Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа
Цель данной работы - оценить качество мебели для сидения и лежания, получив более полное представление о понятии качества, различных аспектах управления качеством, основных подходах и методах оценки качества. Для достижения поставленной цели перед автором данной работы были поставлены следующие задачи:
- закрепить теоретические знания о понятии «качество продукции»;
- рассмотреть методы оценки качества продукции;
- провести маркетинговое исследование рынка мебели города Владивостока;
- разработать номенклатуру показателей качества мебели для сидения и лежания;
- провести оценку качества мебели для сидения и лежания.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследований понятия качества 4
1.1 Сущность понятия «качество», ее многоаспектность 4
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции 8
1.3 Методы оценки качества продукции 12
2 Оценка качества мебели для сидения и лежания, реализуемой в магазине
«Империя мебели» г. Владивостока 20
2.1 Маркетинговые исследования рынка мебели 20
2.2 Разработка и обоснование номенклатуры потребительских свойств
мебели для сидения и лежания 24
2.3 Экспертная оценка значимости показателей качества мебели для сидения
и лежания 25
2.4 Оценка качества мебели для сидения и лежания 29
Заключение 33
Список использованных источников 34
Мебельный рынок, в значительной мере отличается от многих других. Одно из основных отличий – высок объем так называемого «серого» рынка – рынка, не учтенного официальной статистикой. Однако связано это не только с нелегальным импортом, или подделками, но и с тем, что существует большое количество маленьких компаний, занимающихся изготовлением мебели и находящихся на упрощенной системе налогообложения. Эти компании не подают данные по объемам производства мебели в органы государственной статистики, вследствие чего реальный объем мебельного рынка значительно превосходит показатели официальной статистики. По оценке аналитиков компании «Экспресс-Обзор», в 2011 году объем рынка мебели в натуральном выражении с учетом «серого» рынка на 60% выше официального объема, что на 6 процентных пунктов выше, чем в 2010 году. Общий объем рынка в стоимостном выражении, по данным «Экспресс-Обзор», в 2011 году также вырос (прирост составил почти 11 процентов по отношению к предыдущему году).
Сложившаяся ситуация, по оценке «Экспресс обзор», приведет к снижению доли отечественной мебели на внутреннем рынке (сейчас этот показатель колеблется в районе 80%) до 70-75% в 2012 году, и на протяжении 2013-2015 годов сохранится на этом уровне. Произойдет это, однако, не из-за снижения объема производства, а из-за притока импортной мебели. Таким образом, российский рынок мебели будет испытывать устойчивый рост на протяжении следующих лет.
В первом полугодии 2012 г. цены производителей
по сравнению с первым полугодием
2011 г. значительно снизились. В то
же время в секторе
В целом, по оценке «Экспресс-Обзор» по итогам 2012 г. на российском рынке мягкой мебели ожидается уменьшение годовых темпов роста до 7%. При условии стабильной экономической обстановки в стране, в дальнейшем ожидается рост объемов рынка на уровне не менее 8-13% [6].
По результатам консалтинговой компании «Амико» в структуре рынка мебели Приморского края в 2011 г. 52,7% занимает отечественное производство, что показано на рисунке 3 [7].
Рисунок 3 – Структура импортной и отечественной мебели Приморского края в 2011 г.
Кроме того, по данным федеральной службы государственной статистики была установлена доля отечественной и импортированной в 2011 году мебели ненадлежащего качества или представляющих опасность для потребителей в России, что представлено на рисунках 4 и 5 (в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров) [8].
Рисунок 4 - Доля отечественной мебели ненадлежащего качества или представляющей опасность в России
Рисунок 5 - Доля импортной мебели ненадлежащего качества или представляющей опасность в России
Из диаграмм можно сделать вывод, что импортная мебель намного чаще оказывается ненадлежащего качества, чем отечественная. То есть 30,2% образцов от всего количества отобранных проб импортной обуви оказались ненадлежащего качества или представляли опасность для потребителей. В то время, как отечественной мебели ненадлежащего качества оказалось 14,6%.
Затем с помощью опроса потребителей было выяснено, что магазин «Империя мебели» является самым популярным среди потребителей, его посещают 40% опрошенных, что показано на рисунке 6. Также было определено, что наиболее часто приобретаемым видом мебели является диван-кровать, это отражено на рисунке 7.
Рисунок 6 - Распределение потребительских предпочтений при выборе магазина мебели
Рисунок 7 – Структура предпочитаемых видов мебели для сидения и лежания
2.2 Разработка и обоснование номенклатуры потребительских свойств
мебели для сидения и лежания
Качество мебели зависит
от уровня нормативно-технической
Важнейшие потребительские
свойства мебельной продукции - функциональные,
эргономические, эстетические, надежности,
являются составляющими качества мебели
и на формирование этих свойств решающее
влияние оказывают материалы, из
которых изготавливается
В соответствии с ГОСТ 19917-93 «Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия» была разработана номенклатура показателей качества, для их дальнейшей оценки [9].
