Теоретические основы товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Для покупателя товарный знак является движущим мотивом покупки, своеобразной гарантией качества продукции. На территории страны товарному знаку предоставляется  правовая охрана на основе его регистрации. Товарный знак регистрируется в соответствующих  учреждениях России и других государств, пользуется правовой защитой. На товаре зарегистрированный товарный знак сопровождается буквой R в круге. Это особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право располагать данным товаром. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, но этот срок может быть продлен по заявлению владельца каждый раз на десять лет.

Владельцем товарного знака  является субъект рынка (предприятие-изготовитель, торговое предприятие, коммерческий посредник), располагающий лицензией на такой  знак. Лицензия может быть продана (по лицензионному договору), что вызывает смену владельца данного товарного  знака. Владелец товарного знака  имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а применение этого знака без  разрешения ее владельца не допускается.

Товарный знак гарантирует исключительность для его владельца и создает  правовую защиту против тех субъектов  рынка, которые без согласования с владельцами используют их символику, рисунки в своих коммерческих целях. Товарный знак может быть индивидуальным или коллективным, т.е. являться собственностью добровольного объединения предприятий, союза, ассоциации.

Маркировка — это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и др.

Содержание и способы нанесения  маркировки для каждого вида товара указываются в соответствующих  стандартах. Для большинства товаров основными реквизитами маркировки являются сведения о предприятии-изготовителе (наименование, адрес, товарный знак), наименование изделия (продукта), обозначение нормативного или технического документа, дата изготовления, артикул, сорт, некоторые потребительские характеристики, условия хранения, срок годности и др.

Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и  символов может содержать текстовую  и цифровую части, а также штрихкоды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения.

Пиктограммы (символы) в образной форме  представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и др. С учетом возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки  соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и др.

Товарный знак — это обозначение (словесное, изобразительное, объемное, а также их комбинации), позволяющее отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других. Товарный знак является визитной карточкой предприятия

Товарные  знаки:

а — ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов»; б — ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод»; в — ОАО «ЛОМО»; г — ОАО «Донской табак»; д — ОАО «Соликамскбумпром»; е — ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод»; ж — ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод»; з — ФГУП Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод»

Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, подтверждает ее безопасность. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества « »

Комиссия ЕС определила следующие  основные критерии применения « »:

знак должен применяться исключительно  для индикации соответствия существующим директивам и поэтому полностью  заменяет все национальные законодательства в этой области;

знак должен означать или показывать, что продукция и (или) производитель  соответствуют существующим требованиям, производитель (импортер или третье лицо) провел необходимые действия по оценке соответствия, и продукция  может быть размещена на рынке  без ограничения;

 Знаки  соответствия:

а — директиве ЕС; б — государственным стандартам России; в — стандартам Японии; г — стандартам Германии; д — стандартам Франции

знак должен проставляться на продукцию, но особыми директивами может  разрешаться размещение знака на упаковке или в сопроводительной документации;

знак должен проставляться при  соответствии продукции всем существующим требованиям, относящимся к ней. Если продукция подпадает под  действие нескольких директив, то проставление знака будет означать соответствие этим директивам. Лица, ответственные  за проставление знака, должны обеспечивать исполнение всех директив;

знак не должен указывать на директивы  и (или) стандарты, которым соответствует  продукция. Эта информация должна содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах;

знак « » не подтверждает проведение особой процедуры оценки соответствия, однако, когда третья сторона принимает участие в одной из частей производственной фазы этой процедуры, ей рекомендуется за знаком « » проставлять свой штамп (знак, клеймо), указывающий на ее участие; знак должен содержать две последние цифры года простановки;

так как знак « » означает соответствие законодательству, национальные знаки соответствия европейским и национальным стандартам действуют, но не отражают соответствие законодательству Европейского сообщества.

Таким образом, « » — единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам Европейского сообщества. Процедура оценки соответствия Европейским нормам может проводиться производителем продукции и организациями, уполномоченными ЕС. В последнем случае знак « »дополняется эмблемой организации, проводящей оценку соответствия.

Знак соответствия директивам ЕС (« ») становится фактором конкурентоспособности, его можно увидеть на продукции ряда ведущих изготовителей. Это свидетельствует о высоком качестве продукции и пристальном внимании, уделяемом компаниями вопросам безопасности и экологичности своей продукции. К этому должны стремиться и отечественные производители.

Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также  могут маркироваться с помощью  соответствующих знаков. Такая маркировка может указывать на способы обращения  с товаром и упаковкой, ухода  за товарами, его хранения и использования. Например, на товарном ярлыке и контрольной  ленте швейных и трикотажных  изделий помещают символы для  ухода за изделиями при стирке, глажении, химической чистке, отбеливании и сушке после стирки.

