Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 21:53, дипломная работа
Цели дипломной работы: теоретические аспекты хранения плодоовощной продукции магазина, анализ технологического процесса хранения плодоовощной продукции магазина, рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина.
Задачи дипломной работы:
характеристика плодоовощной продукции магазина;
упаковка и маркировка плодоовощной продукции магазина;
потери магазина при хранении продукции;
технология погрузочно-разгрузочных работ магазина;
В магазинах самообслуживания тележки имеют важное значение, так как их используют не только для перемещения товаров в торговом зале и подсобных помещениях, но и для хранения товара.
Холодильное торговое оборудование, используемое в плодоовощных магазинах, предназначено для кратковременного хранения, демонстрации и продажи овощей и фруктов.
Для хранения плодов и овощей используют холодильные камеры (сборно-разборные) разных типов: КХ-6, КН-6, КХ-12, КХ-18.
Машинное охлаждение позволяет регулировать в камерах температуру и влажность воздуха и создавать необходимый режим для хранения овощей и плодов.
Для получения холода в холодильных машинах применяют жидкие хладагенты - фреон и аммиак, которые легко переходят в испарителе из жидкого состояния в парообразное; при этом поглощается большое количество тепла, в результате чего камеры охлаждаются. На этом принципе основано также охлаждение холодильного шкафа, витрин или прилавков, где помещен испаритель.
В овощных магазинах применяют витрины низкотемпературные, предназначенные для хранения и демонстрации свежезамороженных фруктов, ягод, овощей в прозрачной упаковке. В таких витринах можно создать температурный режим до - 15° С. В магазинах самообслуживания используют низкотемпературную витрину марки ВН-С с холодильным агрегатом ФАК-1,5.
В овощных магазинах обычного типа и самообслуживания применяют охлаждаемые витрины двухъярусные (2В-13), трехъярусные (ЗВ-13) и др. В таких витринах создается температура 5-6° С при температуре окружающего воздуха 25° С.
Для показа и продажи фруктов и овощей в магазине «СуперГудМаркет» использованы также охлаждаемые двухъярусные витрины (В-16) с выдвижными ящиками.
В торговых залах овощных магазинов самообслуживания для показа и продажи используют и охлаждаемый прилавок-витрину ПВ-С. В камере прилавка поддерживается температура от 2 до 4° С, а в витрине - от 4 до 6° С.
Прилавок-витрина "Пингвин" также используется для хранения и продажи овощей и фруктов непосредственно из витрины (рис.2).
Рисунок 2. Витрина- прилавок для продажи овощей и фруктов магазина «СуперГудМаркет»
В магазине имеется инвентарь и инструменты для отпуска товаров (деревянные и металлические совки, деревянные лопатки и ложки и т. д.), режущие инструменты (ножницы для резки винограда, ножи для зачистки капусты, резки арбузов и т. д.), счеты, измерительные приборы (весы, приспособления для отпуска соков и т. д.).
Весы должны быть точными, т. е. их показания не должны превышать допустимую для данного типа и грузоподъемности весов погрешность.
Для взвешивания овощей и плодов в магазинах применяют различные весы: настольные циферблатные (типа ВНЦ-10), с пределами взвешивания от 0,1 до 10 кг и ценой одного деления 5 г; циферблатные лотковые (ВЦ 11-10а), на которых взвешивание производится без применения гирь, продел взвешивания от 0,1 до 10 кг, цена одного деления 10 г; весы настольные (ВНО) с тарелками (чашками), предел взвешивания 10 кг; весы настольные обыкновенные (ВНО-10) с ковшами, предел взвешивания 10 кг; весы настольные (ВНО-20), предел взвешивания 20 кг.
Для приемки плодов и овощей применяют также весы товарные разных типов с пределом взвешивания 100, 200, 1000 и 2000 кг.
В последние годы в магазинах самообслуживания стали применять электронные весы с автоматическим чекопечатающим устройством, которые весьма облегчают работу фасовщика. Эти весы при взвешивании овощей и фруктов сами обозначают дату фасовки и цепу товара, определяют вес и исчисляют стоимость товара.
Для перемещения товаров внутри магазина применяют двух-, трех- и четырехколесные тележки различных типов и грузоподъемности (рис.3).
99 х 57 х 98
Рисунок 3. Тележка для продажи товаров в магазине «СуперГудМаркет»
Корзины покупательские – это один из главных видов торгового оборудования в гипермаркетах, супермаркетах и прочих магазинах самообслуживания (рис.4). С использованием таких корзин покупатели могут с удобством совершать множественные покупки и без помех переносить единовременно сразу большое количество товаров. К тому же такое оборудование обладает возможностью штабелирования, что позволяет экономить дефицитную площадь торгового зала.
19х40х29
Рисунок 4. Корзина для продажи товаров магазина «СуперГудМаркет»
Количество применяемого оборудования в магазине во многом зависит от объема розничного товарооборота.
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров.
Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Глава 3. Рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина
3.1 . Анализ технико-экономических показателей работы магазина
Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю.
Количественная и качественная характеристика торговой массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами торгового обращения, находит свое выражение в показателях розничного товарооборота.
Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доводы.
Розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. перестают быть товарами.
Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления.
Покупателями в этом
случае выступают различные
Розничный товарооборот - это важнейший показатель торгового магазина. Он характеризует объем деятельности его, от него зависит объем валового дохода и прибыли.
Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен товарооборот и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.
Сравнительный анализ технико-экономических показателей позволит оценить тенденции развития предприятия и сделать вывод об общей эффективности его деятельности и выделить направления его совершенствования. Рассмотрим динамику развития основных показателей результативности деятельности магазина «СуперГудМаркет» (табл. 3).
Таблица 3
Динамика основных экономических показателей деятельности магазина «СуперГудМаркет» за период с 2010 года по 2012 год
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Абсолютные изменения (+/-) |
Темп роста (%) | |||||
2011 от 2010 |
2012 от 2011 |
2012 от 2010 |
2012 к 2010 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | |||||
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
234486 |
288206 |
486986 |
53720 |
198780 |
252500 |
в 2,1 раза |
123,0 |
169,0 | |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
195491 |
247641 |
442334 |
52150 |
194693 |
246843 |
226,3 |
126,7 |
178,62 | |
3. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
0,834 |
0,86 |
0,91 |
0,026 |
0,05 |
0,076 |
109,12 |
103,12 |
105,82 | |
4. Среднесписочная численность ППП, чел. |
658 |
564 |
548 |
-94 |
-16 |
-110 |
83,3 |
85,7 |
97,16 | |
5. Среднегодовая выработка работающего, тыс. руб. |
356,36 |
511,01 |
888,66 |
154,65 |
377,65 |
532,3 |
249,4 |
143,4 |
173,91 | |
6. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
53708 |
55693 |
88591 |
1985 |
32898 |
34883 |
164,95 |
103,7 |
159,1 | |
Продолжение таблицы 3 | ||||||||||
7. Среднегодовая заработная плата 1 работающего, руб. |
81623 |
98746 |
161662 |
17123 |
62916 |
80039 |
198,06 |
121 |
163,72 | |
8. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
42570 |
72914 |
77987 |
30344 |
5073 |
35417 |
183,2 |
171,3 |
107 | |
10.Фондоотдача, руб. |
5, 51 |
3,95 |
6,2 |
-1,56 |
2,25 |
0,69 |
112,52 |
71,7 |
156,96 | |
11.Фондовооруженность труда 1 работающего, тыс. руб. |
64,7 |
129,3 |
142,3 |
64,6 |
13 |
77,6 |
в 2,2 раза |
в 2 раза |
110,05 | |
12.Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
5495 |
28238 |
44610 |
22743 |
16372 |
39115 |
в 8,2 раза |
в 5,2 раза |
158 | |
13.Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
38995 |
40565 |
44652 |
1570 |
4087 |
5657 |
114,5 |
104,03 |
110,1 | |
14.Рентабельность основной деятельности, % |
19,95 |
16,4 |
10,87 |
-3,55 |
-5,53 |
-9,08 |
- |
- |
- | |
15.Рентабельность продаж, % |
16,63 |
14,07 |
9,17 |
-2,56 |
-4,9 |
-7,5 |
- |
- |
- |
Важным показателем успешности деятельности магазина, естественным образом, является прибыль до налогообложения. В рассматриваемом случае наиболее высокий темп роста прибыли наблюдается в период с 2010 года по 2011 год и составляет превышение в 5,2 раза. В дальнейшем магазину удается сохранить тенденцию роста прибыли до налогообложения, но менее успешно, так как темп прироста данного показателя в период с 2011 года по 2012 год составляет только 158%. Повлиять на такой ход событий могло резкое увеличение затрат на производство продукции, связанное, например, с ростом, услуг поставщиков, инфляцией и т.д.
Поэтому следующим этапом данного анализа станет наблюдение динамики развития таких показателей, как полная себестоимость реализованной продукции и затраты на 1 рубль реализованной продукции. Показатель себестоимости продукции сохранял на протяжении всех трех лет рассматриваемого периода четкую направленность на рост, что оправдано при стабильном росте объемов производства и реализации товаров и услуг.
.В рассматриваемом случае в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается абсолютный рост себестоимости на 52150 тыс. руб., а абсолютный рост объемов реализованной продукции равен 53720 тыс. руб.
Таким образом, затраты на 1 рубль реализованной продукции и выполненных работ увеличиваются на 0,026 руб. или 3,12% , что является незначительным увеличением и позволяет достичь более высокого уровня прибыльности магазина при увеличившемся объеме реализации. Это говорит о пропорциональности изменения взаимосвязанных показателей, что характеризует правильную управленческую политику.
В период с 2011 года по 2012 год так же замечена пропорциональность уровней изменения объемов реализации и полной себестоимости – изменение осуществляется в сторону увеличения затрат на 1 руб. реализуемой продукции и услуг.
В 2011 году по сравнению с 2012 годом абсолютное изменение объемов реализации составило 198780 тыс. руб. в сторону увеличения, а абсолютный рост полной себестоимости – 194693 тыс. руб. В данном случае произошло повышение затрат на 1 руб. реализованной продукции в период с 2010 года по 2011 год по сравнению с периодом с 2011 года по 2012 на 0,05 или 5,82%.
Темп роста среднесписочной численности работающих за период с 2010 года по 2011 год составил 83,3%. Причин сокращения численности персонала достаточно много, поэтому необходимо дополнительно рассмотреть показатель выработки 1 работающего, который поможет выявить истинные основания такого мероприятия. Среднегодовая выработка 1 работающего за период с 2010 года по 2012 год увеличилась в 2,49 раза, или на 532,3 тыс. руб. Таким образом, можно предположить, что изначально количество работников было избыточным, что мешало нормальному выполнению обязанностей работниками и нарушало нормальный ход процесса реализации, кроме того увеличивая затраты на реализацию за счет оплаты труда излишним работникам.
Поэтому, руководство магазина после проведения соответствующих исследований решило произвести оптимизацию численности работников путем перераспределения обязанностей.
Сокращение излишнего персонала позволило руководству повысить заработную плату за период с 2010 года по 2012 год на 198,06 %, что составило 80039 руб.
Кроме того, снижение среднесписочной численности работников является одним из способов повышения показателя фондоотдачи, характеризующего эффективность развития магазина в целом. Снижение среднесписочной численности работников на 16 человек в период с 2011 года по 2012 год, явилось, на мой взгляд, одним из способствующих факторов абсолютного роста фондоотдачи на 2,25 руб.
Важно отметить стабильный рост фондовооруженности труда 1 работающего за рассматриваемый период на 77,7 тыс. руб., что составляет темп роста в 2,2 раза. Этому способствует как снижение численности работников, так и устойчивый рост среднегодовой стоимости ОПФ, составивший за период с 2010 года по 2012 год 183,2%, а именно 35417 тыс. руб.
Показатель рентабельности основной деятельности, в целом характеризующий эффективность реализации продукции магазина, имеет отрицательную направленность. За весь рассматриваемый период произошло снижение на 9, 08 %, что говорит о необходимости немедленного принятия мероприятий по повышению эффективности деятельности магазина. На мой взгляд, существует несколько путей по улучшению положения магазина.
Во-первых, сложившиеся на рынке условия высокой конкуренции требуют от магазина мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, которые могут заключатся во введении нового уровня контроля качества реализуемых товаров и услуг, маркетинговых исследованиях, изучении потребностей потребителей с целью совершенствования продукции и услуг и т.д. Все это позволит повысить спрос на продукцию магазина, способствуя тем самым повышению объемов реализации продукции и выполняемых услуг, что явится одним из факторов снижения затрат на 1 рубль реализуемой продукции.
3.2. Направления совершенствования организации работы и технического оснащения складского хозяйства
Организация складского процесса – это система мер, предусматривающих качественное выполнение складских работ в установленные сроки при минимальных затратах труда и средств. Рациональная организация складского процесса должна способствовать:
Информация о работе Рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина