Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат
В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.
Общей целью стандартизации является
защита интересов потребителей и
государства в отношении
• безопасность продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• безопасность хозяйственных
объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных
• обороноспособность и мобилизационная готовность страны;
• техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции,
• единство измерений;
• качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
• экономия всех видов ресурсов.
В зависимости от сферы действия,
области распространения
• межгосударственные стандарты (ГОСТ);
• государственные стандарты России (ГОСТ Р);
• отраслевые стандарты (ОСТ);
• стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО);
• стандарты предприятий (СТП).
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — региональный стандарт, принятый представителями государств-республик бывшего СССР, вошедших в Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, и является обязательным для государств Совета, принявших его.
Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) — это национальный стандарт, утвержденный Госстандартом России.
Отраслевые стандарты (ОСТ) — разрабатываются министерствами и ведомствами на продукцию, работы и услуги отраслевого значения.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) — разрабатываются для отражения и распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований.
Стандарты предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ) — СТГТ — разрабатываются на продукцию, создаваемую и применяемую на данном предприятии.
Технические условия (ТУ) — наиболее распространенный документ по стандартизации товаров народного потребления. ТУ утверждаются изготовителем по согласованию с потребителем (заказчиком), как правило, без ограничения срока действия.
В зависимости от специфики объекта стандартизации стандарты группируют по видам: основополагающие, стандарты на продукцию, стандарты на процессы, стандарты на методы контроля.
В зависимости от содержания требований, установленных стандартами, они делятся на:
• обязательные требования — к ним относятся требования, обеспечивающие безопасность продукции; совместимость и взаимозаменяемость продукции; методы испытаний и контроля за соблюдением обязательных требований, а также правила приемки и единство маркировки;
• рекомендуемые требования — к ним относятся те, которые не являются обязательными, например требования к отдельным потребительским свойствам продукции, к упаковке, транспортированию, хранению, использованию продукции, правила оформления технической документации и т. д.
Неуклонное расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран большое значение имеет международная стандартизация. Разработку международных стандартов осуществляет Международная организация по стандартизации (ИСО); Международная электротехническая комиссия (МЭК); Европейская организация по качеству (ЕОК) и др.
Вопросы для самопроверки:
1.4.9. Сертификация продукции.
Сертификация продукции в
Для внутреннего рынка
Существует обязательная и добровольная сертификации. При добровольной сертификации, проводимой по инициативе предприятия-изготовителя, преследуется цель повысить конкурентоспособность своей продукции. Она проводится по требованию продавца, а также потребителя.
Обязательная сертификация преследует цель обеспечить безопасность и экологичность продукции. Она проводится по инициативе государства. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" товары, работы, услуги, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, подлежат в установленном порядке обязательной сертификации. Реализация товаров, не прошедших сертификацию, запрещается. Сертификация является важной формой государственной оценки качества товаров в целях сохранения здоровья всего населения страны. Существуют две формы сертификации: самосертификация и сертификация соответствия.
При самосертификации изготовитель продукции гарантирует потребителю-заказчику соответствие качества выпускаемой продукции установленным требованиям, о чем оговаривается в специальном документе или обозначается соответствующим знаком сертификации. Самосертификацией пользуются, как правило, изготовители товаров, прочно утвердившиеся на рынке сбыта и уверенные в доверии потребителя. К таким изготовителям можно отнести всемирно известные фирмы "Сони", "Филипс", "Адидас" и др.
Сертификация соответствия проводится специальными органами, которые не зависят от участвующих сторон. Участники сертификации представляют интерес поставщиков и покупателей. Для товаров, реализуемых на внутреннем рынке, таким органом является Государственный стандарт. Чтобы провести сертификацию соответствия товаров, заявитель должен направить заявку в орган по сертификации. В этой заявке изготовитель сообщает о том, что выпускаемая им продукция соответствует требованиям конкретных стандартов и просит провести сертификацию продукции. Органом по сертификации определяется лаборатория, в которой будет проводиться сертификация. При положительных результатах составляется протокол испытаний, который направляется органу по сертификации продукции, а его копия - изготовителю продукции.
Сертификация производства включает в себя оценку стабильности производства сертифицируемой продукции, его технологических и контрольных операций, влияющих на сертифицируемые характеристики.
При положительных результатах проверки орган по сертификации оформляет сертификацию, регистрирует ее в Государственном реестре и выдает заявителю соответствующий документ. Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата. Максимальный срок действия сертификата не должен превышать трех лет. На этот же срок сертифицируется производство. Орган по сертификации или по его поручению изготовитель при выдаче сертификата на изделие маркирует его и сопроводительную документацию знаком соответствия. Маркировку на серийную продукцию (в случае выдачи сертификата) предприятие-изготовитель производит под свою ответственность. Знак соответствия наносят вблизи товарного знака изготовителя. Сертифицированные товары пользуются большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конкурентной борьбе.
Объектом сертификации являются продукция, процессы, услуги. Участниками сертификации могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы.
На сертификационный товар выдается сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации. На некоторые товары кроме сертификата соответствия могут выдаваться гигиеническое или ветеринарное заключение, либо фитосанитарное (карантинное) свидетельство. Эти документы выдаются изготовителю продукции органами Госсанэпиднадзора РФ и представляются в органы по сертификации с протоколами испытаний.
Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркировку продукции следует осуществлять способами, обеспечивающими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим факторам.
Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в установленном порядке. Копии сертификатов может выдать орган по сертификации, выдавший подлинник, либо другой орган по сертификации при предъявлении ему подлинника. Могут использоваться также и копии сертификатов, заверенные в нотариальной конторе или предприятиями — держателями первой копии сертификатов. Госстандартом РФ разрешено подтверждение при инспекционном контроле наличия сертификата (у продавца) путем представления товарно-транспортной накладной со штампом, на котором должны быть указаны номер регистрации сертификата, дата его выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего сертификат. Кроме этого, должны быть указаны адрес, телефон и фамилия держателя сертификата-подлинника или первой копии сертификата.
Копия сертификата должна быть двусторонней,
выполнена электрографическим способом
и заверена подписью ответственного
лица и печатью организации, на каждую
копию должен ставиться штамп
организации с указанием
Вопросы для самопроверки: