности. Комплексный подход при оценке конкурентоспособности обусловливает необходимость учета всех наиболее значимых показателей, характеризующих ее. При выборе номенклатуры этих показателей можно ориентироваться на технические требования к качеству, устанавливаемые стандартами, ТУ и другими видами нормативных документов. Однако многие из этих показателей конечным потребителям неизвестны или мало привлекательны [25]. |
3.2 Расчёт конкурентоспособности соковой продукции
В настоящее время разработано достаточно много методик оценки конкурентоспособности различных групп товаров. Все они в той или иной степени учитывают не только качественные, но и маркетинговые показатели конкурентоспособности. Особое место среди факторов, определяющих конкурентоспособность товара, занимает его экономическая составляющая. Однако в практической деятельности, например предприятий розничной торговли, в большинстве случаев учесть данный фактор или практически невозможно (например, по причине недостатка-информации), или же эта операция слишком трудоемка.
Маркетинговые исследователи часто используют стандартизированные открытые анкеты, в которых вопросы при сборе данных задаются в совершенно одинаковой формулировке и в одинаковом порядке абсолютно для всех респондентов.
В типичной анкете как ответы, так и вопросы являются стандартными. При этом используются вопросы с многовариантным ответом, в которых ответы ограничиваются перечисленными вариантами.
Для магазина «Таежный» ассортимент соковой продукции формируется на основе потребительских предпочтений. Поэтому был проведен опрос путем анкетирования. (Приложение А) Было опрошено 100 человек. Тем самым было определено какой возрастной группы больше приобретаю соковую продукцию каким средним ежемесячными доходами, с какой частотой приобретают, какие виды соков, каких производителей, на что потребитель больше смотрит при выборе соков, в какой ценовой категории наиболее предпочтительны сокии какой массы наиболее приобретаемые соков
Таблица 22 – Результаты опроса потребителей.
Показатели качества |
Количество респондентов ответивших утвердительно, чел. |
Доля респондентов, давших положительный ответ в общем количестве опрошенных, % | ||
БЛОК 1 | ||||
Органолептические |
65 |
65 | ||
Маркетинговые |
35 |
35 | ||
Итого |
100 |
100 | ||
БЛОК 2 | ||||
Цвет |
25 |
30 | ||
Внешний вид, консистенция |
50 |
50 | ||
Вкус и аромат |
25 |
20 | ||
Итого |
100 |
100 | ||
БЛОК 3 |
||||
Изготовитель изделия |
55 |
55 | ||
Упаковка изделия |
30 |
30 | ||
Маркировка изделия |
15 |
15 | ||
Итого |
100 |
100 | ||
Информация о работе Конкурентоспособность соковой детской продукции