 Манипуляционные  знаки:

а — «Осторожно, хрупкое!»; б— «Крюками непосредственно не брать!»; в — «Верх не кантовать»; г — «Боится нагрева»; д — «Боится нагрева и радиоактивных источников»; е — «Место строповки»; ж — «Боится сырости»; з — «Центр тяжести»; и — «Не катить»; к — «Подвод тележки запрещен»; л — «Штабелирование ограничено»; м — «Зажимы располагать здесь»; н — «Соблюдение интервала температур»

Символы по уходу за изделиями (варианты):

I: a — стирка, включая замачивание, полоскание, нагревание, механическое воздействие; б — кипячение и машинная стирка без особой осторожности; в — машинная стирка при температуре не более 95 °С при умеренном режиме работы стиральной машины;

г — только ручная стирка при температуре не более 40 °С;

д — изделие не должно подвергаться стирке;

II: а — отбеливание; б — отбеливание средствами, выделяющими хлор; в — нельзя отбеливать средствами, выделяющими хлор;

III: а — глажение; б — глажение при температуре нижней плиты утюга не более 200 °С; в — глажение при температуре нижней плиты утюга не более 150 °С; г — глажение при температуре нижней плиты утюга не более 110 °С; д — изделие не должно подвергаться глажению;

IV: а — химическая чистка с применением органических растворителей; б — химическая чистка с применением всех общепринятых органических растворителей; в — химическая чистка с применением тетрахлорэтилена (перхлорэтилена), бензина, трифтортрихлорэтилена или монофтортрихлорэтан; г — химическая чистка с применением только бензина и трифтортрихлорэтана; д — изделие не должно подвергаться химической чистке;

V: а — сушка после стирки в машине или другим подходящим способом; б — сушка в барабанной сушилке, когда не требуется особой осторожности; в — сушка в подвешенном состоянии; г — сушка на плоской поверхности в разложенном виде.

Предупредительные знаки наносят на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара.

 Товаросопроводительные  документы.Все продукты промышленности и сельского хозяйства - товары - с момента сдачи их на транспорт для доставки по назначению называют грузами. Все принятые грузы к перевозке по железной дороге оформляются договором - накладной - между отправителем и железной дорогой. Основное содержание этого договора - взаимные обязательства: железная дорога обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель обязуется возместить все расходы по перевозке. После оформления перевозок накладная принимает форму договора и имеет юридическую силу.

Несмотря на то, что грузополучатель  непосредственно не участвует в процессе оформления перевозок, он также входит в договорные отношения между железной дорогой и отправителем. В соответствии с договором он обязан принять прибывший груз, выгрузить из вагона, уплатить все дополнительные расходы, которые возникли с прибывшим грузом, и, наконец, вывезти груз на свой склад в установленное время.

От правильного заполнения накладной  на перевозку грузов во многом зависят  сохранность грузов и выполнение сроков их доставки.

Другим товаросопроводительным документом является дорожная ведомость, которая имеет расчетно-финансовое значение. Она содержит сведения о сроке доставки груза, о маршруте его проследования. Дорожная ведомость вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения.

После выдачи груза получателю последний расписывается в получении накладной. Дорожная ведомость с отчетом о выданных грузах направляется в центр по обработке документов, откуда она поступает в информационный центр железной дороги.

В целях выполнения карантинных, таможенных и административных правил отправитель  обязан вместе с перевозочными документами  предъявить соответствующие приложения: сертификаты, удостоверения о качестве, ветеринарное свидетельство на грузы, удостоверение о качестве скоропортящихся  грузов, или сертификат, качественный паспорт на нефтепродукты, таможенные разрешения на вывоз груза за границу.

Грузоотправитель в накладной  указывает объявленную ценность на перевозимый груз для того, чтобы  при полной или частичной утрате груза, порче или повреждении  не возникло затруднений в определении  размеров убытка, который необходимо возместить отправителю или получателю.

При объявлении ценности грузоотправитель обязан составить в двух экземплярах  опись отгруженного груза, в которой  указать станцию отправления  и назначения, отправителя и получателя, род упаковки, отличительные знаки  и название предметов, их количество и ценность каждого места. Опись с указанием объявленной ценности подписывается грузоотправителем.

При перевозках грузов, вследствие различных  нарушений технологии и правил выполнении грузовых и коммерческих операций, а также недостатков в охране, возникают хищение, порча, повреждения, частичная утрата грузов. Всякая утрата, порча или повреждение оформляются  коммерческим актом, что дает основание  для возмещения причиненного ущерба грузоотправителю или грузополучателю. Порядок предъявления претензий  регламентируется Уставом железных дорог.

Вопросы для самопроверки

1.  Назовите виды информационных  сообщений о товаре.

2.  Какие существуют  формы представления о товаре?

3.  Назовите средства  информации о товаре.

4.  Что такое товарная  маркировка? Для чего она предназначена?  Сколько типов товарных марок  вы знаете?

5.  Назовите товаросопроводительные  документы, необходимые при транспортировке  товаров по железной дороге.

1.4.8. Стандартизация.

Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и личного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

В переводе с английского слово  «стандарт» означает образец, норма, эталон. Стандартизация основывается на достижениях  науки и техники и должна являться надежным гарантом качества товаров, поступающих  на внутренний и внешний рынки. Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении в нормативных документах по стандартизации правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах производства и социальной жизни, а также в их реальном применении. Результатом практической деятельности в области стандартизации является нормативный документ.

Нормативный документ — документ, содержащий правила, нормы, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Разрабатываются стандарты с учетом достижений науки и техники, опыта  работы ведущих предприятий и  организаций.

Информация о работе Теоретические основы товароведения