Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 01:38, курсовая работа
Цель данной выпускной работы: изучить вопрос планирование
товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка на примере сети продовольственных магазинов « Продуктовая лавка ».Этот вопрос является на сегодня очень актуальным в коммерческой деятельности так как, экономическая эффективность магазина во многом зависит от правильной ассортиментной политики, ассортимент должен удовлетворять максимально все потребности ( в зависимости от ассортиментного профиля магазина) всех категорий покупатели либо покупателя, на которого ориентирован магазин и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса.
Для каждой должности руководством организации составляются и утверждаются должностные инструкции, содержащие перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
Например: руководителем среднего звена в магазине является заместитель заведующей. Он принимает участие в работе выставок, ярмарок и др. мероприятиях, где происходит знакомство с предприятиями-изготовителями и предлагаемыми ими товарами.
Организует подготовку и заключение договоров поставки товаров с предприятиями-изготовителями.
Принимает меры по выполнению договорных обязательств поставщиками.
Участвует в формировании ассортимента товаров.
Организует приемку товаров от поставщика на склады.
Руководит работниками.
Таблица 1. Численность работников.
Должность |
Количество рабочих |
Заведующий |
1 |
Зам заведующего |
1 |
Старший продавец |
1 |
Продавцы |
6 |
Техслужащая |
1 |
Кассиры |
3 |
Организационная структура магазина представлена в приложениях
Изучив организацию деятельности магазина можно выделить преимущества и недостатки предприятия:
Преимущества магазина;
1 Выгодное месторасположение
2 Широкий ассортимент товара.
3 Магазин является социальным.
4 Действует система скидок (дисконтные карты)
5 Магазин постоянно проводит акции на разный товар ( снижение цен)
Минусы магазина.
1 Большая текучесть кадров,
я считаю из за коллективной
ответственности, может быть с
экономической точки эта
2 большое количество краж тоже сказывается на текучести кадров, так как
вся недостача списывается
на персонал, поэтому надо улучшать
меры по контролю торгового
зала, приобрести систему
2.2 Экономическая характеристика объекта исследования.
Таблица 2.Экономические показатели
№ |
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2010/2008 % | ||
1 |
Выручка от продажи товаров тыс. руб. (в текущих ценах |
12875 |
13981 |
15386 |
119% | ||
2 |
Себестоимость товаров тыс. руб. (закупочная цена) |
9499 |
11054,5 |
1164 |
122,5% | ||
3 |
Коммерческие и управленческие расходы. Тыс. руб |
2516 |
2675,5 |
2841,5 |
121,9% | ||
4 |
Уровень расходов в % к выручке от продаж |
19,5 |
19,1 |
18,5 |
94,8% | ||
5 |
Выручка от продаж на 1 рубль текущих затрат , руб. |
5,12 |
5,2 |
5,4 |
105,5% | ||
6 |
Однодневный товарооборот руб. |
70,5 |
76,6 |
84,2 |
119,5% | ||
7 |
Среднесписочная численность работников всего чел. |
15 |
14 |
13 |
99,1% | ||
8 |
В том числе торгового оперативного персонала чел |
12
|
11 |
10 |
91,6% | ||
9 |
Общая площадь магазина кв м |
200 |
200 |
200 |
100% | ||
10 |
В том числе торговая площадь кв м |
100 |
100 |
100 |
100% | ||
11 |
Выручка от продаж в расчете На 1 работника На 1 работника торгово-оперативного персонала На 1 кв м общей площади На 1 кв м торговой площади |
858,3 |
998,64 |
1183,5 |
137,9% | ||
12
13 |
1073
64,38 32,19 |
1271
70 35 |
1538,6
76,9 38,47 |
143,4%
119,5% 119,5% | |||
14 |
Фонд оплаты труда тыс. руб |
322,25 |
345,5 |
364 |
113% | ||
15 |
Уровень фонда оплаты труда в % к товарообороту |