Таблица 1 – Номенклатура показателей качества мебели для сидения и лежания
Потребительские свойства |
Показатели качества изделия | |
Группа |
Подгруппа | |
Назначения |
Функциональные |
Габаритные размеры: высота, ширина, длина. Форма мягких деталей мебели. Прочность соединения основных деталей. Устойчивость на плоской поверхности. Износостойкость обивочных тканей. |
Продолжение таблицы 1
Потребительские свойства |
Показатели качества изделия | |
Группа |
Подгруппа | |
Надежности |
Долговечность |
Срок эксплуатации. Прочность крепления основных деталей и материалов. Физико-химическая устойчивость материалов. Прочность защитно-декоративных покрытий. |
Ремонтопригодность |
Способность восстанавливать исходные свойства после устранения дефектов. | |
Эргономические |
Удобство пользования |
Комфортабельность. Соответствие антропометрических параметров человека. |
Гигиеничность |
Воздухопроницаемость. Легкость очистки. | |
Эстетические |
Художественная выразительность |
Оригинальность. Стиль. |
Рациональность формы и |
Рациональность и четкость пропорций | |
Совершенство производственного исполнения |
Дизайн | |
Безопасности |
Механическая |
Прочность конструкции. Надежность креплений |
При выборе номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товара чрезвычайно важно правильно выбрать из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение не только для производителя, но и для потребителя.
2.3 Экспертная оценка значимости показателей качества мебели для
сидения и лежания
Оценка значимости показателей качества мебели для сидения и лежания, реализуемая в магазине «Империя мебели» была проведена с помощью метода попарного сравнения.
Метод попарных сравнений — наиболее точный и надежный метод выявления предпочтений. Идея метода состоит в том, что попарно сравниваются каждые два объекта и определяется первенство одного из них, отсюда название — «попарное (или парное) сравнение». Считается, что при решении проблемы гораздо легче сделать качественное сравнение двух объектов, опираясь на мнение экспертов, чем установить количественные критерии. При использовании данного метода часто используется шкала порядка – оценивание по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это обусловлено особенностями психологии человека, который обычно сравнивает объекты по парам. Поэтому для получения ранжированного ряда оцениваемых объектов экспертам предпочтительно предлагать метод попарного сравнения. При выполнении оценки эксперт в простейшем случае сравнивает пары объектов следующим образом: предпочтение одного объекта перед другим он обозначает 1, в противном случае он обозначает ситуацию как 0. Сумма всех оценок для одного объекта дает его общую сравнительную оценку.
Итак, с помощью потребительских свойств и показателей качества, которые были определены в разделе 2.2, была составлена матрица сравнения этих показателей (Приложение А). Далее трое экспертов проранжировали 12 показателей качества мебели методом попарного сравнения, что представлено в приложении В.
Затем необходимо определить степень согласованности мнения экспертов.
Таблица 2 - Данные для оценки согласованности мнений трех экспертов
Наименование свойства |
Оценка эксперта |
Сумма рангов |
Отклонение от среднего |
Квадрат отклонения | ||
1 |
2 |
3 | ||||
Устойчивость на плоской поверхности |
11 |
4 |
8 |
23 |
6,5 |
42,25 |
Износостойкость обивочных тканей |
5 |
7 |
8 |
20 |
3,5 |
12,25 |
Прочность защитно-декоративных покрытий |
5 |
6 |
4 |
15 |
-1,5 |
2,25 |
Комфортабельность |
7 |
9 |
6 |
22 |
5,5 |
30,25 |
Воздухопроницаемость |
0 |
0 |
1 |
1 |
-15,5 |
240,25 |
Легкость очистки |
1 |
2 |
2 |
5 |
-11,5 |
132,25 |
Оригинальность |
4 |
4 |
3 |
11 |
-5,5 |
30,25 |
Рациональность и четкость пропорций |
2 |
8 |
4 |
14 |
-2,5 |
6,25 |
Надежность креплений |
9 |
10 |
8 |
27 |
10,5 |
110,25 |
Прочность конструкции |
10 |
11 |
11 |
32 |
15,5 |
240,25 |
Стиль |
4 |
1 |
3 |
8 |
-8,5 |
72,25 |
Ремонтопригодность |
8 |
4 |
8 |
20 |
3,5 |
12,25 |
Для определения степени
где S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;
n - число экспертов;
m – число объектов экспертизы.
Оцениваем среднеарифметическое число рангов:
Затем оцениваем сумму квадратов отклонений от среднего:
Определяем величину коэффициента конкордации:
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<W<1, причем 0 - полная несогласованность, 1 - полное единодушие. В данном случае коэффициент конкордации достаточно высокий. Он дает основание предполагать, что эксперты компетентны, независимы и объективны.
Следующим шагом необходимо рассчитать критерий Пирсона для оценки значимости показателей по формуле 7:
Зная величину критерия Пирсона , сравниваем ее с табличным значением . 9,2 – табличное значение, 16,8 – расчетное значение. Следовательно, данное неравенство выполняется и значит, согласованность экспертов имеется.
Определяем показатели значимости по формуле 8:
где n – количество экспертов;
m – количество показателей;
Si – сумма рангов показателей.
Из всех показателей выделяем наиболее значимые, для которых ; .
Для наиболее значимых показателей определяют коэффициент значимости по формуле 9:
,
где - число оставленных наиболее значимых показателей;
- сумма рангов для каждого оставленного показателя.
Определяем относительную
где - минимальный из коэффициентов значимости оставленных показателей.