Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа
Цель данной работы - оценить качество мебели для сидения и лежания, получив более полное представление о понятии качества, различных аспектах управления качеством, основных подходах и методах оценки качества. Для достижения поставленной цели перед автором данной работы были поставлены следующие задачи:
- закрепить теоретические знания о понятии «качество продукции»;
- рассмотреть методы оценки качества продукции;
- провести маркетинговое исследование рынка мебели города Владивостока;
- разработать номенклатуру показателей качества мебели для сидения и лежания;
- провести оценку качества мебели для сидения и лежания.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследований понятия качества 4
1.1 Сущность понятия «качество», ее многоаспектность 4
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции 8
1.3 Методы оценки качества продукции 12
2 Оценка качества мебели для сидения и лежания, реализуемой в магазине
«Империя мебели» г. Владивостока 20
2.1 Маркетинговые исследования рынка мебели 20
2.2 Разработка и обоснование номенклатуры потребительских свойств
мебели для сидения и лежания 24
2.3 Экспертная оценка значимости показателей качества мебели для сидения
и лежания 25
2.4 Оценка качества мебели для сидения и лежания 29
Заключение 33
Список использованных источников 34
Вторая группа методов оценки, как видно на рисунке 1, носит название параметрических. С учетом специфики оцениваемых параметров эти методы подразделяются на расчетные и экспертные. Расчетные методы позволяют более точно оценивать уровень качества объектов, однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров. К данным параметрам относятся такие, которые могут быть измерены соответствующими приборами и рассчитаны на основе формул, отражающих объективные закономерности. Например, среднее время обслуживания в ресторане является «жестким» параметром, характеризующим одну из сторон качества услуги, поскольку он может быть получен путем измерений с помощью обычных часов.
Экспертные методы оценки уровня качества применяются для оценки так называемых мягких параметров качества. К данным параметрам относятся такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, отражающим объективные закономерности. Пример таких параметров – эстетические параметры, характеризующие внешний вид объекта.
Рассмотренные методы оценки уровня качества могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Наиболее универсальной и широко применяемой является комплексная оценка уровня качества.
Рассмотри алгоритм данной оценки. Поскольку оценка уровня качества – совокупность операции, связанных с определением численного значения уровня качества объектов, можно оценивание качества рассматривать как особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки. Рассмотрим схему, определяющую логическую последовательность операций при комплексной оценке уровня качества объекта (рисунок 2). Приведенный на данном рисунке алгоритм включает в себя десять следующих этапов.
Определение цели оценки. Оценка уровня качества объектов может проводиться в разных целях. В зависимости от цели оценки меняются подходы к выбору показателей качества, базовых объектов и т.д. Так, например, при оценке качества продукции на этом этапе возможно решение следующих задач:
– определить существенные для клиента показатели качества продукта;
– определить значимость для клиентов каждого из существенных показателей качества;
– определить наиболее целесообразные эталонные показатели качества.
При этом важная задача маркетинговых исследований – собрать необходимую достоверную информацию для достижения этих целей.
Выбор номенклатуры единичных показателей качества оцениваемого объекта. Качества большинства объектов включает в себя значительное количество показателей, большинство из которых незначительно влияет на общую оценку. Причем в зависимости от целей набор таких показателей может существенно меняться.
Если оценивается продукция, показатели для оценки выбирают из технической документации на данную продукцию. Аналогично поступают при оценке уровня качества услуги. При сомнениях в правильности определения показателей проводят опросы клиентов, исследования продуктов фирм-конкурентов и т.п.
Выбор базовых показателей качества. Обычно данные показатели подбираются на основе выбора базового образца объекта. Базовые образцы должны относиться к объектам, аналогичным по назначению и условиям применения.
Определение значений единичных базовых показателей качества. За базовые значения показателей качества образцов-эталонов могут быть приняты:
- прогнозируемые показатели
- показатели качества продукции,
- показатели качества существующих мировых и национальных объектов;
- прогрессивные показатели
Определение значений единичных показателей качества оцениваемого объекта.
Данные значения должны объективно
характеризовать оцениваемый
Определение относительных единичных показателей качества. Относительные единичные показатели качества определяются по одной из формул 1 и 2:
или
где – относительный единичный показатель качества;
- численное значение единичного i-го показателя качества оцениваемого объекта;
- численное значение i-го показателя качества базового образца.
Формула (1) используется, когда увеличению Pi соответствует улучшение качества, т.е. показатель должен увеличиваться при улучшении качества. Например, данную формулу применяют при оценке срока службы объекта, его производительность, КПД.
Формула (2) используется, когда увеличению Pi соответствует снижение уровня качества. Например, ее применяют при оценке себестоимости, трудоемкости, нелинейных искажений.
Мы фактически рассмотрели первую фазу комплексной оценки качества объектов, которая носит название дифференциальной оценки качества продукции. Дифференциальная оценка качества моет позволить сделать окончательные выводы в следующих случаях:
- когда все . Это означает, что оцениваемый объект имеет более высокое качество, чем базовый.
- когда все . Это означает, что оцениваемый объект имеет менее высокое качество, чем базовый.
- когда все . Это означает, что качество оцениваемого объекта равно качеству базового.
Если одни другие то возникает неопределенность и необходимы следующие этапы оценки.