2,5% |
2,5% |
2,4% |
96% | ||
16 |
Среднегодовая оплата труда 1 работника всего тыс.руб |
21,5 |
24,7 |
28 |
169,6% | ||
17 |
Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда руб |
39,95 |
40,5 |
42,3 |
105,8% | ||
18 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
1575 |
1715 |
2012,5 |
127,77% | ||
19 |
Фондоотдача, руб |
8,2 |
8,2 |
7,6 |
92,7% | ||
20 |
Фондооснащенность тыс.руб/чел |
7,9 |
8,6 |
10 |
126,6% | ||
21 |
Фондоворуженность тыс. руб |
105 |
122,5 |
154,8 |
147,4% | ||
22 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, оборотов |
1814,5 |
1885 |
1707,5 |
94,1 | ||
23 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов |
5 |
5,2 |
4,7 |
94 | ||
24 |
Продолжительность одного оборота дней |
72 |
69 |
77 |
106,9 | ||
25 |
Средний товарный запас тыс.руб |
823 |
944 |
963 |
117% | ||
26 |
Оборачиваемость товарных запасов число оборотов |
15,6 |
14,8 |
16 |
103% | ||
27 |
Время обращения товаров дни |
23,4 |
25 |
23 |
98,3 | ||
28 |
Валовой доход всего тыс. руб На 1 работника На 1 рубль расходов На оплату труда На 1 кв.м общей площади |
3376 225 10,5
16,9 |
2926,5 209 8,5
14,6 |
1422 109,4 4
7 |
421,3 49 38
41,4 | ||
29 |
Валовой доход в % к выручке от продаж в % |
26,2 |
21 |
92,4 |
353 | ||
30 |
Прибыль ( Убыток) от продаж, тыс руб |
860 |
251 |
11380,5 |
1323 | ||
31 |
Прибыль от продаж в % к выручке от продаж % |
6,7% |
1,8% |
74% |
|||
32 |
Чистая прибыль( прибыль –налог на прибыль 20%) |
688 |
200,8 |
9104,4 |
1323 | ||
33 |
Рентабельность текущих затрат |
0,34 |
0,09 |
4 |
1176,5% | ||
34 |
Рентабельность продаж % |
0,07 |
0,18 |
0,74 |
1057 | ||
35 |
Рентабельность совокупного капитала |
20,9 |
5,6 |
245 |
1172 |
Изучив экономические показатели деятельности магазина за 3 последних года можно сделать следующий вывод о эффективности предприятия: выручка магазина выросла на 19% ,но вместе с тем выросла закупочная стоимость реализуемого товара на 22.5%, коммерческие и управленческие расходы на 21.9%,расходы на оплату труда 13%. Выросла стоимость основных фондов на 27,77% , что в свою очередь повлияло на фондоотдачу- она снизилась на 0,6%, также снизилась стоимость оборотных средств на 5,4 % это сказалось на коэффициенте оборачиваемости оборотных средств, он снизился на 0,3% и вместе с тем увеличилась продолжительность одного оборота на 5 дней, что может негативно повлиять на ликвидность предприятия. Также увеличился средний товарный запас на 17%, но вместе с тем увеличилась их оборачиваемость на 3%, продолжительность оборачиваемости на 1,7%, что говорит о эффективном продвижении товаров.
Увеличилась доля прибыли к выручке и валового дохода, значительно выросла рентабельность текущих затрат за счет увеличения прибыли , это говорит о их эффективном использовании, они полностью окупаются. Увеличилась рентабельность совокупного капитала за счет увеличения чистой прибили. В целом магазин работает в прибыль, за три года 2010-2012 г. она выросла примерно в 1.5 раза, рентабельность продаж за три года выросла примерно в 1.5 раза и в 2012 году она составила 4% ,что для нового предприятия (м-н открыт в 2010г.) очень положительно.
3.1Технология формирование ассортимента товаров в магазине
« Продуктовая лавка»
Магазин «Продуктовая лавка» предоставляет своим клиентам самый полный ассортимент пищевых продуктов : около 13 тысяч наименований, включающий в себя продовольственные и непродовольственные товары. Из них 12 %- бакалейные товары и напитки, 31%-замороженные и молочные продукты, 13% - овощи и фрукты, 18%- гастрономические продукты, 10%-мясопродукты. Продукция качественная, цены невысокие.
Регулирование ассортиментом достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.
Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды».
Широта и глубина ассортимента в исследуемом магазине выбираются с учетом предпочтения потребителей.
Ассортимент товаров приводится и в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Они выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товар
В основном товар приобретается на базе самостоятельно так как там ассортимент гораздо шире и цена значительно ниже, а также в магазине имеются стабильные источники товароснабжения, например Кока-кола, Пиво (из нескольких фирм) и т.д.
Оценка ассортимента Магазина «Продуктовая лавка» Анализ ассортимента по товарным группам.
ABC анализ – наиболее распространенный метод исследования, способствующий оптимизации ассортимента в розничной торговле. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров» и товаров, затраты на который не окупаются.
Анализ проводится за период 3 месяца. Первым шагом анализа является сбор данных за квартал. Данных слишком много и невозможно сразу оценить вклад каждой группы в общий оборот магазина. К тому же не ясно, что брать за основу для анализа – позиций в товарной номенклатуре может быть несколько тысяч
Таблица 3.Товарооборот за 1 квартал 2013 в разрезе товарных групп в рублях.
Товарная группа |
Оборот за январь по группе |
Оборот за февраль по группе |
Оборот за март по группе |
Оборот по группе за 1-й квартал |
ИТОГО |
8 319 292 | |||
Вино-водочные изделия |
294 747 |
368 186 |
358 145 |
1 021 079 |
Слабоалкогольные напитки |
117 013 |
109 839 |
108 843 |
335 695 |
Безалкогольные напитки |
35 892 |
35 619 |
37 832 |
109 343 |
Молочная продукция |
210 980 |
209 553 |
207 590 |
628 124 |
Сыры |
93 849 |
98 989 |
114 505 |
307 343 |
Мясная гастрономия |
303 536 |
300 714 |
309 049 |
913 300 |
Мясопродукты |
222 450 |
229 671 |
232 395 |
684 516 |
Рыба |
107 039 |
111 607 |
116 195 |
334 842 |
Хлебобулочные изделия |
60 174 |
60 627 |
60 668 |
181 469 |
Кондитерские изделия |
98 655 |
106 249 |
134 332 |
339 236 |
Замороженные продукты |
181 611 |
191 699 |
178 535 |
551 846 |
Овощи-фрукты |
120 200 |
120 388 |
122 257 |
362 844 |
Бакалея |
163 660 |
168 415 |
164 019 |
496 095 |
Консервы |
65 703 |
70 950 |
74 925 |
211 578 |
Чай, кофе |
77 989 |
83 984 |
76 804 |
238 777 |
Соусы, специи |
39 306 |
39 281 |
42 163 |
120 749 |
Салаты |
48 371 |
73 647 |
77 178 |
199 196 |
Растительное масло |
82 435 |
83 594 |
83 376 |
249 404 |
Чипсы, снеки |
59 999 |
59 214 |
59 385 |
178 597 |
Детское питание и детские товары |
104 146 |
107 402 |
109 617 |
321 165 |
Табак |
34 036 |
34 464 |
34 486 |
102 985 |
Бытовая химия |
82 625 |
81 735 |
102 227 |
266 587 |
Товары для животных |
28 356 |
28 659 |
28 207 |
85 223 |
Сопутствующие товары |
23 662 |
24 802 |
30 835 |
79 299 |
Важно: Если сравнивать между собой товар внутри категории, например, «яйцо», с показателем товарной группы, например, «молочная продукция», то такой анализ нам ничего не даст. Яйцо является товарной позицией, а «молочная продукция» - группой, и у них будут несравнимые между собой параметры. Поэтому необходимо сравнивать только одноплановые между собой вещи: товарную группу – с товарной группой, или категории с категориями, или продукты внутри категории, или бренды, или иные одноплановые единицы учета.
Шаг 2. Данные сортируются по группам по порядку убывания их доли в обороте.
Далее проводится сортировка по убыванию доли в обороте.
Таблица 4. сортировка товаров по убыванию доли в обороте.
Товарная группа |
Оборот по группе за 1-й квартал в рублях |
Доля в обороте % |
ИТОГО (руб.) |
8 319 292 |
100,00% |
Вино-водочные изделия |
1021079 |
12,27% |
Мясная гастрономия |
913300 |
10,98% |
Мясопродукты |
684516 |
8,23% |
Молочная продукция |
628124 |
7,55% |
Замороженные продукты |
551846 |
6,63% |
Бакалея |
496095 |
5,96% |
Овощи-фрукты |
36244 |
4,36% |
Кондитерские изделия |
339236 |
4,08% |
Слабоалкогольные напитки |
335695 |
4,04% |
Рыба |
334842 |
4,02% |
Детское питание |
321165 |
3,86% |
Сыры |
307343 |
3,69% |
Бытовая химия |
266587 |
3,20% |
Растительное масло |
249404 |
3,00% |
Чай, кофе |
238777 |
2,87% |
Консервы |
211578 |
2,54% |
Салаты |
199196 |
2,39% |
Хлебобулочные изделия |
181469 |
2,18% |
Чипсы, снеки |
178597 |
2,15% |
Соусы, специи |
120749 |
1,45% |
Безалкогольные напитки |
109343 |
1,31% |
Табак |
102985 |
1,24% |
Товары для животных |
85223 |
1,02% |
Сопутствующие товары |
79299 |
0,95% |
Шаг 3. весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:
.А — наиболее ценные товары , составляют 20 % — ассортимента; 80 % — продаж
В — промежуточные товары 30 % — ассортимента; 15 % — продаж
С — наименее ценные товары 50 % — ассортимента; 5 % — продаж
Таблица 5 Сортировка товаров по группам АВС
Товарная группа |
Оборот по группе за 1-квартал (руб.) |
Доля в обороте |
Доля в обороте с накопительным итогом |
группа | |
ИТОГО |
8 319292 |
100,00% |
|||
Вино-водочные изделия |
1021 079 |
12,27% |
первые 50% |
12,3% |
А |
Мясная гастрономия |
913 300 |
10,98% |
23,3% | ||
Мясопродукты |
684 516 |
8,23% |
31,5% | ||
Молочная продукция |
628 124 |
7,55% |
39,0% | ||
Замороженные продукты |
551 846 |
6,63% |
45,7% | ||
Бакалея |
496 095 |
5,96% |
Еще 30% |
51,6% |
В |
Овощи-фрукты |
362 844 |
4,36% |
56,0% | ||
Кондитерские изделия |
339 236 |
4,08% |
60,1% | ||
Слабоалкогольные напитки |
335 695 |
4,04% |
64,1% | ||
Рыба |
334 842 |
4,02% |
68,1% | ||
Детское питание и детские товары |
321 165 |
3,86% |
72,0% | ||
Сыры |
307 343 |
3,69% |
75,7% | ||
Бытовая химия |
266 587 |
3,20% |
78,9% | ||
Растительное масло |
249 404 |
3,00% |
остальные 20% |
81,9% |
С |
Чай, кофе |
238 777 |
2,87% |
84,8% | ||
Консервы |
211 578 |
2,54% |
87,3% | ||
Салаты |
199 196 |
2,39% |
89,7% | ||
Хлебобулочные изделия |
181 469 |
2,18% |
91,9% | ||
Чипсы, снеки |
178 597 |
2,15% |
94,0% | ||
Соусы, специи |
120 749 |
1,45% |
95,5% | ||
Безалкогольные напитки |
109 343 |
1,31% |
96,8% | ||
Табак |
102 985 |
1,24% |
98,0% | ||
Товары для животных |
85 223 |
1,02% |
99,0% | ||
Сопутствующие товары |
79 299 |
0,95% |
100,0% |