Понятие товарного ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной выпускной работы: изучить вопрос планирование
товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка на примере сети продовольственных магазинов « Продуктовая лавка ».Этот вопрос является на сегодня очень актуальным в коммерческой деятельности так как, экономическая эффективность магазина во многом зависит от правильной ассортиментной политики, ассортимент должен удовлетворять максимально все потребности ( в зависимости от ассортиментного профиля магазина) всех категорий покупатели либо покупателя, на которого ориентирован магазин и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ассортимент.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже: 
 
1. Для универсамов и гастронома – 0,90 
 
2.      Для универмагов – 0,80 
 
3        Для магазинов обуви и одежды – 0,75 
4        Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров – 0,85

  1. Новизна (обновляемость) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте)
  2. Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и /или производственных мощностей, необходимых для производства раннее выпускавшихся товаров.

Для обновления ассортимента осуществляется разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших раннее аналогов; расширение ассортимента за счёт увеличения полноты и глубины для создания конкурентных преимуществ организации.

  1. Глубина ассортимента - это количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций - одна из них.
  2. Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Наибольшей гармоничностью отличается укрупнённый ассортимент и его разновидности, наименьшей - смешанный.

Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров той же организации

  1. Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации [2. стр 109]

Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для  реализации и на приведение характеристик  этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием [ 18 стр 34 ]

Задачи ассортиментной политики : 
1. Удовлетворение запросов потребителей; 
2. Эффективное внедрение технологических знаний и опыта компании;

3.Оптимизация денежных результатов компании, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;

4.Завоевание новейших покупателей путём расширения сферы внедрения имеющейся производственной программы (применяется жизненный цикл продукта);

5.Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности компании и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;

6. Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг компании, связанных меж собой определённой технологией единой квалификацией кадров др. Логической зависимостью, дающей значительную экономию издержек. [5.стр 25.]

Еще один важный элемент ассортимента – изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. [ 7 стр 56]

1.2 Факторы формирования ассортимента.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить:

на общие –не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятиями специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.

1 Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте. Спрос как потребность, подкреплённая платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

На потребительские товары предъявляется четко сформированный спрос, т.е. спрос на конкретный товар с определенными потребительскими свойствами, при отсутствии которого не производит взаимозаменяемости.

Альтернативный спрос - спрос, формирующиеся на основе сопоставления имеющихся товаров, допускающий широкую взаимозаменяемость. 
Импульсный спрос - когда потребность в покупке отдельных товаров не возникала, а появилась под вилянием предложения. 
Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного наличия их в магазине. Альтернативный и импульсный спрос способствует расширению ассортимента, его обновлению, более полному удовлетворению спроса покупателей и расту продажи товаров, анализ материалов изучения спроса - правильного формированию ассортимента. 
 
Формирования ассортимента товаров следует также учесть сезонность спроса.

 2 сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.

3 Ценовая политика предприятия.

В процессе формирования ассортиментной стратегии каждому торговому предприятию приходится постоянно решать задачу установления цен на реализуемые им товары и услуги.

Сложность установления цен на товары ассортимента объясняется наличием множества товаров, обладающих разной потребительской ценностью и выполняющих различные функции в структуре ассортимента или товарной категории. Предприятие не просто назначает ту или иную цену. Оно создает целую систему ценообразования, охватывающую разные товары и товарные категории в рамках ассортимента, учитывающую различия в издержках по организации сбыта, в уровнях спроса, распределении покупок по времени, сезону и т.д. Общие методы и подходы к ценообразованию, устанавливаемые высшим руководством и единые во всех подразделениях и для всех товарных категорий, определяют ценовую политику торгового предприятия.

Ценовая политика предприятия имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внешняя составляющая цеповой политики формирует установку относительно желательного ценового образа предприятия в сознании покупателе и поддержании собственного имиджа.

 К специфическим факторам построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся:

тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь - наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

1 Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит её последующая деятельность, в том числе и формирование ассортимента.

2 Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объёме облегчают работу по формированию ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.

3 Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.

4 Материально-техническая база торговой организации может оказать определённое воздействие на формирование ассортимента. Если у предприятия отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного, либо развёрнутого ассортимента, организация не должна и планировать такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования. [15, стр 76-80]

Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.

Регулирование вышеперечисленных факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определённых требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов

1.3 Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам: 
1 этап: определение перечня основных групп и подгрупп товаров, реализующих в магазинах.

2 этап: распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов. [ 3 стр 33]

Потребительские комплексы — это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку. Они разрабатываются по множеству вариантов, учитывающих размеры торговой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам:

  1. возраст, пол ("Товары для женщин", "Товары для ребенка");
  2. особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода", "Товары для туриста");
  3. торжественные события в жизни людей ("Товары для новобрачных");
  4. общественные события и праздники ("Товары к началу учебного года");
  5. покупательские привычки, обусловленные сезоном ("Летняя мода", "Товары для дачи").

3 этап: Определения количества видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4 этап: Разработка конкретного  ассортиментного перечня товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей. [ 3 стр 33]

При определении ассортиментной политики выделяют два принципа: 
1.принцип синергизма товары и услуги внутренне увязаны и дополняют друг друга.  
2.Принцип стратегической гибкости. преодолевает недостаток,  товарной номенклатуры, которая зависит от различных технологий, требует  разнородных экономических, культурных условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказывается на деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупным фирмам. 
Принципы подбора ассортиментных групп товаров должны гармоничны всем ассортиментным группам.

Принципы формирования ассортимента торговой организации: 
1. Ориентация на одну ассортиментную группу характерна для специализированных магазинов. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обуславливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов (обувь, одежда, галантерея). 
2. ориентация на место производства товара (это менее распространено), подходит тем торговым организациям, которые ориентируются на производство в определённом географическом регионе (одежда из Германии, Белорусский трикотаж и т. д.). Обеспечивает соответствие ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. 

3.Ориентация на определённый  уровень цен означает, что торговая организация подбирает ассортимент таким образом, чтобы соответствовало платежеспособности покупателей.

4.Ориентация на самообслуживание  может сочетаться с другими  принципами формирования ассортимента. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

5. Ориентация на широту и глубину ассортимента товара. Широта и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке. 
 
Одним из принципов правильного формирование ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. Рентабельность является главным фактором для функционирования торгового предприятия. При построении ассортимента необходимо учитывать издержкоёмкость и налогоёмкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. [12, стр 34]

Информация о работе Понятие товарного ассортимента