Определение рангов показателей качества (их весовых коэффициентов). Различные свойства объекта по-разному оказывают влияние на его качество в целом. Например, точность хода часов значительно «важнее» с точки зрения их качества в целом, чем чистота полировки наружной поверхности, прилегающей к руке. Следовательно, и показатели качества, и относительные показатели качества должны учитываться при определении комплексного уровня качества объекта с определенными поправками – так называемыми весовыми коэффициентами (). Как правило, при их определении должно соблюдаться правило: «сумма всех весовых коэффициентов должна равняться единице» (формула 3):
Выбор метода свертывания показателей. Свертывание мер качества (комплексирование) – их объединение (агрегирование), осуществляемое по тому или иному закону. Во всех случаях, когда имеется возможность выявления характера взаимосвязей между учитываемыми показателями, следует определить функциональную зависимость, в наибольшей степени соответствующую объективной корреляции показателей. При степенной зависимости применяют свертывание с помощью среднего геометрического, при экспоненциальной – среднего гармонического и т. д. (формула 4):
где Q – комплексный обобщенный показатель, характеризующий уровень качества продукции;
– относительный i-й показатель качества изделия;
- коэффициент весомости i-го единичного показателя качества Pi;
- число оцениваемых показателей качества;
– применяемая функция
Оценка уровня
качества. После выбора метода сведения
относительных единичных
Принятие решения. Это заключительный этап, логически вытекающий из цели оценки. Во-первых, необходимо решить, насколько приемлем результат. Если он не соответствует предъявляемым требованиям, может быть принято решение о проведении повторной оценки, дополнительных исследований для получения новой информации и т.д.. Если же результат достаточно объективен, в зависимости от целей оценки принимаются соответствующие решения. Например, если целью оценки качества нескольких возможных вариантов услуги являлся отбор того, который в наибольшей степени отвечает запросам клиентов фирмы, то вариант качества, получивший наибольшую оценку, может быть принят как основной.
Основное место в оценке уровня качества объектов занимают экспертные методы. Наряду с оценкой «мягких» параметров качества наиболее широко данные методы используются при решении проблем определения весовых коэффициентов и ранжировании априорной информации. Поскольку методология применения экспертных методов едина, рассмотрим их использование при решении проблем ранжирования.
Ранжированием называется расположение в ряд факторов, явлений, свойств, показателей качества, предметов труда т.п. в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им признака путем присвоения им определенного ранга – числа натурального ряда. Ранжирование – один из методов экспертных оценок, когда относительная значимость объектов устанавливается присвоением чисел натурального ряда, определяющих порядок каждого объекта в исследуемой совокупности. Это позволяет выбрать наиболее предпочтительные объекты.
При ранжировании эксперт должен расположить предложены ему объекты в порядке, который ему представляется наиболее рациональным, и приписать каждому из них числа натурального ряда. При этом ранг 1 получит наиболее предпочтительный объект, а ранг N – наименее предпочтительный. Следовательно, порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов N числу ранжируемых объектов n.
Таки образом, сумма рангов SN, полученная в результате ранжирования объектов, будет равна сумме чисел натурального ряда (формула 5):
(5)
где - ранг i-го объекта;
1;2;3….i…n – число ранжируемых объектов.
Каждый эксперт должен самостоятельно проверить правильность ранжирования по этой формуле, особенно если им проставлялись дробные и связные ранги.
Точность или надежность ранжирования зависят от многих факторов, в том числе от профессиональной и квалиметрической компетентности экспертов, их объективности, деловитости, заинтересованности в результатах ранжирования, а также от числа ранжируемых объектов. Чем меньше ранжируемых объектов, тем точнее ранжирование, так как, с точки зрения эксперта, они более «различимы». Поэтому количество ранжируемых объектов n не должно быть больше 20 , а наиболее надежна эта процедура когда n<10.
Надежность и точность ранжирования определяются степенью согласованности мнений экспертов. Чем согласованность больше, тем надежнее и точнее результаты ранжирования. Информация, полученная от экспертов при ранжировании, должна подвергаться математико-статистической обработке с целью определения степени согласованности их мнений.
Расчет степени
2 Оценка качества мебели для сидения и лежания, реализуемой в
магазине «Империя мебели» города Владивостока
2.1 Маркетинговые исследования рынка мебели для сидения и лежания
Приморского края
Для любой
фирмы, стремящейся к успеху,
По результатам анализа рынка консалтинговой кампании «Экспресс-обзор» было выяснено, что в Приморском крае по итогам 2 кв. 2012 г. рынок мебели для сидения и лежания замедлил свой рост, объемы рынка выросли менее чем на 2% по сравнению со вторым кварталом 2011 г. Большую часть рынка по итогам 2 кв. 2012 года занимали отечественные производители, хотя доля импорта была довольно высока. Так в течение 2011-2 кв. 2012 года прослеживалась негативная тенденция непрерывного увеличения доли импортной продукции на российском рынке. Удельный вес импорта вырос за этот период времени более чем на 10 процентных пунктов. Залогом столь бурного роста импортной продукции на рынке России стали поставки мягкой мебели из Китая.
Рынок мебели в 2010-2011 годах подвергся значительным изменениям. Сначала, в 2010 году, вступил в силу Таможенный Кодекс, принятый странами, состоящими в ЕТС. По этому кодексу отменяется декларирование товаров на границе между Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией. Вследствие этого, в данных официальной статистики не учитывается большая часть экспорта. Некоторая доля импортной продукции также не находит отражения в официальных данных. Следующее событие, влияние которого еще только начинает сказываться на российском производстве – принципиальное решение о вступлении России в ВТО, состоявшееся 16 декабря 2011 года. В связи с этим, через 6 лет, по данным АМДПР, процентная ставка на большинство комплектующих к мебели снизится, в среднем, на 40%. Однако, последствия вступления в ВТО для мебельной отрасли наступят гораздо раньше – с появлением на рынке большого количества сравнительно дешевой импортной мебели. Соответственно, увеличится конкуренция на внутреннем рынке, что неизбежно приведет к перераспределению структуры производства: некоторые компании не выдержат новых условий, другие, наоборот, поднимутся (в том числе за счет поглощения более слабых компаний).