Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 01:38, курсовая работа
Цель данной выпускной работы: изучить вопрос планирование
товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка на примере сети продовольственных магазинов « Продуктовая лавка ».Этот вопрос является на сегодня очень актуальным в коммерческой деятельности так как, экономическая эффективность магазина во многом зависит от правильной ассортиментной политики, ассортимент должен удовлетворять максимально все потребности ( в зависимости от ассортиментного профиля магазина) всех категорий покупатели либо покупателя, на которого ориентирован магазин и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса.
Введение.
Цель данной выпускной работы: изучить вопрос планирование
товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка на примере сети продовольственных магазинов « Продуктовая лавка ».Этот вопрос является на сегодня очень актуальным в коммерческой деятельности так как, экономическая эффективность магазина во многом зависит от правильной ассортиментной политики, ассортимент должен удовлетворять максимально все потребности ( в зависимости от ассортиментного профиля магазина) всех категорий покупатели либо покупателя, на которого ориентирован магазин и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса.
Исходя из указанной цели и из методических указаний к выполнению курсовой работы можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
5. Обобщить изученный материал
и сделать вывод о значимости
торгового ассортимента в
.
1. Понятие товарного ассортимента.
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как местонахождение товаров (в промышленности или торговле);широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент); степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент) и т.д.
Следует различать ассортимент товаров, торговый ассортимент ,и товарную номенклатуру.[ 1. стр 21]
Товарная номенклатура — это перечень всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, представленных на отдельных товарных рынках или реализуемых конкретным предприятием. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения
Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) представляет собой номенклатуру товаров, принадлежащих, как правило, к разным товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям.
Доля различных товаров в структуре торгового ассортимента определяется специализацией предприятия, его материально-технической базой, потребительским спросом и другими факторами. Поэтому торговый ассортимент — это набор товаров, сформированный по определенным признакам и призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени[2.стр 25]
Основные звенья товарной классификации
Классификация товаров — это разделение всей совокупности товаров, представленных на рынке по назначению, степени долговечности, а также разбивка их на группы на основе покупательских привычек потребителей. Она позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы, которым присущи общие признаки, что создает
условия для изучения, планирования, прогнозирования и определения структуры спроса и свою очередь и ассортимента [1.стр19]
К основным звеньям товарной классификации относятся:
Товары классифицируют также и по таким
признакам, как частота спроса на товары,
а также стабильность и характер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяются
на три группы:
Ассортименту товаров присущи такие характеристики как свойства и показатели.
Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации
Показатель ассортимента - это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров
Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок апельсиновый (вид) «Чемпион» (торговая марка).[ 16 ст. 54]
Классификация ассортимента.
В зависимости от специализации торгового предприятия предлагаемый для продажи ассортимент товаров может быть узким или широким.
Широкий ассортимент — ассортимент товаров, представленный большим количеством товарных групп и удовлетворяющий различные человеческие потребности (например, ассортимент универмага).
Узкий ассортимент — ассортимент товаров, представленный большим количеством разновидностей товаров и предоставляющий различные варианты удовлетворения одной и той же потребности (например, ассортимент магазина «Спортивные товары»).[ 1 стр.27]
Таковая классификация
Групповой ассортимент продуктов указывает список укрупнённых товарных групп, составляющих номенклатуру продуктов. К примеру, в магазине женской одежды есть различные секции продуктов удовлетворяющие потребности покупателей. Групповой ассортимент товаров - показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.
Видовой ассортимент товаров - отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п.
Внутривидовой ассортимент товаров - представляет разновидности продукции. Так, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.
Простой - набор товаров представленный небольшим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.
Сложный - набор товаров представлен
значительным количеством
Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками (специализированные магазины).
Сопутствующий - набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным (например, магазин обуви, в котором в качестве товаров, выполняющих вспомогательные функции, выступают шнурки, крем для обуви и т.п.).
Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
по степени удовлетворения потребителей:
Рациональный ассортимент - набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности.
Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.
по характеру потребностей:
Реальный - действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца.
Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.[ 10 стр 15]
Марочный ассортимент - набор продуктов одного вида, марочных наименований либо относящихся к группе марочных. К примеру: престиж.
Исходя из рассмотренной выше классификации видов товарного ассортимента, а также особенностей самого товара можно выделить следующие виды розничных предприятий:
Специализированный магазин – это предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров – хлебобулочные изделия, молочные товары, обувь, одежду и т.п. Разновидностью специализированных магазинов являются магазины узкоспециализированные, реализующие товары определенной подгруппы (магазины «Восточные сладости», «Детская обувь» и др.).
К неспециализированным магазинам относят магазины с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров – это предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазин «Продукты», «Промтовары», «Все для дома» и др.). Магазин со смешанным ассортиментом – это предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.
Универсальный магазин – это предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т.д.).
[ 11 стр 25]
1.1 Управление товарным ассортиментом. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации.
Чем более удачно подобран ассортимент продуктов торгового предприятия тем крупная прибыль будет получена.
Ассортиментная политика торгового компании - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворения спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры продуктов и обеспечении рентабельности всей деятельности.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих по возможности оптимальное развитие ассортимента данного вида товаров. К ним относятся:
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.
По широте ассортимент делится на:
ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
ассортимент узкий (< 200 наименований)
ассортимент специализированный [9 стр 16]
Известны два подхода к определению термина «широта ассортимента». С одной стороны она рассматривается как количество групп товаров, имеющихся в продаже. В практике же торговли широта определяется по общему количеству видов, наименований, торговых марок и других ассортиментных единиц, относящихся к однородным и разнородным группам. Этот подход более рационален, поскольку позволяет обеспечить автоматизированный учёт и идентификацию товаров с помощью штрих-кодовой технологии.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.