Понятие товарного ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной выпускной работы: изучить вопрос планирование
товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка на примере сети продовольственных магазинов « Продуктовая лавка ».Этот вопрос является на сегодня очень актуальным в коммерческой деятельности так как, экономическая эффективность магазина во многом зависит от правильной ассортиментной политики, ассортимент должен удовлетворять максимально все потребности ( в зависимости от ассортиментного профиля магазина) всех категорий покупатели либо покупателя, на которого ориентирован магазин и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ассортимент.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Для каждой должности руководством организации составляются и утверждаются должностные инструкции, содержащие перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Например: руководителем среднего звена в магазине является заместитель заведующей. Он принимает участие в работе выставок, ярмарок и др. мероприятиях, где происходит знакомство с предприятиями-изготовителями и предлагаемыми ими товарами.

Организует подготовку и заключение договоров поставки товаров с предприятиями-изготовителями.

Принимает меры по выполнению договорных обязательств поставщиками.

Участвует в формировании ассортимента товаров.

Организует приемку товаров от поставщика на склады.

Руководит работниками.

Таблица 1. Численность работников.

Должность

Количество рабочих

Заведующий

1

Зам заведующего

1

Старший продавец

1

Продавцы

6

Техслужащая

1

Кассиры

3


Организационная структура магазина представлена в приложениях

 

 

Изучив организацию деятельности магазина можно выделить преимущества и недостатки предприятия:

Преимущества магазина;

1 Выгодное месторасположение магазина: Магазин находиться в шаговой доступности, во дворе двух жилых домов, что обеспечивает постоянный поток покупателей.

2 Широкий ассортимент  товара.

3 Магазин является социальным.

4 Действует система скидок (дисконтные карты)

5 Магазин постоянно проводит  акции на разный товар ( снижение цен)

 

Минусы магазина.

1 Большая текучесть кадров, я считаю из за коллективной  ответственности, может быть с  экономической точки эта выгодная  политика, но почему продавец  молочного отдела должен отвечать  за недостачи других отделов.

2 большое количество краж тоже сказывается на текучести кадров, так как

 вся недостача списывается  на персонал, поэтому  надо улучшать  меры по контролю торгового  зала, приобрести систему видеонаблюдения

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Экономическая характеристика объекта  исследования.

Таблица 2.Экономические показатели

Показатели

2010

2011

2012

2010/2008 %

1

Выручка от продажи товаров тыс. руб. (в текущих ценах

12875

13981

15386

119%

2

Себестоимость товаров тыс. руб. (закупочная цена)

9499

11054,5

1164

122,5%

3

Коммерческие и управленческие расходы. Тыс. руб

2516

2675,5

2841,5

121,9%

4

Уровень расходов в % к выручке от продаж

19,5

19,1

18,5

94,8%

5

Выручка от продаж на 1 рубль текущих затрат , руб.

5,12

5,2

5,4

105,5%

6

Однодневный товарооборот руб.

70,5

76,6

84,2

119,5%

7

Среднесписочная численность работников всего чел.

15

14

13

99,1%

8

В том числе торгового оперативного персонала чел

12

 

 

11

10

91,6%

9

Общая площадь магазина кв м

200

200

200

100%

10

В том числе торговая площадь кв м

100

100

100

100%

11

Выручка от продаж в расчете На 1 работника

На 1 работника торгово-оперативного персонала

На 1  кв м общей площади

На 1 кв м торговой площади

858,3

998,64

1183,5

137,9%

12

 

 

13

1073

 

64,38

32,19

1271

 

70

35

1538,6

 

76,9

38,47

143,4%

 

119,5%

119,5%

14

Фонд оплаты труда тыс. руб

322,25

345,5

364

113%

15

Уровень фонда оплаты труда в % к товарообороту

2,5%

2,5%

2,4%

96%

16

Среднегодовая оплата труда 1 работника всего  тыс.руб

21,5

24,7

28

169,6%

 

17

Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда руб

39,95

40,5

42,3

105,8%

18

Среднегодовая стоимость основных фондов

1575

1715

2012,5

127,77%

19

Фондоотдача, руб

8,2

8,2

7,6

92,7%

20

Фондооснащенность тыс.руб/чел

7,9

8,6

10

126,6%

21

Фондоворуженность тыс. руб

105

122,5

154,8

147,4%

22

Среднегодовая стоимость  оборотных средств, оборотов

1814,5

1885

1707,5

94,1

23

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов

5

5,2

4,7

94

24

Продолжительность одного оборота дней

72

69

77

106,9

25

Средний товарный запас тыс.руб

823

944

963

117%

26

Оборачиваемость товарных запасов число оборотов

15,6

14,8

16

103%

27

Время обращения товаров дни

23,4

25

23

98,3

28

Валовой  доход всего тыс. руб

На 1 работника

На 1 рубль расходов

На оплату труда

На 1 кв.м общей площади

3376

225

10,5

 

16,9

2926,5

209

8,5

 

14,6

1422

109,4

4

 

7

421,3

49

38

 

41,4

29

Валовой доход в % к выручке от продаж в %

26,2

21

92,4

353

30

Прибыль ( Убыток) от продаж, тыс руб

860

251

11380,5

1323

31

Прибыль от продаж в % к выручке от продаж %

6,7%

1,8%

74%

 

32

Чистая прибыль( прибыль –налог на прибыль 20%)

688

200,8

9104,4

1323

33

Рентабельность текущих затрат

0,34

0,09

4

1176,5%

34

Рентабельность продаж %

0,07

0,18

0,74

1057

35

Рентабельность совокупного капитала

20,9

5,6

245

1172


Изучив экономические показатели деятельности магазина за 3 последних года  можно сделать следующий вывод о эффективности предприятия: выручка магазина выросла на 19% ,но вместе с тем выросла закупочная стоимость реализуемого  товара на 22.5%, коммерческие и управленческие расходы на 21.9%,расходы на оплату труда 13%. Выросла стоимость основных фондов на 27,77% , что в свою очередь повлияло на фондоотдачу- она снизилась на 0,6%, также снизилась стоимость оборотных средств на 5,4 % это сказалось на коэффициенте оборачиваемости оборотных средств, он  снизился на 0,3%  и вместе с тем увеличилась продолжительность одного оборота на 5 дней, что может негативно повлиять на ликвидность предприятия. Также увеличился средний товарный запас на 17%, но вместе с тем увеличилась их оборачиваемость на 3%, продолжительность оборачиваемости на 1,7%, что говорит о эффективном продвижении товаров.

Увеличилась доля прибыли к выручке и валового дохода, значительно выросла рентабельность текущих затрат за счет увеличения прибыли , это говорит о их эффективном использовании, они полностью окупаются. Увеличилась рентабельность совокупного капитала за счет увеличения чистой прибили. В целом магазин работает в прибыль, за три года 2010-2012 г. она выросла примерно в 1.5 раза, рентабельность продаж за три года выросла примерно в 1.5 раза и в 2012 году она составила 4% ,что для нового предприятия (м-н открыт в 2010г.) очень положительно.

 

 

 

 

 

3.1Технология формирование ассортимента товаров в магазине

« Продуктовая лавка»

Магазин «Продуктовая лавка» предоставляет своим клиентам самый полный ассортимент пищевых продуктов : около 13 тысяч наименований, включающий в себя продовольственные и непродовольственные товары. Из них 12 %- бакалейные товары и напитки, 31%-замороженные и молочные продукты, 13% - овощи и фрукты, 18%- гастрономические продукты, 10%-мясопродукты. Продукция качественная, цены невысокие.

Регулирование ассортиментом достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.

Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды».

Широта и глубина ассортимента в исследуемом магазине выбираются с учетом предпочтения потребителей.

Ассортимент товаров приводится и в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Они выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товар

В основном товар приобретается на базе самостоятельно так как там ассортимент гораздо шире и цена значительно ниже, а также в магазине имеются стабильные источники товароснабжения, например Кока-кола, Пиво (из нескольких фирм) и т.д.

Торговое предприятие старается заключать прямые договорные отношения. Примерами могут служить: хлебозавод; пивзавод « Вятич»  ЗАО «Кировский молочный комбинат», ЗАО Агрокомбинат племзавод «Красногорский», ОАО «Кировский мясокомбинат»,

Советский мясокомбинат (ООО), ЗАО Агрофирма «Дороничи»,

ЗАО Заречье мясокомбинат

Оценка ассортимента Магазина «Продуктовая лавка» Анализ ассортимента по товарным группам. 

ABC анализ – наиболее распространенный метод исследования, способствующий оптимизации ассортимента в розничной торговле. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров» и товаров, затраты на который не окупаются.

Анализ проводится за период 3 месяца. Первым шагом анализа  является сбор данных за квартал. Данных слишком много и невозможно сразу оценить вклад каждой группы в общий оборот магазина. К тому же не ясно, что брать за основу для анализа – позиций в товарной номенклатуре может быть несколько тысяч

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.Товарооборот за 1 квартал 2013 в разрезе товарных групп в рублях.

Товарная группа

Оборот за январь по группе

Оборот за февраль по группе

Оборот за март по группе

Оборот по группе

за 1-й квартал

ИТОГО

     

8 319 292  

Вино-водочные изделия

294 747  

368 186  

358 145  

1 021 079  

Слабоалкогольные напитки

117 013  

    109 839  

108 843  

335 695  

Безалкогольные напитки

35 892  

35 619  

37 832  

109 343  

Молочная продукция

210 980  

209 553  

207 590  

628 124  

Сыры

    93 849  

98 989  

114 505  

307 343  

Мясная гастрономия

303 536  

300 714  

309 049  

913 300  

Мясопродукты

222 450  

229 671  

232 395  

684 516  

Рыба

107 039  

111 607  

116 195  

334 842  

Хлебобулочные изделия

60 174  

60 627  

60 668  

181 469  

Кондитерские изделия

98 655  

106 249  

134 332  

339 236  

Замороженные продукты

181 611  

191 699  

178 535  

551 846  

Овощи-фрукты

120 200  

120 388  

122 257  

362 844  

Бакалея

163 660  

168 415  

164 019  

496 095  

Консервы

65 703  

70 950  

74 925  

211 578  

Чай, кофе

77 989  

83 984  

76 804  

238 777  

Соусы, специи

39 306  

39 281  

42 163  

120 749  

Салаты

48 371  

73 647  

77 178  

199 196  

Растительное масло

82 435  

83 594  

83 376  

249 404  

Чипсы, снеки

59 999  

59 214  

59 385  

178 597  

Детское питание и детские товары

104 146  

107 402  

109 617  

321 165  

Табак

34 036  

34 464  

34 486  

102 985  

Бытовая химия

82 625  

81 735  

102 227  

266 587  

Товары для животных

28 356  

28 659  

28 207  

85 223  

Сопутствующие товары

23 662  

24 802  

30 835  

79 299  


Важно: Если сравнивать между собой товар внутри категории, например, «яйцо», с показателем товарной группы, например, «молочная продукция», то такой анализ нам ничего не даст. Яйцо является товарной позицией, а «молочная продукция» - группой, и у них будут несравнимые между собой параметры. Поэтому необходимо сравнивать только одноплановые между собой вещи: товарную группу – с товарной группой, или категории с категориями, или продукты внутри категории, или бренды, или иные одноплановые единицы учета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 2. Данные сортируются по группам по порядку убывания их доли в обороте.

 Далее проводится сортировка  по убыванию доли в обороте.

Таблица 4. сортировка  товаров по убыванию доли в обороте.

Товарная группа

Оборот по группе за 1-й квартал

в рублях

Доля в обороте %

ИТОГО (руб.)

8 319 292  

100,00%

Вино-водочные изделия

1021079  

12,27%

Мясная гастрономия

 

913300  

10,98%

Мясопродукты

684516  

8,23%

Молочная продукция

628124  

7,55%

Замороженные продукты

551846  

6,63%

Бакалея

496095  

5,96%

Овощи-фрукты

36244  

4,36%

Кондитерские изделия

339236  

4,08%

Слабоалкогольные напитки

335695  

4,04%

Рыба

334842  

4,02%

Детское питание

321165  

3,86%

Сыры

307343  

3,69%

 

Бытовая химия

266587  

 

3,20%

Растительное масло

249404  

3,00%

Чай, кофе

238777  

2,87%

Консервы

211578  

2,54%

Салаты

199196  

2,39%

Хлебобулочные изделия

181469  

2,18%

Чипсы, снеки

178597  

2,15%

Соусы, специи

120749  

1,45%

Безалкогольные напитки

109343  

1,31%

Табак

102985  

1,24%

Товары для животных

85223  

1,02%

Сопутствующие товары

79299  

0,95%


 

  

 

 

 

 

Шаг 3.   весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:

.А — наиболее ценные товары , составляют 20 % — ассортимента; 80 % — продаж

В — промежуточные товары  30 % — ассортимента; 15 % — продаж

С — наименее ценные товары 50 % — ассортимента; 5 % — продаж

Таблица 5  Сортировка товаров по группам АВС

Товарная группа

Оборот по группе за 1-квартал (руб.)

Доля в обороте

 

Доля в обороте с накопительным итогом

группа 

ИТОГО

8 319292  

100,00%

     

Вино-водочные изделия

1021 079  

12,27%

первые 50%

12,3%

А

Мясная гастрономия

913 300  

10,98%

23,3%

Мясопродукты

684 516  

8,23%

31,5%

Молочная продукция

628 124  

7,55%

39,0%

Замороженные продукты

551 846  

6,63%

45,7%

Бакалея

496 095  

5,96%

Еще 30%

51,6%

В

Овощи-фрукты

362 844  

4,36%

56,0%

Кондитерские изделия

339 236  

4,08%

60,1%

Слабоалкогольные напитки

335 695  

4,04%

64,1%

Рыба

334 842     

4,02%

68,1%

 

Детское питание и детские товары

321 165  

 

3,86%

 

72,0%

Сыры

307 343  

3,69%

75,7%

Бытовая химия

266 587  

3,20%

78,9%

Растительное масло

249 404  

3,00%

остальные 20%

81,9%

С

Чай, кофе

238 777  

2,87%

84,8%

Консервы

211 578  

2,54%

87,3%

Салаты

199 196  

2,39%

89,7%

Хлебобулочные изделия

181 469  

2,18%

91,9%

Чипсы, снеки

178 597  

2,15%

94,0%

Соусы, специи

120 749  

1,45%

95,5%

Безалкогольные напитки

109 343  

1,31%

96,8%

Табак

102 985  

1,24%

98,0%

Товары для животных

85 223  

1,02%

99,0%

 

Сопутствующие товары

79 299  

 

0,95%

100,0%

Информация о работе Понятие товарного ассортимента