Сравнительная оценка ассортимента и потребительских свойств шоколада ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение ассортимента и потребительских свойств, на основе этого разработка рекомендаций по расширению ассортимента шоколадной продукции и совершенствованию её качества.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть классификацию ассортимента и его показатели;
- изучить технологию производства шоколада;
- проанализировать факторы, влияющие на формирование ассортимента шоколада;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. " Теоретические аспекты ассортимента и потребительских свойств шоколада"
1.1.Сущность и основные понятия ассортимента товаров…………………5-10
1.2. Классификация ассортимента и его показатели.……………………...10-12
1.3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента шоколадной продукции.……………………........................................................................13-16
1.4. Оценка качества шоколада.…..................................................................16-21
1.5. Потребительские свойства шоколада и их характеристика…………..21-25
Глава 2. "Оценка ассортимента и потребительских свойств продукции ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский"
2.1. Краткая характеристика ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский".…………………………………………………………………26-30
2.2. Анализ структуры ассортимента шоколада на примере ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский".……………………………...………30-39
2.3. Оценка качества и потребительских свойств шоколада по органолептическим показателям.…………………………………………...39-44
2.4. Пути расширения ассортимента и совершенствования качества шоколадной продукции.……………………………………………………..44-47
Заключение………………………………………………………………...…48-50
Список использованной литературы………………………………………..51-52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по товароведению 3 курс.docx

— 114.00 Кб (Скачать файл)

      Совершенствование  ассортимента - количественные и  качественные изменения состояния  набора товаров для повышения  его рациональности.

      Гармонизация  ассортимента - количественные и  качественные изменения состояния  набора товаров, отражающие степень  близости реального ассортимента  к оптимальному или лучшим  зарубежным или отечественным  аналогам, а также наиболее полно  соответствующие целям организации.

      Формирование  ассортимента - деятельность по составлению  набора товаров, позволяющего удовлетворить  реальные или прогнозируемые  потребности, а также достичь  целей, определенных руководством  организации.[5,с.122]

      Подводя итоги, можно  сказать, что ассортимент - это состав  и соотношение отдельных видов  товаров в выпуске продукции  организации, определяемые с учетом  требований потребителя, фирмы и  общества. Ассортимент товаров характеризуется  широтой, глубиной, полнотой, степенью  обновления, структурой. Структура  ассортимента характеризуется удельным  весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров  в общей сумме товарооборота  предприятия.

      Сущность  товарного ассортимента заключается  в том, чтобы предприятие своевременно  предлагало определенную совокупность  товаров, которые должны полностью  соответствовать профилю его  производственной деятельности, наиболее  полно удовлетворять требования  определенных категорий покупателей. Предприятию необходимо с течением  времени увеличивать свой товарный  ассортимент, так как потребители  ждут новых товаров. От состава  и обновляемости ассортимента  непосредственно зависят рост  товарооборота и ускорение реализации  товаров. Отсутствие в торговле  нужных товаров, их узкий, нестабильный  или несоответствующий запросам  потребителей ассортимент порождают  неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли. Предприятию следует разрабатывать ассортиментную политику с учетом изменяющихся условий внешней среды. [6,с.80]

 

    1. Классификация ассортимента и его показатели.

 

      Сущность классификации  ассортимента товара в том, что  у каждого товара должно быть  место и имя. Каталог товаров, построенный с учетом логических  правил классификации позволит  не только абсолютно правильно  вести учет движения товаров  внутри компании, но и даст  неоспоримые преимущества в решении  маркетинговых задач.

      В товароведении  и торговой практике существуют  свои подходы к классификации  ассортимента. По объекту рассмотрения  различают ассортимент товарной  группы и ассортимент торговых  предприятий.

        Ассортимент  торговых предприятий представляет  собой номенклатуру товаров, подлежащих  продаже в розничной торговой  сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные  отрасли: продовольственные и непродовольственные  товары. Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав  которых входят товары, объединенные  по ряду признаков (однородности  сырья и материалов, потребительскому  назначению, степени сложности ассортимента).

      Ассортимент  товарной группы - разновидности  продуктов с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров или близкие по своим свойствам и применению.[7]

     По месту нахождения  ассортимент классифицируется следующим  образом:

1) торговый - перечень товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99). В отличие от промышленного ассортимента торговый ассортимент включает, как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины   организаций - изготовителей;

2)  промышленный - ассортиментный перечень товаров, выпускаемый определенной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ 51303-99);

     По широте охвата:

1)  простой - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам; Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей, например, ассортимент магазина в сельской местности;

2) сложный - ассортимент товаров, предоставленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам. Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах, например, ассортимент универсама;

3) марочный - набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.[1]

      По назначению  товаров выделяют групповой, развёрнутый, сопутствующий, смешанный ассортимент.

      Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.  Под группами ассортимента понимают состав продукции и товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам - маркам, фасону, профилям, артикулу, модели, росту, цвету и т.д. Например, магазин рыболовных принадлежностей.[8,с.217]

      Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает  подгруппы, виды, разновидности, относящиеся  к группе однородных, но различающиеся  между собой индивидуальными признаками, такой ассортимент имеют специализированные магазины.

     Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют  вспомогательные функции и не  являются для данной торговой  фирмы основными, например, фирма, реализующая  обувь, предлагает также ассортимент  предметов ухода за обувью.

      Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, например, ассортимент супермаркета.

     Для сравнительной оценки ассортимента торговой организации с точки зрения соответствия требованиям потребителей и торговой организации применяются понятия рационального и оптимального ассортимента. Рациональный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники. Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для производителя, но с максимальной пользой для потребителя при минимальной затрате на производство и доведение до потребителя.

     По наличию на данный момент ассортимент товаров классифицируется так:

1) реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации;

2) прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять покупателя.

     Торговый ассортимент  характеризуется рядом показателей: структурой, широтой, глубиной, полнотой, коэффициентами устойчивости и обновления, ассортиментным минимумом, гармоничностью. Определения данных понятий раскрыты в предыдущей части.[8,с.217]

      Таким образом, ассортимент  товаров классифицируется по  разным признакам, а его показатели  позволяют увидеть всю товарную  линейку предприятия и её свойства.

    1. Факторы, влияющие на формирование ассортимента шоколадной продукции.

 

      В торговле ассортимент  должен формироваться на основе  спроса покупателей, который представляется  постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия  на товары повседневного, периодического  и редкого потребления. Спрос  на шоколадную продукцию на  данном этапе развития этого  потребительского рынка имеет  место быть. [8,с.220]

      Различают  общие и специфичные факторы  формирования ассортимента.

      Общими  факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

      Спрос как потребность, подкреплённая платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

     Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения.

     Специфичными факторами формирования торгового ассортимента являются: сырьевая база изготовителей, специализация торговой организации, каналы распределения, методы формирования спроса  и стимулирования сбыта, материально-техническая база организации, сегмент потребителей.

      Сырьевая база  производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырьё, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоёмкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.    Основное сырье для производства шоколада - тертое какао, какао - масло и сахар. В качестве вспомогательных материалов используют орехи, кофе, сухое молоко, вафли, цукаты, ванилин и др., позволяющие рационально использовать какао-бобы. [9,с.328]

      Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного либо развёрнутого ассортимента, организация не должна формировать такой ассортимент.

      Специализация  торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит её последующая деятельность, в том числе и формирование ассортимента.

      Каналы  распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Налаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в нужном объёме облегчают работу по формированию ассортимента.

      Методы  формирования спроса и стимулирования  сбыта, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.

      Сегмент  потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.[9,с.329]

 

      Также на  формирование ассортимента шоколада  влияют упаковочные материалы, имидж  фирмы, рекламная политика и т.п. Это можно отнести к вспомогательным  факторам. [10]

         Мы рассмотрели этапы производства  шоколада  и факторы, влияющие  на формирование ассортимента  шоколадной продукции.

      Теперь  рассмотрим ассортимент шоколада.

      Шоколад  классифицируется по рецептуре, способу обработки шоколадной  массы, форме и консистенции.

      По форме и консистенции шоколад изготавливают в плитках, фигурный и в виде шоколадной глазури. Последнее применяют для изготовления глазированных конфет, печенья и других сладостей с использованием шоколада. 

      В зависимости  от рецептуры и технологии  изготовления шоколад подразделяется  на обыкновенный с добавлениями  и без добавлений, десертный с  добавлениями и без добавлений, пористый с добавлениями и  без добавлений, с начинками, диабетический, белый.

      Отличия  между сортами определяется соотношениями  сахара, какао-массы и масла какао.

      Обыкновенный  шоколад отличается значительным  содержанием сахара и умеренным  содержанием какао продуктов. Теобромина  в нём немного, поэтому изделия  детского ассортимента выпускают  в основном в виде обыкновенного  шоколада.

      Десертный  шоколад отличается высокими  вкусовыми достоинствами, при производстве  используется высококачественное  сырьё. Он отличается высоким  содержанием какао - массы, тщательной  и длительной обработкой шоколадной  массы.

      В шоколад  с добавлениями помимо основных  составляющих (какао - тёртого, сахарной  пудры и какао - масла) используют  самые различные добавки (зерно  злаков, ядро орехов, молочные продукты  и др.), повышающие вкусовые и  пищевые достоинства шоколада.

      Шоколад  с начинками вырабатывают из  шоколадной массы различной формы  и с различными начинками - кремовыми, ореховыми, помадными, фруктовыми, зерновыми  и др. [11,с.45]

      Белый шоколад  готовится по особой рецептуре  из какао - масла без добавления  какао - тёртого, поэтому он имеет  такой кремовый (белый) цвет.

Информация о работе Сравнительная оценка ассортимента и потребительских свойств шоколада ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский